Н.В. Дворянчиков, И.Н. Коноплева ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКЦИИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ
Ключевые слова: психология и педагогика девиантного поведения, секция УМО, профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетние, подготовка кадров.
Аннотация: Предметно-методическая секция «Психология и педагогика девиантного поведения» создана по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. Выделение данной секции в УМО обусловлено тем, что современное состояние социальных, экономических, демографических условий в России требует модернизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и подготовки работающих в ней специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетним, специалистов по социальной работе, психологов, педагогов и др.). Проблемы, которые ставит перед ними современная жизнь, не могут быть решены профессионалами одного профиля, они требуют междисциплинарного и комплексного подхода. Большинство несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ПДН, характеризуются целым спектром психологопедагогических проблем. Анализ профессиональных потребностей работающих с ними специалистов разных ведомств (системы образования, социальной защиты, МВД и др.) показывает необходимость организации современной психолого-педагогической подготовки кадров в области проблем девиантного поведения, его профилактики и сопровождения несовершеннолетних.
Введение специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» направлено на кадровое обеспечение мероприятий, предусмотренных Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, входят органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Именно поэтому специалист по профилактике, сопровождению и коррекции лиц с девиантным поведением будет востребован, прежде всего, в образовательных учреждениях, в различных системах, службах и ведомствах [1; 3].
Специалист, работающий с девиантными и делинквентными несовершеннолетними, а также их социальным окружением, должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, уметь предвидеть изменения в профессиональной деятельности на основе анализа изменяющихся социальных условий, владеть различными эффективными технологиями и разрабатывать гибкие индивидуально-ориентированные программы психологопедагогической помощи детям и семьям. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) является головным учреждением страны по направлению психологопедагогического образования и имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области практической юридической психологии. МГППУ, в частности сотрудники факультета юридической психологии, совместно с представителями МГУ имени М.В. Ломоносова и Московского университета МВД России приняли участие в разработке проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (квалификация (степень) «специалист», срок обучения пять лет) [5]. Значительная часть специализаций, предусмотренных стандартом в рамках названной специальности, связана с работой с детьми и подростками. Одна из основных целей образовательной программы - подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих современными технологиями оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с проблемами в поведении и их семьям в соответствии с актуальными запросами практики и общества. Реализация поставленной цели обеспечивается соблюдением двух главных условий: интеграцией современных достижений науки и инновационных психолого-
педагогических технологий и углубленной практикоориентированной направленностью обучения.
Специалист, получивший высшее образование в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», является психологом, владеющим как базовыми академическими психологическими знаниями и методами, так и социально-педагогическими концепциями и технологиями, которые позволяют на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи. К числу таких задач относится, в частности, реконструкция социальных взаимоотношений несовершеннолетнего (с учетом процессов, в которые вовлечены он сам и его семья) и прогноза его развития. Помимо базовых психологопедагогических дисциплин, учебный план подготовки специалистов включает изучение юридической и ювенальной юридической психологии, правовых дисциплин, которые позволяют фокусировать внимание студентов на специфичном социальном контексте и правовом поле профессиональной деятельности.
В процессе обучения проводится проблемно-ориентированная практика будущих специалистов по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения», что обеспечивает необходимый уровень подготовки выпускника-специалиста к профессиональной деятельности. Таким образом, сфера профессиональной деятельности специалистов, получивших подготовку в соответствии с разработанным образовательным стандартом, включает решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей и подростков: профилактику девиантного поведения, сопровождение детей и подростков группы риска, коррекцию и реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением. Данные задачи предполагают проведение психологопедагогической экспертизы и прогнозирование работы служб, имеющих дело с детьми и подростками с проблемами в поведении. В деятельности таких специалистов могут быть заинтересованы организации и учреждения различных ведомств - образования, социальной защиты, семейной и молодежной политики, а также правоохранительных органов; включение их в штаты соответствующих структур способствует эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий.
Область профессиональной деятельности по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» охватывает решение комплексных задач в сфере психологопедагогической работы над проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых; профилактики девиантного поведения; сопровождения детей и подростков группы риска; коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением; психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования; психолого-педагогического обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков; профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования; социальной защите населения.
