УДК 34.01
Е. А. Морозов
К ВОПРОСУ О ПРАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ1
Статья посвящена некоторым проблемам практической подготовки специалистов по социальной работе в России. Предпринята попытка сравнения некоторых характеристик практической подготовки социальных работников в России и за рубежом, а также предлагаются некоторые пути повышения качества практической подготовки специалистов в указанной области профессиональной деятельности.
Ключевые слова: социальная работа, практика, практическая подготовка, социальный работник, тьютор, супервизор.
В современных условиях социально-экономического кризиса, охватившего практически все страны мира (в том числе и Россию) и наиболее сильно сказавшегося на положении наименее защищенных слоев населения, особую роль приобретает качество и эффективность профессиональной деятельности специалистов в области социальной защиты населения - социальных работников. Высокий профессионализм данной категории работников социальной сферы во многом определяется качеством полученной ими профессиональной подготовки в процессе предшествующего социального образования. При этом следует учитывать, что потребность в социальном образовании и специалистах соответствующего профиля, как отмечает Х. Сведнер, «существует... во всех странах и культурах всего мира» [1]. На это же указывают Г. Ю. Титова и А. И. Ермилова, отмечающие, что «...потребность современного российского общества в кадрах квалифицированных специалистов, компетентных в вопросах оказания... социальной помощи нуждающимся категориям населения.. , носит ярко выраженный характер в условиях провинциальных городов» [2, с. 80].
В нашей стране профессиональное образование в области социальной работы имеет сравнительно недавнюю (около 20 лет) по сравнению с другими странами историю. В настоящее время в теории и практике профессионального образования выделяют три его парадигмы: личностно, когнитивно и деятельностно ориентированные [3, с. 101]. Существенную роль в процессе деятельностно ориентированной профессиональной подготовки социальных работников играет ее практическая составляющая, реализуемая в большинстве случаев в ходе учебных и производственных практик в различных социальных агентствах и учреждениях (управления социальной защиты населения, социально-реабилитационные центры, центры социального обслуживания населения, центры социальной помощи семье и детям и т. д.). Именно на базе этих и других подобных учреждений проходят учебную и
производственную практику студенты нашего вуза (ГОУ ВПО «Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева»), обучающиеся по специальности 040101.65 «Социальная работа» и направлению 040100.62 «Социальная работа».
На каждом из учебных курсов в соответствии с ГОС ВПО специальности 040101.65 «Социальная работа» предусмотрены учебная или производственная практики с соответствующим содержанием. Так, в частности, на 1-м курсе (2-й семестр) наши студенты проходят двухнедельную учебную ознакомительную практику. Цель практики - «познакомить студентов с деятельностью и структурой учреждений обслуживания, функционирующих в муниципальной системе социальных служб, а также содействовать профессиональному самоопределению студентов как будущих работников системы социальной работы» [4, с. 4]. Базой для ознакомительной практики являются два учреждения города: Управление социальной защиты населения г. Тобольска и МАУ «Центр социального обслуживания населения» (ЦСОН) г. Тобольска. В первом случае студенты знакомятся с управленческими аспектами социальной работы, вопросами менеджмента и организации деятельности по социальной защите населения в городе. Во втором случае предусмотрено частичное поверхностное погружение в «кухню» самого процесса помощи, защиты, поддержки нуждающихся слоев населения.
Четырехнедельная учебная профориентационная практика в рамках второго года обучения (4-й семестр) предусматривает выход студентов в МАУ «ЦСОН» г. Тобольска с целью формирования «профессиональных ориентаций у студентов, приобретения и закрепления ими начальных навыков и элементов профессиональной практической деятельности», приобретенных за предыдущий период обучения, включая ознакомительную практику 1-го курса [5, с. 3]. Работа в данном учреждении в рамках этой практики базируется на более подробном изучении специфики деятельности МАУ
1 Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 10-06-90754 моб_ст.
«ЦСОН» г. Тобольска с учетом функций каждого отделения, которых в центре насчитывается 5:
1) отделение социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий;
2) отделение временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;
3) отделение дневного пребывания несовершеннолетних и социальной реабилитации инвалидов;
4) отделение социального обслуживания на дому;
5) отделение срочного социального и социально-консультативного обслуживания.
