УДК 378
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОМАНДИРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ГОТОВНОСТИ К ВЫПОЛНЕНИЮ СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ
Коваленко Сергей Владимирович.
г. Новосибирск, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, начальник кафедры управления повседневной деятельности подразделений, [email protected].
Казазаев Константин Геннадьевич.
г. Новосибирск, Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, старший преподаватель кафедры управления повседневной деятельности подразделений, Kazazaevk@gmail .com.
Аннотация. В работе рассмотрен вопрос профессиональной деятельности командира подразделения, как основополагающего фактора подготовки военнослужащих к выполнению служебно-боевых задач.
Ключевые слова: командир подразделения, подчиненный, готовность военнослужащего войск национальной гвардии РФ, служебно-боевая задача, профессиональная деятельность.
PROFESSIONAL ACTIVITIES OF THE COMMANDER OF SUBDIVISION AMONG THE MILITARY PERSONNEL OF NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION'S READINESS TO FULFILL
SERVICE COMBAT TASKS
Kovalenko Sergey Vladimirovich.
Novosibirsk, Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, head of the Department of management of daily activities of units, [email protected].
Kazazaev Konstantin Gennadievich.
Novosibirsk, Novosibirsk military Institute named after General of the army I.K. Yakovlev of the national guard of the Russian Federation, senior lecturer of the Department of management of daily activities of units, [email protected].
Abstract. The paper deals with the issue of professional activity of the unit commander as a fundamental factor in the training of soldiers to perform service and combat missions.
Key words: unit commander, subordinate, readiness of the military personnel of the national guard of the Russian Federation, service and combat task, professional activity.
Коренные изменения во всех сферах жизни общества и государства, произошедшие в России в последние годы, неизбежно отразились на функционировании государственных военных организаций, в частности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Происходит переоценка многих ценностей и, как следствие, изменение взглядов на роль и место в обществе и государстве армии, правоохранительных органов и других, так называемых, «силовых структур». Соответственно переосмысливается и отношение к людям, принадлежащим к указанным профессиональным сообществам. В последние годы активно обсуждается вопросы «нового облика» армии и офицеров, повысились нормативные требования к уровню подготовки последних, все более серьезное внимание уделяется обучению и воспитанию военнослужащих, формированию у них различных профессиональных компетенций.
Но, прежде чем говорить о профессиональной деятельность командира, необходимо отметить, что Вооруженные Силы РФ, составной частью которых являются войска национальной гвардии РФ, построены на принципе единоначалия, который делит всех военнослужащих на две категории: командир (начальник) и подчиненный. Основной обязанностью командира является обучение и воспитание подчиненных. Единоначалие заключается в наделении командира (начальника) всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и возложении на него персональной ответственности перед государством за все стороны жизни и деятельности воинской части, подразделения и каждого военнослужащего.
Единоначалие выражается в праве командира (начальника), исходя из всесторонней оценки обстановки, единолично принимать решения, отдавать в установленном порядке соответствующие приказы и обеспечивать их выполнение [7]. Исходя из этого, можно понять, что основные усилия в своей деятельности командир должен направлять на создание для подчиненных необходимых условий для получения профессиональных знаний, формирования умений и выработки навыков, с учётом особенностей службы, а непрерывная требовательность к подчиненным в течение прохождения ими военной службы является основным инструментом создания такой среды жизнедеятельности военнослужащих.
В такой ситуации решение проблем формирования готовности военнослужащих ВНГ РФ невозможно без обращения к анализу профессиональной деятельности командира подразделения, с учетом многообразия факторов, обуславливающих её специфичность.
Профессиональная деятельность как составное понятие может рассматриваться с позиций двух распространенных научных категорий «профессия» и «деятельность». В первом случае понятие «профессиональная деятельность» будет являться частным относительно общих категорий сферы трудовых отношений, во втором - понятием, входящим в иерархически более широкое понятие «деятельность».
Для выявления сущности профессиональной деятельности офицера ВНГ РФ необходимо установить её отношение к другим формам и видам человеческой
деятельности, определить место рассматриваемого явления в многообразии форм деятельности. С этой целью, прежде всего, рассмотрим базовые понятия: «деятельность», «профессия», «профессиональная деятельность».
