цип формирования в духе общенациональных политических, экономических и духовных ценностей, принцип развития толерантности и готовности к сотрудничеству. Нормативно-правовые основы поликультурного образования в Российской Федерации: Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (2000 г); Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (2006 г); Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2009 г); проект Концепции поликультурного образования в России (2010 г). Цель и задачи поликультурного образования. Основные модели поликультурного образования. Межкультурная коммуникация как фактор формирования толерантного сознания обучающихся.
Тема 6. Методика организации поликультурного образования в школе. Диагностика в поликультурном образовании. Методические рекомендации по составлению анкет и тестов на определение уровня сформированности межэтнической толерантности школьников, анализ измерительных материалов на предмет корректности формулировок в тесте или анкете. Разработка диагностического инструментария. Методы, приемы и формы поликультурного образования. Методические рекомендации по формированию межэтнического сознания. Разработка занятий по формированию межэтнической толерантности обучающихся, презентация данного занятия.
На практических (семинарских) занятиях студенты-бакалавры имеют возможность углубить знания за счет изучения дополнительной литературы по дисциплине, поучаствовать в дискуссиях на предложенные темы, выступить с докладом и рефератом, раскрывающие актуальные проблемы поликультурного образования, выполнить ряд практико-ориентированных заданий.
Формой аттестации является зачет, который включает два этапа - «Теоретический» и «Практический».
Цель первого этапа - выявить знания студентов бакалавров по изученной дисциплине. Он предполагает ответы студентов на предложенные вопросы.
В качестве критериев оценки зачета, проводимого в устной форме, выступают следующие показатели:
1) оценки «зачтено» заслуживает студент, если он показал всесторонние, систематические и глубокие знания учебно-программного материала, сумел свободно выполнять задания, предусмотренные программой, усвоил основную и дополнительную литературу, рекомендованной программой.
2) оценка «не зачтено» выставляется студенту, если его ответы показали пробелы в знаниях основного
учебно-программного материала, если он допустил принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий. Второй этап носит практико-ориентированный характер. Он включает разработку плана-конспекта занятия с детьми любой возрастной категории (на выбор студентов) с последующей зашитой.
Критериями оценки являются:
1) степень раскрытия сущности проблемы:
2) обоснованность выбора источников при составлении конспекта;
3) соблюдение требований к оформлению;
4) использование информационных технологий (программы Microsoft Office PowerPoint или аналогичных).
Оценка «зачтено» ставится, если студент сумел в ходе устной презентации обосновать:
1) актуальность содержания занятия;
2) цель, задачи и планируемые результаты предложенного для защиты мероприятия;
3) соответствие темы и содержания занятия формированию межэтнической толерантности;
4) теоретическую и практическую значимость предложений и выводов.
Если студент не сумел защитить план-конспект занятия, ставится оценка «не зачтено».
Таким образом, формирование межкультурной толерантности - важная задача образования.
Формирование у школьников межэтнической толерантности требует специальной подготовки педагогов, воспитателей, психологов - всех, кто имеет дело с воспитанием, обучением и становлением личности детей.
Предложенный курс «Культура толерантности» для студентов педагогических вузов позволит, на наш взгляд, повысить уровень компетентности бакалавров в вопросах формирования планетарного сознания школьников и даст возможность в будущем без труда решать профессиональные задачи.
Литература
1. Бессарабова И.С. Современное состояние и тенденции развития поликультурного образования в США: автореф. дис. ...докт. пед. наук. -Волгоград, 2008. -40с.
2. Ершов В.А. Поликультурное образование в системе общеобразовательной подготовки учащихся средней школы URL: http://www.childpsy.ru /disser-tations/id/18455.php
О ПРОБЛЕМАХ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Кашинцева Любовь Николаевна
Аспирантка Шуйского филиала, Ивановского государственного университета, г. Шуя
ABOUT THE PROBLEMS OF MATHEMATICAL TRAINING OF STUDENTS AT TECHNICAL COLLEGE АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются условия и современное состояние математической подготовки студентов в системе среднего профессионального образования. Автором предпринята попытка проанализировать и выявить
проблемы математической подготовки студентов технического колледжа на основе результатов известных исследований, а также на своем педагогическом опыте. В заключении обозначены конкретные проблемы обучения математике в колледже.
ABSTRACT
The article deals with the conditions and the present state of mathematical training of students in secondary vocational education. The author attempts to analyze and identify problems of mathematical preparation of students of technical College based on the results of known studies, as well as his pedagogical experience. In conclusion, specific problems of teaching mathematics in college.
