Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского Серия «Филология. Социальные коммуникации» Том 25 (64) № 1. Часть 1.С.154-161.
УДК 300.37
Опыт высших учебных заведений Крыма в развитии мультикультурных ценностей и толерантности через внедрение специального интегрированного курса «Основы добрососедства»
Смирнов О.К.
Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Украина
Cтaтъя посвящена опыту разработки и внедрения в вузах Крыма интегрированного курса «Основы добрососедства» как части более широкого курса «Культура добрососедства», направленного на воспитание социально компетентных и толерантных личностей.
Ключевые слова: межкулътурное образование, мулътикулътурализм, культура добрососедства, социальная и межкультурная компетентность, толерантность, межкулътурная коммуникация.
Постановка проблемы. Существует большое разнообразие образовательных подходов, направленных на достижение взаимного уважения, взаимопонимания и толерантности в поликультурном обществе: обучение правам человека, обучение разнообразию, межкультурное и поликультурное образование, гражданское образование и другие. Хотя не существует универсальной модели.
Актуалъностъ. Несмотря на фактическое культурное, этническое и конфессиональное многообразие в стране, украинцы не желают принимать мир во всем его многообразии. На протяжении многих десятилетий формировались предрассудки и стереотипы в отношении меньшинств Крыма. Мы часто встречаем слепую убежденность большинства в личной правоте и их заметное отвращение к другим культурам, языку, религии, а также людям, которые выражают иное мнение. Вот почему некоторые опросы общественного мнения показывают рост этнической нетерпимости во всех регионах Украины. В многонациональном Крыму проблема стоит еще острее, так как ксенофобия и нетерпимость здесь часто проявляются в агрессии.
Инфраструктура образования в Украине плохо подготовлена к поликультурной среде, когда реально существующее культурное разнообразие явно недооценивается, а иногда рассматривается как тормоз на пути национальной консолидации, система обучения преподавателей не готовит их для работы в полиэтнических аудиториях со студентами, различными по этническому происхождению и / или различной способностью к обучению; этноцентрическаяидеология построения государства доминирует в учебных программах и учебниках.
Одним из ярких примеров негативных тенденций в обществе на уровне молодежи могут быть результаты исследования, проведенного Информационно-исследователь-
ским центром «Интеграция и развитие» и Таврической группой медиации в 2002 и 2005 годах. Результаты показали, что молодежь проявляет ксенофобию и нетерпимость к представителям 12 этнических групп из 14 предложенных [2, с.44-52].Крым является одним из поликультурных регионов Украины, и поэтому одним из актуальных и важных задач образования становится формирование у детей и молодежи личностных качеств, знаний, умений и навыков, способствующих конструктивному доброжелательному общению и, в целом, становлению культуры добрососедства.
Цель статьи - презентация опыта разработки и внедрения в вузах Крыма интегрированного курса «Основы добрососедства» как части более широкого курса «Культура добрососедства», направленного на воспитание социально компетентных и толерантных личностей.
Согласно проекту Концепции гражданского образования в Украине, одними-изприоритетных принципов являются: «культуровщповщшсть, яка передбачае врахування у змют громадянсько! освгги етнонацюнального, регюнального культурного i звичаевого контексту...», «полшультуршсть, яка означае наповнешсть громадянсько! освгги щеею ушверсальносп прав людини, а також щеею етнокуль-турного розма!ття Укра!ни, Свропи, св^у, правово! рiвностi нацюнальних культур; передбачае виховання особистост на засадах мiжетнiчно! толерантности поваги до представниюв iнших культур; означае практичну реалiзацiю прав представникiв укра!нсько! наци, шших етнiчних спiльнот на розвиток i збереження свое! мови, культурно! самобутност у контекстi формування укра!нсько! полiтично!' наци»; та «плюралiзм, який означае виховання поваги до засад пол^ично!, щеолопчно!, етнонацiонально!, расово! рiзноманiтностi; уникнення екстремiстських поглядiв i поведшки у життi колективу, виховання толерантного ставлення до рiзних свiтоглядних, пол^ичних доктрин, релiгiйних переконань, до дiяльностi рiзних молодiжних громадських органiзацiй; виховання усвщомлення неприйнятностi будь-якого полiтичного екстремiзму» [3, с.2].
