Научная статья на тему 'Деятельность секции «Педагогика и психология девиантного поведения »: Актуальные вопросы и разрабатываемые проблемы'

Деятельность секции «Педагогика и психология девиантного поведения »: Актуальные вопросы и разрабатываемые проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
121
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ / СЕКЦИЯ УМО / ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICS DEVIANT BEHAVIOUR / SECTION / PREVENTIVE MAINTENANCE OF NEGLECT AND OFFENCES / MINORS / A PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дворянчиков Николай Викторович, Коноплева Инга Николаевна

Предметно-методическая секция «Психология и педагогика девиантного поведения» создана по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. Выделение данной секции в УМО обусловлено тем, что современное состояние социальных, экономических, демографических условий в России требует модернизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и подготовки работающих в ней специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетним, специалистов по социальной работе, психологов, педагогов и др.). Проблемы, которые ставит перед ними современная жизнь, не могут быть решены профессионалами одного профиля, они требуют междисциплинарного и комплексного подхода. Большинство несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ПДН, характеризуются целым спектром психолого-педагогических проблем. Анализ профессиональных потребностей работающих с ними специалистов разных ведомств (системы образования, социальной защиты, МВД и др.) показывает необходимость организации современной психолого-педагогической подготовки кадров в области проблем девиантного поведения, его профилактики и сопровождения несовершеннолетних.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дворянчиков Николай Викторович, Коноплева Инга Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT SECTION ACTIVITY «PEDAGOGICS AND PSYCHOLOGY DEVIANT OF BEHAVIOUR»: PRESSING QUESTIONS AND DEVELOPED PROBLEMS

The In detail-methodical section «Psychology and pedagogics deviant behaviour» is created on a speciality «Pedagogics and psychology deviant behaviour» educationa-methodical association of higher educational institutions of the Russian Federation on a psihologo-pedagogical education. Allocation of the given section in the educationa-methodical association is caused by that the modern condition of social, economic, demographic conditions in Russia demands modernisation of system of preventive maintenance of neglect and offences of minors and preparation of experts working in it (inspectors on affairs by the minor, experts in social work, psychologists, teachers, etc.) Problems which are put before them by a modern life, cannot be solved professionals of one profile, and demand the interdisciplinary and complex approach. The majority of the minors consisting on the intraschool account, are characterised by the whole spectrum of psihologo-pedagogical problems. The analysis of professional requirements of experts of different departments working with them (education systems, social protection, the Ministry of Internal Affairs, etc.) shows necessity of the organisation of a modern psihologo-pedagogical professional training in the field of problems deviant behaviour, its preventive maintenance and support of minors.

Текст научной работы на тему «Деятельность секции «Педагогика и психология девиантного поведения »: Актуальные вопросы и разрабатываемые проблемы»

Н.В. Дворянчиков, И.Н. Коноплева ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЕКЦИИ «ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ»: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И РАЗРАБАТЫВАЕМЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Ключевые слова: психология и педагогика девиантного поведения, секция УМО, профилактика безнадзорности и правонарушений, несовершеннолетние, подготовка кадров.

Аннотация: Предметно-методическая секция «Психология и педагогика девиантного поведения» создана по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» Учебно-методического объединения высших учебных заведений Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию. Выделение данной секции в УМО обусловлено тем, что современное состояние социальных, экономических, демографических условий в России требует модернизации системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и подготовки работающих в ней специалистов (инспекторов по делам несовершеннолетним, специалистов по социальной работе, психологов, педагогов и др.). Проблемы, которые ставит перед ними современная жизнь, не могут быть решены профессионалами одного профиля, они требуют междисциплинарного и комплексного подхода. Большинство несовершеннолетних, состоящих на внутришкольном учете, учете в КДН и ЗП, ПДН, характеризуются целым спектром психологопедагогических проблем. Анализ профессиональных потребностей работающих с ними специалистов разных ведомств (системы образования, социальной защиты, МВД и др.) показывает необходимость организации современной психолого-педагогической подготовки кадров в области проблем девиантного поведения, его профилактики и сопровождения несовершеннолетних.

Введение специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» направлено на кадровое обеспечение мероприятий, предусмотренных Статьей 4 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, помимо комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, входят органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел. Именно поэтому специалист по профилактике, сопровождению и коррекции лиц с девиантным поведением будет востребован, прежде всего, в образовательных учреждениях, в различных системах, службах и ведомствах [1; 3].

