Научная статья на тему 'Некоторые аспекты организации практической подготовки будущих социальных работников'

Некоторые аспекты организации практической подготовки будущих социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты организации практической подготовки будущих социальных работников»

КАФЕДРА

О. И. Спесивцева

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Профессиональная социальная работа - один из вариантов ответа на требования нынешней ситуации, порождающей много трудностей, но одновременно и открывающей новые пути их преодоления. Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Эти услуги оказываются профессионально подготовленными людьми, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государством. Социальные работники сами не определяют социальную политику, хотя могут и должны пытаться влиять на её формирование.

Будучи сотрудниками соответствующих учреждений социальной защиты, социальные работники тем не менее должны чувствовать себя в первую очередь защитниками уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются в развитии, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных индивидов, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности, с раскрытием их внутреннего потенциала, их компенсаторных возможностей. Важный компонент социальной работы-убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений. Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям определить пути выхода из социального кризиса, принять соответствующее решение и привести его в исполнение, требуется подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам успешно строить свою жизнь.

Социальная работа всегда существует в рамках определенного политического и культурного контекста. Сейчас социальным работникам приходится заново пересматривать свои традиционные ценности, концептуальные и практические установки. Конкретные формы социальной работы каждого региона России должны формироваться с учетом местной специфики. Но нет сомнения, что ядро социальной работы базируется на общечеловеческом опыте, и его прежде всего составляют такие ценностно значимые моменты как:

- право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом;

- право на уважение человеческого достоинства;

- право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы самому индивиду или окружающим;

- право на реализацию своих потенциальных возможностей и право на ошибку как компонента общего права на самоопределение;

- ответственность индивида за свои действия.

Основные умения социального работника должны включать:

- способность находить контакт с человеком, попавшим в беду;

- способность устанавливать отношения с клиентами, отличающиеся одновременно чуткостью и профессионализмом, отношения, в которых присутствуют эмпа-тия и искренность;

- способность выводить человека на существующие системы поддержки и создавать новые системы такого рода;

- способность выступать посредником и защитником;

- знание и использование широкого диапазона формальных и неформальных ресурсов, имеющихся в социуме;

- умение консультировать индивидов, семьи и группы;

- способность разделять горе и боль других людей, не теряя при этом возможности преодолевать трудности;

- способность критически осмысливать и оценивать свою деятельность, видоизменять её по мере накопления опыта.

В области социальной работы критическое осмысление ситуаций и процессов, своего и чужого опыта есть необходимое, хотя и недостаточное условие оказания индивидуальной помощи. Социальная работа не исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду; она представляет собой и один из инструментов социального контроля. Противоречие между функциями помощи и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи - такова одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно.

Социальная работа предполагает обучение тех, кто собирается ею заниматься. Характер и формы обучения социальных работников чрезвычайно разнообразны Но общепризнанна важность практического компонента социальной подготовки периода обучения непосредственно на рабочем месте.

Практика студентов III, IV курсов в учреждениях социальной работы многообразна по своим функциям. Без неё трудно представить себе систему профессионального обучения студентов. Очевидно, что в таком виде деятельности, как социальная работа важную роль играют практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им.

В каких бы формах ни осуществлялась социальная работа с отдельными людьми, семьями, группами или сообществами, направленная на на помощь, поддержку, защиту, консультирование или социальное развитие, она всегда сохраняет свой практический характер. Обучение на рабочем месте - практика дает возможность студентам нетолько овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой, почувствовать себя специалистами и по-настоящему осознать ценности социальной работы.

Как же более эффективно использовать время, которые студенты проводят на практике в социальных службах, для овладения профессией. Считаем, что плодотворность такого обучения зависит от обеспечения ряда важных условий'

- во-первых, нужно, чтобы студенты имели возможность, пусть под руководством, но полностью выполнять задания, заключающие в себе фазы планирования, воздействия и подведения итогов. Если они всего лишь наблюдают за работой других (что возможно только на ознакомительной практике на I курсе), не получая возможности действовать самостоятельно, то обучение будет неполноценным. В обучении социальной работе имеют место и наблюдение, и подражание, но этого совсем недостаточно для того, чтобы научиться самому выполнять соответствующий вид профессиональной деятельности, - нужна реальная практика;

- во-вторых, каждому студенту необходим педагог-наставник из числа практиков, работающих в учреждениях социального профиля. Хорошо поставленная практическая подготовка должна отличаться следующими особенностями:

1) педагог-наставник лучше всего выполняет свои функции в том случае, если рассматривает себя именно в качестве педагога, т.е. человека, который действительно учит овладению практических умений и навыков;

2) педагог-наставник не только учит, но и обычно организует, координирует практику своих подчиненных. При этом он нередко прибегает к помощи коллег, работающих в том же учреждении: использует их опыт и способности для практического обучения студентов;

3) отношения между студентами и педагогами-наставниками должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия. Практика должна быть орга-низована-так, чтобы дать возможность студентам поверить в свои силы. И сам педагог должен работать творчески, создавая атмосферу открытости и взаимного доверия.