Понятно, что так называемые "одноразовые" мероприятия, такие как фестивали дружбы и отдельные занятия, посвященные толерантности, в большинстве не приводят к желаемым результатам. Для того чтобы толерантность становилась частью жизни, требуется использование систематического и целенаправленного подхода с применением инновационных методов обучения. Хорошо, что последние опросы крымчан свидетельствуют о том, что «около половины респондентов считают интересным и полезным изучение других культур. Лишь 16,4% респондентов не считают обязательным или интересным изучение культуры других национальностей, еще 26,2% интересуются культурами других национальностей, но только в рамках школьной программы » [4, с. 80].
Спецкурс «Основы добрососедства» для студентов высших учебных заведений является логическим продолжением программ учебного курса «Культура добрососедства» для общеобразовательных учебных заведений, утвержденных решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 27.12.2006 г. № 8-6, и региональной программы «Крымский веночек», утвержденной решением коллегии Министерства образования и науки Автономной Республики Крым от 22.08.2004 г. № 6-4, которые на протяжении нескольких лет проходили апробацию в учебных заведениях Автономной Республики Крым [1, с.3-6]. Программа специального курса «Основы добрососедства» разрабатывалась членами творческой группы, созданной согласно приказу Министра образования и науки АРК
от 26.01.2007 г. № 35. Подготовленнаяпрограмма «Основы добрососедства», которая является завершающей частью сквозного курса «Культура добрососедства», была утверждена решением коллегии МОН АРК от 25 апреля 2007 г. № 2/14. Согласно письму Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины от 12 июня 2007 г. № 1.4/18-1306, все программы прошли научно-методическую экспертизу и были рекомендованы к использованию в общеобразовательных учебных заведениях Украины. Апробация данного спецкурса, согласно приказу МОН АРК от 09.08.2007 г. № 393, проводилась в 4-х вузах автономии: РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта), Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, КРВУЗ «Ялтинский медицинский колледж», КРВУЗ «Феодосийский политехнический техникум». Для педагогов этих вузов в сентябре 2007 был проведен соответствующий методический семинар, они были обеспечены необходимым учебно-методическим материалом, а также анкетами для проведения перед началом курса входного психологического мониторинга.
14 марта 2008 на базе Крымского гуманитарного университета (г. Ялта) состоялся круглый стол по обсуждению итогов апробации программы «Основы добрососедства» за период с сентября 2007 по март 2008 года. В результате обсуждения итогов проведенного анкетирования, фокус-групп и выступлений педагогов-практиков участники круглого стола признали апробацию спецкурса «Основы добрососедства» успешной и рекомендовали широкое внедрение данного курса в вузах автономии. На выполнение рекомендаций, содержащихся в письме Института инновационных технологий и содержания образования МОН Украины от 13 апреля 2007 г. № 1.4/17523, а также принимая положительные результаты проведенной в 2007/2008 учебном году апробации курса «Основы добрососедства», в 2008/2009 г. началось его внедрение в вузах автономии. Был проведен учебный семинар-тренинг по курсу «Основы добрососедства» под эгидой МОН АРК и при содействии ИПЦ «Интеграция и развитие» на базе Информационно-методического центра межкультурного просвещения и толерантности при Крымском этнографическом музее. Кроме того, некоторые вузовские педагоги и завучи по воспитательной работе по собственной инициативе также приняли участие в семинарах-тренингах по методике работы со взрослыми в рамках курса «Культура добрососедства», организованных ИВЦ «Интеграция и развитие», что позволило повысить уровень их методической подготовки.
