знания студентов, с другой - обеспечивает выполнение трудовых процессов различной степени сложности и способствует развитию творческих способностей.
Как отмечалось выше, подготовка педагогов профессионального обучения интегрирует в себе педагогическую и профессиональную составляющие. Специалист должен знать особенности проектирования швейных изделий, иметь практические профессиональные навыки, поскольку он готовится к проведению как теоретического, так и практического обучения.
Таким образом, профессионально-педагогическое образование является специфическим, интегративным видом образования, принципиально отличающимся от педагогического и традиционного профессионального образования. Ин-тегративность образования означает то, что специалист-педагог в состоянии не только самостоятельно овладевать новой предметной областью в рамках соответствующей отрасли, но и создавать методики их преподавания.
В подготовке будущих педагогов профессионального обучения целесообразно применение метода проектов, который показал высокую эффективность его применения в учебном процессе вуза. Учитывая особенности обучения квалифицированных рабочих в учреждениях НПО-СПО, можно заключить, что данный метод наиболее удачно подходит для обучения учащихся и в профессиональных училищах.
УДК 373-3
Н. М. Полевая
ИНТЕГРАЦИЯ ВИДОВ ПРАКТИК И УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА»
В статье представлены результаты исследования, посвященного изучению возможности интеграции различных видов практик, общепрофессиональных и специальных дисциплин в рамках профессиональной подготовки будущего специалиста социальной работы в вузе. Исследование основано на идее о том, что, интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии на примере специальности «Социальная работа», практика обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки будущих специалистов.
The article presents the results of the research devoted to studying the possibilities of integration of various kinds of practice, general professional and special academic courses within the limits of vocational training of the future social work specialists in higher school. The research is based on the idea that, integrating the basic components of complete structure of the mastered profession, practice provides logical completeness of vocational training of future specialists.
Ключевые слова: интеграция, интеграция обучения, социальная работа, практика, профессиональная деятельность, практическая деятельность, учебный процесс.
Keywords: integration, integration of education, social work, practice, professional activities, practical work, educational process.
Актуальность исследования
На современном этапе развития системы образования особого внимания заслуживает трансформация высшего профессионального образования, т. е. переход с двухступенчатой системы на трехступенчатую систему обучения. В связи, с этим возникает необходимость пересмотра структуры научного знания, уровней интеграции и выработки новых подходов к образованию в сфере профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе. Интегрированный подход к обучению, воспитанию и развитию представляется одним из наиболее эффективных, так как позволяет решать задачи гуманизации, гуманитаризации и непрерывного образования путем создания интегрированных курсов (по базовым дисциплинам) [1].
Исследователи и практические работники (В. Г. Бочарова, С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, В. А. Сластенин, Е. И. Холостова, Т. Ф. Яркина, Н. Д. Шмелева, И. В. Серопегина, Ю. А. Янсон, М. Г. Шубик, В. П. Симонов, Т. И. Воронкова,
© Полевая Н. М., 2010
Р. М. Шипилов, А. В. Коковкин, и т. д.), дающие сегодня разные оценки системе образования, приходят к обоснованным выводам о кризисном состоянии подготовки специалистов по социальной работе. Симптомы этого кризиса проявляются в том, что уровень подготовленности выпускников высших учебных заведений не соответствует процессам, которые совершаются в нашей стране, и мировым стандартам. Отсутствует ориентация профессиональной подготовки на качественные показатели, новые принципы и технологии обучения, наблюдается разрыв между общекультурным и профессиональным компонентами в обучении, что не обеспечивает формирования профессиональной культуры специалиста по социальной работе, его готовности к профессиональному творчеству и сотрудничеству с клиентами.