Обучение студентов на 3-м курсе связано с прохождением в 6-м семестре четырехнедельной производственной социально-психологической практики. В рамках данной практики перед обучающимися ставится следующая цель: «... развитие профессионально значимых качеств личности будущих специалистов, подготовка их к работе в различных структурах, занимающихся вопросами воспитания и реабилитации детей (клиентов) с девиантным поведением» [6, с. 4]. Базой для социально-психологической практики выступают МАУ «ЦСОН» г. Тобольска и общеобразовательные школы города. В первом учреждении продолжается подробное изучение специфики деятельности отделений учреждения, начатое в предыдущем году (с учетом изменившихся целей практики), а в общеобразовательных школах студенты знакомятся с особенностями деятельности социального педагога в условиях данного учреждения.
На 4-м курсе (8-й семестр) студенты в течение шести недель в рамках производственной социально-юридической практики вырабатывают «умения практически применять теоретические основы законодательной и правовой базы функционирования учреждений и специализированных центров социальной защиты населения» [7, с. 3] в таких учреждениях, как автономное учреждение (АУ) социального обслуживания населения Тюменской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Тобольска», комиссия по делам несовершеннолетних при администрации г. Тобольска, отдел ЗАГС г. Тобольска, отдел по опеке и попечительству и охране прав детства при администрации г. Тобольска, государственное АУ Тюменской области «Центр занятости населения г. Тобольска и Тобольского района».
Восьминедельная производственная государственная (преддипломная) практика (стажировка) на 5-м курсе (10-й семестр) связана с завершающим этапом закрепления полученных знаний и выработки профессиональных умений и навыков в ходе практической деятельности [8] в МАУ «ЦСОН» г. То -больска, государственном учреждении - Управление Пенсионного фонда РФ (по г. Тобольску), государственном АУ Тюменской области «Центр заня-
тости населения г. Тобольска и Тобольского района» и ряде других учреждений.
Наряду с ежегодными учебными и производственными практиками, учебным планом специальности 040101.65 «Социальная работа» на 5-м курсе (9-й семестр) предусмотрена четырехнедельная практика по дисциплине специализации «Социальная работа с семьей и детьми», за счет часов которой данная практика и планируется. Ее целевой установкой является «освоение технологий социальной работы с различными категориями населения в условиях системы социального обслуживания Российской Федерации» [9, с. 3]. Такими категориями населения в нашем случае являются следующие:
1) различные категории семей (неполные, неблагополучные, малообеспеченные и др.);
2) молодежь как социально-демографическая группа населения в возрасте от 14 до 30 лет;
3) пожилые как социально-демографическая группа населения в возрасте после 55 лет у женщин и 60 лет у мужчин;
4) лица с ограниченными возможностями.
Базой для практики по дисциплине специализации являются Тобольская районная организация Всероссийского общества инвалидов, Комитет по делам молодежи (с его структурными подразделениями: подростковые клубы по месту жительства, молодежный центр профориентации и трудоустройства, МУ «Центр профилактики наркомании и социальной реабилитации подростков и молодежи, МОУ дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества “Созвездие”» и др.), комиссия по делам несовершеннолетних при администрации г. Тобольска и др.