Главная цель курса: формирование у студентов — будущих специалистов — социальной компетентности, соответствующей представлениям о перспективах развития Крыма как поликультурного региона, становление современных, позитивно мыслящих и толерантных людей, сознательных граждан и патриотов Крыма и Украины, хорошо знакомых с родным краем, стремящихся и умеющих ответственно управлять его жизнедеятельностью, сохранять и приумножать его природный, экономический и культурный потенциал.
Задачи курса:
- формирование ответственного и уважительного отношения к родному краю как основополагающего элемента воспитания патриота Украины;
- привитие устойчивого интереса к истории, культуре, жизни, проблемам региона и формирование установки на конструктивную деятельность по развитию, совершенствованию и улучшению родного края;
- повышение социальной компетентности и ответственности молодежи за благополучие родного края как неотъемлемой составляющей гражданственности;
- развитие чувствительности к многообразию культурных особенностей субъектов современного мира;
- развитие критического мышления, обеспечивающего формирование личностной позиции, умения продуцировать новые конструктивные идеи;
- знакомство с этноконфессиональными особенностями населения полуострова: традициями, обычаями, языками, этикетом;
- привитие навыков конструктивного взаимодействия с представителями различных этносов, проживающих в АРК;
- содействие формированию зрелых и научно обоснованных представлений об этническом сознании и самосознании, этнической идентичности, этнических установках и стереотипах;
- приобщение студентов к охране духовных святынь, памятников истории и культуры;
- распространение среди молодежи знаний, умений и навыков распознавания конфликтной ситуации, ее предотвращения или разрешения ненасильственным путем.
Курс базируется на обобщении теоретических разработок, существующих в профессиональной литературе, носит проблемный и прикладной характер, призван дать студентам необходимые знания, умения и навыки в сфере межкультурного взаимодействия, развить способность анализировать межкультурную ситуацию, эффективно ею управлять, принимать ценность многообразия мнений и позиций. Студенты научатся понимать важность культурных различий в межнациональном контексте, распознавать различные отношения ко времени и пространству, информации, принятию решений и лидерству. Курс позволит развить навыки распознавания и критического отношения к стереотипам и предрассудкам по отношению к ценностям других культур на основе знаний об особенностях географической среды, истории, лингвокультурной ситуации Крыма, традиционной культуры этносов Крыма.
Межпредметные связи спецкурса: философия, история, религиоведение, краеведение, география, экология, этнология, этническая и социальная психология, педагогическая психология, педагогика, конфликтология, филология, лингвокультуроло-гия, межкультурная коммуникация.
Структура и содержание спецкурса:
Всего 54 часа. Из них 34 часа — аудиторные занятия (16 часов лекции, 18 часов — семинары-практикумы), 18 часов — самостоятельная работа, 2 часа — зачёт.
Предполагается работа по модульной системе:
1) Модуль 1. Методологические принципы курса «Основы добрососедства» (всего 16 аудиторных часов: 4 часа лекция, 12 часов — три семинара-практикума по 4 часа каждый).
2) Модуль 2. Содержательные принципы курса «Основы добрососедства» (всего 18 часов: 10 часов лекции, 8 часов — два семинара-практикума по 4 часа каждый).
Форма контроля: зачёт.
№ Виды учебных занятий Количество часов Темы и учебные вопросы
Модуль 1. Методологические принципы курса «Основы добрососедства»
1 Лекция 1 4 Тема 1. Концепция спецкурса «Основы добрососедства»
2 С/практ. 1 4 Тема 2. Аксиологические основания конструктивного общения в поликультурном регионе
3 С/практ. 2 4 Тема 3. Конфликт и способы его разрешения
4 С/практ. 3 4 Тема 4. Формирование этнической толерантности и навыков конструктивного общения в полиэтничной среде
Модуль 2. Содержательные принципы курса «Основы добрососедства»
5 Лекция 2 2 Тема 5. Природа Крыма и традицион-ная деятельность населения
6 Лекция 3 2 Тема 6. История Крыма в памятниках истории и культуры
7 С/практ. 4 4 Тема 7. Крым гостеприимный
8 Лекция 4 2 Тема 8. Религии в Крыму
9 Лекция 5 4 Тема 9. Идентичности и традиционные культуры этносов Крыма. Межэтнические коммуникации.