Наиболее общим, собирательным понятием, отражающим сущность рассматриваемого феномена, является понятие «деятельность».
С помощью этого понятия даются характеристики различных аспектов и качеств бытия людей: деятельность физическая и умственная, внешняя и внутренняя, творческая и разрушительная и т.д.
Индивидуальный процесс человеческой деятельности является основой и условием социализации и профессионализации личности. Невозможна социализация и профессионализация без соответствующей индивидуальной деятельности. Отсюда вытекает и педагогическое правило: обучать и воспитывать конкретного специалиста в условиях, приближенных к предстоящей профессиональной деятельности, ставить его в соответствующие профессиональные и нравственные условия. В военной педагогике эта же мысль выражена в правиле - «учить тому, что необходимо на войне», данное правило отражено в методических рекомендациях по боевой подготовке и, наряду с другими, является одним из основных её принципов: учить войска тому, что необходимо для выполнения СБЗ; наглядности обучения, максимального его приближения к обстановке реального выполнения СБЗ [9].
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование включая мира, самого себя и условия своего существования. В.А. Петровский определяет категорию деятельности через активность как субстанцию деятельности, через внутреннюю организацию активности (мотивационную основу, потребности, целевую и инструментальную основы активности), а также ее внешнюю организацию [5].
Как видно, все приведенные определения, в своей сущности, едины, ибо у них теоретический источник, в основном, один: исследования советских психологов в этой области. Основные принципы и закономерности деятельности разработаны А.Н. Леонтьевым, СЛ. Рубинштейном, их учениками и последователями [3]. Среди них есть ряд положений, имеющих важное методологическое значение для нашего исследования, поскольку освоение любого вида деятельности подчиняется общим закономерностям развития деятельности.
Во-первых, базовыми характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.
Специфика предметной обусловленности деятельности заключается в том, что объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а только тогда, когда они преобразованы в процессе самой деятельности, благодаря чему и происходит относительная адекватность отражения мира в сознании человека.
Субъективная обусловленность деятельности находит свое выражение в способах активности человека: в обусловленности психического образа объекта прошлым опытом личности, притязаниями, потребностями, социальными
установками, эмоциями, волей, мотивами, задачами, проектами будущего, которые и определяют избирательность деятельности.
В постулате субъективной обусловленности деятельности, по нашему мнению, содержится положение, имеющее важное методологическое значение для исследования. Исходя из этого постулата, при подготовке будущих офицеров к профессиональной деятельности необходимо учитывать, что формирующийся у индивида образ деятельности, во внешнем плане существующий как совокупность нормативных требований к деятельности, переходя во внутренний план, претерпевает изменения, обусловленные субъективными факторами. С другой стороны, построение индивидом адекватного образа деятельности в целом, её объекта и условий является одним из условий эффективности деятельности. В связи с этим, формирование образа предстоящей деятельности должно носить целенаправленный характер и охватывать все стороны формируемой личности.
Профессиональная деятельность - это, прежде всего, трудовая деятельность, труд. Как основной вид человеческой деятельности труд обладает рядом специфических характеристик, обусловленных своеобразием природы данного вида деятельности. Исходя из того, что профессиональная деятельность офицера является одной из форм трудовой деятельности, образовавшейся в процессе исторического разделения труда, нам важно рассмотреть эти характеристики и выделить те из них, которые наиболее значимо влияют на процесс профессиональной подготовки будущих офицеров.
То есть человеческая деятельность существует в различных социально обусловленных формах, детерминируется общественно-историческими условиями. И в качестве исторически возникших и социально востребованных форм деятельности, выделяется феномен профессии [4].
В связи с этим, для более глубокого и всестороннего анализа профессиональной деятельности офицера войск национальной гвардии России мы считаем необходимым рассмотреть понятие профессии. Дело в том, что одной из задач нашего исследования является выявление неких сущностных черт профессиональной деятельности офицера, опираясь на которые можно подойти к решению проблемы формирования готовности будущих офицеров к этой деятельности.