Решением заседания президиума УМО (от 31 марта 2011 года) в секции было выделено две подсекции:1) Психология и педагогика девиантного поведения (для подготовки специалистов для работы в силовых структурах и ведомствах), 2) Психология и педагогика девиантного поведения (для подготовки специалистов для социальной сферы).
Основные задачи и функции секции «Психология и педагогика девиантного поведения» в области учебно-методической работы.
1. Осуществляет рассмотрение и разработку документов по специальности и направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование по профилю секции»:
- определение содержания основной обязательной и дополнительной программ подготовки студентов (слушателей);
- разработка предложений по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса по дисциплине (дисциплинам) ООП по профилю секции;
- составление примерных списков рекомендованной литературы по базовым дисциплинам ООП соответствующего направления или специальности, включая научные журналы;
- разработка материалов для осуществления текущего, рубежного и итогового контроля за знаниями обучающихся в образовательных учреждениях по дисциплине (дисциплинам) ООП по профилю секции;
- разработка примерных учебных планов, программ и других учебно-методических материалов;
- создание современных образовательных технологий и методик преподавания дисциплин (отдельных разделов и тем);
- составление квалификационных характеристик выпускников образовательных учреждений и иных документов.
2. Выполняет по поручению председателя совета УМО рецензирование и предварительную экспертизу рукописей учебников и учебных пособий, претендующих на грифы («Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника (учебного пособия)...», «Рекомендовано (допущено) УМО в качестве учебника (учебного пособия)...» и другие).
3. Рассматривает предложения по изменению номенклатуры специальностей (направлений) и специализаций.
4. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт учебно-методической работы по дисциплинам ООП по профилю секции в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.
5. Готовит предложения по усилению связи обучения с практикой, оценивает качество обучения в образовательных учреждениях на основе изучения отзывов о выпускниках.
6. Вырабатывает рекомендации по применению автоматизированных средств обучения для образовательного процесса, в том числе для подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.
7. Анализирует действующие учебные программы, учебно-методические материалы по дисциплинам профиля секции и разрабатывает рекомендации по повышению эффективности и качества организации обучения.
8. Обсуждает предложения по совершенствованию системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих ООП по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»; осуществляет экспертизу программ повышения квалификации и разрабатывает рекомендации по обновлению содержательного, технологического и организационного обеспечения учебного процесса как в части профессионального, так и других учебных циклов ООП.
В области научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности:
1. Формирует предложения по составу авторских коллективов для написания учебников, учебных пособий, материалов тестового контроля, подготовки примерных учебных программ и других учебно-методических материалов.
2. Готовит проекты решений совета УМО об издании учебно-методической литературы для обеспечения учебных программ и вносит их на рассмотрение Президиума Совета УМО.
3. Обеспечивает проведение единой научной и редакционно-издательской политики.
4. Принимает участие в подготовке нормативных актов, регламентирующих научно-исследовательскую и редакционно-издательскую деятельность вузов, входящих в состав УМО.
5. Выполняет анализ обеспеченности учебных дисциплин учебниками, учебными пособиями, другой учебно-методической литературой; разрабатывает рекомендации по формированию плана издания учебной литературы по дисциплинам по профилю секции.
6. Занимается планами издания учебно-методической литературы.
7. Рассматривает результаты научных исследований по проблемам содержания и методики обучения и готовит рекомендации по их внедрению в учебный процесс.
8. Проводит ежегодный анализа научной и редакционно-издательской деятельности вузов, осуществляющих подготовку по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (специалитет).
9. Создает банки данных учебной и учебно-методической литературы по психологопедагогическому образованию, электронных образовательных ресурсов по дисциплинам базовой и вариативной части ООП (выходящей в вузах - участниках УМО).
10. Изучает и распространяет передовой опыт, в том числе зарубежный, в области организации и преподавания дисциплин по профилю секции.
В области взаимодействия с работодателями:
1. Принимает участие в подготовке документов, регламентирующих социальнопартнерское взаимодействие вузов, входящих в состав УМО, с потенциальными работодателями по профилю секции.
2. Разрабатывает рекомендации по осуществлению взаимодействия с заказчиками и потенциальными работодателями с целью привлечения их к участию в государственнообщественной оценке содержания и качества подготовки специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения.
