КАФЕДРА
О. И. Спесивцева
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ
Профессиональная социальная работа - один из вариантов ответа на требования нынешней ситуации, порождающей много трудностей, но одновременно и открывающей новые пути их преодоления. Своеобразие социальной работы заключается в том, что она направлена на организацию индивидуализированных услуг с целью обеспечения психосоциальной гармонии существования человека. Эти услуги оказываются профессионально подготовленными людьми, которые одновременно выступают посредниками между потребителями услуг и государством. Социальные работники сами не определяют социальную политику, хотя могут и должны пытаться влиять на её формирование.
Будучи сотрудниками соответствующих учреждений социальной защиты, социальные работники тем не менее должны чувствовать себя в первую очередь защитниками уязвимых групп населения. Для того чтобы профессионально реализовать свое призвание, им необходимо знать, как люди развиваются, взаимодействуют, изменяются в развитии, учатся, реагируют на трудности и проблемы, как общественные условия влияют на жизнь отдельных индивидов, а также уметь тонко сочетать методы убеждения и принуждения со стимулированием их собственной активности, с раскрытием их внутреннего потенциала, их компенсаторных возможностей. Важный компонент социальной работы-убежденность в том, что чаще всего мы бываем не вправе решать за других людей, что им нужно, и должны позволять им самим выбирать из имеющихся вариантов тот, который их больше всего устраивает. Как правило, им нужна помощь в осознании имеющихся альтернатив, в оценке сравнительных достоинств и недостатков каждого из существующих вариантов поведения, в грамотном и рациональном принятии решений. Для того чтобы помочь оказавшимся в трудном положении людям определить пути выхода из социального кризиса, принять соответствующее решение и привести его в исполнение, требуется подлинная вера в то, что каждый человек имеет право и способен сам успешно строить свою жизнь.
Социальная работа всегда существует в рамках определенного политического и культурного контекста. Сейчас социальным работникам приходится заново пересматривать свои традиционные ценности, концептуальные и практические установки. Конкретные формы социальной работы каждого региона России должны формироваться с учетом местной специфики. Но нет сомнения, что ядро социальной работы базируется на общечеловеческом опыте, и его прежде всего составляют такие ценностно значимые моменты как:
- право индивидов на поддержку со стороны своего ближайшего окружения и общества в целом;
- право на уважение человеческого достоинства;
- право на самоопределение в той мере, в какой это не создает угрозы самому индивиду или окружающим;
- право на реализацию своих потенциальных возможностей и право на ошибку как компонента общего права на самоопределение;
- ответственность индивида за свои действия.
Основные умения социального работника должны включать:
- способность находить контакт с человеком, попавшим в беду;
- способность устанавливать отношения с клиентами, отличающиеся одновременно чуткостью и профессионализмом, отношения, в которых присутствуют эмпа-тия и искренность;
- способность выводить человека на существующие системы поддержки и создавать новые системы такого рода;
- способность выступать посредником и защитником;
- знание и использование широкого диапазона формальных и неформальных ресурсов, имеющихся в социуме;
- умение консультировать индивидов, семьи и группы;
- способность разделять горе и боль других людей, не теряя при этом возможности преодолевать трудности;
- способность критически осмысливать и оценивать свою деятельность, видоизменять её по мере накопления опыта.
В области социальной работы критическое осмысление ситуаций и процессов, своего и чужого опыта есть необходимое, хотя и недостаточное условие оказания индивидуальной помощи. Социальная работа не исчерпывается оказанием помощи людям, попавшим в беду; она представляет собой и один из инструментов социального контроля. Противоречие между функциями помощи и контроля, неизбежное присутствие элементов контроля в любом виде помощи - такова одна из дилемм, с которой социальные работники сталкиваются повсеместно.
Социальная работа предполагает обучение тех, кто собирается ею заниматься. Характер и формы обучения социальных работников чрезвычайно разнообразны Но общепризнанна важность практического компонента социальной подготовки периода обучения непосредственно на рабочем месте.
Практика студентов III, IV курсов в учреждениях социальной работы многообразна по своим функциям. Без неё трудно представить себе систему профессионального обучения студентов. Очевидно, что в таком виде деятельности, как социальная работа важную роль играют практические умения и навыки, для овладения которыми необходимо в течение определенного времени наблюдать, как это делают другие, и пытаться подражать им.
