Научная статья на тему 'Организация самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения курса "Культура толерантности"'

Организация самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения курса "Культура толерантности" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
45
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ / CULTURE OF TOLERANCE / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDIVIDUAL WORK / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / УЧЕБНЫЙ КУРС / СЕМИНАРСКИЕ ЗАНЯТИЯ / SEMINARS / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ / INDIVIDUAL TASKS / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Светлана Викторовна

В статье раскрывается сущность понятия «самостоятельная работа»; определены основные формы и виды самостоятельной деятельности студентов; выявлены критерии данного качества личности; представлен комплекс заданий для самостоятельной работы студентов-бакалавров и алгоритм их действий при освоении учебного курса «Культура толерантности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of Independent Work of Bachelors in Process of Studying the Course “Culture of Tolerance”

The article deals with the meaning of term “Individual Work”; the main types, forms and criteria of students’ individual work are defined; the system of tasks for studentsindividual work in teaching “Culture of Tolerance” and the algorithm of implementation are developed.

Текст научной работы на тему «Организация самостоятельной работы бакалавров в процессе изучения курса "Культура толерантности"»

20///.3

С. В. Казакова

УДК 378: 371.322.2

ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ БАКАЛАВРОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА «КУЛЬТУРА ТОЛЕРАНТНОСТИ»

С амостоятельная работа студентов -одна из важных составляющих учебного процесса в высшем учебном заведении. Самостоятельная работа, по мнению большинства ученых, представляет собой деятельность, совершаемую собственными силами, без посторонней помощи (М. Г. Гарунов, Б. П. Есипов, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, П. И. Пидка-систый, Л. М. Фридман и др.) [2; 3; 4; 6]. В ФГОС ВО самостоятельная работа трактуется как учебная, научно-исследовательская и общественно значимая деятельность студентов, направленная на развитие общих и профессиональных компетенций, которая осуществляется без непосредственного участия преподавателя, хотя и направляется им. Данный вид деятельности позволяет сформировать у будущих специалистов такие качества, как инициативность, любознательность, целеустремленность, умение достигать поставленные цели, самостоятельность мышления, творческий подход к любому делу.

Цель статьи - рассмотреть возможные формы и виды самостоятельной деятельности студентов в процессе обучения, познакомить с комплексом заданий для студентов-бакалавров при освоении учебного курса «Культура толерантности».

Самостоятельность - важное качество личности. Оно включает в себя волевую, интеллектуальную, практическую и творческую деятельность. Самостоятельность формиру-

ется на всех этапах обучения. Особое значение формированию самостоятельности придается в высших учебных заведениях, в частности в вузах, готовящих педагогические кадры.

Самостоятельная работа как обязательный компонент деятельности студента разрабатывается к любому учебному курсу педагогического вуза, исключением не является и дисциплина «Культура толерантности».

Толерантность (с лат. Швгапйа - терпение, терпимость) - «качество культуры (нравственной правовой, политической) каждого общества, любого социального слоя, каждого гражданина, не взирая на пол, возраст, этническую, конфессиональную или расовую принадлежность» (М. П. Мчедлов) [5, с. 9]. Следовательно, учебный курс «Культура толерантности» направлен на формирование у студентов способности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Целью самостоятельной работы студентов является овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками по профилю изучаемой дисциплины, освоение опыта исследовательской деятельности. К задачам самостоятельной работы студентов при освоении курса мы отнесли:

- освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине (освоение лекционного курса, а также отдельных тем программы курса, отдельных вопросов тем программы курса и т. д.);

- закрепление знаний теоретического материала, используя необходимый инструментарий, практическим путем (выполнение специальных заданий);

- освоение понятийного аппарата дисциплины.

Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как единство двух форм: самоконтроля и самооценки студента; контроля и оценки со стороны преподавателя [1]. Самостоятельная работа студентов делится на два вида: аудиторная и внеаудиторная [1].

Аудиторная самостоятельная работа студентов организуется преподавателем и проходит под его непосредственным контролем. Данный вид самостоятельной работы предполагает выдачу студентам групповых или индивидуальных заданий для последующего выполнения.

Внеаудиторная самостоятельная работа -планируемая учебная, учебно-исследовательская работа бакалавров, выполняемая во внеурочное время по заданию и при методическом руководстве и консультативной помощи преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента, ее объем определяется учебным планом.