Специалист, работающий с девиантными и делинквентными несовершеннолетними, а также их социальным окружением, должен обладать широким спектром профессиональных компетенций, уметь предвидеть изменения в профессиональной деятельности на основе анализа изменяющихся социальных условий, владеть различными эффективными технологиями и разрабатывать гибкие индивидуально-ориентированные программы психологопедагогической помощи детям и семьям. Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ) является головным учреждением страны по направлению психологопедагогического образования и имеет многолетний опыт подготовки специалистов в области практической юридической психологии. МГППУ, в частности сотрудники факультета юридической психологии, совместно с представителями МГУ имени М.В. Ломоносова и Московского университета МВД России приняли участие в разработке проекта федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (квалификация (степень) «специалист», срок обучения пять лет) [5]. Значительная часть специализаций, предусмотренных стандартом в рамках названной специальности, связана с работой с детьми и подростками. Одна из основных целей образовательной программы - подготовка высококвалифицированных кадров, владеющих современными технологиями оказания психолого-педагогической помощи несовершеннолетним с проблемами в поведении и их семьям в соответствии с актуальными запросами практики и общества. Реализация поставленной цели обеспечивается соблюдением двух главных условий: интеграцией современных достижений науки и инновационных психолого-

педагогических технологий и углубленной практикоориентированной направленностью обучения.

Специалист, получивший высшее образование в рамках специальности «Педагогика и психология девиантного поведения», является психологом, владеющим как базовыми академическими психологическими знаниями и методами, так и социально-педагогическими концепциями и технологиями, которые позволяют на принципиально новом уровне ставить и решать профессиональные задачи. К числу таких задач относится, в частности, реконструкция социальных взаимоотношений несовершеннолетнего (с учетом процессов, в которые вовлечены он сам и его семья) и прогноза его развития. Помимо базовых психологопедагогических дисциплин, учебный план подготовки специалистов включает изучение юридической и ювенальной юридической психологии, правовых дисциплин, которые позволяют фокусировать внимание студентов на специфичном социальном контексте и правовом поле профессиональной деятельности.

В процессе обучения проводится проблемно-ориентированная практика будущих специалистов по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения», что обеспечивает необходимый уровень подготовки выпускника-специалиста к профессиональной деятельности. Таким образом, сфера профессиональной деятельности специалистов, получивших подготовку в соответствии с разработанным образовательным стандартом, включает решение комплексных задач в сфере психолого-педагогической работы с проблемами девиантного поведения детей и подростков: профилактику девиантного поведения, сопровождение детей и подростков группы риска, коррекцию и реабилитацию детей и подростков с девиантным поведением. Данные задачи предполагают проведение психологопедагогической экспертизы и прогнозирование работы служб, имеющих дело с детьми и подростками с проблемами в поведении. В деятельности таких специалистов могут быть заинтересованы организации и учреждения различных ведомств - образования, социальной защиты, семейной и молодежной политики, а также правоохранительных органов; включение их в штаты соответствующих структур способствует эффективности профилактических и реабилитационных мероприятий.

Область профессиональной деятельности по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения» охватывает решение комплексных задач в сфере психологопедагогической работы над проблемами девиантного поведения детей, подростков и взрослых; профилактики девиантного поведения; сопровождения детей и подростков группы риска; коррекции и реабилитации детей, подростков и взрослых с девиантным поведением; психолого-педагогической экспертизы и прогнозирования; психолого-педагогического обеспечения социальной работы по защите прав и законных интересов детей и подростков, социальному оздоровлению семьи, предупреждению безнадзорности, беспризорности, девиантного поведения детей и подростков; профилактике правонарушений несовершеннолетних в системе учреждений образования; социальной защите населения.

Решением заседания президиума УМО (от 31 марта 2011 года) в секции было выделено две подсекции:1) Психология и педагогика девиантного поведения (для подготовки специалистов для работы в силовых структурах и ведомствах), 2) Психология и педагогика девиантного поведения (для подготовки специалистов для социальной сферы).

Основные задачи и функции секции «Психология и педагогика девиантного поведения» в области учебно-методической работы.