Необходимо отметить, что система высшего образования, как и все другие области человеческой деятельности, подвержена влиянию перемен, происходящих в социальной сфере, поэтому требования к профессиональным знаниям и умениям выпускников высших учебных заведений по специальности «Социальная работа» должны пересматриваться с учетом изменений потребностей общества. В связи с переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов в области социальной работы (бакалавриат, специализация, магистратура) все стороны учебной работы со студентами вузов по специальности «Социальная работа» в настоящее время подлежат коррекции с учетом постоянного поиска наиболее эффективных путей формирования высококвалифицированных кадров. Этот процесс непосредственно затрагивает характер, содержание и организационные формы практики студентов по будущей профессиональной деятельности.
Научная новизна
Научная новизна исследования заключается в: выделении интегрированного подхода, включающего содержание основных компонентов целостной структуры профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы и практик, обеспечивающих логическую ее завершенность; в выделении в процессе реализации интеграционного подхода в рамках профессиональной подготовки будущих специалистов социальной работы трех условий - 1) практика как интегрирующий фактор формирования профессиональ-
ной готовности студентов специальности «Социальная работа»; 2) интеграция циклов профессиональной подготовки с учебно-практической подготовкой студентов; 3) интеграция практик в системе профессиональной подготовки будущих специалистов по социальной работе на основе социального партнерства; а также в обосновании целесообразности организации практик непрерывного характера в течение пяти лет обучения студентов специальности «Социальная работа».
Основные результаты исследования
Интеграция обучения - это органичное слияние содержания, методов и форм организации учебного процесса в целях повышения его эффективности, т. е. взаимодействия субъекта и объекта в обучающем процессе [2]. В свою очередь, подготовка современного специалиста по социальной работе на вузовском этапе требует единства фундаментальной теоретико-методологической части образования с гибкой прикладной частью, основным звеном которой является практическая деятельность.
В профессиональной подготовке студентов по специальности «Социальная работа» важное место занимают различные виды практик (ознакомительная, учебная, производственная, преддипломная). Любой вид практики, применяемый в учебном процессе, является интегрирующим, выводящим на целостную профессиональную деятельность.
Все виды практик взаимосвязаны, принцип преемственности реализуется постоянно, начиная с пропедевтики и заканчивая творческим применением полученных знаний и умений в самостоятельной деятельности на выбранном социальном объекте во время предпрофессии: знакомство с объектами, службами, органами социальной защиты, характером деятельности социального работника, формами и методами работы, стратегией деятельности [3].
Согласно директивным документам и образовательным стандартам, структура практической подготовки включает в себя ознакомительную, учебную, производственную и преддипломную практики, а также участие студентов в волонтерской деятельности, в том числе работу в качестве добровольных помощников в социальных службах (табл. 1).
Таблица 1
Виды непрерывной практической подготовки
Вид практики Продолжительность прохождения Семестр прохождения
Ознакомительная 2 недели 2,4-й семестр
Учебная 4 недели 6-й семестр
Производственная 10 недель 8, 9-й семестр
Преддипломная 8 недель 10-й семестр
Волонтерская Не регламентируется В течение всего периода обучения
Различные виды практик рассматриваются как система практической подготовки, а также система знаний, формирующих профессиональную готовность будущих специалистов по социальной работе. Таким образом, каждый вид практики предусматривает формирование и закрепление определенного набора умений и навыков -от простого копирования действий специалистов социальных служб и учреждений социальной защиты населения до самостоятельного осуществления функций содействия решению социальных проблем отдельных граждан. Такое распределение задач от ознакомительной практики к практике преддипломной связано также с изучаемыми дисциплинами.
Практическая деятельность дает возможность студентам связывать теоретические знания с практическими умениями и навыками в процессе подготовки, осуществлять обучающую деятельность, развивать и укреплять интерес к профессии «Социальная работа». Каждый из видов практик, включенный в учебный процесс, способствует системному объединению полученных знаний, умений и навыков. Системообразующим фактором здесь выступает профессиональная деятельность, предъявляющая высокие требования к уровню профессиональной готовности на современном этапе. Интегрируя в своем содержании основные компоненты целостной структуры осваиваемой профессии, практика обеспечивает логическую завершенность профессиональной подготовки будущих специалистов.