Анализ профессиональной деятельности офицера с точки зрения теории деятельности, несомненно, важен методологически и позволяет учесть некие всеобщие закономерности, присущие любой деятельности вообще, а также проанализировать конкретную деятельность с позиций данной теории, которая, еще раз подчеркнем, носит всеобщий, наиболее абстрактный характер. Однако для достижения целей исследования нам необходимо учесть и особенности конкретной профессиональной деятельности, проявляющиеся в различных её компонентах, и, что очень важно, в условиях осуществления этой деятельности. По мнению ряда исследователей (Е.А. Климов, А.К. Маркова, Н.С. Пряжников и др.), профессиональная деятельность является одним из основных компонентов профессии. В связи с этим выявление и анализ особенностей профессиональной
деятельности офицера, на наш взгляд, возможен в контексте тех исследований, где базовым является понятие «профессия».
Е. А. Климов рассматривает профессию в четырех основных аспектах: ограниченный вид трудовой деятельности (вследствие исторического разделения труда); общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно полезный характер; подготовленность (знания, умения, навыки, квалификация) человека, благодаря которой он способен выполнять соответствующие трудовые функции; деятельность профессионала как процесс реализации трудовых функций, выполняемых профессионально [2].
Н. С. Пряжников феномен профессии рассматривает через понятие деятельности, выделяя при этом ряд специфических характеристик последней: ограниченная область активности; общественно полезный характер: специальная подготовка; определенный социальный статус субъекта; наличие определенного вознаграждения (морального и материального). При этом подчеркиваются характеристики профессиональной деятельности, имеющие наибольшую личностную значимость. В частности, отмечается материальное и моральное вознаграждение, дающее человеку возможность удовлетворять свои насущные потребности, выступающее необходимым условием его всестороннего развития, а также определенный социальный и общественный статус субъекта профессиональной деятельности, выступающий важнейшим фактором формирования Я-концепции. Главной же психологической характеристикой Н.С. Пряжников считает отношение к данной работе как к своей профессии [6].
Военно-технический прогресс, изменение системы комплектования вооруженных сил государств обусловили возрастание сложности военного дела. Армии превратились в сложные организационные структуры, включающие представителей различных военных специальностей. Это вызвало потребность в специалистах, обладавших большим объемом знаний и для которых военное дело является основным занятием. Постепенно офицер-дворянин, являвшийся, прежде всего землевладельцем, и только на время войны становившийся собственно военным, уступил место офицеру, полностью посвятившему себя военной службе.
Постепенно деятельность офицера приобрела все основные черты, присущие профессии. Сформировались и закрепились в обществе представления и требования к образовательному уровню и личным качествам офицеров. Появились специальные учебные заведения, определился порядок продвижения офицеров по службе.
Таким образом, превращение профессиональной деятельности офицера в самостоятельный, обособленный вид трудовой деятельности было обусловлено рядом причин как объективных по отношению к профессиональной деятельности офицера, так и особенностями самой этой деятельности. Объективные общественно-исторические условия, во-первых, создали предпосылки для изменения самой деятельности, во-вторых, обеспечили изменение требований к характеру деятельности и к её субъекту.
Научно-технический прогресс вызвал усложнение военного дела в техническом и операционном плане, потребовал от офицеров более широких специальных знаний. Изменение способов комплектования армий,
организационных основ их строительства, повлекло за собой изменение функциональной роли офицера и требований к его профессиональной подготовке.
Отдельно следует отметить, что одной из значимых составляющих исторического процесса обособления профессиональной деятельности офицера является её превращение из «сопутствующего» занятия определенных социальных групп в «дело всей жизни» человека, то есть изменение мотивационной основы этой деятельности, проявившееся в появлении собственно «профессиональной мотивации».
Говоря о профессиональной мотивации, следует отметить, что исторически сложилось понимание офицерского призвания как подвижничества во благо Отечества. Об этом М.И. Драгомиров писал так: «Наше дело все построено на самоотвержении и самоотречении; кто этого не понимает, кто не может поступиться своей личностью во имя дела, тот никогда не будет порядочным военным». Офицер - «государственный человек» (именно такова этимология этого слова), и выбор своего поведения он должен осуществлять с социоцентрической позиции «общественное - выше личного». Этот императив обуславливает выделение социального приоритета как одного из значимых в подготовке военных кадров [1].
В исследованиях, посвященных анализу профессий, среди прочих выделяется социальный аспект рассмотрения данного феномена.
