Ю.М. Забродин, О.И. Леонова УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МОДЕРНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инновационная инфраструктура в сфере образования, федеральная инновационная площадка, модернизация педагогического образования, психолого-педагогическое направление подготовки педагогических кадров.
Аннотация: Учебно-методическое объединение по психолого-педагогическому образованию (УМО) разрабатывает новую модель подготовки психолого-педагогических кадров. Основанием этому является статус федеральной инновационной площадки (ФИП), присвоенный Московскому городскому психолого-педагогическому университету -базовому вузу УМО Приказом Минобрнауки РФ на 2012—2017 гг. (№ 273 от 10 апреля 2012 года). Тема проекта ФИП - «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ». Проект ФИП направлен на решение ряда задач государственной политики в сфере образования - переход на новые образовательные стандарты, повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования.
Инновационная инфраструктура необходима для решения задач модернизации и развития сферы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере образования. В целях обеспечения развития инновационной деятельности в сфере образования с учетом опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования [4].
Основные направления деятельности федеральных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру, - разработка, апробация и (или) внедрение:
• новых элементов содержания образования и систем воспитания, новых педагогических технологий, учебно-методических и учебно-лабораторных комплексов, форм, методов и средств обучения в образовательных организациях;
• примерных основных образовательных программ, инновационных образовательных программ;
• новых профилей (специализаций) подготовки в сфере профессионального образования, обеспечивающих формирование кадрового и научного потенциала в соответствии с основными направлениями социально-экономического развития Российской Федерации;
• методик подготовки, переподготовки и (или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы образования, на основе применения современных образовательных технологий;
• создаваемых моделей образовательных организаций;
• новых механизмов, форм и методов управления образованием на разных уровнях, в том числе с использованием современных технологий;
• новых институтов общественного участия в управлении образованием;
• новых механизмов саморегулирования деятельности объединений образовательных организаций и работников сферы образования, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Решению указанных задач (в рамках отдельного направления подготовки педагогических кадров) посвящена целенаправленная работа научно-педагогического сообщества, входящего в Учебно-методическое объединение по психолого-педагогическому образованию (далее - УМО). Основанием такой работы является статус ФИП, присвоенный базовому вузу УМО на период 2012 - 2017 гг., тема проекта ФИП - «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования».
Приоритетная задача проекта - разработка и апробация инновационных механизмов для системы психолого-педагогического образования.
В результате реализации проекта будут разработаны следующие инновационные механизмы:
1. Принципы и закономерности построения эффективных моделей подготовки педагогических кадров;
2. Модель системы общественно-профессиональной экспертизы основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в области психологопедагогического образования;
3. Модель регионального ресурсного учебно-методического центра и ее апробация в пилотных регионах;
4. Модель последипломной практической подготовки выпускников, порядок повышения квалификации педагогов-психологов образовательных организаций и профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Психолого-педагогическое образование».
Принципы и закономерности построения эффективных моделей подготовки педагогических кадров. Переход на новые образовательные стандарты ориентирует на то, что результатом образования являются не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Общепринятым является положение о том, что ученик должен обладать целостным социальноориентированным взглядом на мир в единстве природы, народов, культур и религий. Это возможно лишь при условии качественно новой подготовки педагогов, способных к организации учебной деятельности учащихся и формированию не только предметных, но и мета-предметных и личностных образовательных результатов. Следовательно, обучение учителей организации учебной деятельности учащихся может быть построено, в свою очередь, только как деятельность. Практико-ориентированная подготовка учителя основана на таких формах, когда образовательные учреждения, имеющие необходимые модели учебной деятельности, включаются в качестве полноправных участников реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования, баз стажировки студентов, в качестве экспертного ресурса для оценки подготовки будущих учителей и самих образовательных программ.
Председатель совета УМО по психолого-педагогическому образованию, ректор Московского городского психолого-педагогического университета В.В. Рубцов подчеркивает, что невозможно обучить будущего педагога деятельности, если это не происходит в специальных деятельностных мастерских. «Базы практик - что это такое? Отправили будущего учителя или психолога в школу или детский садик. А там работают грамотные специалисты, уже освоившие эти методы. Это деятельностная мастерская, и работают они там по типу проектов. Поэтому изменяется система практической подготовки» [5].
