УДК 373
М.Ф. Каримов
к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,
Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Г.М. Латыпова учитель математики гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
УЧЕБНОЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК ОСНОВА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Рассмотрены этапы учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений реальности, образующего междисциплинарные связи, проектируемые и реализуемые в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Учебное математическое моделирование объектов, процессов и явлений.
Для большинства населения экономически развитых стран главная ценность математики заключена в ее практических приложениях. Авангард научного сообщества в области естественно-математических дисциплин считает, что наиболее яркие и впечатляющие математические результаты творческой деятельности людей лежат в тех ее областях, которые максимально удалены от всяких практических приложений.
В связи с этим, необходимость изучения в средней общеобразовательной школе учащимися с первого по одиннадцатый классы математики никем открыто не осуждается и основной и единый государственный экзамены по математике воспринимаются людьми как данность, которая должна быть выполнена подрастающим поколением на высоком уровне качества [1].
Учитывая общественную и государственную важность всеобщего освоения учащейся молодежью математики, рассмотрим учебное математическое моделирование действительности с этапами -элементами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулировки выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2] как основу проектирования и реализации междисциплинарных связей в средних общеобразовательных школах.
Эвристические вопросы учителя математики, физики, химии, информатики, помогающие учащимся средних общеобразовательных школ успешно выполнить перечисленные первые этапы учебного математического моделирования природных, технических или технологических объектов, процессов или явлений, в дальнейшем в ходе развития учебного процесса задаются учащимися сами себе самостоятельно, что является признаком успешного освоения субъектами учебной деятельности школьного возраста начал математического моделирования фрагментов природной, технической или технологической действительности.
Дидактический опыт свидетельствует [3] о том, что необходимым условием последовательного повышения уровня учебного математического моделирования объектов, процессов и явлений природы, техники и технологий является хорошее или отличное знание школьниками таких разделов элементарной математики, как натуральные числа и арифметические действия над ними, таблица умножения натуральных чисел, признаки делимости натуральных чисел, арифметические действия с обыкновенными дробями, положительные и отрицательные числа и действия над ними, начальные положения теории множеств, алгебраические величины, формулы квадрата суммы и разности величин, формулы куба суммы и разности
величин, формула квадратов величин, формулы суммы и разности кубов величин, алгебраические свойства степени величин, составление и свойства пропорции величин, свойства числовых неравенств, модуль числа и его свойства, линейная функция, её график и свойства, квадратное уравнение и формула его корней, квадратичная функция и её свойства, решение квадратного неравенства, арифметическая и геометрическая прогрессии, среднее арифметическое и среднее геометрическое величин, единичная числовая окружности плоскости, радианное и градусное измерение угловых величин, формулы длины окружности и площади кругового сектора, определение тригонометрических функций, их области определения и множества значений, основные тригонометрические тождества, графики тригонометрических функций, тригонометрические формулы сложения и вычитания аргументов, классификация и решение тригонометрических уравнений и неравенств, степенная, показательная и логарифмическая функции, геометрические фигуры и преобразования, треугольник, параллелограмм, трапеция, окружность, призма, пирамида, цилиндр, конус, сфера и шар, декартовы координаты на плоскости и в пространстве, производная функции и её механический и геометрический смыслы, применение производной функции в математике, физике и химии, интеграл функции и естественно-математические вычисления с её помощью.
Дидактический опыт проектирование и реализации учебного математического моделирования природной и технической действительности на занятиях по математике, физике, химии и информатике в средней общеобразовательной школе показывает его эффективность в повышении качества обучения учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что учебное математическое моделирование действительности с междисциплинарными связями служит дидактически эффективным средством повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
© Каримов М.Ф., Латыпова Г.М., 2019
УДК 373
М.Ф. Каримов
к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,
Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Э.Р. Махиянова
учитель русского языка и литературы гимназии с. Чекмагуш
с. Чекмагуш, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделен ряд современных проблем обучения учащихся русскому языку на теоретических,