В частности, Е.А. Климов в числе прочего рассматривает профессию как общность людей, выполняющих определенные трудовые функции, имеющих общественно полезный характер. То есть представители одной профессии, осуществляющие, соответственно, одинаковую или сходную профессиональную деятельность, являются определенной социальной группой. И как следствие, такой группе присущи определенные социально-психологические характеристики: групповые нормы, ценности, особенности мировоззрения, стереотипы поведения и т.д., которые играют огромную роль, как на этапе профессионального становления личности, так и в процессе осуществления им профессиональной деятельности.
В свою очередь, в процессе учебной и воспитательной деятельности командир, с одной стороны, выступает как педагог и воспитатель, а с другой - как командир с высокой идейной убежденностью, профессиональным мастерством, показывающий личный пример высоконравственного поведения, добросовестного отношения к делу, воинскому долгу. Поэтому проблема педагогического мастерства командира - в первую очередь проблема самовоспитания офицера.
Анализ профессиональной деятельности офицеров показывает, что командиры должны обладать большим диапазоном качеств, которые можно свести в следующие основные группы: морально-боевые, военно-профессиональные, организаторские, нравственные и педагогические.
Специфика армии требует наличия у командиров высоких морально-боевых и военно-профессиональных качеств.
Организаторские качества проявляются в умении командира найти главное в работе, наладить напряженную творческую деятельность каждого военнослужащего с учетом индивидуальных особенностей, психического
состояния и настроения, в способности заряжать энергией обучаемых, задавать бодрый деловой тон их деятельности, в умении поддержать высокий уровень дисциплины, вызвать стремление к обучению.
Одной из важнейших предпосылок высокой эффективности педагогической деятельности являются высокие нравственные качества командира. «Чтобы действительно воспитывать, - говорил Макаренко, - для этого надо не только хорошо знать свое дело, но еще иметь чистую душу».
Учебно-воспитательная работа - дело творческое: каждая педагогическая ситуация требует особого решения. Эффективной она может быть, если командир обладает такими качествами, как педагогическая наблюдательность и воображение, педагогическое мышление и такт.
Педагогическая наблюдательность - это способность целеустремленно и систематически изучать объект своего учебно-воспитательного воздействия, по внешним, часто малозаметным признакам видеть особенности внутреннего мира обучаемых, все изменения, происходящие в личности военнослужащего; умение своевременно заметить и разгадать причины и мотивы всяких перемен в его учебной деятельности и поведении.
Педагогическое воображение - способность преподавателя запрограммировать личность обучаемого и предвидеть результаты воспитательных воздействий, умение спланировать для дальнейшей работы направления психологического воздействия и правильно установить факторы, влияющие на учебную деятельность военнослужащих.
С педагогическим воображением тесно связано педагогическое мышление, которое предполагает умение командира своевременно и глубоко анализировать свою деятельность и действия обучаемых, выделять основные звенья в работе, способность устанавливать связи и обобщать отдельные факты.
Педагогический такт представляет собой сложное профессиональное качество, которое характеризуется чувством меры, целесообразностью всего того, что делает командир, гибкостью различных методов, средств и приемов педагогического воздействия.
Успех обучения во многом зависит от доказательности и логичности действий командира, его способности вовлечь обучаемых в интеллектуальную работу, заставить думать и действовать вместе.
Командир через свою речь и личные действия должен уметь передать подчиненным все ценное, накопленное практикой, передовой наукой в данной области и собственным опытом.
Педагогическая техника - это комплекс навыков, умений и приемов, с помощью которых командир достигает максимальной эффективности применяемых методов педагогического воздействия.
Педагогическое мастерство связано с глубоким знанием командиром целей и задач обучения, выдвигаемых Главнокомандующим войсками национальной гвардии РФ.
Помимо решения учебных задач командир в процессе обучения ведет воспитательную работу с военнослужащими.
Способность командира к педагогическому творчеству является одним из центральных звеньев его деятельности. Она позволяет командиру с максимальной эффективностью, каждый раз по-новому и педагогически обоснованно применять в учебно-воспитательном процессе методы и формы обучения и воспитания, профессиональные знания, навыки и умения, свои личные качества.