3. Рассматривает и формирует предложения по организации деятельности попечительских советов вузов в плане участия в государственно-общественной оценке содержания и качества подготовки специалистов по профилю секции.
4. Рассматривает (на основе анализа опыта взаимодействия вузов с работодателями) предложения по совершенствованию:
- содержания образования, разработке и внедрению современных образовательных технологий и методик преподавания дисциплин (отдельных разделов и тем) по профилю секции;
- квалификационных характеристик выпускников по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»;
- квалификационных характеристик (стандартов) специалистов, работающих по профилю секции;
- системы повышения квалификации специалистов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих ООП по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения».
5. Проводит анализ результатов социально-партнерского взаимодействия вузов с потенциальными работодателями на этапах лицензирования, постлицензионного контроля и аккредитации образовательных программ по профилю секции.
6. Изучает и распространяет передовой опыт, в том числе зарубежный, в области организации взаимодействия вузов с заказчиками и потенциальными работодателями по профилю секции.
Все документы секции расположены на сайте УМО (http://psyumo.ru), в том числе:
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для силовых структур и ведомств; квалификация -специалист).
- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для социальной сферы; квалификация - специалист). Программа также опубликована в Бюллетене Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию [2].
- Примерный учебный план основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для социальной сферы; квалификация - специалист).
- Примерный учебный план основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для силовых структур и ведомств; квалификация - специалист).
- Аннотации курсов дисциплин.
- Проект «Положения о специальной подготовке (для подготовки специалистов для социальной сферы)» - утверждено решением Президиума Совета УМО от «23» марта 2012г. Протокол № 1 [4].
- Аналитическая справка о научной и научно-издательской деятельности вузов -членов секции «Психология и педагогика девиантного поведения» в 2012 году.
Различные аспекты деятельности секции рассматривались в 2012 году на следующих научных мероприятиях:
1. На VIII научно-практической конференции по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи «Особенности оказания социальнопсихологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве», проведенной Центром МГППУ «Перекресток» в 2012 году; организована секция по проблемам подготовки специалистов по психологии и педагогике девиантного поведения, проведена открытая лекция доктора Ханса-Вернера Райнфрида «Особенности психологической работы с несовершеннолетними из разных этнических групп».
2. Проведена работа в рамках гранта «Детство под защитой: германо-российский обмен в области ювенальных технологий». Проект спонсирован из средств «Года Германии в России» (2012 / 2013).
3. Проведено исследование в рамках гранта РГНФ «Наркомания и суицид в молодежной среде: междисциплинарное исследование» (№12-06-00719а).
4. Проведен круглый стол «Актуальные проблемы и пути совершенствования профилактики девиантного поведения среди обучающихся государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы».
5. Проведен телемост Москва - Дюссельдорф «Анализ оснований, специфики, организации и принципов социально-психологической и правовой помощи детям в России и Германии».
6. Организована секция по педагогике и психологии девиантного поведения в рамках конференции Коченовские чтения «Психология и право в современной России».
В рамках работы секции осуществляется рецензирование на присвоение грифа УМО учебным пособиям; подготавливаются списки литературы, рекомендованной преподавателям по дисциплинам стандарта. В журнале «Психология и право» опубликован ряд статей, посвященных обсуждению стандарта по педагогике и психологии девиантного поведения. В своей работе секция руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Положением об УМО, настоящим Положением, решениями совета УМО, Президиума Ссовета УМО, председателя совета УМО.
1. Дворянчиков, Н.В., Дозорцева, Е.Г. Юридическая психология: проблемы образования и подготовки специалистов // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - C. 127-1З5.
2. Дворянчиков, Н.В. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - C. 44-78.
3. Дозорцева, Е.Г., Делибалт, В.В., Богданович, Н.В. Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» [Электронный ресурс] // Психология и право 2011. №1. URL : http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: чч.мм.гггг).
4. Примерное положение о специальной подготовке при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения (для подготовки
специалистов для социальной сферы)» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психологопедагогическому образованию. 2012. №1. - C. 4З-47.
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2062 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист»)» (с последующими изменениями).