В каких бы формах ни осуществлялась социальная работа с отдельными людьми, семьями, группами или сообществами, направленная на на помощь, поддержку, защиту, консультирование или социальное развитие, она всегда сохраняет свой практический характер. Обучение на рабочем месте - практика дает возможность студентам нетолько овладеть конкретными навыками, но и связать теорию с практикой, почувствовать себя специалистами и по-настоящему осознать ценности социальной работы.
Как же более эффективно использовать время, которые студенты проводят на практике в социальных службах, для овладения профессией. Считаем, что плодотворность такого обучения зависит от обеспечения ряда важных условий'
- во-первых, нужно, чтобы студенты имели возможность, пусть под руководством, но полностью выполнять задания, заключающие в себе фазы планирования, воздействия и подведения итогов. Если они всего лишь наблюдают за работой других (что возможно только на ознакомительной практике на I курсе), не получая возможности действовать самостоятельно, то обучение будет неполноценным. В обучении социальной работе имеют место и наблюдение, и подражание, но этого совсем недостаточно для того, чтобы научиться самому выполнять соответствующий вид профессиональной деятельности, - нужна реальная практика;
- во-вторых, каждому студенту необходим педагог-наставник из числа практиков, работающих в учреждениях социального профиля. Хорошо поставленная практическая подготовка должна отличаться следующими особенностями:
1) педагог-наставник лучше всего выполняет свои функции в том случае, если рассматривает себя именно в качестве педагога, т.е. человека, который действительно учит овладению практических умений и навыков;
2) педагог-наставник не только учит, но и обычно организует, координирует практику своих подчиненных. При этом он нередко прибегает к помощи коллег, работающих в том же учреждении: использует их опыт и способности для практического обучения студентов;
3) отношения между студентами и педагогами-наставниками должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия. Практика должна быть орга-низована-так, чтобы дать возможность студентам поверить в свои силы. И сам педагог должен работать творчески, создавая атмосферу открытости и взаимного доверия.
Мы убеждены, что хорошая организация практики является существенным компонентом, определяющим качество профессиональной подготовки социальных работников. Без этого нам не удастся подготовить студентов к тем сложным и разнообразным требованиям, которые предъявляет социальная работа как особый вид деятельности.
В идеале знания и умения, полученные в теоретических курсах обучения, дополняются знаниями, полученными в практическом курсе, и наоборот. Этот процесс приводит к интеграции теории и практики, помогает сформировать профессионала, хорошо чувствующего все аспекты социальной работы. Для достижения подобной гармонии нужна координация усилий университета и учреждений социальной защиты, которой можно добиться, используя самые разные пути и приемы, но в любом случае тесное взаимодействие здесь совершенно необходимо, иначе студенты не получат четкого и целостного представления о своих профессиональных функциях Перечислим ряд проблем, стоящих остро, отображающих важность практики для обучения социальной работе:
- создание условий прохождения практики, которые обеспечили бы её максимальную эффективность;
- выявление предмета обучения во время практики;
- организация процесса обучения;
-оценка профессиональной концепции будущего социального работника;
- организация взаимодействия университета и учреждения социальной работы;
- создание условий для возможности решения принципиальных вопросов обучения на рабочем месте;
- отбор и подготовка преподавателей-наставников в учреждениях социальной защиты;
- выработка системы контроля и оценки результатов практики.
Составной частью практики являются читаемые студентам курсы теории социальной работы, методики и технологии социальной работ-ы, сопровождающиеся семинарами по этим курсам, которые должны имеггь необходимую связь с реальной практикой, быть привязанными к решению практических задач, возникающих в разнообразных ситуациях при работе с разными контингентами. Эти семинарские замятия должны обязательно:
- активизировать действия студентов во время занятий;
-давать четкие представления о задачах, формах, функциях социальной работы, ее миссии;
- показывать необходимость строить работу так, чтобы в центре внимания были потребности и интересы нуждающихся;
- анализировать конкретные методологические приемы, эффективность которых можно проверить на практике;
- уточнять методы выявления проблем путем совместной работы с самими клиентами при активном их участии;
- упорядочивать проблемы и определять приоритеты в усилиях по их разрешению;
- учить студентов работать с документацией;
- определять круг функций данного учреждения, оценивать эффективность применяемых подходов и методов работы;
- убеждать в важности знакомства с законодательством и должностнымиинст-рукциями, понимания юридических и практических рамок деятельности социального работника;
- учить составлять программы исследований по прохождению практики, составлять письменные отчеты по проделанной работе;
- уметь вносить предложения по совершенствованию деятельности соответствующих учреждений социальной работы;
- отрабатывать диагностические коммуникативные и коррекционные методы воздействия на базе учреждений.