10 С/практ. 5 4 Тема 10. Маркеры культуры: язык, этикет, фольклор
Преподавание базируется на следующих основных принципах: равенства всех людей независимо от их статуса, пола, национальности, религиозной принадлежности или продолжительности проживания в Крыму; диалога культур, плюрализма мнений по вопросам этногенеза и этнической истории; творческой организации учебного процесса; максимального привлечения студентов в практическую деятельность по
изучению родного края, через участие в повседневной жизни крымской автономии, своего города, села, общины; тесного сотрудничества с общественными организациями и ассоциациями, которые представляют разные этнические группы.
Мониторинг ситуации на основании проведенного анкетирования и фокус-групповых интервью по проблемам внедрения курса «Основы добрососедства» в вузах Крыма I-IV уровней аккредитации позволил выявить следующее:
1. Курс «Основы добрососедства» в вузах Крыма преподается:
а) отдельным предметом, например, у студентов-историков в РВУЗ «КГУ» (г.Ялта), студентов-аграриев в ЮФ «КАТУ» НАУ, студентов-психологов в ТНУ им. В.И. Вернадского;
б) в сокращенном и адаптированном виде, например, в Крымском агропромышленном колледже НАУ, Феодосийском политехническом техникуме, на отделении подготовки младших специалистов Крымского института информационно-полиграфических технологий;
в) в виде отдельных блоков в рамках других курсов, например, в Севастопольском национальном университете ядерной энергии и промышленности, Симферопольском техникуме железнодорожного транспорта;
г) в виде кураторских часов, например, Симферопольском колледже Киевского национального университета им. В. Гетьмана, в Ялтинском медицинском колледже, Симферопольском автотранспортном техникуме, Симферопольском техникуме радиоэлектроники.
Практика показывает, что ведение спецкурса только на кураторских часах, недостаточно эффективно, т.е. КПД курса значительно ниже, чем мог бы быть, о чем свидетельствуют и результаты фокус-групп. В связи с этим встает вопрос о:
- необходимости введения этого спецкурса в рабочие учебные планы в варианте, адаптированном к специфике вуза/кафедры, или
- необходимости выделения часов для преподавания хотя бы части программы, как спецкурса, и вынесения некоторых тем на классные часы, либо
- необходимости системного проведения классных часов в объеме не менее 32 часов и обязательного их посещения студентами.
Чем моложе студенты и чем ниже уровень их образовательной подготовки, тем большая существует потребность во введении программы «Основа добрососедства». Таким образом, необходимо обратить особое внимание на вовлечение в процесс внедрения курса «Основы добрососедства» вузов 1-2 уровня аккредитации, в т.ч. ПТУ, техникумов и колледжей ведомственного подчинения.
В процессе внедрения курса педагоги сталкиваются с некоторыми организационными проблемами:
а) с отсутствием часов в вариативной части или не желанием администрации включать данный спецкурс в рабочие учебные планы из-за недопонимания важности и актуальности этого предмета,
б) технической неприспособленностью аудиторий для ведения практических занятий и тренингов по данному курсу,
в) необходимостью дифференцированного оценивания успеваемости студентов по данному предмету, что не просто сделать, учитывая воспитательную направленность и специфику работы по этому инновационному курсу.
3. Опыт преподавания курса «Основы добрососедства» показал, что
а) программа спецкурса «Основы добрососедства» полностью отвечает постав-
ленным целям и задачам, все блоки взаимосвязаны и необходимы. Курс способствует выполнению триединой задачи: образовательной, воспитательной и развивающей.
