Научная статья на тему 'УЧЕБНЫЙ КУРС "КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ" В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ'

УЧЕБНЫЙ КУРС "КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ" В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРС / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МЕЖЭТНИЧЕСКАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Светлана Викторовна

В статье представлена авторская программа курса «Культура толерантности» для студентов-бакалавров педагогических вузов. Раскрываются цель, задачи, планируемые разультаты и содержание курса; представлена форма отчетности, позволяющая выявить степень освоения дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING COURSE "CULTURE OF TOLERANCE" THE VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES BACHELOR

The paper considers the program of the course "Culture of Tolerance" for undergraduate students of pedagogical universities. Disclosed purpose, objectives, planned produce nitrates and course content; Reporting Form is presented, which allows to identify the degree of development of the discipline.

Текст научной работы на тему «УЧЕБНЫЙ КУРС "КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ" В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ»

3. Интегративная методика создания смыслообраую-щей среды профилактики зависимостей студентов: учебно-метод. пособие /Л.В.Занина и др. - М.: Кредо, 2014 - 36 с.

4. Ловчев В.М. Проалкогольные и антиалкогольные традиции в европейской культуре: становление и современные социокультурные практики: автореферат дис.... докт. историч. Н. - Казань, 2013. - 48 с.

5. Моисеева В.В. Религиозность как социальный ресурс профилактики наркотизации в молодежной

среде: автореф.....канд. социол. Н. - Москва -2009.

- с. 14

6. Профилактика патологических форм зависимого поведения в трех томах. Под общей редакцией О.В. Зыкова. Том I. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика). - М: РБФ НАН, 2010. - 342 с.

7. Ульянова И.В. Ингрессия прогрессивных отечественных педагогических традиций в современную культуру. http://www.national-science.ru/ files/ Arhiv/12-13.09.2014/p1.pdf#page=73

УЧЕБНЫЙ КУРС «КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Казакова Светлана Викторовна

кандидат педагогических наук, доцент, Институт филологии, культурологи и межкультурных коммуникаций ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», Г. Екатеринбург

TRAINING COURSE "CULTURE OF TOLERANCE" THE VOCATIONAL TRAINING OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES BACHELOR

Svetlana Kazakova, Ph.D., Associate Professor, Institute of Philology, Cultural Studies and Intercultural Communication VPO "Ural State Pedagogical University", Ekaterinburg АННОТАЦИЯ

В статье представлена авторская программа курса «Культура толерантности» для студентов-бакалавров педагогических вузов. Раскрываются цель, задачи, планируемые разультаты и содержание курса; представлена форма отчетности, позволяющая выявить степень освоения дисциплины. ABSTRACT

The paper considers the program of the course "Culture of Tolerance" for undergraduate students of pedagogical universities. Disclosed purpose, objectives, planned produce nitrates and course content; Reporting Form is presented, which allows to identify the degree of development of the discipline.

Ключевые слова: курс, профессиональная подготовки, образование, поликультурное образование, межэтническая толерантность, студенты-бакалавры.

Ключевые слова: course, training, education, multicultural education, inter-ethnic tolerance, undergraduate students.

Процессы глобализации, охватившие весь мир, изменили принципы и формы отношений между государствами. Новые условия развития мирового сообщества требуют повышения уровня полиэтничности и поликон-фессиональности населения во всех регионах мира.

Одним из самых сложных в этническом отношении мировых регионов, по мнению ученых, является Россия, где традиционно проживают 150 народов и народностей [2]. Актуальными вопросами для современной России становятся вопросы, связанные с национальным самосознанием, статусом родного языка, взаимоотношением между народами, имеющие различные культурные традиции и вероисповедания и проживающие на одной территории, национальной стабильностью в обществе.

Исследователи считают, что «поликультурное общество испытывает потребность в новом мировоззрении, направленном на интеграцию культур и народов с целью их дальнейшего сближения и духовного обогащения» [1, с.3]. Все это подчеркивает актуальность и значимость поликультурного образования, целью которого является формирование «нового человека», способного жить и творить в поликультурной среде.

В современных условиях актуализируется проблема подготовки педагогических кадров, способных

успешно работать в поликультурном образовательном пространстве. Исходя из этого, для студентов-бакалавров 3-го курса Уральского государственного педагогического университета был разработан учебный курс «Культура толерантности».

Цель данного курса - обеспечить профессиональную готовность студентов-бакалавров к деятельности в поликультурной среде.