Ключевые слова: математическая подготовка студентов, обучение математике, студенты технического колледжа, среднее профессиональное образование.
Keywords: mathematical training of students, learning math, students of the technical College, secondary vocational education.
В учреждениях среднего профессионального образования (СПО), к которым относятся колледжи, училища, техникумы, математика изучается студентами на первом и на втором курсах обучения. При этом можно выделить две основные задачи обучения математике: обеспечение общеобразовательного уровня математической подготовки обучающихся и обеспечение математической подготовки, необходимой для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Основу программы по математике для первокурсников составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня. В примерной программе данной дисциплины отмечается, что математика изучается как:
- базовый учебный предмет при освоении специальностей СПО естественно-научного профиля в объеме 156 часов, при освоении специальностей гуманитарного профиля в объеме 117 часов;
- профильный учебный предмет при освоении специальностей СПО технического и социально-экономического профиля в объеме 312 часов.
При этом автор примерной программы по математике для среднего профессионального образования академик М.И. Башмаков отмечает, что для технического и естественно-научного профиля выбор целей смещается в прагматическом направлении, предусматривающем усиление и расширение прикладного характера изучения математики; преимущественной ориентации на алгоритмический стиль познавательной деятельности [1, с. 4].
В нашем исследовании мы особое внимание уделяем проблемам математической подготовки студентов технического профиля. Можно заметить, что количество часов, отводимое на освоение программы, меньше на 25%, чем в школьной программе для 10-11 классов. Поскольку согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения математики на этапе среднего общего образования отводится 420 ч из расчета 6 ч в неделю (4 часа на курс алгебры, 2 часа на курс геометрии). Однако в рабочих программах по математике в учреждениях СПО предусмотрены часы для самостоятельной работы студентов в объеме 50% от аудиторной. Такое несоответствие часов, предусмотренное для аудиторных занятий в учреждении СПО и средней школе, создает определенные особенности процесса обучения в колледже. Содержание материала фактически сокращается за счет менее глубокого и полного изучения отдельных тем и разделов математики. В связи с этим школьные учебники фактически невозможно использовать для организации процесса обучения.
Наличие у студента интереса к получаемой специальности является необходимым условием успешности его учебной деятельности, как по овладению общеобразовательными и естественнонаучными дисциплинами, так и общепрофессиональными и специальными дисциплинами, предоставляющими базовые знания и умения, необходимые в будущей профессиональной деятельности. Результаты анкетирования выпускников основной школы, абитуриентов Шуйского филиала ОГБОУ СПО «Ивановский промышленно-экономический колледж», проводимых нами на протяжении 5 лет, показали, что около 80% респондентов не мотивированы на будущую специальность. Выбор учреждения профессионального образования, в котором они обучаются, осуществлен на основе: удобного территориального расположения (25%); советов друзей и родителей (50%); боязнью не сдать ЕГЭ (25%) [3, c. 22].
Данные результаты позволяют сделать некоторые выводы. Первый состоит в том, что если у студентов в течение первого года обучения падает или не формируется интерес к получаемой специальности, то это является фактором, препятствующим успешной учебной деятельности, и, как следствие, препятствующим формированию способностей и умений, необходимых для изучения специальных дисциплин и для будущей профессиональной деятельности. Поэтому необходимо использовать в техническом колледже потенциал дисциплин общего и естественно-научного цикла, для формирования положительного отношения к будущей специальности.
Существенную роль в качественной математической подготовке играет начальный уровень математической грамотности абитуриентов. Его можно охарактеризовать как низкий, что подтверждается многочисленными исследованиями как на международном и государственном уровнях, так и результатами наблюдений самого учебного заведения. В качестве иллюстрации приведем результаты некоторых исследований.
Programme for International Student Assessment (PISA) оценивает грамотность 15-летних школьников в разных странах мира и их умение применять знания на практике. В программе PISA математическая грамотность изучается в ее прикладном аспекте, т. е. через математическую компетентность. Последняя определяется как сочетание математических знаний, умений, опыта и способностей человека, обеспечивающих ему успешное решение проблем с использованием математики.
В 2012 году около 510 тысяч 15-летних учащихся из 65 стран мира приняли участие в исследовании. Выборка российских учащихся 15-летнего возраста в 2012 году включала 5219 обучающихся из 227 образовательных
учреждений 42 регионов России. В выборку вошли 15-летние учащиеся основной и средней школы (8,4% - 7-8 классы, 73,5% - 9 класс, 13,7% - 10-11 классы), а также учащиеся и студенты образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования (4,3%). Средний результат российских учащихся 15-летнего возраста по математической грамотности составил 482 балла (34 место), средний результат по странам ОЭСР - 494 балла. Российские учащиеся продемонстрировали средний уровень овладения алгебраическим и геометрическим материалом и недостаточный уровень овладения материалом из курса арифметики и разделов теории вероятностей и статистики [2].
Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы (ГИА) проводится с 2004 г. Данный экзамен обеспечивает проверку математической подготовки на базовом уровне, необходимом для нормального функционирования в современном обществе, продолжения образования на старшей ступени, изучения смежных дисциплин, и на повышенном уровне, который позволяет продолжить изучение математики в старшей школе на профильном уровне. Рассмотрим основные результаты ГИА-2012 [4].
В.А. Болотов, Е.А. Седова, Г.С. Ковалева - авторы исследования о состоянии математического образования в России сделали следующие выводы: подготовку, необходимую для успешного изучения в старшей школе курса математики, продемонстрировали не более чем 75% выпускников основной школы. Из них от 20% до 25% учащихся достаточно хорошо подготовлены для изучения в старшем звене курса математики профильного уровня. При этом потенциал школьников для классов с углублённым изучением математики составляет 3-5% [2].
На основании вышеизложенных данных и результатов исследований эксперты делают вывод, что функци-
Результаты входного контроля
онирующая система обучения математике не способствует развитию умения выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, применять полученные знания в новых ситуациях, приближенных к реальной жизни. Подготовка российских учащихся весьма неравномерна. Как свидетельствуют результаты итоговой аттестации выпускников основной школы, в 2012 г. примерно 25% учащихся имеют существенные пробелы в базовой подготовке, их знания нестабильны и фрагментарны, из них не менее 10% демонстрируют уровень знаний, ниже минимальных требований.
Рассмотрим данные входного контроля, проведенного в 2012 и 2013 годах со студентами 1 курса Шуйского филиала ОГБОУ СПО «Ивановский промышленно-эконо-мический колледж». В данном учебном заведении на базе основного общего образования реализуются следующие специальности: 155901 Технология машиностроения, 220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), 270843 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Студентам были предложены задания по следующим темам: арифметические действия; алгебраические дроби; системы линейных уравнений; линейные неравенства; действия с дробными показателями степени; системы уравнений второй степени.
Как видно из таблицы 1 средний балл по всей совокупности абитуриентов 2012 года не превышает 3 баллов. Качественная успеваемость по дисциплине составляет 13%, а неуспевающих - 24%. Это показывает очень низкий уровень владения математическими знаниями. Самой слабой на начальном этапе обучения является группа обучающихся по специальности Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий.
Таблица 1
центов, поступивших в 2012 году_
Шифр Количество студен- Средний балл Оценки
специально- тов, выполнивших «5» «4» «3» «2»
сти работу абс. % абс. % абс. % абс. %
155901 20 3,05 1 5 2 10 14 70 3 15
220703 18 2,89 1 5,5 1 5,5 11 61 5 28
270843 24 2,33 1 4 2 8 14 59 7 29
Итого: 62 2,94 3 5 5 8 39 63 15 24
Результаты аналогичного испытания, проводимого в 2013 году, можно видеть в таблице 2. Средний балл по всей совокупности абитуриентов составляет 3,1. Качественная успеваемость по дисциплине составляет 35%, а неуспевающих - 33%. Самой слабой на начальном этапе является группа обучающихся по специальности Автоматизация технологических процессов и производств.
Результаты входного контроля
Проведем краткий анализ результатов контрольной работы. При выполнении заданий имеется множество вычислительных ошибок, трудности в переводе из десятичного представления дроби в обыкновенное. При этом практически все студенты правильно определяют порядок действий. Испытуемые забывают применить правила сокращенного умножения или не знают этих правил, неверно преобразуют выражения, при решении уравнений находят не все корни.
Таблица 2
центов, поступивших в 2013 году_
Шифр специальности Количество студентов, выполнивших работу Средний балл Оценки
«5» «4» «3» «2»
абс. % абс. % абс. % абс. %
155901 22 3,0 3 14 3 14 8 36 8 36
220703 22 2,9 0 0 6 27 7 32 9 41
270843 25 3,36 3 12 9 36 7 28 6 24
Итого: 69 3,1 6 9 18 26 22 32 23 33
Обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы. Низкий начальный уровень математической грамотности первокурсников, а также низкий уровень мотивации затрудняют, а фактически не позволяют, освоить программу по математике на должном уровне. Это в свою очередь создает проблемы в последующей математической подготовке студентов уже второго курса и, как следствие, трудности в реализации смежных дисциплин и специальных дисциплин, опирающихся на математические знания.