Несмотря на достаточно обширную базу для практик и, следовательно, немалый спектр сфер деятельности, в которых студенты могут проявить себя и выработать соответствующие практические умения и навыки, хотелось бы указать на один важный, на наш взгляд, недостаток государственной системы практической подготовки социальных работников, вытекающий из нормативов, определенных ГОС ВПО по данной специальности. В целом на все виды практик в соответствии с ГОС ВПО второго поколения по специальности 040101.65 «Социальная работа» предусмотрено 1296 часов (не менее 24 недель). Если учесть, что всего учебных недель - 260, из которых 50 составляют каникулы, 180 - теоретическая подготовка, а 6 - выделены на итоговую государственную аттестацию, включая подготовку и защиту ВКР, то на прохождение учебных и производственных практик выделено менее 10 % от всей учебной нагрузки студента. Если сравнить между собой доли теоретической и практической подготовки, то соотношение изменится несущественно: примерно 1:10 при почти
12 % доли практики. И за счет этого мы хотим выработать умения и навыки будущего социального работника? При таком соотношении доли теоретической и практической подготовки возможности решения данной задачи кажутся нам весьма туманными и малоперспективными. Для сравнения:
- в университете профессионального образования Арнема (г. Наймеген, Нидерланды) доля практики доходит до 50 % времени обучения в университете. Более того, подготовка студентов «на четверть насыщена практическими тренингами; изучение теорий основывается на анализе случаев из практики, студенты, проектируя те или иные ситуации, обращаются, как правило, в сферу практической социальной работы» [10, с. 35];
- при подготовке педагогов-кондукторов (специалистов по реабилитации людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата) в Институте восстановительной и двигательной терапии Андраша Пете (г. Будапешт, Венгрия) на практические занятия отводится по 14 и более часов в неделю на каждом из 4 курсов обучения [11, с. 45];
- в средних профессиональных учебных заведениях Дании, готовящих социальных работников, около третьей части курсов проходят в «практическом поле» - в социальных учреждениях [12, с. 24];
- будущие социальные работники Швейцарии должны (в соответствии с требованиями Ассоциации школ социальной работы Швейцарии) пройти практику не менее 3 000 часов. При этом сами школы значительно завышают эти требования. Не менее 180 дней практики проходят непосредственно в «полевых» условиях. Кроме того, по требованиям Ассоциации социальный работник должен практиковаться не менее чем в двух сферах социальной работы. При этом одно из мест прохождения практики должно посещаться не менее 6 месяцев [13];
- профессиональная практика при подготовке социальных работников в Германии играет не менее важную роль, чем в других странах. Ее продолжительность при этом составляет по меньшей мере один год [14, с. 350]. Кроме того, в немецкой системе профессионального образования за долгие годы ее становления и функционирования сложилась своеобразная дуальность, при которой «специальные теоретические знания даются в профессиональной школе, а практическая подготовка осуществляется непосредственно на рабочем месте» [15, с. 144];
- при обучении социальных работников в Великобритании в рамках трехлетнего курса предусмотрено 200 дней практики [16, с. 8].
Таким образом, можно сделать неутешительный вывод: в России при подготовке социальных работников насыщенность образовательного процесса ее практической компонентой существенно ниже соответствующих показателей многих зару-
бежных стран. При этом общая продолжительность обучения за рубежом существенно ниже (от нескольких месяцев до 3-4 лет максимум).
В ходе руководства учебными и производственными практиками автору и его коллегам нередко приходилось сталкиваться с обстоятельствами, свидетельствующими об определенном несоответствии содержания предшествующей теоретической подготовки студентов тем практическим ситуациям, с ко -торыми они встречаются в ходе прохождения практики, т. е. теория не всегда соответствовала практике (или практика не всегда соответствовала теории?). Эту же проблему неоднократно поднимали и сами студенты. Более того, несовпадение содержания реальной профессиональной жизни с представлениями о ней может явиться причиной первого профессионального кризиса, который может «поставить крест» на начинающем социальном работнике как на специалисте. В этой связи хотелось бы остановиться на тех условиях, за счет реализации и учета которых можно, на наш взгляд, приблизить теорию к непосредственной практике (или наоборот) и тем самым существенно повысить качество практической подготовки специалиста, а именно:
1. Совместная с представителями социальных агентств разработка содержания учебных, производственных практик и практики по дисциплине специализации. Важную роль в процессе прохождения практики и, соответственно, практической подготовки студентов могут сыграть сами работники социальных учреждений. Собственно именно на них лежит основная ответственность (не юридическая, конечно же, а компетентностная) за передачу практических умений и навыков студентам. Не секрет, что сами преподаватели вузов и других учебных заведений не часто обладают соответствующими профессиональными навыками в области непосредственной социальной работы с клиентом, так как их деятельность существенно отличается от функциональных обязанностей работников социальных агентств. На преподавателях вузов в основном лежит ответственность за теоретическую подготовку студента. Более того, именно работник социального агентства в данном случае может расширить компетентность не только студента, но и самого преподавателя учебного заведения. Ведь в процессе организации практики обе стороны интенсивно взаимодействуют по вопросам целей и задач практики, ее содержания, форм и методов работы со студентами. Поэтому в идеале содержание практик должно формироваться не просто с учетом пожеланий представителей социального агентства, но и при непосредственном их участии и даже по их заказу (естественно, с учетом целей и задач профессионального образования и содержания ГОС ВПО по данной специальности).
В этой связи интересен опыт ряда зарубежных стран (например Голландии, Греции, Франции и др.), где преподаватели социальной работы в учебных заведениях являются работниками тех или иных социальных агентств (или наоборот).
