положений и правил логики и основанного на практике здравого смысла.
Дидактический опыт изучения учащимися начальной школы основ словесного моделирования действительности показывает её положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников младшего возраста.
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, заключается в том, что систематическое и регулярное словесное моделирование действительности есть необходимый элемент дидактики современной начальной школы. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
4. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
© Каримов М.Ф., Ахмадуллина Л.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов М. Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация Ахметов Р.В.
учитель физической культуры гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СПОРТИВНОЙ МЕТРОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
Рассмотрены дидактические элементы изучения учащимися средней общеобразовательной школы основ спортивной метрологии - междисциплинарной научной и учебной дисциплины.
Ключевые слова Спортивная метрология, междисциплинарные связи физкультуры.
Одной из основных дидактических задач средней общеобразовательной школы является установление и развитие междисциплинарных связей при обучении старшеклассников [1].
Научная и учебная дисциплина - спортивная метрология является дидактическим средством исходного установления и последующего развития связей между физической культурой, математикой, физикой, биологией и психологией, проектируемыми и реализуемыми в современных средних общеобразовательных школах [2].
Одним из вариантов изучения учащимися средней общеобразовательной школы элементов спортивной метрологии на теоретических и практических занятиях по физической культуре [3], математике [4], физике [5], биологии и психологии, нижеследующая последовательность учебных тем.
1. Спортивная метрология как наука об измерении и выражении числами процессов и явлений, происходящих в физической культуре и спорте людей разных поколений.
2. Выделение комплексного контроля в физическом воспитании и спорте людей и использование его результатов в проектировании и реализации подготовки физкультурников и спортсменов предметом спортивной метрологии.
3. Измерение как познавательный процесс сравнения посредством физического или иного эксперимента выделяемой величины с известной величиной, принятой за единицу сравнения.
4. Прямое измерение как измерение, при котором искомое значение величины находится непосредственным сравнением физической или иной величины с её мерой.
5. Косвенное измерение как измерение, при котором искомое значение величины находится по результатам прямых измерений величин, которые связаны с искомой определенной математической зависимостью.
6. Шкала измерений как упорядоченная совокупность значений физической или иной величины, имеющая такие разновидности, как шкала наименований, шкала порядка, шкала интервалов и шкала отношений.
7. Основные измеряемые и контролируемые в спортивной метрологии величины - параметры: физиологические или внутренние, физические или внешние, психологические параметры тренировочной нагрузки и восстановления; параметры качеств силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости; функциональные параметры сердечно-сосудистой и дыхательной систем человека; биомеханические параметры спортивной техники участника физкультурных или спортивных мероприятий; параметры размеров тела физкультурника или спортсмена.
8. Тест в физкультурной или спортивной практике как измерение или испытание, проводимое с целью определения состояния или способностей человека, удовлетворяющий метрологическим требованиям надежности, согласованности и валидности или информативности.
9. Оценка как унифицированный измеритель физкультурных или спортивных результатов и тестов, определяемая подбором шкалы измерений, преобразованием результатов теста в очки (баллы), сравнение полученных баллов с нормами и выводом оценочного итога.
10. Норма спортивной метрологии как граничная величина физкультурного или спортивного результата, на основе которой производится классификация физкультурников и спортсменов.
Дидактический опыт изучения элементов спортивной метрологии на теоретических и практических занятиях по физической культуре в средних общеобразовательных школах показывает её положительное влияние на успешное освоение старшеклассниками школьных курсов математики, физики и биологии.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что проектирование и реализация организованного изучения элементов спортивной метрологии на теоретических и практических занятиях по физической культуре учащимися средних общеобразовательных школ расширяет их возможности в установлении и развитии междисциплинарных связей и повышает уровень их интеллектуального и творческого потенциалов.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Закирова С.И. Учебное информационное моделирование в междисциплинарной связи естествознания, обществознания и языкознания // Инновационное развитие. - 2018. - № 2(19). - С. 99 - 100.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф., Юмагулов Ю.И. Математическая составляющая школьных занятий по физкультуре // Инновационное развитие. - 2017. - № 8(13). - С. 70 - 71.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. -2017. -№ 5(10).-С. 124-125.
5. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т.19. - № 2. - С. 78 - 81.
© Каримов М.Ф., Ахметов Р.В., 2018
УДК 378.14
Каримов М.Ф.
к.ф.-м.н,, доцент кафедры физики, Бирский филиал БашГУ г. Бирск, Российская Федерация
Ахметьянова А.Ф.
учитель начальных классов гимназии с. Чекмагуш с. Чекмагуш, Российская Федерация
ИЗУЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ НАТУРАЛЬНОГО ЧИСЛА УЧАЩИМИСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Аннотация
Представлены элементы дидактики изучения учащимися начальной школы математической модели натурального числа, лежащей в основе познания и преобразования природной, технической и социальной реальности.
Ключевые слова
Модель числа, приемы сравнения, анализа, синтеза, абстрагирования.
Элементарная математика, зачатки которой возникли из потребностей счета и измерения объектов еще в первобытном обществе людей, как наука появилась после отделения абстрактного от конкретного представления первобытного человека о числе в трудах ученых Древней Греции по построению её основного понятия - модели натуральных чисел и разработки алгоритмов действий над ними [1].
Современное исходное изучение математической модели натуральных чисел и алгоритмов действий над осуществляется учащимися начальной школы посредством освоения нижеследующих положений и приемов.
1. Арифметика (от греческого arithmos - число) как математическая наука, изучающая числа и действия над ними.
2. Модель числа - это количественная характеристика счета или измерения объектов окружающего нас мира [2].
3. Натуральные числа обозначают при счете или измерении количество объектов или их протяженности, оставаясь независимыми от характера и свойств рассматриваемых предметов.
4. Цифра как символ, обозначающий число на письме [3].
5. Имеющие индийское происхождение арабские цифры современного обозначения чисел в письменной речи людей.
6. Положение арифметики о том, что чисел больше, чем цифр.
7. Натуральные числа, записанные в порядке возрастания, представляющие натуральный ряд или ряд натуральных чисел.