Мы убеждены, что хорошая организация практики является существенным компонентом, определяющим качество профессиональной подготовки социальных работников. Без этого нам не удастся подготовить студентов к тем сложным и разнообразным требованиям, которые предъявляет социальная работа как особый вид деятельности.

В идеале знания и умения, полученные в теоретических курсах обучения, дополняются знаниями, полученными в практическом курсе, и наоборот. Этот процесс приводит к интеграции теории и практики, помогает сформировать профессионала, хорошо чувствующего все аспекты социальной работы. Для достижения подобной гармонии нужна координация усилий университета и учреждений социальной защиты, которой можно добиться, используя самые разные пути и приемы, но в любом случае тесное взаимодействие здесь совершенно необходимо, иначе студенты не получат четкого и целостного представления о своих профессиональных функциях Перечислим ряд проблем, стоящих остро, отображающих важность практики для обучения социальной работе:

- создание условий прохождения практики, которые обеспечили бы её максимальную эффективность;

- выявление предмета обучения во время практики;

- организация процесса обучения;

-оценка профессиональной концепции будущего социального работника;

- организация взаимодействия университета и учреждения социальной работы;

- создание условий для возможности решения принципиальных вопросов обучения на рабочем месте;

- отбор и подготовка преподавателей-наставников в учреждениях социальной защиты;

- выработка системы контроля и оценки результатов практики.

Составной частью практики являются читаемые студентам курсы теории социальной работы, методики и технологии социальной работ-ы, сопровождающиеся семинарами по этим курсам, которые должны имеггь необходимую связь с реальной практикой, быть привязанными к решению практических задач, возникающих в разнообразных ситуациях при работе с разными контингентами. Эти семинарские замятия должны обязательно:

- активизировать действия студентов во время занятий;

-давать четкие представления о задачах, формах, функциях социальной работы, ее миссии;

- показывать необходимость строить работу так, чтобы в центре внимания были потребности и интересы нуждающихся;

- анализировать конкретные методологические приемы, эффективность которых можно проверить на практике;

- уточнять методы выявления проблем путем совместной работы с самими клиентами при активном их участии;

- упорядочивать проблемы и определять приоритеты в усилиях по их разрешению;

- учить студентов работать с документацией;

- определять круг функций данного учреждения, оценивать эффективность применяемых подходов и методов работы;

- убеждать в важности знакомства с законодательством и должностнымиинст-рукциями, понимания юридических и практических рамок деятельности социального работника;

- учить составлять программы исследований по прохождению практики, составлять письменные отчеты по проделанной работе;

- уметь вносить предложения по совершенствованию деятельности соответствующих учреждений социальной работы;

- отрабатывать диагностические коммуникативные и коррекционные методы воздействия на базе учреждений.

В настоящее время сложилась ситуация, когда педагоги-практики, педагоги-наставники наших студентов - будущих социальных работников, имея практический опыт, не имеют даже того уровня специального теоретического образования, который получают студенты. Возникает проблема повышения квалификации педагогов-наставников. Хотя здесь появляется и проблема другого рода - имеют ли вообще какое-либо специальное образование эти педагоги-наставники? Желательно провести здесь своеобразное социологическое исследование с составлением карт репрезентативности определяющих стаж, образование с конкретным указанием должности. Считаем, что сегодня в Челябинске эти данные будут впечатляющими по профессиональному направлению. Следовательно, для педагогов-наставников встает вопрос о получении специального образования. Повышение же уровня квалификации педагогов-наставников тоже может осуществляться разными способами и совместно со студентами: выступления сотрудников и студентов практикантов на конференциях, организация семинаров на практике, выработка совместных исследовательских программ, уделение внимания к исследованиям практического характера со стороны университета и учреждения, комплектование фондов библиотеки, подготовка методических пособий по практике. По нашему мнению, неформальному и непрерывному обучению педагогов-наставников способствуют контакты с преподавателями университета, активными студентами, творчески работающими коллегами, представителями организаций, с которыми они сотрудничают. Организационными формами такой работы являются институты повышения квалификации, семинары на базе университета (совместно со студентами), занятия для сотрудников в самих учреждениях, лабораторная практика, междисциплинарные контакты, творческие отпуски, ознакомительные поездки, выездные школы, обмен опытом, консультации и другие формы сотрудничества, начиная с местного и заканчивая международным, участие в исследовательских проектах практической направленности, подготовка и использование рекомендательных библиографий.