Рассмотрим, как осуществляется обучение математике студентов второго курса. На этом этапе подготовки техников рабочая программа учебной дисциплины «Математика» является частью основной профессиональной
Распределение учебной ^
образовательной программы среднего профессионального образования в соответствии с ФГОС СПО по специальностям. Учебная дисциплина «Математика» относится к математическому и общему естественнонаучному циклу основной профессиональной образовательной программы.
Стандартом отводится небольшое количество часов на освоение программы по математике - не более 2% от всех циклов ОПОП по рассматриваемым нами техническим специальностям. Распределение учебной нагрузки по математическому и общему естественно-научному циклу и в частности по математике показано в таблице 3.
Таблица 3
рузки по специальностям
Шифр специальности Всего часов обучения по циклам ОПОП Математический и общий естественно-научный цикл Математика
220703 6426 288 4,5% 96 1,5%
270843 4536 216 4,7% 80 1,8%
155901 4482 168 3,7%% 94 2%
Отметим, такое соотношение часов учебной нагрузки не способствует повышению качества математической подготовки и это подтверждается результатами контроля остаточных знаний выпускников колледжа, проведенного в 2014 году (данные приведены в таблице 3 приложения 2). Студентам пяти технических специальностей был предложен тест, состоящий из 25 заданий следующего типа: с выбором одиночного ответа, с выбором множественного ответа, на соответствие. Тематика заданий, следующая: пределы; производная функции; интегрирование; приложение интегралов; ряды.
По всей совокупности выпускников средний балл составляет 3,44. Качественный результат показали 41% студентов, не справились с заданием 7% студентов. Ошибки допускались в заданиях, связанных с теоретическими сведениями. Неплохо справились студенты с темы вопросами, где необходимо было вычислить, решить конкретный пример. Проверка показала слабое припоминание темы ряды. Много неточностей при узнавании формул во всех темах. Эти результаты показывают средний уровень остаточных знаний по математике. И это только базовые математические знания. Здесь не учитывается компетентностная составляющая, профессиональная направленность или готовность использовать математические методы на практике.
Обратим внимание на следующий аспект состояния математической подготовки студентов колледже на современном этапе. А именно, отметим недостаточное учебно-методическое обеспечение процесса математической подготовки в условия введения ФГОС СПО. Прежде всего это касается учебников и учебных пособий.
К примеру, в Шуйском филиале Ивановского про-мышленно-экономического колледжа среди учебных пособий, которые на современном этапе используются в учреждениях при обучении математике, имеется много устаревших по современным требованиям изданий. А новые, такие как учебно-методический комплекс М.И. Баш-макова можно видеть пока только в каталогах. Большинство данных учебных пособий предназначены для обучающихся на базе основной школы, но содержат при этом
также элементы высшей математики, которые изучаются уже на втором курсе. Это затрудняет их применение непосредственно в учебном процессе. Учебники выглядят громоздко, содержат избыточный материал, который не адаптирован к студентам данного профиля специальности. Имеющиеся учебники по высшей математике также обладают рядом недостатков, среди которых большой объем не изучаемого студентами материала, отсутствие профессиональной направленности, не ориентированность на современные образовательные стандарты.
С введением в 2011 году ФГОС СПО изменилось содержание рабочих программ по дисциплинам, требования к их освоению, подходы к оценке образовательных достижений обучающихся, требования к организации самостоятельной работы студентов, к созданию условий для построения индивидуального образовательного маршрута. Для обеспечения качественного учебного процесса преподавателям необходимо самостоятельно разрабатывать различные учебно-методические материалы.
Анализ состояния математической подготовки студентов промышленно-экономического колледжа позволяет выявить следующие проблемы:
- несовершенство образовательных программ;
- отсутствие учебников, полностью отвечающих требованиям к уровню подготовки студентов и учитывающих специализацию;
- неполноценность методического обеспечения дисциплины;
- отсутствие методики оценки качества обучения в соответствии с компетентностным подходом;
- слабая ориентированность математической подготовки (на практике - фактически ее полное отсутствие), специалистов среднего звена на особенности и характер их профессиональной деятельности. Это свидетельствует о необходимости разработки
методического обеспечения процесса обучения математике при подготовке специалистов технического профиля, направленных на реализацию современных требований к уровню профессионально-ориентированной математической подготовки будущих техников.