• Для реализации первого инновационного механизма «Построение эффективных моделей подготовки педагогических кадров» должны быть разработаны: модель нового типа школьно-университетского партнерства; проект положения о сетевом взаимодействии организаций - членов УМО по психолого-педагогическому образованию; примерные образовательные программы высшего и дополнительного (послевузовского) профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование».
Модель системы общественно-профессиональной экспертизы основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в области психологопедагогического образования. Для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы предусматривает следующие мероприятия:
- создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования;
- развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОс и профессиональных стандартов;
- создание единой информационной системы сферы образования;
- создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ.
Разработка инновационного механизма «Модель системы общественнопрофессиональной экспертизы основных и дополнительных профессиональных образовательных программ в области психолого-педагогического образования» внесет значительный вклад в решение задач совершенствования системы государственно-общественного управления и развития системы оценки качества содержания психолого-педагогического образования. Данный механизм направлен на разработку:
- проекта стандарта профессиональной деятельности психолога образования;
- организационно-методических форм документов - сертификат общественнопрофессиональной оценки, аттестационный сертификат, аттестат уровня профессиональной компетенции;
- инструментария оценки качества психолого-педагогического образования, включая оценку основных образовательных программ по направлению подготовки «Психологопедагогическое образование»;
- базы данных экспертов (работодатели и представители профессионального сообщества);
- модели общественно-государственной и профессиональной оценки, в основу которой будут заложены механизмы независимой оценки основных профессиональных образовательных программ работодателями, представителями образовательного и научного сообщества, общественными ассоциациями.
Для решения задач разработки основных профессиональных образовательных программ с учетом культуры региона РФ в рамках проекта будет реализован инновационный механизм «Модель регионального ресурсного учебно-методического центра и ее апробация в пилотных регионах»:
- разработка базовой модели регионального ресурсного учебно-методического центра - региональный учебно-методический центр по психолого-педагогическому образованию создается в структуре Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию и действует на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации;
- сеть пилотных региональных ресурсных учебно-методических центров - системное взаимодействие региональных ресурсных учебно-методических центров УМО по психологопедагогическому образованию обеспечит единая информационная образовательная среда.
Модель последипломной практической подготовки выпускников, порядок повышения квалификации педагогов-психологов образовательных организаций и профессорско-преподавательского состава вузов, осуществляющих подготовку по направлению «Пси-холого-педагогическое образование». Формирование системы непрерывного образования
- одна из задач, сформулированных в концепции долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года. Формирование системы непрерывного образования на основе внедрения национальной квалификационной рамки, системы сертификации квалификаций, модульных программ позволит максимально эффективно использовать личностный потенциал и создать условия для самореализации граждан в течение всей жизни.
Проект ФИП предполагает организацию последипломной практической подготовки выпускников, повышение квалификации педагогов-психологов и профессорско-преподавательского состава, построение на основе новой модели сетевого взаимодействия
«школа - вуз» программ профессионального постдипломного сопровождения молодых специалистов, программ дополнительного профессионального образования, а именно:
- концепции и программы последипломной практической подготовки в системе дополнительного профессионального образования;
-критерии оценки качества последипломной практической подготовки выпускников, проект квалификационного испытания и повышения квалификации выпускников по схеме педагогической интернатуры.
Данные направления инновационной деятельности одобрены советом УМО 13.12.2012г., и для их реализации созданы одноименные локальные проекты в рамках программы федеральной инновационной площадки. В реализации инновационного проекта принимают участие организации - члены УМО по психолого-педагогическому образованию. Представители организаций - соисполнителей проекта вносят вклад в развитие новой модели УМО в качестве руководителей, ответственных исполнителей, членов действующих рабочих групп.
1. Рабочая группа УМО по разработке предложений к Программе модернизации педагогического образования - модернизация психолого-педагогического образования (руководитель - В.В. Рубцов); результаты: разработан и одобрен в ходе общественного обсуждения проект инновационной модели УМО как научно-методического и экспертного центра модернизации психолого-педагогического образования.
2. Рабочая группа УМО по развитию основных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование» (руководители - председатели секций УМО, координатор - Ю.М. Забродин); результаты: разработано пятнадцать примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование».
