Рис. 2. Разрез дымовой камеры
С.П. Петров в статье «Организация и материально-техническое оснащение занятий по физической подготовке в вооруженных силах США» пишет, что профессиональная подготовка в подразделениях США направлена на достижение и поддержание постоянной физической готовности личного состава к ведению боевых действий в различных условиях обстановки. Согласно руководящим документам физическая готовность достигается за счет правильной организации питания, обеспечения здорового образа жизни курсантов и систематического проведения занятий по ФП. Задачами профессиональной подготовки являются: развитие и постоянное поддержание на требуемом уровне основных элементов готовности курсантов (мышечная сила, мышечная и сердечно-дыхательная выносливость, гибкость), а также улучшение физического развития, повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов профессиональной деятельности, воспитание психических качеств и контроль оптимального веса. Профессиональная подготовка в США носит плановый, строго регламентированный характер и предусматривает выполнение различных прикладных упражнений.
Список использованной литературы
1. Воробьёв Ю.Л. Учебник спасателя / Ю.Л. Воробьёв, С.К. Шойгу, М.И. Фалеев, Г.Н. Кириллов и др.; под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. - 2-е изд., перераб. и доп. - Краснодар: Сов. Кубань, 2002. - 528 с.
2. Патент US20080090214 A1 Burn building for training firefighters, опубл. 17.04. 2008, автор Jerome F. D'Anneo
3. Патент UA на полезную модель 55081 «Полоса психологической подготовки спасателей» МПК G09B 9/00, А62С 99/00, опубл. 30.06.2009 -прототип.
4. von Markus Günter , Rolf Hermsen, Martin Neuhaus FeuerwehrEinsatzleiter-Taschenbuch: Infos und Checklisten für Führungskräfte - Deutschland, Storck Verlag Hamburg; Auflage: 8. Auflage 2014 (23. April 2014), 136 Seiten.
ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС
РОССИИ
М.Б. Шмырева, преподаватель, к.э.н. Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж
Профессиональная деятельность сотрудников Государственной противопожарной службы (ГПС) МЧС России протекает в экстремальных
условиях, связанных с ликвидацией пожаров, и характеризуется воздействием значительного числа стрессогенных факторов [25, 26, 113]. Это предъявляет повышенные требования к психологическим качествам личности, среди которых одно из ведущих мест занимает профессиональная мотивация.
Проблема профессиональной мотивации сотрудников ГПС является профессионально значимой для МЧС России, от нее зависит не только эффективность деятельности сотрудников, но и спасение жизни пострадавших. Оценка и формирование профессиональной мотивации относятся к числу приоритетных задач профотбора, профессиональной, психологической и оперативно-технической подготовки сотрудников ГПС МЧС России.
Социально-экономические преобразования в России, возникновение новых рыночных отношений обусловили значительные изменения в сознании, психике и мотивационной сфере личности значительной части россиян. Эти изменения неизбежно отразились на сотрудниках всех силовых ведомств, в том числе сотрудниках ГПС МЧС России.
Несмотря на определенную проработанность теоретических вопросов мотивации профессиональной деятельности, а также наличие ряда прикладных исследований профессионализма в системе МЧС России, мотивационные особенности личности сотрудников ГПС МЧС России практически не изучены.
В связи с этим значительный научный и, особенно, практический интерес представляет изучение особенностей профессиональной направленности и ведущих профессиональных мотивов у сотрудников ГПС с различным стажем работы и успешностью профессиональной деятельности.
Важным для психологии труда, психологии пожарной безопасности и недостаточно изученными являются вопросы о карьерных ориентациях и индивидуально-психологических особенностях личности сотрудников ГПС с различным уровнем профессиональной мотивации, информативности стандартизированных психодиагностических тестов для прогнозирования уровня профессиональной мотивации сотрудников ГПС МЧС России.
Анализируя состояние научной разработанности проблемы и практики формирования готовности пожарных расчётов к профессиональной деятельности, необходимо отметить, что её главные аспекты не учитывают особенностей поведения индивидов в напряжённых ситуациях и их взаимного влияния друг на друга. Формирование готовности сотрудника ГПС МЧС России к деятельности направленно, главным образом, на совершенствование его профессиональных знаний, умений и навыков, при этом, не в полной мере учитывается взаимосвязь и влияние всех компонентов в структуре индивидуальной готовности к деятельности. Это выражается в том, что профессионально-психологический отбор ориентирован на оценку наиболее ярко выраженных характеристик, которые не всегда отражают способность к профессиональной деятельности; существующие методики оценки позволяют судить о достигнутом уровне подготовленности, как специалиста, так и расчёта, но не позволяют оценить способности специалиста и пожарного расчёта в
целом к выполнению функциональных обязанностей в экстремальных ситуациях тушения пожара их готовность к профессиональной деятельности в таких условиях.
Практика показывает, что профессиональная деятельность сотрудников ГПС МЧС России является достаточно сложной и осуществляется в условиях постоянного воздействия различных неблагоприятных факторов: опасности, внезапности, новизны обстановки, а также дефицита времени, и необходимости совмещения нескольких действий при локализации и ликвидации пожара. В связи с тем, что комплексное воздействие неблагоприятных факторов может привести к восприятию индивидом ситуации как экстремальной, остро возникает проблема совершенствования не только профессиональных знаний, навыков и умений, но и способностей эффективно противостоять к воздействию этих стресс-факторов [2].
Таким образом, недостаточная профессиональная готовность сотрудников ГПС МЧС России приводит к срыву выполнения ими служебной задачи, сводит на нет их профессиональные знания, умения и навыки. Успех деятельности сотрудников ГПС МЧС России в условиях воздействия неблагоприятных факторов при выполнении служебных задач во многом зависит от их готовности к такой.
Список использованной литературы
1. Бодров В.А. Профессиональный психологический отбор. - М., 2003. -
330 с.
2. Лебедев И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля. Дисс... докт. психол. наук. М, 2012. - 432 с.
3. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие. М.: Логос, 2011. - 320 с.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЙ МНОГОФАЗНЫЕ ДИСПЕРСНЫЕ СТРУКТУРЫ
С.А. Вамболь, зав. кафедрой, д.т.н., доцент А.С. Стельмах, магистрант Национальный университет гражданской защиты Украины, г. Харьков В.М. Шмандий, зав. кафедрой, д.т.н., проф. Кременчугский национальный университет им.
М.Остроградского, г. Кременчуг