Нет сомнения, что одной из важных, и, можно сказать, интересных работ студентов, преподавателей и педагогов-наставников является создание собственных учебных материалов в форме монографий и хрестоматий для обучения методам работы с индивидуальными клиентами, а также групповой и массовой работы. Эти методы широко используются в деятельности учреждений социальной защиты; такие материалы могут применяться и для практической подготовки будущих социальных работников.

Имеются довольно обширные списки рекомендуемой литературы для всех теоретических дисциплин, но ни одного списка по вопросам практического обучения школами социальной работы - учреждениями социальной защиты - опубликовано не было. Видимо, считается, что литература по теоретическим курсам автоматически применима и к практике. И это несмотря на то, что во всех программах практика фигурирует как базовый элемент подготовки будущих социальных работников. Подобная задача далеко не проста, хотя и очень увлекательна. И лучше всего, если

этим будет заниматься не каждый педагог-наставник в отдельности, а школа социальной работы, регулярно выпускающая соответствующие методические пособия. А сегодня это необходимо для отделения социальной работы университета.

Полезными в этом отношении могут оказаться материалы конференций по практике, отчеты студентов о практике, содержащие анализ исходного уровня готовности, процесса приобретения новых знаний, умений, навыков, а также общую оценку достижений за период практики. В настоящее время руководителям практики нужно уделять должное внимание подготовке к курсовой и дипломной практике. Уже на втором году обучения требования к студентам должны возрасти. Им предстоит хорошо разбираться не только в структуре учреждений социальной работы, но и в организационно-динамических аспектах их деятельности. Для этого требуется четкая методическая организация работы. То же касается и вопроса подготовки библиографий. Таким образом, границы практического обучения не являются фиксированными раз и навсегда, а задаются избранной идеологией обучения.

Обязательным элементом обучения является и творческий подход. Наша школа социальной работы должна выработать свою модель практической подготовки будущих социальных работников с учетом конкретных условий и всех комплексов многообразных и часто противоречивых факторов.

Социальная работа как профессия должна с одной стороны, выполнять функцию обратной связи в плане формирования социальной политики, а с другой - постоянно совершенствовать собственную систему подготовки кадров, создавая для этого и необходимую методическую базу.

В учебном процессе мы делаем акцент на усвоение достаточно стройной системы знаний через соответствующие виды учебной активности: чтение, обсуждение, наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование. Приходя на практику, студенты начинают использовать полученные знания, соприкасаясь с реальной деятельностью специалистов, с проблемами, решаемыми учреждениями, с условиями, в которых они работают. Руководитель практики должен учитывать индивидуальные особенности студента и соответственно использовать разные приемы воздействия, уметь войти в доверительные отношения, уметь создать условия для творческой работы и экспериментирования, должен одновременно поддерживать и тактично направлять студентов, оставляя им известную свободу выбора и право на собственное мнение, а также помогать им критически оценивать свой опыт и обобщать полученные знания. Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.

Систематизация практики начинается со 2 семестра, когда после теоретического курса "введение в специальность" начинаются двухнедельные ознакомительные экскурсии в учреждения социального обслуживания, что способствует ранней профессиональной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня.

Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов, назначается руководитель практики. Определяются её цели и задачи, основным содержанием которых является повышение информационно-коммуникативного уровня студентов, формирование начальных знаний о социальных проблемах и мерах государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки населения. По итогам ознакомительной практики студенты могут написать реферат по теме: "Почему я решил стать социальным работником", а также могут заполнить различные анкеты, опросные листы. После завершения ознакомительной практики для студентов можно читать курсы "История социальной работы" и "Введение в специальность".

На втором году обучения практика усложняется. Одновременно с основным курсом предлагается ряд специальных. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики - обучение навыкам общения с объектом социальной работы. Ауди-

торные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками. В ходе проведения учебно-практических занятий формируются нравственно-целостные ориентации будущего специалиста, его гуманистическое отношение к человеку, стремление к поиску инновационных подходов в социальной работе.

