Научная статья на тему 'Учебно-производственная практика социальных педагогов в вузе: задачи, принципы, содержание и методы организации'

Учебно-производственная практика социальных педагогов в вузе: задачи, принципы, содержание и методы организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-производственная практика социальных педагогов в вузе: задачи, принципы, содержание и методы организации»

тыс. руб. в 1870 г. до 1,5 млн рублей в 1913, т. е. увеличились в 37,5 раза [5].

Вклад органов земского самоуправления в строительство народного образования весьма значителен. И хотя проблемы в этой области социальной сферы по-прежнему оставались острыми, было бы несправедливо не замечать позитивных результатов, осуществившихся во многом благодаря усилиям земцев.

Полувековой опыт работы тамбовского земства в области образования и просвещения показал, что, несмотря на все ограничения и препятствия, органы местного самоуправления смогли укрепить и широко развернуть свою деятельность в этой области. Его изучение становится актуальным для нынешних органов местного самоуправления, которым сегодня приходится решать многие социальные проблемы, в том числе и в сфере образования.

1. Пирумова Н. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе. М., 1986. С. 18.

2. Сборник-календарь Тамбовской губернии на 1903 год. Тамбов, 1903. С. 54.

3. Очерк деятельности земства по народному образованию. Тамбов, 1903. С. 2.

4. Сборник постановлений Тамбовского губернского земского собрания за 1965-1864 гг. Т. 2. / Сост. А.Н. Лебедев. Тамбов, 1902. С. 1193.

5. Что сделало Тамбовское земство за 50 лет // Тамбовский край. 1914. 24 фев.

6. Город Тамбов в прошлом, настоящем и будущем: 360-летию посвящается: Тез. докл. краевед, конф., 26 апр. 1996 г. Тамбов, 1996. С. 56.

7. Веселовский Б. История земства. Т. 4. С.-Пб., 1911. С. 378.

8. Народное образование в Тамбовской губернии в 1884 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1885. №№ 109, 111, 112, 114, 115, 116; Народное образование в Тамбовской губернии в 1885 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1886. №№ 11, 53-60; Народное образование в Тамбовской губернии в 1886 г. // Тамбовские губернские ведомости. 1887. № 76, 78, 80, 83.

9. Отчет по народным библиотекам за 1908 год. Тамбов, 1909. С. 14.

УЧЕБНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ПРАКТИКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ В ВУЗЕ: ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ Л.К. Иванова

Профессия социального педагога становится все более востребованной обществом, но в силу того, что институт социальных педагогов России находится в стадии становления, их теоретическая и особенно практическая подготовка с учетом профиля будущей профессиональной деятельности недостаточно исследована.

Разработка системы учебно-производственной практики будущих социальных педагогов, являющейся не только средством формирования у студентов профессиональных умений и навыков, но и обогащения их творческого потенциала, формирования гуманистических ценностных ориентаций -одна из важнейших задач факультета социологии и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина.

Основная цель практики заключается в совершенствовании личностных и формировании профессионально значимых качеств и ценностных ориентаций студентов, позволяющих им творчески осуществлять социально-педагогическую деятельность в различных микросоциальных условиях общества.

Ведущими принципами организации учебнопроизводственной практики студентов отделения социальной педагогики являются:

1. Принцип систематичности, непрерывности практики, усложнения ее содержания и методов от курса к курсу.

2. Принцип связи практики с содержанием теоретической подготовки, который реализуется в трех направлениях:

- как предваряющая связь, когда учебные занятия предшествуют практической работе студентов;

- как сопутствующая связь, когда теоретические курсы и практика проводятся параллельно и создаются благоприятные условия для глубокого усвоения теории и применения ее на практике;

- как последующая связь, когда учебные занятия следуют за практикой, в ходе которой накапливаются конкретные представления студентов о социально-педагогической действительности, которые затем систематизируются и обобщаются в ходе аудиторных занятий.

3. Принцип связи практики с жизнью, соответствия ее содержания требованиям, предъявляемым к социально-педагогическим службам и их работникам. Названный принцип реализуется, во-первых, в отборе баз практики, соответствующих сферам и видам профессиональной деятельности социальных педагогов (социально-педагогические и социально-психологические службы учреждений образования, здравоохранения, центры досу-

га, службы, относящиеся к системе органов внутренних дел и юстиции, социальной защиты населения); во-вторых, в обсуждении с руководителями подобранных учреждений программ учебно-производственной практики и заключении договоров о сотрудничестве; в-третьих, в возможности руководителей и супервизоров базовых организаций влиять на содержание и методы профессиональной подготовки студентов посредством внесения конкретных предложений по ее совершенствованию.

4. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода к росту и профессиональному становлению будущих специалистов, предполагающий выбор студентами старших курсов объектов практики в соответствии с их интересами, темами курсовых и дипломных проектов, а также разработку индивидуальных планов-заданий практики.

Каждый вид учебно-производственной практики студентов отделения социальной педагогики факультета социологии и социальной работы ТГУ им. Г.Р. Державина имеет свои задачи, содержание, формы, методы и предполагает разную степень включенности студентов в производственный процесс.