С учетом целей и содержания обучения и уровня подготовленности студентов в программе практики О. А. Абдуллина выделяет следующие этапы формирования профессионально значимых знаний, умений и навыков: начальный, пропедевтический этап (I курс) - ориентация будущих специалистов на изучение личности клиента; основной этап (II-III курсы) - овладение фундаментальными знаниями, являющимися теоретической основой профессионального мастерства; теоретическое осмысление сущности, структуры, способов организации профессиональной деятельности будущего специалиста по социальной работе; завершающий этап (IV-V курсы) - обобщение, систематизация, закрепление и углубление полученных знаний, умений и навыков в процессе изучения специальных дисциплин и прохождения практик.
Обеспечение эффективного результата профессиональной подготовки невозможно без системного объединения профилирующих дисциплин и выработки наиболее рациональной «технологической линии» подготовки будущих специалистов по социальной работе. Следует отметить, что главным условием эффективности каждого этапа различного вида практик является включение в содержание работы видов деятельности, наиболее адекватно отражающих будущую профессиональную деятельность. Каждый вид деятельности будущего специалиста на практике должен оптимальным образом способствовать формированию определенного навыка или системы профессиональных навыков.
План реализации непрерывной практической подготовки
Таблица 2
Название практики Продолжительность прохождения Семестр прохождения Взаимодействие с дисциплинами общепрофессионального и специального направления
Ознакомительная 1 неделя 2-й семестр «Введение в специальность»; «Международное гуманитарное право»
Ознакомительная 1 неделя 4-й семестр «Профессионально-этические основы»; «История социальной работы»; «Общественные организации и общественные движения»
Учебная 4 недели 6-й семестр «Теория социальной работы»; «Правовое обеспечение социальной работы»; «Социальное партнерство»; «Конфликтология»
Производственная 4 недели 8-й семестр «Технология социальной работы»; «Занятость населения и ее регулирование»
Производственная 6 недели 9-й семестр «Организация системы социальной защиты населения»
Преддипломная 8 недель 10-й семестр «Организация социальной работы с различными группами населения»; «Организация социальной защиты инвалидов и других нетрудоспособных граждан»
Волонтерская Не регламентируется В течение всего периода обучения
Профессиональная практика как целостная система должна включать в себя результаты каждого вида практической подготовки, предусмотренные учебным планом специальности «Социальная работа». С этих позиций системность профессионально значимых знаний и умений является интегральным показателем, который отражает единство овладения содержательно-процессуальной и мотивационно-ценностной сторонами профессиональной деятельности. Знания выступают как теоретическая основа умений, в свою очередь умения - форма функционирования знаний. И те и другие характеризуются полнотой, осознанностью, прочностью, действенностью. В связи с этим качество знаний и умений, отражающих профессиональную готовность обучаемых, находится в прямой зависимости от характера деятельности.
Это возможно достичь не только за счет проведения занятий на высоком профессиональном уровне, но и путем установления взаимосвязи с другими профилирующими дисциплинами, прежде всего различными видами практик (см. табл. 2).
Так, например, в период перед ознакомительной практикой студенты-первокурсники изучают такие дисциплины, как «Ведение в специальность», «Профессионально-этические основы социальной работы», которые ориентируют их на изучение особенностей выбранной ими специальности, дают практические навыки, относящиеся к сфере компетентности социальной работы, а также основной упор делается на изучение ценностных ориентаций, этической специфики деятельности социального работника, особенностей делового общения и т. д. Одной из задач ознакомительной практики является закрепление полученных теоретических знаний, а также выявление степени осознанности роли профессиональной деятельности в жизни взрослого человека и индивидуально-личностных причин выбора специальности.