3. Рабочая группа по конкурсному отбору и сертификации специализированных практических баз подготовки - базовых организаций практики (руководитель - А.И. Адамский); результаты: разработана и одобрена советом УМО концепция практико-ориентированного взаимодействия в системе «базовое учреждение практики - вуз»; разработано и утверждено Советом УМО положение о стажировочной площадке Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию.
4. Рабочая группа по сопровождению и разработке проекта базы данных УМО по пси-холого-педагогическому образованию (руководители - Ю.М. Забродин, Л.Б. Кривицкая); результаты: проведен анализ учебно-методического обеспечения основных образовательных программ по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование», реализуемых вузами Российской Федерации, входящими в УМО; данные, полученные в результате анализа сведений, предоставленных вузами, будут обобщены в 2013 году и положены в основу создания базы данных УМО по психолого-педагогическому образованию как сетевого распределенного ресурса вузов, позволяющей обеспечить учебно-методическими материалами (в том числе электронными) основные образовательные программы вузов в рамках направления 050400 «Психолого-педагогическое образование» на более высоком и современном уровне.
5. Рабочая группа УМО по разработке программ практик как компонента примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования (руководители - М.А. Егорова, З.В. Макаровская); результаты: разработано и утверждено советом УМО положение об организации практики студентов, реализуемой в рамках образовательных программ высшего профессионального образования по федеральным государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования.
6. Рабочая группа УМО по общественно-профессиональной экспертизе основных образовательных программ (руководитель - Ю.М. Забродин); результаты: подготовлены и направлены в Министерство образования и науки Российской Федерации предложения по совершенствованию системы государственно-общественного управления в высшем психо-лого-педагогическом образовании; разработаны и направлены в Министерство образова-
6З
ния и науки Российской Федерации предложения по взаимодействию общественнопрофессиональных организаций с Федеральными органами исполнительной власти; подготовлен и направлен в Федеральную службу о надзору в сфере образования и науки список рекомендуемых УМО кандидатов по включению в реестр экспертов в области государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации; разработан проект положения об эксперте в области проведения общественно-профессиональной экспертизы основных профессиональных образовательных программ по направлению «Пси-холого-педагогическое образование»; разработан проект положения об общественнопрофессиональной экспертизе основных профессиональных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование»; разработан проект положения о Совете экспертов Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию по общественно-профессиональной экспертизе; разработан проект положения об Аккредитационном агентстве Федерации психологов образования России и Учебнометодического объединения по психолого-педагогическому образованию; разработан проект положения о порядке ведения профессионально-общественного реестра экспертов Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию.
7. Рабочая группа по разработке инструментария оценки качества психологопедагогического образования, включая оценку основных образовательных программ по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (руководитель -А.А. Марголис); результаты: разработан проект инструментария оценки качества основных образовательных программ по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование».
S. Рабочая группа УМО по организации олимпиады студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» (руководители -А.В. Черная, С.А. Минюрова); результаты: разработано и утверждено решением совета УМО Положение об олимпиаде студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование»; разработаны и одобрены президиумом совета УМО требования к заданиям олимпиады студентов, обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование».
В 2013 году в рамках задач, поставленных проектом, планируются:
1. Разработка примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (уровень магистратуры).
2. Разработка положения о сетевом взаимодействии образовательных учреждений высшего профессионального и общего образования.
3. Разработка положения о базовой организации практики студентов (стажировочной площадке УМО).
4. Разработка положения об общественно-профессиональной экспертизе образовательных программ по психолого-педагогическому образованию.
5. Создание базы данных экспертов - работодателей и представителей профессионального сообщества и организация их деятельности.
6. Разработка положения о региональном учебно-методическом центре по психологопедагогическому образованию.
1. Забродин, Ю.М., Леонова, О.И. О деятельности Учебно-методического объединения по психологопедагогическому образованию в 2011 году // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психологопедагогическому образованию. 2012. №1. - C. 7-20.
2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Приказом Президента Российской Федерации №271 от 04.02.2010).
3. О проекте федеральной инновационной площадки «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - C. 5-S.
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 июня 2009 г. N 21S «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
5. Рубцов, В.В. Модернизация педагогического образования : психолого-педагогическое направление // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - C. 2225.