Ознакомительная практика проводится в IV семестре в течение одной недели. Ее основная цель - знакомство студентов с различными социально-педагогическими службами, учреждениями, организациями и особенностями их деятельности.

Задачи ознакомительной практики:

1) формирование мировоззрения студентов на уровне представлений о будущей профессиональной деятельности;

2) психологическая адаптация к избранной профессии - социальный педагог;

3) знакомство с опытом работы служб и центров социальной педагогики;

4) повышение информационно-коммуникативного уровня студентов.

Содержание заданий на ознакомительную практику:

- посетить центры социальной педагогики: общеобразовательную школу, детский сад, школу-интернат, подростковый клуб, комиссию по делам несовершеннолетних, центр развития и социальнопсихологической адаптации детей, центр реабилитации семьи, детский приют, центр медицинской профилактики, центр планирования семьи;

- познакомиться с работой каждого центра, его назначением, особенностями социально-педагогической деятельности, функциональными обязанностями сотрудников;

- описать в дневнике практики результаты посещения каждого социально-педагогического центра;

- подготовить выступление для участия в итоговой конференции по практике на тему: «Что в процессе практики я узнал о своей профессии».

Основным обучающим методом ознакомительной практики является метод наблюдения.

Летняя педагогическая практика студентов проводится в течение пяти недель в VI семестре.

Ее цель - формирование и развитие умений и навыков воспитательной работы с различными категориями детей и подростков в период их летнего отдыха.

Задачи практики:

1) знакомство студентов с организацией детского отдыха в летний период;

2) включение студентов в социально-педагогическую работу с детьми и подростками;

3) овладение умениями и навыками организации коллективной жизни детей;

4) формирование операциональной и ценностно-ориентировочной основы воспитательной деятельности с детьми и подростками;

5) укрепление позиции студентов в избранной профессии, уверенности в своих педагогических возможностях.

Содержание заданий на практику:

1) Изучить организационную структуру детского оздоровительного учреждения, его задачи, традиции.

2) Изучить штатное расписание учреждения.

3) Изучить функциональные обязанности его сотрудников, в том числе помощника воспитателя.

4) Познакомиться с системой воспитательной работы учреждения.

5) Выполнять обязанности помощника воспитателя.

6) Научиться планировать деятельность детского коллектива.

7) Овладеть технологиями:

- встречи детей и подростков;

- адаптации детей к условиям учреждения;

- формирования и развития коллективных взаимоотношений детей и подростков, развития детского самоуправления, инициативы;

- организации различных форм воспитательной работы с детьми в условиях летнего оздоровительного учреждения.

8) Написать психолого-педагогическую характеристику на одного воспитанника, имеющего проблемы личностного развития. Разработать программу социальнопедагогической помощи ему.

9) Вести дневник адаптации детей. Выявить детей, испытывающих трудности в процессе адаптации к условиям оздоровительного учреждения, определить причины последних. Составить про-

грамму помощи в социально-психологической адаптации для таких детей.

10) Отразить ход и результаты своей работы в дневнике летней педагогической практики.

11) Разработать и осуществить проект отрядного дела.

Основной метод практики - обучение в процессе практической деятельности в качестве помощника воспитателя.

На 4 курсе в VII семестре в течение пяти недель проводится супервизорская практика студентов на базе социально-педагогических служб различных учреждений.

Ее основная цель - овладение умениями и навыками профессиональной деятельности по основной специальности и их закрепление.

Задачи супервизорской практики:

1) изучение профессиональной деятельности в соответствии с основной специальностью «социальный педагог»;

2) закрепление практических навыков профессиональной деятельности;

3) проведение научного исследования в соответствии с темой выпускной квалификационной работы;

4) развитие профессионально значимых качеств, необходимых социальному педагогу, формирование гуманистических ценностных ориентаций.

Содержание заданий на супервизорскую практику:

1) изучить и описать:

- специфику социально-педагогической службы;

- историю возникновения и развития данной организации;

- внешнюю и внутреннюю среду учреждения;

- проблемное поле его деятельности, основные категории клиентов;

- штат сотрудников социально-педагогической службы, их должностные обязанности;

- используемые технологии социальнопедагогической деятельности;

- содержание и формы работы социального педагога, особенности реализации его основных функций;

2) принять непосредственное участие в социально-педагогической работе центра в качестве помощника социального педагога по направлениям:

а) индивидуальная работа с клиентами:

- составление социального паспорта клиента;

- характеристика социально-педагогических проблем клиента;

- составление протоколов бесед с клиентом, описание диагностических методов, используемых в работе с клиентом и

предоставление результатов диагностики с заключением и выводами;

- составление программы работы с клиентом, ее реализация;

б) групповая работа с клиентами:

- проведение клубной, кружковой работы, тренингов, дискуссий, «круглых столов», воспитательных занятий и т. д.;

- оформление проекта групповой работы;

- анализ проведенной групповой работы;

в) массовая работа с клиентами:

- проведение массовых мероприятий;

- письменный анализ массовой работы с клиентами;

3) выполнить научное исследование по теме ВКР;

4) создать профессионально-личностный портрет супервизора.