Таким образом, практика способствует формированию у студентов профессиональных умений и навыков самостоятельного выполнения функций (элементов) диагностики социальных проблем, вмешательства в проблемную ситуацию клиента, коррекции девиантного поведения, выработке тактики и стратегии выхода из кризиса и т. д. Сюда входит весь арсенал предусмотренных программой профессиональной подготовки умений и навыков, которые совершенствуются
затем в процессе практики в социальных службах и учреждениях социальной защиты населения.
Занятия по профилирующим дисциплинам способствуют глубокому теоретическому осмыслению основ такой специальности, как «Социальная работа», а также формируют умение практически реализовать основные его положения в образовательных учреждениях. Полученные знания находят свое применение при прохождении практик. Итак, профессиональная подготовка будущих специалистов по социальной работе предполагает интеграцию общепрофессиональных и специальных дисциплин с практической подготовкой. Прохождение практик параллельно изучению тех или иных общепрофессиональных и специальных дисциплин позволяет нам проверить качество усвоения теоретического материала, полученного при изучении различных образовательных дисциплин и при этом ориентирует студентов на решение конкретных социальных проблем, стоящих перед работниками социальных служб и подразделений.
Анализ учебного плана по специальности «Социальная работа» позволил определить соотношение долей теоретической и практической подготовки студентов (табл. 3). Доля теоретической подготовки по специальности «Социальная работа» превышает долю практической подготовки в 7,5 раз. В то же время непрерывный характер прохождения практик на всех курсах обучения и интегрированный подход к профессиональной подготовке позволяет нам рассредоточенно (параллельно учебному процессу) или концентрированно (в специально отведенное время) закреплять в будущей профессиональной деятельности усвоенные теоретические положения, минимизируя таким образом разрыв в сроках и объемах этих форм подготовки.
Для того чтобы оптимизировать этот процесс, была разработана система индивидуальных заданий для студентов специальности «Социальная работа», проходящих практику в учреждениях социальной защиты населения.
Индивидуальное задание на практику выдается руководителем практики от университета или непосредственным научным руководителем (при прохождении преддипломной практики). Например, на ознакомительной практике студенты выполняют индивидуальное письменное задание, которое включает в себя составление профессиог-
Таблица 3
Структура теоретической и практической подготовки
Форма профессиональной подготовки Сроки %
Теоретическая подготовка (лекционные и семинарские занятия) 180 недель (9720 час) 88%
Практическая подготовка (все виды практик) 24 недели (1296 час) 12%
Итого 204 недели (11016 час) 100%
раммы социальной работы; изучение должностных обязанностей и профессиональных ролей социального работника в учреждении социальной защиты, функциональных обязанностей социального работника социальной службы. В качестве индивидуальных письменных заданий в период учебной практики могут выступать также: изучение системы ведения общей документацией и личных дел клиентов; участие в совещаниях, обсуждениях, семинарах организации; изучение конкретных методов профессиональной работы с клиентом, группой клиентов и т. д. Результаты прохождения практики оформляются в отчете, основная часть которого включает в себя отчет по общей части практики (сбор информации о социальном учреждении - базе практики) и отчет о выполнении индивидуального задания. Отчет предварительно проверяется и подписывается руководителем практики от социального учреждения, в котором проходила практика. Итоговая оценка выставляется по результатам защиты студентами отчетов по практике.
Резюмируя все вышеизложенное, необходимо отметить, что практическая подготовка по специальности «Социальная работа» - это подсистема профессиональной подготовки, обеспечивающая интегрирование профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе, и практической деятельности в социальных службах и учреждениях социальной защиты населения, в свою очередь, все виды практик, включенные в настоящее время в учебный план, позволяют связывать знания и умения в процессе профессиональной подготовки студентов и вырабатывать индивидуальную профессиональную позицию.
Примечания
1. Козлов А. А. Социальная работа: введение в профессиональную деятельность. М.: Логос, 2004.
2. Общая и профессиональная педагогика: учеб. пособие для студ. пед. вузов / под ред. В. Д. Симонен-ко. М., 2005.
3. Симонович В. Л. Практическое обучение студентов как фактор профессионального становления социального педагога: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2002.