Мы определили следующие критерии оценивания результатов самостоятельной работы:

- уровень освоения учебного материала;

- умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме;

- обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный вопрос;

- оформление отчетного материала в соответствии с заданными преподавателем требованиями.

Самостоятельная работа студентов при освоении учебного курса «Культура толерантности» представлена такими формами, как «Подготовка к практическим (семинарским) занятиям», «Анализ научных источников по темам курса», «Составление опорных конспектов»; «Выполнение индивидуальных заданий».

«Выполнение индивидуальных заданий» в процессе изучения учебного курса «Культура толерантности» представлена следующей серией заданий.

Задание № 1. Соотнесение понятий «толерантность» и «интолерантность»

Алгоритм действий студентов:

1. Ознакомьтесь с предложенными научными источниками, найдите и выпишите несколько определений понятий «толерантность», «интолерантность». Выберите те определения, которые наиболее точно раскрывают сущность данных терминов.

2. Определите основные функции толерантности.

3. Перечислите виды толерантных отношений.

4. Назовите критерии определения уровня толерантности/интолерантности, дайте ха-актеристику каждому из критериев.

5. Дайте характеристику уровням толе-рантности/интолерантности.

6. Перечислите возможные механизмы формирования толерантной личности.

Задание № 2. Соотнесение понятий «глобализация», «регионализация», «идентичность», «интеграция», «поликультурность», «мультикультурализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация»

Алгоритм действий студентов:

1. Воспользуйтесь предложенной научной литературой, раскройте сущность понятий «глобализация», «регионализация», «интеграция», «поликультурность», «мультикуль-турализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация». Найдите и выпишите наиболее точные определения данных понятий.

2. Разведите понятия «глобализация», «регионализация», «идентичность»; «поликультурность», «мультикультурализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация».

3. Найдите точки соприкосновения понятий «глобализация», «регионализация», «интеграция», «поликультурность», «мультикуль-турализм», «толерантность», «межкультурная коммуникация».

4. Перечислите нормы и правила поведения людей в поликультурном обществе.

Задание № 3. Анализ религиозных учений на предмет общечеловеческих ценностей и перспективы сотрудничества

Алгоритм действий студентов:

1. Изучите предложенные источники, выявите сущность и специфику основных религиозных учений - христианства, ислама, буддизма - и их направлений.

2. Найдите точки соприкосновения трех основных религий, выявите перспективы сотрудничества и коммуникации между людьми разных религиозных воззрений.

Задание № 4. Анализ зарубежных и отечественных нормативных документов, регу-

20///.3

лирующих толерантные отношения в обществе

Алгоритм действий студентов:

1. Познакомьтесь с международной законодательной базой, регулирующей отношения в обществе. Найдите законы, законодательные акты и другие нормативные документы, стимулирующие развитие толерантных отношений в мире.

2. Познакомьтесь с отечественными нормативными документами, которые регулируют межнациональные отношения в России.

3. Обозначьте роль международных организаций: ООН, ОБСЕ, Совет Европы - в борьбе с дискриминацией.

4. Подумайте, какие еще законы необходимо ввести, чтобы снизить уровень межнациональной, межконфессиональной агрессии в мире.

Рекомендуемые к изучению нормативные документы: Международный пакт о гражданских и политических правах (16.12.1966 г.); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966 г.); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (21.12.1965 г.); Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него (09.12.1948 г.); Конвенция о правах ребенка (20.11.1989 г.); Конвенция о статусе беженцев (1951 г.); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (18.12.1979 г.); Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убеждений (25.11.1981 г.); Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам (18.12.1992 г.); Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (09.12.1994 г.); Венская декларация и Программа действий Всемирной конференции по правам человека (25.06.1993 г.); Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках (27.11.1978 г.); Конвенция и рекомендация ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования (14.12.1960 г.); Декларация принципов толерантности, утвержденная резолюцией 5.61 на Генеральной

конференции ЮНЕСКО (16.11.1995 г.); Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.); Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях» (26.09.1997 г.); Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» (25.07.2002 г.); Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (25.08.2001 г.); Региональная «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепление толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 г.» (постановление правительства Санкт-Петербурга № 848 от 11.07.2006); Городская программа толерантности «Москва на пути к культуре мира: формирование установок толерантного сознания, профилактика экстремизма, воспитание культуры мира» (20022004 гг.), «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности культуры мира и согласия» (2005-2007 гг.) от 09.08.2005 г. № 602-ПП; Городская целевая программа «Столица многонациональной России» (2008-2010 гг.) от 04.12.2007 г. № 1050-ПП.