В задачи курса входит:

1. показать толерантность как ключевую проблему современного мира;

2. познакомить с теоретическими основами (основными философскими и религиозными учениями и психологическими концепциями) толерантности;

3. сформировать представление о сущности толерантности в поликультурной образовательной среде;

4. формировать установку на толерантное взаимодействие и на необходимость создания толерантной среды в образовательном учреждении;

5. познакомить с методологической основой поликультурного образовании;

6. познакомить с нормативными документами, регулирующими межэтнические отношения в обществе, сформировать представление о нормах и правилах поведения в поликультурной среде;

7. сформировать представления о социальной значимости поликультурного образования как части общего образования школьников;

8. представить модели поликультурного образования;

9. освоить методы, приемы и формы работы с детьми, направленные на формирование межэтнического сознания школьников;

10. овладеть методами диагностики сформированно-сти межэтнической толерантности школьников в процессе проведения занятий в школе.

К планируемым результата освоения курса мы отнесли следующие знания, умения и навыки студентов-бакалавров.

В конце курса бакалавр должен знать:

1) о современных тенденциях и проблемах развития межэтнических и межконфессиональных отношений в обществе;

2) о социальных, этноконфессиональных и культурных различиях субъектов культуры;

3) о историко-культурных предпосылках поликультурного образования;

4) о теоретико-методологических основах толерантности и поликультурного образования;

5) о формах и методах формирования толерантности и навыков поведения в изменяющейся поликультурной среде;

6) о психологических и социологических исследованиях, являющимися ориентирами при организации поликультурного образования.

Студент должен уметь:

1) строить образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

2) строить образовательную деятельность с учетом социальных, этноконфессиональных и культурных различий субъектов культуры;

3) проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения, исходя из знаний о поликультурном образовании;

4) разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности, исходя из знаний о поликультурном образовании.

В конце освоения курса бакалавр должен владеть такими навыками как:

1) организовывать образовательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

2) организовывать образовательную деятельность с учетом социальных, этноконфессиональных и культурных различий субъектов культуры.

Курс рассчитан на 32 часа (12 лекционных, 8 практических, 12 часов для самостоятельной работы студентов).

В лекциях раскрываются теоретические основы изучаемой проблемы

Программа курса включает шесть основных тем, каждая из которых раскрывает ключевые знания по дис-

циплине и ориентирует студентов-бакалавров на приобретение соответствующих изучаемому предмету умений и навыков:

Тема 1. Современная этническая картина мира. Глобализация как проблема современности. Культурное, языковое и духовное разнообразие общества. Влияние мировых религий на процесс формирования поликультурного пространства в условиях глобализации. Региональные особенности поликультурного социума. Нормы и правила поведения в поликультурном обществе.

Тема 2.Современные научные подходы к проблеме толерантности. Сущностная характеристика понятия «толерантность», различие дефиниций «толерантность» и «терпимость», виды толерантности, соотношение понятий толерантность/интолерантность, противоречие и взаимосвязь понятий «идентичность» и «толерантность». Многообразие подходов к пониманию и исследованию толерантности: толерантность в философско-этических учениях; проблема толерантности в религиозных и психологических концепциях. Взаимосвязь доминирующего в государстве общественного сознания со сложившимся типом толерантности. Классификация результатов межгрупповых контактов по уровню толерантности: геноцид, ассимиляция, сепарация/сегрегация, интеграция. Модели толерантности и их особенности. Основные функции толерантности: мирообеспечивающая, регулирующая, психологическая, функция адаптации, функция управления когнитивными процессами, функция развития и др. Уровни толерантности/интолерантности. Критерии определения толерантных и интолерантных личностей. Механизмы формирования толерантной личности.

Тема 3. Психолого-педагогические основы межэтнических отношений. Культура и социальное поведение. Психология межэтнических отношений в поликультурном обществе. Этнические предрассудки и стереотипы. Психолого-педагогические условия формирования культуры мира. Кросс-культурный менеджмент в образовательной среде как технология формирования культуры мира.

Тема 4. Историко-культурные предпосылки поликультурного образования. Возникновение и развитие поликультурного образования в США. Развитие идей поликультурного образования в Европе (Германии, Франции, Нидерландах, Италии, Испании - на выбор). Развитие поликультурного образования в России. Государственное регулирование межнациональных отношений в Российской Федерации и за рубежом.