1. Осуществляет рассмотрение и разработку документов по специальности и направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование по профилю секции»:

- определение содержания основной обязательной и дополнительной программ подготовки студентов (слушателей);

- разработка предложений по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса по дисциплине (дисциплинам) ООП по профилю секции;

- составление примерных списков рекомендованной литературы по базовым дисциплинам ООП соответствующего направления или специальности, включая научные журналы;

- разработка материалов для осуществления текущего, рубежного и итогового контроля за знаниями обучающихся в образовательных учреждениях по дисциплине (дисциплинам) ООП по профилю секции;

- разработка примерных учебных планов, программ и других учебно-методических материалов;

- создание современных образовательных технологий и методик преподавания дисциплин (отдельных разделов и тем);

- составление квалификационных характеристик выпускников образовательных учреждений и иных документов.

2. Выполняет по поручению председателя совета УМО рецензирование и предварительную экспертизу рукописей учебников и учебных пособий, претендующих на грифы («Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника (учебного пособия)...», «Рекомендовано (допущено) УМО в качестве учебника (учебного пособия)...» и другие).

3. Рассматривает предложения по изменению номенклатуры специальностей (направлений) и специализаций.

4. Изучает, обобщает и распространяет передовой опыт учебно-методической работы по дисциплинам ООП по профилю секции в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников.

5. Готовит предложения по усилению связи обучения с практикой, оценивает качество обучения в образовательных учреждениях на основе изучения отзывов о выпускниках.

6. Вырабатывает рекомендации по применению автоматизированных средств обучения для образовательного процесса, в том числе для подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

7. Анализирует действующие учебные программы, учебно-методические материалы по дисциплинам профиля секции и разрабатывает рекомендации по повышению эффективности и качества организации обучения.

8. Обсуждает предложения по совершенствованию системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих ООП по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»; осуществляет экспертизу программ повышения квалификации и разрабатывает рекомендации по обновлению содержательного, технологического и организационного обеспечения учебного процесса как в части профессионального, так и других учебных циклов ООП.

В области научно-исследовательской и редакционно-издательской деятельности:

1. Формирует предложения по составу авторских коллективов для написания учебников, учебных пособий, материалов тестового контроля, подготовки примерных учебных программ и других учебно-методических материалов.

2. Готовит проекты решений совета УМО об издании учебно-методической литературы для обеспечения учебных программ и вносит их на рассмотрение Президиума Совета УМО.

3. Обеспечивает проведение единой научной и редакционно-издательской политики.

4. Принимает участие в подготовке нормативных актов, регламентирующих научно-исследовательскую и редакционно-издательскую деятельность вузов, входящих в состав УМО.

5. Выполняет анализ обеспеченности учебных дисциплин учебниками, учебными пособиями, другой учебно-методической литературой; разрабатывает рекомендации по формированию плана издания учебной литературы по дисциплинам по профилю секции.

6. Занимается планами издания учебно-методической литературы.

7. Рассматривает результаты научных исследований по проблемам содержания и методики обучения и готовит рекомендации по их внедрению в учебный процесс.

8. Проводит ежегодный анализа научной и редакционно-издательской деятельности вузов, осуществляющих подготовку по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» (специалитет).

9. Создает банки данных учебной и учебно-методической литературы по психологопедагогическому образованию, электронных образовательных ресурсов по дисциплинам базовой и вариативной части ООП (выходящей в вузах - участниках УМО).

10. Изучает и распространяет передовой опыт, в том числе зарубежный, в области организации и преподавания дисциплин по профилю секции.

В области взаимодействия с работодателями:

1. Принимает участие в подготовке документов, регламентирующих социальнопартнерское взаимодействие вузов, входящих в состав УМО, с потенциальными работодателями по профилю секции.

2. Разрабатывает рекомендации по осуществлению взаимодействия с заказчиками и потенциальными работодателями с целью привлечения их к участию в государственнообщественной оценке содержания и качества подготовки специалистов по педагогике и психологии девиантного поведения.

3. Рассматривает и формирует предложения по организации деятельности попечительских советов вузов в плане участия в государственно-общественной оценке содержания и качества подготовки специалистов по профилю секции.

4. Рассматривает (на основе анализа опыта взаимодействия вузов с работодателями) предложения по совершенствованию:

- содержания образования, разработке и внедрению современных образовательных технологий и методик преподавания дисциплин (отдельных разделов и тем) по профилю секции;

- квалификационных характеристик выпускников по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения»;

- квалификационных характеристик (стандартов) специалистов, работающих по профилю секции;

- системы повышения квалификации специалистов и профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, реализующих ООП по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения».