Деятельность личного состава воинских частей ВНГ РФ связана с воздействием на них значительных физических, нервно-психических, психологических нагрузок. Для решения основных задач и функций, свойственных этим подразделениям, необходимо чтобы военнослужащий отвечал требованиям, так как служба требует постоянной активности, физической и психологической выносливости, динамичности, решительности, способности противостоять противнику, не терять самообладания и многое другое. Следует отметить, что деятельность в боевой обстановке связана с риском и опасностью для жизни, протекает в условиях противоборства и агрессия со стороны противника и требует ловкости, физической силы и эмоциональной устойчивости.
Готовность военнослужащего ВНГ РФ можно трактовать как кратковременное или особо длительное состояние. «Готовность к действию -состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий».
Существует немало различных подходов к понятию «готовность» и его трактовок, определяющихся спецификой задач, которые авторы решали в своих исследованиях.
В содержание готовности включены способности и общие психологические условия, необходимые для успешного осуществления деятельности: интересы, склонности, психические состояния, знания, навыки и умения.
Другой весьма обширный пласт исследований составляют работы, в которых готовность к деятельности рассматривается через призму состояний. Сторонники этого подхода отстаивают мнение, что именно в конкретных психических состояниях проявляет себя в конечном итоге активность человека. Состояние готовности они считают, целостным проявлением личности в определенных условиях жизнедеятельности, имеющим разные характеристики временной устойчивости. Под психическим состоянием готовности понимается внутренняя настроенность, приспособление возможностей личности для успешных действий в данный момент. То есть готовность к тому или иному виду деятельности проявляется непосредственно перед ее началом, когда необходимо принять окончательное решение о своей готовности к выполнению конкретной рабочей задачи. Такое состояние возникает на основе предвидения ситуации действия и характеризуется настроем и мобилизацией психики на преодоление трудностей и препятствий, на достижение результата.
В педагогике и психологии понятие готовности имеет несколько оттенков:
1. Владение специалистом определенными знаниями, навыками и умениями.
2. Его готовность к экстренной реализации необходимой программы действий в ответ на появляющийся раздражитель.
3. Согласие на совершение каких-то действий.
В частности, В.Н. Пушкин выделил в готовности три компонента:
1. Образ структуры действия во внезапно возникшей ситуации.
2. Общее психофизиологическое состояние как интегральный компонент, который обеспечивает быстроту актуализации опыта деятельности.
3. Направленность личности.
Е.П. Ильин указал на следующие признаки оптимального состояния профессионала: максимум функций с наибольшей скоростью реакций; длительное сохранение работоспособности при максимальной выносливости; устойчивость и восстановление оптимальных состояний; средняя выраженность эмоционального возбуждения и др. В исследованиях М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича и В.А. Пономоренко показано, что для возникновения готовности к сложным видам профессиональной деятельности необходимы: осознание задачи, своих потребностей, требований общества, коллектива; осознание целей деятельности; осмысление и оценка условий профессиональной деятельности; выявление на основе опыта наиболее вероятных способов решения поставленных задач; оценка своих возможностей в их решении; мобилизация сил в соответствии с условиями профессиональной деятельности и задачей.
Таким образом, состояние готовности военнослужащего Росгвардии к выполнению служебно-боевых задач включает такие компоненты, как владение личными (индивидуальными) способами достижения цели, психологическая и физиологическая готовность. В основе готовности военнослужащего Росгвардии к профессиональной деятельности лежит направленность, характер, способности, опыт личности и владение ею способами достижения цели.
Структура понятия готовности военнослужащего ВНГ РФ:
1. Мотивационный компонент готовности (чувство долга, ответственность за выполнение служебно-боевых задач (СБЗ).
2. Ориентационный компонент готовности (знания и представления об особенностях и условиях выполнения СБЗ).
3. Оперативный компонент готовности (владение способами и приемами деятельности, необходимыми знаниями, навыками, умениями, процессами анализа, сравнения, обобщения и др.).
4. Волевой компонент готовности (самоконтроль, самомобилизация, умение управлять действиями, из которых складывается выполнение СБЗ).
5. Оценочный компонент готовности (самооценка своей подготовленности и соответствия процесса решения профессиональных задач оптимальным образцам и др.).