Задание № 5. Анализ СМИ и интернет-ресурсов на предмет развития толерантности в обществе и отношения к ней граждан

Алгоритм действий студентов:

1. Ознакомьтесь со статьями и телепередачами по вопросам развития толерантности в обществе, предложенными в отечественных и зарубежных средствах массовой информации и интернет-ресурсах.

2. Произведите анализ данных источников с позиций плюсов и минусов формирования толерантных отношений между людьми с разными культурными и религиозными взглядами, а также трудностей, которые могут возникнуть в процессе развития межкультурных коммуникаций.

Задание № 6. Анализ методолого-теоре-тических оснований поликультурного образования

Алгоритм действий студентов:

1. Воспользуйтесь предложенной научной литературой, соотнесите понятия «обра-

зование», «поликультурное образование», определите место и роль поликультурного образования в системе образования, выделите специфику поликультурного образования.

2. Раскройте сущность аккультурацион-ного подхода к пониманию поликультурного образования (концепцию многоэтнического образования, концепцию бикультурного образования).

3. Определите специфику диалогового подхода к пониманию поликультурного образования (концепцию диалога культур, дея-тельностную концепцию поликультурного образования).

4. Раскройте сущность социально-психологического подхода к пониманию поликультурного образования (концепцию антирасистского воспитания, концепцию «культурных различий», концепцию социального обучения).

Задание № 7. Анализ законодательной базы поликультурного образования

Алгоритм действий студентов:

1. Познакомьтесь с нормативными документами, которые регулируют поликультурное образование в Российской Федерации.

2. Выявите цель, задачи, основные принципы и приоритеты поликультурного образования в России.

3. Подумайте, какие еще законы или законодательные акты необходимо ввести, чтобы повысить эффективность отечественного поликультурного образования.

Рекомендуемые к изучению нормативные документы: Установочный документ ЮНЕСКО «Образование в многоязычном мире» (октябрь 2002 г.); Конституция Российской Федерации (12.12.1993 г.); Концепция государственной национальной политики Российской Федерации (15.06.1996 г.); Закон Российской федерации «Об образовании» (29.12.2012 г.); Закон Российской федерации «О языках народов РФ» (25.10.1991 г.); Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года (04.10.2000 г.); Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации (03.08.2006 г.); Концепция духовно-нравственного развития

и воспитания личности гражданина России (2009 г.); Проект Концепции поликультурного образования в России (2010 г.).

Задание № 8. Анализ становления и развития поликультурного образования в России и за рубежом

Алгоритм действий студентов:

1. Раскройте сущность поликультурного образования в Соединенных Штатах Америки.

2. Раскройте сущность поликультурного образования в странах Западной Европы. Обозначьте основные идеи поликультурного образования во Франции, Англии, Германии.

3. Выявите специфику становления и развития поликультурного образования в России.

Задание № 9. Анализ моделей поликультурного образования

Алгоритм действий студентов:

1. Обратитесь к предложенной литературе, обозначьте типы монокультурного образования (универсальное образование; ассимилятивное образование, сегрегационного образование, компенсаторное образование; транскультурное образование), раскройте сущность и специфику каждой модели монокультурного образования.

2. Обратитесь к предложенной литературе, познакомьтесь с моделями поликультурного образования (толерантное образование, культурный плюрализм; многокультурные знания, межкультурное образование).

3. Подумайте, какие модели образования превалируют в школах Российской Федерации.

4. Обоснуйте необходимость внедрения поликультурного образования в отечественное образование, докажите эффективность его воздействия.

Задание № 10. Анализ анкет и тестов по выявлению уровня межэтнической толерантности

Алгоритм действий студентов:

1. Познакомьтесь с предложенными анкетами и тестами по выявлению уровня межэтнической толерантности, проанализируйте их на предмет валидности.

2. Проанализируйте предложенные анкеты и тесты на предмет корректности задавае-

20///.3

мых вопросов. Выделите те вопросы, которые вызывают сомнение, подумайте, почему такие вопросы нельзя вставлять в тест или анкету.