5. Проводит анализ результатов социально-партнерского взаимодействия вузов с потенциальными работодателями на этапах лицензирования, постлицензионного контроля и аккредитации образовательных программ по профилю секции.

6. Изучает и распространяет передовой опыт, в том числе зарубежный, в области организации взаимодействия вузов с заказчиками и потенциальными работодателями по профилю секции.

Все документы секции расположены на сайте УМО (http://psyumo.ru), в том числе:

- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для силовых структур и ведомств; квалификация -специалист).

- Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для социальной сферы; квалификация - специалист). Программа также опубликована в Бюллетене Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию [2].

- Примерный учебный план основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для социальной сферы; квалификация - специалист).

- Примерный учебный план основной образовательной программы подготовки специалиста по направлению 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения» (для подготовки специалистов для силовых структур и ведомств; квалификация - специалист).

- Аннотации курсов дисциплин.

- Проект «Положения о специальной подготовке (для подготовки специалистов для социальной сферы)» - утверждено решением Президиума Совета УМО от «23» марта 2012г. Протокол № 1 [4].

- Аналитическая справка о научной и научно-издательской деятельности вузов -членов секции «Психология и педагогика девиантного поведения» в 2012 году.

Различные аспекты деятельности секции рассматривались в 2012 году на следующих научных мероприятиях:

1. На VIII научно-практической конференции по проблемам развития эффективных практик социально-психологической помощи «Особенности оказания социальнопсихологической помощи подросткам в ситуации конфликтов на этнической почве», проведенной Центром МГППУ «Перекресток» в 2012 году; организована секция по проблемам подготовки специалистов по психологии и педагогике девиантного поведения, проведена открытая лекция доктора Ханса-Вернера Райнфрида «Особенности психологической работы с несовершеннолетними из разных этнических групп».

2. Проведена работа в рамках гранта «Детство под защитой: германо-российский обмен в области ювенальных технологий». Проект спонсирован из средств «Года Германии в России» (2012 / 2013).

3. Проведено исследование в рамках гранта РГНФ «Наркомания и суицид в молодежной среде: междисциплинарное исследование» (№12-06-00719а).

4. Проведен круглый стол «Актуальные проблемы и пути совершенствования профилактики девиантного поведения среди обучающихся государственных образовательных учреждений, подведомственных Департаменту образования города Москвы».

5. Проведен телемост Москва - Дюссельдорф «Анализ оснований, специфики, организации и принципов социально-психологической и правовой помощи детям в России и Германии».

6. Организована секция по педагогике и психологии девиантного поведения в рамках конференции Коченовские чтения «Психология и право в современной России».

В рамках работы секции осуществляется рецензирование на присвоение грифа УМО учебным пособиям; подготавливаются списки литературы, рекомендованной преподавателям по дисциплинам стандарта. В журнале «Психология и право» опубликован ряд статей, посвященных обсуждению стандарта по педагогике и психологии девиантного поведения. В своей работе секция руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства образования и науки Российской Федерации, Положением об УМО, настоящим Положением, решениями совета УМО, Президиума Ссовета УМО, председателя совета УМО.

1. Дворянчиков, Н.В., Дозорцева, Е.Г. Юридическая психология: проблемы образования и подготовки специалистов // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». - C. 127-1З5.

2. Дворянчиков, Н.В. Примерная основная образовательная программа высшего профессионального образования // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - C. 44-78.

3. Дозорцева, Е.Г., Делибалт, В.В., Богданович, Н.В. Об образовательном стандарте подготовки специалиста по направлению «Педагогика и психология девиантного поведения» [Электронный ресурс] // Психология и право 2011. №1. URL : http://psyjournals.ru/psyandlaw (дата обращения: чч.мм.гггг).

4. Примерное положение о специальной подготовке при реализации основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) 050407 «Педагогика и психология девиантного поведения (для подготовки

специалистов для социальной сферы)» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психологопедагогическому образованию. 2012. №1. - C. 4З-47.

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2062 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 050407 Педагогика и психология девиантного поведения (квалификация (степень) «специалист»)» (с последующими изменениями).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.