Достигая определенной цели, индивидуум реализует две группы своих возможностей, которые являются слагаемыми его готовности:
1. Возможности мобилизации опыта, чувств, воли, умение поддерживать внутреннее равновесие.
2. Развитые и устойчивые профессионально важные качества и свойства личности, способность к такой их актуализации, которая соответствовала бы характеру решаемых задач.
Наряду с индивидуальной готовностью существует и коллективная. Готовность подразделения к выполнению СБЗ - не механическая сумма
готовностей отдельных военнослужащих. В процессе групповой профессиональной деятельности помимо мобилизации индивидуальных качеств зачастую необходимо устранить негативные эмоциональные и другие реакции военнослужащих, привлекая для этой цели мнения и традиции, создавая общую установку и коллективное настроение. «Коллективный результат базируется на правильном восприятии и представлении всеми участниками хода решения задачи, взаимопонимании, взаимоуверенности, взаимном доверии, сплоченности, навыках взаимодействия». Следовательно, содержание и структура коллективной готовности подразделения складывается из групповой профессиональной подготовленности (слаженности), устойчивости, общности целостных ориентации и устремлённости, организационного, интеллектуального, волевого и эмоционального единства, единства в межличностных отношениях и активности военнослужащих ВНГ РФ.
Можно говорить о двух видах готовности: длительной; ситуативной (временной).
В общем виде длительная готовность включает в себя:
1. Положительное отношение к определенному виду деятельности.
2. Адекватные требованиям деятельности черты характера, способности, темперамент, мотивация.
3. Устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов.
4. Необходимые в данной области деятельности знания, навыки и умения.
Содержание и структура готовности определяются требованиями самой
деятельности к психическим процессам, состояниям и свойствам личности, а также жизненному и профессиональному опыту конкретной личности.
Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что основная задача командира - создавать условия для формирования и поддержания готовности подчиненных к выполнению служебно-боевых задач. Служебно-боевые задачи выполняются посредством несения службы, как индивидуально, так и в составе войсковых нарядов. В своей деятельности командир подразделения руководствуется общевоинскими уставами и другими нормативно-правовыми актами, а также приказами командиров и начальников.
Готовность к выполнению СБЗ формируется в процессе боевой подготовки, а также в повседневной деятельности подразделения. Основу боевой подготовки составляет подготовка войсковых нарядов и слаживание подразделений, которая в свою очередь основывается на одиночной подготовке военнослужащего, главную роль в которой занимает выполнение военнослужащим нормативов по боевой подготовке.
Таким образом, готовность военнослужащего к выполнению СБЗ заключается в наличии у него определенных знаний, умений и навыков, которые приобретаются и формируются в процессе боевой подготовки, организует выполнение, которой командир подразделения.
Библиографический список:
1. Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск [Текст] / М.И. Драгомиров. - М.: 1956. - 687 с.
2. Климов Е.А. Введение в психологию труда [Текст] / Е.А. Климов. - М.: Изд-воМГУ, 1988. - 187 с.
3. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1975. - 328 с.
4. Маркова А.К. Психология профессионализма [Текст] / А.К. Маркова. - М.: РАГС, 1996. - 308 с.
5. Петровский В.А. Основы теоретической психологии [Текст]: учебное пособие. - М.: 1999. - 326 с.
6. Пряжников Н.С. Психология труда и человеческого достоинства [Текст] / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. - М: Академия, 2001. - 255 с.
7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. - Ростов н/Д : Феникс, 2018. - 731, [1] с. - (закон и общество).
8. Программа боевой подготовки внутренних войск МВД России, книга 1 для подразделений ЧОН.
9. Методические рекомендации по боевой, профессиональной служебной и физической подготовке войск национальной гвардии Российской Федерации на 2018 год.
10. Федосеева И.А., Шулаков А.В., Сараев Ю.В. Формирование умений и навыков в принятии решения через механизм решения прогностических задач // Направления и перспективы развития образования в военных институтах войск национальной гвардии Российской федерации: сборник научных статей VIII Межвузовской научно-практической конференции с международным участием. -Новосибирск: Изд-во: Новосибирский военный институт имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации, 2017. -С. 267-271.