3. Выявите с помощью предложенных анкет и тестов собственный уровень межэтнической толерантности.

Задание № 11. Составление анкет, выявляющих уровень сформированности межэтнической толерантности обучающихся

Алгоритм действий студентов:

1. Изучите правила составления анкет.

2. Познакомьтесь с предложенными анкетами по выявлению уровня межэтнической толерантности.

3. Составьте собственную анкету, позволяющую проверить уровень межэтнической толерантности у детей.

4. Проверьте данную анкету на валидность и надежность.

Задание № 12. Составление тестов, выявляющих уровень сформированности межэтнической толерантности обучающихся

Алгоритм действий студентов:

1. Изучите правила составления открытых и закрытых тестов.

2. Познакомьтесь с предложенными тестами по выявлению уровня межэтнической толерантности.

3. Составьте собственный тест, позволяющий проверить уровень межэтнической толерантности у детей.

4. Проверьте данный тест на валидность и надежность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Задание № 13. Анализ жизненных ситуаций и прогнозирование вариантов развития событий

Алгоритм действий студентов:

1. Проанализируйте предложенные жизненные ситуации.

2. Спрогнозируйте варианты развития жизненных событий.

3. Предложите наиболее правильное, на ваш взгляд, решение жизненной ситуации, обоснуйте свой выбор.

Задание № 14. Разработка и инсценирование жизненных ситуаций с целью разрешения межнациональных конфликтов и усиления межкультурных взаимосвязей

Алгоритм действий студентов:

1. Придумайте или вспомните жизненную ситуацию, связанную с межнациональными конфликтами (можно инсценировать данную ситуацию и провести ролевую игру).

2. Подумайте, что послужило причиной конфликта.

3. Проанализируйте, каким способом можно было бы избежать конфликта. Обоснуйте свой ответ.

4. Предложите наиболее правильный вариант разрешения данной конфликтной ситуации. Обоснуйте свой выбор.

Задание № 15. Разработка программы воспитательной работы образовательной организации по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений

Алгоритм действий студентов:

1. Зайдите на сайты средних и средних специальных общеобразовательных учреждений г. Екатеринбурга и Свердловской области.

2. Познакомьтесь с планами воспитательной работы данных учреждений и отчетами о внеурочной деятельности.

3. Проанализируйте план воспитательной работы и отчет о воспитательной деятельности каждого из учреждений с позиции формирования толерантных отношений обучающихся.

4. Разработайте программу воспитательной работы образовательной организации по гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений.

Задание № 16. Разработка тематики проектов для обучающихся школы в русле поликультурного образования

Алгоритм действий студентов:

1. Подумайте, какие мероприятия можно провести в начальной и основной школе, направленные на укрепление дружбы между обучающимися разных национальностей и этнических групп.

2. Составьте список тем проектов, которые можно реализовать в учебном учреждении в рамках поликультурного образования.

Задание № 17. Разработка плана-проспекта внеурочного мероприятия с обучаю-

щимися, направленного на развитие позитивных межэтнических отношений

Алгоритм действий студентов:

1. Познакомьтесь с методической литературой по формированию толерантных отношений между обучающимися, проанализируйте качество воспитательных мероприятий, предложенных в ней.

2. Разработайте план-проспект внеурочного мероприятия (классный час, мероприятие развлекательного характера, организация спортивных игр и театрализованных действий, беседа с обучающимися и т. д.), направленных на развитие позитивных межэтнических отношений.

Задание № 18. Анализ методов и форм реализации поликультурного образования. Разработка примеров использования данных способов формирования поликультурного сознания в деятельности преподавателя образовательных учреждений

Алгоритм действий студентов:

1. Проанализируйте современные учебники по педагогике и статьи ведущих зарубежных и отечественных педагогических деятелей, и методистов по вопросам воспитания подрастающего поколения.

2. Отберите те методы, приемы и формы работы с детьми, которые можно использовать в рамках поликультурного образования. Выделите из комплекса предложенных средств воспитания наиболее эффективные методы, приемы и формы развития межэтнического сознания, обоснуйте свой выбор.

3. Приведите примеры реализации выделенных методов, приемов и форм работы с детьми в деятельности преподавателя образовательных учреждений.