В настоящее время сложилась ситуация, когда педагоги-практики, педагоги-наставники наших студентов - будущих социальных работников, имея практический опыт, не имеют даже того уровня специального теоретического образования, который получают студенты. Возникает проблема повышения квалификации педагогов-наставников. Хотя здесь появляется и проблема другого рода - имеют ли вообще какое-либо специальное образование эти педагоги-наставники? Желательно провести здесь своеобразное социологическое исследование с составлением карт репрезентативности определяющих стаж, образование с конкретным указанием должности. Считаем, что сегодня в Челябинске эти данные будут впечатляющими по профессиональному направлению. Следовательно, для педагогов-наставников встает вопрос о получении специального образования. Повышение же уровня квалификации педагогов-наставников тоже может осуществляться разными способами и совместно со студентами: выступления сотрудников и студентов практикантов на конференциях, организация семинаров на практике, выработка совместных исследовательских программ, уделение внимания к исследованиям практического характера со стороны университета и учреждения, комплектование фондов библиотеки, подготовка методических пособий по практике. По нашему мнению, неформальному и непрерывному обучению педагогов-наставников способствуют контакты с преподавателями университета, активными студентами, творчески работающими коллегами, представителями организаций, с которыми они сотрудничают. Организационными формами такой работы являются институты повышения квалификации, семинары на базе университета (совместно со студентами), занятия для сотрудников в самих учреждениях, лабораторная практика, междисциплинарные контакты, творческие отпуски, ознакомительные поездки, выездные школы, обмен опытом, консультации и другие формы сотрудничества, начиная с местного и заканчивая международным, участие в исследовательских проектах практической направленности, подготовка и использование рекомендательных библиографий.
Нет сомнения, что одной из важных, и, можно сказать, интересных работ студентов, преподавателей и педагогов-наставников является создание собственных учебных материалов в форме монографий и хрестоматий для обучения методам работы с индивидуальными клиентами, а также групповой и массовой работы. Эти методы широко используются в деятельности учреждений социальной защиты; такие материалы могут применяться и для практической подготовки будущих социальных работников.
Имеются довольно обширные списки рекомендуемой литературы для всех теоретических дисциплин, но ни одного списка по вопросам практического обучения школами социальной работы - учреждениями социальной защиты - опубликовано не было. Видимо, считается, что литература по теоретическим курсам автоматически применима и к практике. И это несмотря на то, что во всех программах практика фигурирует как базовый элемент подготовки будущих социальных работников. Подобная задача далеко не проста, хотя и очень увлекательна. И лучше всего, если
этим будет заниматься не каждый педагог-наставник в отдельности, а школа социальной работы, регулярно выпускающая соответствующие методические пособия. А сегодня это необходимо для отделения социальной работы университета.
Полезными в этом отношении могут оказаться материалы конференций по практике, отчеты студентов о практике, содержащие анализ исходного уровня готовности, процесса приобретения новых знаний, умений, навыков, а также общую оценку достижений за период практики. В настоящее время руководителям практики нужно уделять должное внимание подготовке к курсовой и дипломной практике. Уже на втором году обучения требования к студентам должны возрасти. Им предстоит хорошо разбираться не только в структуре учреждений социальной работы, но и в организационно-динамических аспектах их деятельности. Для этого требуется четкая методическая организация работы. То же касается и вопроса подготовки библиографий. Таким образом, границы практического обучения не являются фиксированными раз и навсегда, а задаются избранной идеологией обучения.
Обязательным элементом обучения является и творческий подход. Наша школа социальной работы должна выработать свою модель практической подготовки будущих социальных работников с учетом конкретных условий и всех комплексов многообразных и часто противоречивых факторов.