К сожалению, мы не можем похвастаться ни тем, что содержание производственных практик формируется нами совместно с представителями социальных учреждений, ни тем, что сами осуществляем практическую социальную работу. В большинстве случаев автор-разработчик содержания практики исходит из своего видения (с учетом требований ГОС ВПО) тех умений и навыков (компетентностей), которыми должен овладеть студент в ходе прохождения практики, а в ряде случаев - и из своих профессиональных интересов и пристрастий (круга проблем, являющихся предметом его научных исследований).
2. Тьюторство (супервизорство) со стороны представителей социальных агентств. Введение института тьюторства, т. е. наставничества, не только по отношению к студентам (как, например, в Дании [12], Швейцарии [13], Великобритании [17] и других странах), но и по отношению к преподавателям учебных заведений (особенно тех, кто сам непосредственно заинтересован в повышении своей компетентности в области практической социальной работы) во время прохождения практики может сыграть существенную роль в повышении качества практической подготовки специалиста. Ведь работники социальных учреждений, на наш взгляд, на практике лучше, нежели преподаватели учебных заведений, знают, как осуществлять практическую деятельность по оказанию социальной помощи нуждающимся.
Интересно, что в некоторых зарубежных странах (например Великобритании) процесс наставничества построен с учетом необходимости подготовки самих тьюторов. Но следует учитывать, что за рубежом в период, предшествующий практике, именно преподаватели учебных заведений выступают наставниками работников социальных агентств, а не наоборот. В этот непродолжительный период преподаватели учебных заведений осуществляют подготовку будущих руководителей практики, какими являются представители социальных центров, которые, в свою очередь, во время прохождения практики студентами станут тьюторами (наставниками) для последних. В нашем же случае, возможно, не лишней и полезной будет подготовка преподавателей учебных заведений со стороны работников социальных агентств.
Какой бы из вариантов ни был избран, элементы данного опыта несомненно необходимо внедрять в отечественных учебных заведениях при подготовке социальных работников.
3. Передача части полномочий на базы практик. Но в реализации данного начинания не заинтересованы сами представители учебных заведений. В нашем вузе уже была однажды озвучена идея передачи части нагрузки на места, то есть в социальные агентства, что, кстати, позволило бы в большей степени заинтересовать представителей этих учреждений в более ответственном отношении к руководству практикой. Не секрет, что в настоящее время размеры оплаты труда за руководство практикой представителям социальных учреждений оставляют желать лучшего: по нормативам, существующим в нашем вузе, работнику социального учреждения (супервизору, работающему со студентами) полагается оплата в размере 43 рубля в час с учетом того, что на одного студента приходится 2 часа в неделю. Более того, оплата труда преподавателя образовательного учреждения за руководство практикой (которое является частью его учебной нагрузки) значительно выше, нежели работникам социальных центров. Но данное предложение представителями вуза было встречено с критикой, что вполне понятно. Однако проблема при этом не решается. Необходимо вырабатывать и использовать другие рычаги воздействия, которые позволили бы и повысить качество профессиональной практической подготовки, и заинтересовать представителей баз практики, и не ударить по карманам преподавателей образовательных учреждений. Например, в рамках сотрудничества можно привлекать работников социальных агентств на возмездной основе к разработке содержания практики, к более четкому контролю за прохождением практики студентами. Можно силами студентов под руководством преподавателя учебного заведения выполнять заказы социальных агентств на осуществление различных научных изысканий на базе этих учреждений или рассмотреть вопрос об увеличении оплаты труда работников социальных агентств в период прохождения практики студентами за счет внебюджетных средств вуза и т. д. В общем, необходимо тем или иным образом заинтересовать обе стороны, ответственные за качество практической подготовки специалиста.
Таким образом: 1) в системе практической подготовки будущих социальных работников существует немало проблем как организационного, так и содержательно-процессуального характера; 2) решение этих проблем во многом зависит как от эффективности деятельности представителей учебных заведений и социальных агентств, так и от характера их взаимодействия и сотрудничества;
3) характер взаимодействия и сотрудничества, в свою очередь, определяется мерой ответственности обеих сторон, а также способностью и возможностью заинтересовать друг друга теми или иными сторонами своей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Сведнер Х. Об организации социальной работы в системе обучения социономов в Швеции // Социальная работа / отв. ред. И. А. Зимняя. Вып. 1. Теория и практика деятельности социальных работников и их подготовка в системе высшего образования. М., 1992. С. 5-15.