Список литературы
1. Башмаков, М. И. Примерная программа учебной дисциплины «Математика для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования» [Электронный ресурс]/ М.И. Башмаков, А.Г. Лукан-кин. М.: ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008. http://www.morb.ru/professional/spo/prog/mat.doc - 24с.
2. Болотов, В.А., Седова Е.А., Ковалева Г.С. /Состояние математического образования в РФ [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, Е.А. Седова, Г.С. Ковалева
//Интернет-журнал Проблемы современного образования. - №6. - 2012/ http://www.pmedu.ru
3. Кашинцева, Л.Н. Математическая подготовка студентов колледжа в условиях внедрения новых образовательных стандартов [Текст] / Л.Н. Кашинцева //Научный поиск. - 2012. - №4.4. - С. 21-23.
4. Математика [Электронный ресурс] // Аналитический отчет о результатах ГИА-9 2012 г. // www.fipi.ru: сайт. - Режим доступа: http://www .fipi.ru /view / sections/138/docs/625.html (дата обращения: 11.12.2012). - 54с.
НОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПАРАДИГМА? (РАЗМЫШЛЕНИЯ ЛИНГВИСТА-ПРЕПОДАВАТЕЛЯ НА СТЫКЕ ЛИНГВИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ)
Крюкова Ольга Павловна
Доктор филологических наук, старший научный сотрудник, Российский государственный социальный
университет, г. Москва, Профессор кафедры английской филологии
A NEW EDUCATIONAL PARADIGM? (SOME CRITICAL THINKING AT THE JUNCTURE OF LINGUISTICS AND COMPUTER SCIENCE) Kryukova Olga, Doctor of Philology, senior researcher, Russian State Social university, Moscow, Professor of the Department of English Philology АННОТАЦИЯ
Статья содержит анализ возможных последствий от планируемого внедрения интеллектуальных методов и практик информатизации в исследовательскую работу студентов и преподавателей - лингвистов. Как полезный практический предварительный шаг предлагается идея разработки ручного прототипа экспертной системы. ABSTRACT
The article contains analysis of the consequences of the planned introduction of intellectual methods and techniques into research activities of teachers and students of Dept. of Linguistics. As a useful preliminary step the author suggests developing a manual prototype of an expert system.
Интеллектуальная модель знаний; экспертная система; представление знаний; ручной прототип ЭС. Intellectual knowledge model; expert system; knowledge representation; manual prototype of expert system.
Система образования России вступает на путь глубоких изменений. И свидетельства тому мы получили недавно из материалов стандартов ГОСТ ВПО для лингвистов- бакалавров по направлению подготовки 45.03.03, которые говорят о том, что предусмотрена глубокая информатизация и автоматизация учебного процесса, переход на путь обучения с использованием моделей знаний искусственного интеллекта. Это очевидно из требований к подготовленности студентов - бакалавров к участию в разработке и проектировании интеллектуальных информационных систем [6, с. 4-6 ]. Одним из типов интеллектуальных систем являются экспертные системы (далее ЭС), носители моделей знаний искусственного интеллекта (далее ИИ), также указанные в стандарте в связи с целями проектирования и разработки.
Экспертная система (ЭС, англ. expert system) — компьютерная система, способная частично заменить специалиста-эксперта в разрешении проблемной ситуации. В информатике экспертные системы рассматриваются совместно с базами знаний как модели поведения экспертов в определенной области знаний с использованием процедур логического вывода и принятия решений, а базы знаний — как совокупность фактов и правил логического вывода в выбранной предметной области деятельности. [7]
Ориентация на интеллектуальные системы -новый цивилизационный виток развития, когда научное сообщество (в лице кибернетиков, прикладных математиков, программистов и специалистов) учится и начинает про-мышленно переносить мышление человека на компьютерные носители, создавая интеллектуальные системы уже вне или без человека и реализовывать управление знаниями в практической деятельности человека. Процесс этот широкомасштабен, имеет глобальный характер, и курс на глубокую информатизацию и интеллектуализацию обучения в России, где ЭС были выделены как «стратегическое направление развития» не является сегодня случайным. Вот немного истории, и мы начнем с цитаты программного документа «Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации» [2], разработанного еще в 1998 году. Авторы Концепции пишут: "К критическим технологиям федерального уровня отнесены методы и средства искусственного интеллекта. В настоящее время в этом направлении практические успехи и конкретные ИР связывают в основном с экспертными системами (ЭС), т.е. с программными системами, которые используют экспертные знания для обеспечения высокоэффективного решения задач в узкой предметной области. Наибольшее распространение в последнее время получили интегрированные ЭС, объединяющие