Ведущий метод супервизорской практики -обучение в процессе практической деятельности в качестве помощника социального педагога.

Заключительный вид учебно-производственной подготовки студентов отделения социальной педагогики - преддипломная практика в рамках специализации, проводится в X семестре в течение пяти недель.

Цель практики: формирование умений и навыков профессиональной деятельности по специализации «Семейный социальный педагог».

Задачи практики:

- изучение опыта социально-педагогической работы с семьей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- закрепление умений и навыков профессиональной деятельности и деятельности в рамках специализации;

- выполнение практической части исследовательской работы по теме дипломного проекта;

- развитие профессионально значимых качеств, необходимых специалисту социальной сферы.

Содержание заданий на преддипломную практику:

1) изучить и описать специфику и опыт социально-педагогической работы с семьями базового учреждения практики:

- определить основные категории семей, нуждающихся в его услугах;

- осуществить социально-педагогическое картографирование основных категорий семей;

- подобрать методики социально-педагогической работы с семьями в зависимости от стадии семейной жизни;

- разработать методики социально-педагогической работы с семьями, имеющими схожие проблемы;

- изучить опыт организации культурного досуга семьи;

- изучить содержание социальных услуг, предлагаемых семье;

- изучить содержание, формы и методы социально-педагогической поддержки семей, практикуемые учреждением;

- разработать сценарии значимых для семей мероприятий, праздников, ритуалов;

- изучить опыт пропаганды семейного воспитания, реализуемый учреждением;

2) принять непосредственное участие в социально-педагогической работе учреждения по

направлениям:

а) индивидуальная работа с семьей:

- составить социальную карту семьи;

- определить нужды, проблемы семьи как социальной системы;

- выявить сильные и слабые стороны семьи, которые должны быть учтены при

удовлетворении ее потребностей или разрешении проблем;

- определить методику работы с семьей, реализовать ее на практике;

- осуществить анализ результатов своей работы;

б) массовая работа с семьями:

- принять участие в акциях просветительского и профилактического характера;

- организовать массовые социокультурные мероприятия с привлечением к ним членов семей;

3) выполнить практическую часть исследовательской работы по теме дипломного проекта.

Основной метод преддипломной практики -обучение в ходе освоения профессиональной деятельности по специализации.

ЦЕННОСТИ РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА Н.Я. Рыбина

Социальная работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические и моральные ресурсы недостаточны, возможности невелики, а способности самостоятельно разрешить свои трудности неудовлетворительны. Основываясь на принципах гуманизма, социальная работа ориентируется на ключевые элементы комплекса ценностей, сохраняющихся с незначительными изменениями в ходе всей ее истории, — благополучие людей, социальная справедливость, достоинство индивида.

Социальный опыт приобретается в процессе освоения практики общественной жизни, культуры, искусства и выступает почвой, фундаментом формирования профессионально-личностных качеств социального работника. Важным итогом этого процесса является приобщение личности к социальной памяти человечества, одной из форм которой выступает духовная культура, включающая в себя науку, искусство, нравственные нормы и представления людей, определенную систему социокультурных ценностей.

В классической этике моральные качества личности назывались высокопарно, но весьма точно — добродетели, то есть способности к деланию добра. Душевная щедрость, доброта, отзывчивость, мужество и великодушие, трудолюбие и скромность, верность и самоотверженность - все эти качества делают человека нравственной личностью, а душевная черствость, эгоизм, трусость разрушают общественные связи и отношения и поэтому осуждаются моралью.

Состав общечеловеческих ценностей, их перечень не может быть кем-то установлен раз и

навсегда. Даже в единых пространственновременных координатах возможны различные подходы к их определению, различные трактовки. Так, у В.А. Караковского - это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, по мнению Б.Т. Лихачева, - это Вера, Надежда, Любовь, Истина. С.-Э. Юнгхолм к ценностям относит Совесть, Долг, Благотворение, Альтруизм.

Ценности менялись, меняются и будут меняться, хотим мы того или нет. Религиозные и моральные реформы, различные идеологии и утопии всегда были связаны с введением в социальный и культурный оборот новых ценностей как представлений о благах, жизненных ориентирах, принципах социальных отношений и т. д.

Ценности не есть некоторые идеальные сущности, познание которых вызывает желание и стремление их достичь и следовать им. Ценность, как, например, определяет ее О.Г. Дробницкий, есть отражение, рефлексивное осознание назревших, требующих своей реализации, но еще не реализованных потребностей общественного развития [1]. Именно сила необходимости, стремящейся к реализации, задает масштаб и значимость ценностей.

Несмотря на то, что совокупность выделяемых разными авторами ценностей весьма обширна, каждая из них является обобщением социокультурного опыта человечества и служит определенным основанием (ориентиром или ограничением) для осознания людьми их поведения.

В то же время из всего массива ценностей могут быть выделены ведущие, базовые, профес-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.