б) данный спецкурс может и должен преподаваться студентам разных специальностей, не только гуманитарных, но и технических; не в отдельных группах и специализациях, а всему потоку или курсу, поскольку он способствует формированию активной гражданской позиции, патриотизма, толерантности, и шире - социальной компетентности молодежи,
в) чем моложе студенческая аудитория, тем эффективнее может быть работа по данному курсу, поэтому «Основы добрососедства» рекомендуется вводить по возможности в 1-5 семестрах. Эффективность работы по данному курсу также возрастает, если работа ведется в смешанных группах, в которых объединяются студенты разных курсов или же разных специальностей,
г) необходима система в преподавании данного курса, при этом, в процессе адаптации программы «Основы добрососедства» к условиям и потребностям каждого вуза или кафедры, рекомендуется варьировать количество часов, предложенных на конкретные модули, но не их содержание,
д) существует необходимость ломки стереотипов, существующих у некоторых преподавателей вузов относительно форм и методов проведения занятий или кураторских часов по данному спецкурсу. В процессе преподавания курса рекомендуется начинать с содержательной части курса, а затем переходить к методологической; формировать и усиливать мотивацию студентов, уделять больше внимания практической отработке полученных ими знаний; уходить от школярства и шире применять принципы работы со взрослыми, активно использовать интерактивные формы работы, метод проектов, тренинги;
е) достаточно остро стоит проблема систематизации и структурирования материалов для преподавателей, издания методических указаний для студентов, проведения более длительных методических семинаров-тренингов.
Список литературы
1. Культура добросусщства: програми штегрованого курсу i методичш рекомендаци для навчальних заклащв Автономно! Республши Крим i м. Севастопо-ля/[за ред.М. А. Араджионi]. - 2-е вид., випр., доповн. - К.: 1111 «Золот ворота», 2011. - 142+184с. - Укр., рос.
2. Межэтнические отношения в Крыму: поиск путей раннего предупреждения конфликтных ситуаций: сборник исследований, документов и материалов.-Симфе-рополь: СОНАТ, 2005. - 612 с.
3. Проект концепци громадянсько! освiти, розроблений дослiдницькою гру-пою проекту „Освгга для демократа в Украш", 2000 http://www.khpg.org/index. php?id=976003974.
4. Рiвний доступ до яюсно! осв^и в АР Крим: виклики i перспективи в полiкультурному регiонi / [Ю. А. Тищенко, С. А. Горобчишина, Ю. I. Куркчi [та ш.]; Укр. незалеж. Центр полiт. дослiдж. — К. : Агентство «Украша», 2011. — 112 с.
CMipnoe О.К. Досвщ вищих навчальних закладiв Криму в розвитку муль-тикультурних щнностей i толерантностi через впровадження спещального iнтегрованого курсу «Основи добросусщства» // Учение затем Таврiческого национального yHieepcimema ím. В.1. Вернадского. Серiя «Фiлологiя. Сощальт комум-кацп». - 2012. - Т. 25 (64). - № 1. Частина 1. - С. 154-161.
Статтю присвячено досвiду розробки та впровадження у вишах Криму ттегрованого курсу «Основи добросуадства» як частини бшьш широкого курсу «Культура добросуадства», спрямованого на виховання сощально компетентних i толерантних особистостей.
Ключовi слова: мiжкультурна освта, мультикультуралiзм, культура добросуадства, сощальна та мiжкультурна компетенттсть, толеранттсть, мiжкультурна комуткащя
Smirnov О. The Experience of Crimean Higher Education Institutionsin the Promotion ofMulticultural Valuesand Tolerance through the Introduction of the Special Integrated Course "Basics of Good Neighborhood" // Uchenye zapiski Tavricheskogo Natsionalnogo Universiteta im. V.I. Vernadskogo. Series «Filology. Social communications». - 2012. - V.25 (64). - № 1. Part 1. - P. 154-161.
The article deals with the development and implementation experience in higher education institutions of Crimeaof the special integrated course ".Basics of Good Neighborhood" as part of a broader course "Culture of Good Neighborhood" aimed at educating socially competent and tolerant individuals.
Keywords: intercultural education, multiculturalism, culture of good neighborhood, social and intercultural competence, tolerance, intercultural communication.
Поступила в редакцию 17.03.2012 г.