величин, формула квадратов величин, формулы суммы и разности кубов величин, алгебраические свойства степени величин, составление и свойства пропорции величин, свойства числовых неравенств, модуль числа и его свойства, линейная функция, её график и свойства, квадратное уравнение и формула его корней, квадратичная функция и её свойства, решение квадратного неравенства, арифметическая и геометрическая прогрессии, среднее арифметическое и среднее геометрическое величин, единичная числовая окружности плоскости, радианное и градусное измерение угловых величин, формулы длины окружности и площади кругового сектора, определение тригонометрических функций, их области определения и множества значений, основные тригонометрические тождества, графики тригонометрических функций, тригонометрические формулы сложения и вычитания аргументов, классификация и решение тригонометрических уравнений и неравенств, степенная, показательная и логарифмическая функции, геометрические фигуры и преобразования, треугольник, параллелограмм, трапеция, окружность, призма, пирамида, цилиндр, конус, сфера и шар, декартовы координаты на плоскости и в пространстве, производная функции и её механический и геометрический смыслы, применение производной функции в математике, физике и химии, интеграл функции и естественно-математические вычисления с её помощью.
Дидактический опыт проектирование и реализации учебного математического моделирования природной и технической действительности на занятиях по математике, физике, химии и информатике в средней общеобразовательной школе показывает его эффективность в повышении качества обучения учащейся молодежи.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что учебное математическое моделирование действительности с междисциплинарными связями служит дидактически эффективным средством повышения уровня интеллектуального и творческого потенциала учащихся средней общеобразовательной школы.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
© Каримов М.Ф., Латыпова Г.М., 2019
УДК 373
М.Ф. Каримов
к.ф.-м.н,, профессор кафедры высшей математики и физики,
Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Э.Р. Махиянова
учитель русского языка и литературы гимназии с. Чекмагуш
с. Чекмагуш, Российская Федерация
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Выделен ряд современных проблем обучения учащихся русскому языку на теоретических,
практических и внеаудиторных занятиях, проектируемых и реализуемых в средней общеобразовательной школе.
Ключевые слова
Учебное словесное моделирование объектов, процессов и явлений реальности.
Научно-технический и социально-экономический прогресс человеческого общества основано на успешной постановке и решении актуальных теоретических и практических задач людьми с помощью информационного моделирования действительности, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
Основными разновидностями информационного моделирования действительности нами выделяются словесное [2], графическое [3] и математическое [4] моделирования объектов, процессов и явлений природной, технической и социальной действительности.
Русский язык, отражающий реальный мир человека нашей страны, общественное самосознание российского народа и систему его ценностей является основным средством словесного моделирования и формирования научной картины мира в сознании как отдельного человека, так и целого нашего общества.
Выделим, рассмотрим ряд педагогических проблем обучения учащихся русскому языку в младших и старших классах современной средней общеобразовательной школе и обозначим возможные пути их разрешения силами общества, государства, учителей и самих школьников.
Первая педагогическая проблема обучения подрастающего поколения нашей страны русскому языку возникает и разрешается государством в стенах готовящей учительские кадры высшей педагогической школы, выпускающей личности, способные развивать у учащихся стремление к творческому восприятию знаний о действительности, учить их самостоятельно мыслить о постановке и решении задач, полнее реализовывать их познавательные и творческие потребности, повышать их мотивацию к изучению социально-гуманитарных и естественно-математических предметов, поощрять их индивидуальные творческие склонности и естественные дарования.
Вторая педагогическая проблема обучения учащихся средней общеобразовательной школы русскому языку заключена в низком познавательном интересе наших детей к чтению учебной, научно-популярной и художественной литературы, снижающем грамотность и образованность населения.
Вернуть нам статус самой читающей страны в мире помогут следующие мероприятия общественного, государственного и школьного уровней.
1. Классический, академический урок по школьным социально-гуманитарным и естественно-математическим дисциплинам следует в меру разнообразить историческими и игровыми элементами, требующими от учащихся дополнительных знаний, содержащихся в учебной, научно - популярной и художественной литературе.
2. Выделить систематическое и регулярное посещение учащимися школьных, поселковых и городских библиотек как показатель учебной активности молодого поколения школьного возраста.
3. На государственном уровне оптимизировать выпуск и распространение гламурных журналов со смачными картинками и миллионными тиражами, кроссвордов и сканвордов с глупыми вопросами и пошлыми анекдотами.
Третья педагогическая проблема обучения учащихся старших классов средней общеобразовательной школы русскому языку связана с государственным решением задач межкультурной коммуникации народов Российской Федерации. Очевидная всем народам нашей страны взаимосвязь между языком и культурой выделяет хорошее или отличное знание русского языка всеми учащимися средних общеобразовательных школ Российской Федерации как устойчивую площадку идентификации россиян, проводника национальных культур и толерантности народов.
Дидактический опыт свидетельствует [3] о том, что необходимым условием последовательного повышения уровня словесного учебного моделирования объектов, процессов и явлений природы, техники
и общества на русском языке учащимися средних общеобразовательных школ является успешное разрешение выделенных выше педагогических проблем.
Анализ и обобщение изложенного материала позволяют сформулировать вывод о том, что выделение и разрешение педагогических проблем обучения учащихся русскому языку в современной средней общеобразовательной школе есть путь эффективного повышения качества их образования.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Атомистическая исследовательская программа Демокрита и её значение для дидактики химии, физики и языкознания // Башкирский химический журнал. - 2012. - Т.19. - № 3. - С. 67 - 70.
3. Каримов М.Ф., Сайниев Н.С. Дидактическое представление взаимовлияния материальных и информационных технологий // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. -2014. - № 4. - С. 89 - 97.
4. Каримов М.Ф. Учебное и научное информационное моделирование действительности в системе непрерывного образования // Вестник УГНТУ. Наука, образование, экономика. Серия: Экономика. - 2018. - № 3 (25). - С. 152 - 156.
© Каримов М.Ф., Махиянова Э.Р., 2019
УДК37
Ю.В. Моргуненко
студентка 4 курса ДВФУ, г. Уссурийск, РФ Е-mail: Julia.morgunenko.97 @ mail.ru Научный руководитель: О.Е. Кадеева старший преподаватель г. Уссурийск, РФ E-mail: [email protected]
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКИ ДЛЯ БУДУЩИХ
ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
Аннотация
Статья посвящена методикам преподаваний молекулярной физики для будущих преподавателей физики
Добиться максимального усвоения лекционного материала студентами возможно только при наличии вспомогательного материала, то есть необходима демонстрация приборов, установок, моделей, таблиц, графиков и слайдов. Возможна демонстрация непродолжительного эксперимента. Современная проблема сокращения количества часов изучения курса общей физики в технических вузах приводит к тому, что освоить курс физики на достаточно высоком уровне в рамках одного или двух семестров становится практически невыполнимой задачей. Поэтому необходимо задаться вопросом изменения общей программы по физике и формирования особого подхода к самой методике ее преподавания.
Ключевые слова:
физика, методы, задача, решение, применение, упражнения, будущие преподаватели.