МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х Анализ результатов и формулировка выводов по решению химической учебной задачи старшеклассники под руководством учителя производят на основе приемов и правил формальной и диалектической логик, проверяя размерности и значения полученных величин и пользуясь критериями здравого смысла.
Дидактический опыт показывает, что изучавшие основы математического моделирования фрагментов природной и технологической действительности и его приложения к решению расчетных задач химии старшеклассники средних общеобразовательных школ с успехом сдают единые государственные экзамены по химии и физике, поступают на естественно-математические, инженерные и технологические факультеты высших учебных заведений, где продолжают учебу с высоким уровнем академической успеваемости.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что систематическое и регулярное изучение старшеклассниками средней общеобразовательной школы основ математического моделирования фрагментов природной и технологической действительности и его приложений к решению расчетных задач химии способствует повышению уровня интеллектуального и творческого потенциалов учащейся молодежи. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С. 34 - 38.
2. Каримов М.Ф. Основные функциональные возможности системы электронных таблиц Excel для обработки данных химического эксперимента // Башкирский химический журнал. - 2006. - Т.13. - № 4. - С. 51 - 54.
3. Каримов М.Ф. Химическая информация в системе математического проектирования MathCAD // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. - № 3. - С. 107 - 111.
4. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т. 19. - № 2. - С. 78 - 81.
© Каримов М.Ф., Сайранова Е.Ю., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Аскарова Алина Айратовна магистрант УГНТУ г. Уфа, РФ
ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ И ХИМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
Аннотация
Выделены особенности содержания, методов и форм обучения физике, математике и химии студентов технологических факультетов высших учебных заведений, проявляемые в начале двадцать первого века.
Ключевые слова
Высшее технологическое образование, физика, математика, химия.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
Благосостояние народа, экономическая и оборонная мощь страны во многом зависят, как это доказано историей человечества трех последних столетий, от уровня развития технологических наук и соответствующего высшего образования учащейся молодежи.
Ядро высшего технологического образования составляют такие учебные и научные дисциплины, как физика, математика и химия [1].
Очевидно, что основой получения современной молодежью высококачественного высшего технологического образования является отличное знание выпускниками средних общеобразовательных школ современных основ физики, математики и химии, что, к сожалению, в последнее время редко проявляется [2].
В этой связи, преподавателям и студентам младших курсов технологических факультетов высших учебных заведений на обязательных и факультативных занятиях приходится посредством информационного моделирования фрагментов действительности [3] ставить и решать нижеследующие междисциплинарные дидактические естественно-математические задачи:
1. Точные и приближенные числа, способы записи приближенных чисел, правила округления чисел, абсолютная и относительная погрешности измерений значений физических или химических величин.
2. Выражение одной математической, физической или химической величины в долях другой в виде отношения, образование пропорции через два равных отношения, пропорциональность двух зависимых величин математики, физики или химии.
3. Степенная, показательная, логарифмическая и тригонометрические функции и их представление в аналитическом, табличном и графическом видах при математическом, физическом и химическом моделированиях.
4. Математические характеристики и величины углов, треугольников, параллелограммов, трапеций и окружности, используемые при решении задач физики и химии.
5. Стереометрические многогранники и тела вращения, применяемые при пространственном моделировании физических и химических объектов материальной действительности.
6. Декартовы координаты геометрической точки на плоскости и в пространстве, лежащие в основе аналитического решения задач математики, физики и химии.
7. Геометрический, механический и физический смыслы производной и дифференциала функции, используемые при математическом, физическом и химическом моделированиях фрагментов действительности.
8. Множество смыслов определенного интеграла функции, применяемое при постановке и решении задач математической, физической или химической науки.
9. Представление математической модели процесса или явления в виде уравнения, содержащего функцию и её производные, или дифференциального уравнения, для исследования динамики микро- или макрообъектов.
10. Алгоритм нахождения решения дифференциального уравнения, удовлетворяющего начальным условиям состояния физического или химического объекта.
11. Математическая задача о нахождении решения заданного согласно физической или химической модели фрагмента действительности дифференциального уравнения, удовлетворяющего краевым или граничным условиям в концах интервала или на границе области.
Дидактический опыт свидетельствует о том, что наибольшим дидактическим эффектом при постановке и решении задач физики, математики и химии студентами технологических факультетов высших учебных заведений обладает метод математического моделирования природных, технических и технологических объектов, процессов и явлений, состоящий из таких этапов-элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [4].
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что физико-математическое и химическое образование студентов технологических факультетов высших учебных заведений приобретает высокое качество при постановке и решении субъектами
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
деятельности задач физики, математики и химии методом моделирования объектов, процессов м явлений природной, технической и технологической действительности. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59 - 63.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
© Каримов М.Ф., Аскарова А.А., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Камильянов Ратмир Фаотович
учитель биологии гимназии с. Чекмагуш
с. Чекмагуш, РФ
ИЗУЧЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ БИОФИЗИКИ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ СРЕДНИХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ
Аннотация
Рассмотрены дидактические возможности изучения старшеклассниками средних общеобразовательных школ элементарных основ биофизической науки.
Ключевые слова
Биология, физика, биофизика, синергетический подход в науке.
Биофизика - наука, возникшая посредством интеграции разделов биологии и математической физики, изучает биологические объекты, процессы и явления как разновидность сложных нелинейных физических систем.
Современная средняя общеобразовательная школа, ориентированная на обучение подрастающего поколения на уровне фундаментальных достижений науки последних трех столетий [1], включает в содержание образования учащихся нижеследующие основы биофизической науки:
1. Термодинамические основы биологических процессов.
2. Законы и правила неравновесной термодинамики.
3. Скорость и закономерности протекания реакций в живых системах.
5. Кинетика ферментативного катализа.
6. Взаимодействие излучений с живыми организмами.
7. Классификация и стадии фотобиологических процессов.
8. Оптическая система глаза и явление аккомодации.