Задание № 19. Разработка занятия, направленного на развитие дружбы между народами

Алгоритм действий студентов:

1. Познакомьтесь с предложенными разработками урочных и внеурочных мероприятий, направленных на формирование толерантных отношений между людьми разных национальностей.

2. Подумайте, какое бы Вы провели занятие с детьми, способствующее укреплению

дружбы между народами, придумайте данному мероприятию название, сформулируйте цель, задачи, планируемые результаты занятия.

3. Разработайте технологическую карту и конспект занятия: подумайте, на формирование каких конкретных качеств личности школьника оно направлено, составьте подробный план реализации данного занятия, опишите алгоритм действий обучающихся и педагога, продумайте возможные риски.

Самостоятельная работа студентов - важная составляющая высшего педагогического образования. Она направлена на формирование таких качеств личности будущих педагогов, как инициативность, любознательность, целеустремленность, умение достигать поставленные цели, самостоятельность мышления, творческий подход к любому делу.

Самостоятельная работа как обязательный компонент деятельности студента разрабатывается к любому учебному курсу педагогического вуза. Учебная дисциплина «Культура толерантности», разработанная для бакалавров педагогических вузов, включила следующие формы самостоятельной деятельности студентов: подготовка к практическим (семинарским) занятиям, анализ научных источников по темам курса, составление опорных конспектов, выполнение индивидуальных заданий. Представленный комплекс индивидуальных заданий, специально разработанных к учебному курсу «Культура толерантности», поможет не только качественно освоить предложенную дисциплину, но и повысит уровень самостоятельности студентов педагогических вузов.

АННОТАЦИЯ

В статье раскрывается сущность понятия «самостоятельная работа»; определены основные формы и виды самостоятельной деятельности студентов; выявлены критерии данного качества личности; представлен комплекс заданий для самостоятельной работы студентов-бакалавров и алгоритм их действий при освоении учебного курса «Культура толерантности».

Ключевые слова: культура толерантности, самостоятельная работа, студенты, учеб-

20///.3

ный курс, семинарские занятия, индивидуальные задания.

SUMMARY

The article deals with the meaning of term "Individual Work"; the main types, forms and criteria of students' individual work are defined; the system of tasks for students' individual work in teaching "Culture of Tolerance" and the algorithm of implementation are developed.

Key words: culture of tolerance, individual work, students, curriculum, seminars, individual tasks.

ЛИТЕРАТУРА

1. Батыршина А. Р. Технология организации самостоятельной работы студентов // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 9. -С. 82-84.

2. Галицких Е. Организация самостоятельной работы студентов // Высшее образование в России. - 2004. - № 6. - С. 18-22.

3. Пидкасистый П. И. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы / П. И. Пидкастый, Л. М. Фридман, М. Г. Гарунов. - М.: Педагогическое общество России, 1999. - 354 с.

4. Рубаник А. И. Самостоятельная работа студентов // Высшее образование в России. -2005. - № 6. - С. 26-29.

5. Толерантность / общ. ред. М. П. Мче-длова. - М.: Республика, 2004. - 416 с.

6. Тюрикова Г. Организация самостоятельной работы - условие реализации компе-тентностного подхода // Высшее образование сегодня. - 2008. - № 10. - С. 93-97.

Е. В. Везетиу

УДК 371

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СИСТЕМЕ

НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

0 ериод демократизации общества предопределил ряд перспектив в развитии отечественного образования. Одной из перспективных тенденций и обязательным условием реализации федеральных государственных стандартов, в том числе в системе начального образования, является формирование развивающей образовательной среды.

Указанная среда формируется путем создания благоприятных условий для субъектов педагогического процесса, обеспечивает единство действий учителей, обучающихся, родительской общественности и общества в целом путем организации духовной общности, взаимопонимания, взаимодействия и атмосферы сотрудничества. Атмосфера благоприятной среды основывается на доверии, сопереживании, позитивной тональности, определяющей перспективную линию успеха образовательной организации и всех субъектов учебно-воспитательного процесса.

По мнению исследователей образовательной среды в отечественной и зарубежной науке, данная проблема является одной из важнейших в современной педагогике. Решение указанной проблемы ученые связывают с усилением образовательного воздействия на личность обучающегося, поскольку обучение рассматривается в значении первого шага к преобразованию среды современной школы и образовательного пространства государства в целом.

На основе анализа современных исследований в области педагогики, психологии, социологии и ряда смежных наук можно гово-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.