Социальная работа как профессия должна с одной стороны, выполнять функцию обратной связи в плане формирования социальной политики, а с другой - постоянно совершенствовать собственную систему подготовки кадров, создавая для этого и необходимую методическую базу.
В учебном процессе мы делаем акцент на усвоение достаточно стройной системы знаний через соответствующие виды учебной активности: чтение, обсуждение, наблюдение, решение проблемных ситуаций, моделирование. Приходя на практику, студенты начинают использовать полученные знания, соприкасаясь с реальной деятельностью специалистов, с проблемами, решаемыми учреждениями, с условиями, в которых они работают. Руководитель практики должен учитывать индивидуальные особенности студента и соответственно использовать разные приемы воздействия, уметь войти в доверительные отношения, уметь создать условия для творческой работы и экспериментирования, должен одновременно поддерживать и тактично направлять студентов, оставляя им известную свободу выбора и право на собственное мнение, а также помогать им критически оценивать свой опыт и обобщать полученные знания. Таким образом, одной из важнейших задач в обучении студентов социальной работе является интеграция теории и практики.
Систематизация практики начинается со 2 семестра, когда после теоретического курса "введение в специальность" начинаются двухнедельные ознакомительные экскурсии в учреждения социального обслуживания, что способствует ранней профессиональной ориентации будущих специалистов. Именно здесь они получают информацию о различных направлениях социальной работы, об организационных структурах социальной сферы горизонтального уровня.
Для проведения ознакомительной практики формируются группы практикантов, назначается руководитель практики. Определяются её цели и задачи, основным содержанием которых является повышение информационно-коммуникативного уровня студентов, формирование начальных знаний о социальных проблемах и мерах государства по их решению, обучение элементам наблюдательности, общения, действия в оказании помощи и поддержки населения. По итогам ознакомительной практики студенты могут написать реферат по теме: "Почему я решил стать социальным работником", а также могут заполнить различные анкеты, опросные листы. После завершения ознакомительной практики для студентов можно читать курсы "История социальной работы" и "Введение в специальность".
На втором году обучения практика усложняется. Одновременно с основным курсом предлагается ряд специальных. На практику отводится 4 недели. Основная цель практики - обучение навыкам общения с объектом социальной работы. Ауди-
торные занятия приобретают активные формы дискуссий, круглых столов, конференций, встреч с практическими работниками. В ходе проведения учебно-практических занятий формируются нравственно-целостные ориентации будущего специалиста, его гуманистическое отношение к человеку, стремление к поиску инновационных подходов в социальной работе.
После завершения курса "Теории и методов и технологии социальной рабо-ты"студенты проходят практику в территориальных центрах социальной защиты населения. Практиканту даются различные по целям поручения и рабочие задания, направленные на поддержание постоянного контакта с практическими работниками. Здесь возможно совместное планирование роботы, присутствие на совещаниях и встречах, участие в составлении программ оказания помощи населению. Во время этой практики ставится задача создания условий для вхождения студента в роль социального работника, чтобы будущий специалист смог увидеть свои будущие функции и методы воздействия на объект социальной работы.
В ходе практики студенты могут принять участие в конкретных социологических исследованиях, на основании которых составляются персональные карты одиноких инвалидов, социально-экономические карты социального обслуживания. Практиканты имеют возможность проанализировать состояние социальной работы с населением, остроту проблем, которые придется решать по месту их профессиональной деятельности. Результаты студенческих исследований, индивидуальные отчеты по практике обсуждаются на конференциях с участием практических работников территориальных социальных центров.
С третьего курса обучения возможна специализация социального работника. Разнообразие специализаций можно разделить на два основных направления: по предмету или объекту деятельности и по отраслевому признаку.
Возможны следующие специализации с присвоением соответствующей квалификации (по направлению предмета или объекта деятельности):
- "организация социальной защиты населения" (организатор социальной защиты населения);
- "социально-экономическая поддержка населения" (экономист социальной службы);
- "социально-правовая поддержка населения" (юрист социальной службы);
- "медико-социальная работа с населением"(медико-социальный работник);
-социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями (специалист по социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями);
- социальная реабилитация взрослых с ограниченными возможностями (специалист по социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями);
- трудовая терапия лиц с ограниченными возможностями (трудотерапевт);
- психосоциальная работа с населением (психолог социальной службы);
- социально-педагогическая работа с семьями и детьми (социальный педагог социальной службы);
- социальная работа с асоциальными семьями и детьми с девиантным поведением ( специалист по социальной работе с семьями и детьми группы риска);
- медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений социального обслуживания (специалист по медико-социальной помощи в стационарных учреждениях);
- социальная реабилитация лиц без определенного места жительства и занятий (специалист по реабилитации лиц без определенного места жительства и занятий);
- социальная работа с людьми пожилого возраста (специалист по социальной работе с людьми пожилого возраста).