2. Титова Г. Ю., Ермилова А. И. Принципиальные положения содержательного подхода к профессиональной подготовке специалистов «Социальный педагог» со специализацией «социально-психологическое консультирование населения» // Вестн. Томского гос. пед. унта. 2003. Вып. 2 (34). С. 79-82.
3. Косолапова М. А. Сопровождение педагогической практики студентов как важный аспект профессиональной подготовки будущего педагога // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). С. 100-102.
4. Бармина С. А. Программа ознакомительной практики для студентов 1 курса (специальность 040101.65 «Социальная работа»): методические рекомендации. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2006. 12 с.
5. Хамитова М. А. Программа профориентационной практики для студентов 2 курса (специальность 040101.65 «Социальная работа»): методические рекомендации. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2007. 12 с.
6. Морозов Е. А., Вильцан М. А. Социально-психологическая практика с элементами психодиагностики: метод. рекомендации по организации социально-психологической практики студентов 3 курса, обучающихся по специальности 040101.65 «Социальная работа». Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. 100 с.
7. Яркова Г. А. Программа социально-юридической практики для студентов 4 курса (специальность 040101.65 «Социальная работа»): метод. рекомендации. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2008. 12 с.
8. Хамитова М. А. Программа преддипломной практики для студентов 5 курса (специальность 040101.65 «Социальная работа»): метод. рекомендации. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2009. 32 с.
9. Хамитова М. А. Программа практики по дисциплине специализации для студентов 2 курса (специальность 040101.65 «Социальная работа»): метод. рекомендации. Тобольск: ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2006. 8 с.
10. Старшинова А. В. Опыт университетской подготовки социальных работников в Голландии // Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: сб. науч. ст. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, Н. Б. Шмелевой, Е. Р. Ярской-Смирновой. Волгоград: Перемена, 2004. С. 28-37.
11. Зальцман Т. В. Организация учебно-воспитательной практики в институте Пете // Социальная работа: теория и практика: мат-лы круглого стола по социальной реабилитации инвалидов и IX зимней школы социального педагога, психолога и социального работника (январь - февраль 2002 г.). М., 2002. С. 44-47.
12. Белоусова Е. В. Система социального обслуживания и образования в Дании // Подготовка специалиста по социальной работе: диссеминация опыта международного сотрудничества: сб. науч. ст. / под ред. Т. Ю. Андрущенко, Н. Б. Шмелевой, Е. Р. Ярской-Смирновой. Волгоград: Перемена, 2004. С. 23-27.
13. Валлиманн И. Специфика подготовки социальных работников в Швейцарии. URL: http://www.trainet.org/books/view/184
14. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проект, 2001. 416 с.
15. Марчук Е. В. Современные тенденции развития начального профессионального образования в Германии // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2007. Вып. 7 (70). С. 144-145.
16. Доэл М. Новое направление в Англии: обучение практике и новый образовательный стандарт специальности «социальная работа» // Практика - путь к профессионализму: Партнерство университетов и социальных учреждений в практическом обучении социальных работников: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 29-30 нояб. 2004 г.) / под общ. ред. А. В. Старшиновой. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004. С. 6-11.
17. Обучение практике социальной работы: международный опыт и перспективы / под ред. М. Доэла, С. Шардлоу; пер с англ. М., 1997. 223 с.
Морозов Е. А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры.
Тобольская государственная социально-педагогическая академия имени Д. И. Менделеева.
Ул. Знаменского, 58, Тобольск, Тюменская область, Россия, 626150.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 12.10.2010.
E. A. Morozov
THE PROBLEM OF TRAINING SPECIALISTS IN SOCIAL WORK
This article is devoted to the description of some problems of training specialists in social work in Russia. The author made an attempt to compare some features of training specialists in social work in Russia and abroad. Also the ways of increasing the quality of training specialists in definite sphere of professional activity are pointed out in the article.
Key words: social work, practice, training, social worker, tutor, supervisor.
Tobolsk State Social and Pedagogical Academy named after D. 1 Mendeleev.
Ul. Znamenskogo, 58, Tobolsk, Tyumen region, Russia, 626150.
E-mail: [email protected]