После завершения курса "Теории и методов и технологии социальной рабо-ты"студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержание постоянного контакта с практическими работниками. Здесь возможно совместное планирование роботы, присутствие на совещаниях и встречах, участие в составлении программ оказания помощи населению. Во время этой практики ставится задача создания условий для вхождения студента в роль социального работника, чтобы будущий специалист смог увидеть свои будущие функции и методы воздействия на объект социальной работы.

В ходе практики студенты могут принять участие в конкретных социологических исследованиях, на основании которых составляются персональные карты одиноких инвалидов, социально-экономические карты социального обслуживания. Практиканты имеют возможность проанализировать состояние социальной работы с населением, остроту проблем, которые придется решать по месту их профессиональной деятельности. Результаты студенческих исследований, индивидуальные отчеты по практике обсуждаются на конференциях с участием практических работников территориальных социальных центров.

С третьего курса обучения возможна специализация социального работника. Разнообразие специализаций можно разделить на два основных направления: по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку.

Возможны следующие специализации с присвоением соответствующей квалификации (по направлению предмета или объекта деятельности):

- "организация социальной защиты населения" (организатор социальной защиты населения);

- "социально-экономическая поддержка населения" (экономист социальной службы);

- "социально-правовая поддержка населения" (юрист социальной службы);

- "медико-социальная работа с населением"(медико-социальный работник);

-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями (специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями);

- социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями (специалист по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями);

- трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями (трудотерапевт);

- психосоциальная работа с населением (психолог социальной службы);

- социально-педагогическая работа с семьями и детьми (социальный педагог социальной службы);

- социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением ( специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска);

- медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания (специалист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях);

- социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий (специалист по реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий);

- социальная работа с людьми пожилого возраста (специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста).

Специализациями, введение которых основывается на отраслевом признаке, являются:

- социальная работа в учреждениях здравоохранения;

- социальная работа в учебных заведениях;

- социальная работа в службе занятости;

- социальная работа в миграционной службе;

- социальная работа в пенитенциарных учреждениях;

- социальная работа на производстве;

- социальная работа с военнослужащими.

Во многих университетах подготовка специалистов по этим специализациям уже развернута, решаются вопросы о включении в учебный план остальных названных специализаций.

Считаю, что приобщение студентов - будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности должно осуществляться с 3 курса, где на практических и семинарских занятиях студенты разрабатывают исследовательские проекты по социальной работе, научно-исследовательские программы, концепции научной деятельности. Именно с 3 курса студенты должны активно участвовать в социологических опросах, мониторингах, научных кружках, конференциях. Особое внимание здесь необходимо уделить формированию у них усиленной мотивации к самостоятельной работе в различных управленческих структурах социальной сферы. Следовательно, практика на 3 курсе должна быть посвящена отработке методов и приемов работы с различными категориями населения. Практика на 3 курсе должна заключаться в том, что студент получает конкретное задание, сформулированное преподавателем и руководителем учреждения социальной работы, с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом проводит беседы, консультации, участвует в выработке решений и т.д.

На основании отчетов по практике готовятся научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.

На 4 курсе интегрируются знания в области технологий, начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением, углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы. На этом этапе во время практики отрабатываются навыки в области консультирования населения, в совершенствовании методик коммуникативного общения, уп-равленческо-организационной деятельности. Студенты могут проходить практику на базе стационарных социальных учреждений и общественных благотворительных организаций. Одни из направлений практики:

- изучение психологических аспектов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики отклоняющегося поведения;

- знакомство с опытом работы этих организаций;

- оказание педагогической помощи несовершеннолетним.

Сегодня важно в университете обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать комплекты соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников и т.д.

На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областной, районной, комитета и управления). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.

Желательно, чтобы преддипломная практика проводилась в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпускника университета. План-задание на этот период разрабатывается руководителем преддипломной практики, но нет сомнения, что сегодня мы широко можем использовать практические занятия по учебной дисциплине «Методика исследований в социальной работе», где каждый студент совместно с преподавателем разрабатывает «Программу научных иссле-

дований», которая учитывает методологические, методические и организационные аспекты. И экзаменом по данному учебному предмету может быть и защита этой преддипломной программы. Во время же преддипломной практики консультации, контроль за выполнением исследования осуществляет индивидуальный руководитель преддипломной практики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Из всего вышеперечисленного можно выделить следующие проблемы, которые необходимо совместно решить:

- проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов;

-проблемы профессиональной подготовки супервизоров;

- проблемы обучения по организации практики преподавательского состава, выработки у него понимания необходимости изучения опыта социальной работы;

- проблема формирования потребностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.