Специализациями, введение которых основывается на отраслевом признаке, являются:
- социальная работа в учреждениях здравоохранения;
- социальная работа в учебных заведениях;
- социальная работа в службе занятости;
- социальная работа в миграционной службе;
- социальная работа в пенитенциарных учреждениях;
- социальная работа на производстве;
- социальная работа с военнослужащими.
Во многих университетах подготовка специалистов по этим специализациям уже развернута, решаются вопросы о включении в учебный план остальных названных специализаций.
Считаю, что приобщение студентов - будущих специалистов к научно-исследовательской деятельности должно осуществляться с 3 курса, где на практических и семинарских занятиях студенты разрабатывают исследовательские проекты по социальной работе, научно-исследовательские программы, концепции научной деятельности. Именно с 3 курса студенты должны активно участвовать в социологических опросах, мониторингах, научных кружках, конференциях. Особое внимание здесь необходимо уделить формированию у них усиленной мотивации к самостоятельной работе в различных управленческих структурах социальной сферы. Следовательно, практика на 3 курсе должна быть посвящена отработке методов и приемов работы с различными категориями населения. Практика на 3 курсе должна заключаться в том, что студент получает конкретное задание, сформулированное преподавателем и руководителем учреждения социальной работы, с помощью супервизора (консультанта) приступает к самостоятельной работе с клиентом проводит беседы, консультации, участвует в выработке решений и т.д.
На основании отчетов по практике готовятся научно-методические рекомендации по внедрению основных принципов и методов социальной работы.
На 4 курсе интегрируются знания в области технологий, начинается изучение проблем, связанных с социальным управлением, углубляются знания о социальном и служебном законодательстве, организационных структурах социальной сферы. На этом этапе во время практики отрабатываются навыки в области консультирования населения, в совершенствовании методик коммуникативного общения, уп-равленческо-организационной деятельности. Студенты могут проходить практику на базе стационарных социальных учреждений и общественных благотворительных организаций. Одни из направлений практики:
- изучение психологических аспектов, проблем борьбы с детской преступностью, профилактики отклоняющегося поведения;
- знакомство с опытом работы этих организаций;
- оказание педагогической помощи несовершеннолетним.
Сегодня важно в университете обеспечить необходимую программно-методическую базу обучения и практики, переработать и дополнить с учетом современных подходов программы по каждой из дисциплин базового курса и специализаций, создать комплекты соответствующих учебных пособий, хрестоматий, справочников и т.д.
На завершающем этапе обучения в связи со специализацией проводится преддипломная практика в региональных структурах социальной защиты (областной, районной, комитета и управления). Завершением практики является подготовка и защита дипломного проекта.
Желательно, чтобы преддипломная практика проводилась в тех организациях, где предполагается дальнейшая работа выпускника университета. План-задание на этот период разрабатывается руководителем преддипломной практики, но нет сомнения, что сегодня мы широко можем использовать практические занятия по учебной дисциплине «Методика исследований в социальной работе», где каждый студент совместно с преподавателем разрабатывает «Программу научных иссле-
дований», которая учитывает методологические, методические и организационные аспекты. И экзаменом по данному учебному предмету может быть и защита этой преддипломной программы. Во время же преддипломной практики консультации, контроль за выполнением исследования осуществляет индивидуальный руководитель преддипломной практики.
Из всего вышеперечисленного можно выделить следующие проблемы, которые необходимо совместно решить:
- проблемы целенаправленной подготовки к приему практикантов;
-проблемы профессиональной подготовки супервизоров;
- проблемы обучения по организации практики преподавательского состава, выработки у него понимания необходимости изучения опыта социальной работы;
- проблема формирования потребностей и интересов студентов в подготовке к профессиональной деятельности, участии в научно-исследовательской работе.