Тема 5. Поликультурное образование в современном обществе. Значение поликультурного образования в развитии личности школьника. Теоретико-методологические основы поликультурного образования: аккультура-ционный подход к пониманию поликультурного образования (концепция многоэтнического образования, концепция бикультурного образования), диалоговый подход к пониманию поликультурного образования (концепция диалога культур, деятельностная концепция поликультурного образования), социально-психологический подход к пониманию поликультурного образования (концепция антирасистского воспитания, концепция «культурных различий», концепция социального обучения); основные принципы поликультурного образования - принцип уважения и сохранения культурного многообразия, принцип поддержки равных прав на обучение и воспитание, прин-

цип формирования в духе общенациональных политических, экономических и духовных ценностей, принцип развития толерантности и готовности к сотрудничеству. Нормативно-правовые основы поликультурного образования в Российской Федерации: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (2000 г); Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (2006 г); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г); проект Концепции поликультурного образования в России (2010 г). Цель и задачи поликультурного образования. Основные модели поликультурного образования. Межкультурная коммуникация как фактор формирования толерантного сознания обучающихся.

Тема 6. Методика организации поликультурного образования в школе. Диагностика в поликультурном образовании. Методические рекомендации по составлению анкет и тестов на определение уровня сформированности межэтнической толерантности школьников, анализ измерительных материалов на предмет корректности формулировок в тесте или анкете. Разработка диагностического инструментария. Методы, приемы и формы поликультурного образования. Методические рекомендации по формированию межэтнического сознания. Разработка занятий по формированию межэтнической толерантности обучающихся, презентация данного занятия.

На практических (семинарских) занятиях студенты-бакалавры имеют возможность углубить знания за счет изучения дополнительной литературы по дисциплине, поучаствовать в дискуссиях на предложенные темы, выступить с докладом и рефератом, раскрывающие актуальные проблемы поликультурного образования, выполнить ряд практико-ориентированных заданий.

Формой аттестации является зачет, который включает два этапа - «Теоретический» и «Практический».

Цель первого этапа - выявить знания студентов бакалавров по изученной дисциплине. Он предполагает ответы студентов на предложенные вопросы.

В качестве критериев оценки зачета, проводимого в устной форме, выступают следующие показатели:

1) оценки «зачтено» заслуживает студент, если он показал всесторонние, систематические и глубокие знания учебно-программного материала, сумел свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендованной программой.

2) оценка «не зачтено» выставляется студенту, если его ответы показали пробелы в знаниях основного

учебно-программного материала, если он допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Второй этап носит практико-ориентированный характер. Он включает разработку плана-конспекта занятия с детьми любой возрастной категории (на выбор студентов) с последующей зашитой.

Критериями оценки являются:

1) степень раскрытия сущности проблемы:

2) обоснованность выбора источников при составлении конспекта;

3) соблюдение требований к оформлению;

4) использование информационных технологий (программы Microsoft Office PowerPoint или аналогичных).

Оценка «зачтено» ставится, если студент сумел в ходе устной презентации обосновать:

1) актуальность содержания занятия;

2) цель, задачи и планируемые результаты предложенного для защиты мероприятия;

3) соответствие темы и содержания занятия формированию межэтнической толерантности;

4) теоретическую и практическую значимость предложений и выводов.

Если студент не сумел защитить план-конспект занятия, ставится оценка «не зачтено».

Таким образом, формирование межкультурной толерантности - важная задача образования.

Формирование у школьников межэтнической толерантности требует специальной подготовки педагогов, воспитателей, психологов - всех, кто имеет дело с воспитанием, обучением и становлением личности детей.

Предложенный курс «Культура толерантности» для студентов педагогических вузов позволит, на наш взгляд, повысить уровень компетентности бакалавров в вопросах формирования планетарного сознания школьников и даст возможность в будущем без труда решать профессиональные задачи.

Литература

1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: автореф. дис. ...докт. пед. наук. -Волгоград, 2008. -40с.

2. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы URL: http://www.childpsv.ru /disser-tations/id/18455.php

О ПРОБЛЕМАХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Кашинцева Любовь Николаевна

Аспирантка Шуйского филиала, Ивановского государственного университета, г. Шуя

ABOUT THE PROBLEMS OF MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS AT TECHNICAL COLLEGE АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются условия и современное состояние математической подготовки студентов в системе среднего профессионального образования. Автором предпринята попытка проанализировать и выявить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.