Е.С. Романова ИННОВАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ СЕКЦИИ УМО «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Ключевые слова: психология, педагогика, профессиональное образование, инновационные ресурсы, компе-тентностный подход.
Аннотация: В статье рассматриваются особенности деятельности предметно-методической секции «Психология и педагогика профессионального образования» в контексте общих целей и задач Учебно-методического объединения по психолого-педагогическому образованию; раскрываются содержательные основы инновационного ресурса секции, связанные с целостной совокупностью характеристик, определяющих достижение эффективных инновационных результатов на содержательном, результативно-оценочном, организационном уровнях деятельности.
В ходе радикального реформирования системы российского образования выявились проблемы интеграции профессионального и научного сообщества, препятствующие сложнейшим процессам инновационного преобразования школы и вуза. В этом контексте чрезвычайно важна деятельность Учебно-методического объединения по психологопедагогическому образованию, поскольку психолого-педагогическим наукам отводится особая роль при реконструкции образовательного пространства, с учетом общемировых тенденций и прагматических установок общеобразовательных учреждений. Учебнометодическое объединение по данному направлению разрабатывает новые модели подготовки психолого-педагогических кадров, стандарты основных и дополнительных программ профессионального образования, типы психолого-педагогического сопровождения для процессов обучения, воспитания и развития [1]. В современном контексте перечень решаемых УМО социально значимых задач пополнился проблематикой инновационной направленности в высшем профессиональном образовании. В связи с чем все большее значение приобретают вопросы полного и своевременного удовлетворения потребностей общества в высококвалифицированных специалистах, координации интересов вузов и работодателей при определении структуры и уровней подготовки работников по конкретным специальностям, повышения конкурентоспособности высших учебных заведений.
Предметно-методическая секция УМО «Психология и педагогика профессионального образования», в работе которой принимают участие представители ведущих вузов разных регионов России, обладает широким спектром инновационных ресурсов для активной деятельности в сфере профессионального образования. Каждая составляющая ресурса имеет свои инвариативные и вариативные социокультурные, региональные, научные особенности и традиции в системе профессионального образования, что позволяет учитывать многообразие факторов, окрашивающих образовательный процесс (и является, таким образом, основанием инновационности деятельности секции). Содержание инновационного ресурса обладает совокупностью характеристик, позволяющих получать эффективные инновационные результаты на всех уровнях деятельности, - содержательном, результативнооценочном, организационном.
Инновационные ресурсы, в рамках профиля секции, на содержательном уровне сосредоточены преимущественно в учебно-методической работе, научно-исследовательской и издательской деятельности, что обеспечивает работу секции по следующим направлениям:
- систематизация документов по содержанию основной и дополнительной программ профессиональной подготовки для каждого уровня психолого-педагогического образования; изучение и обобщение передового опыта учебно-методической работы в соответствии с ФГОС и федеральными государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников; разработка квалификационных характеристик выпускников образовательных учреждений с учетом современных требований; подготовка рекомендаций по повышению эффективности и качества организации обучения;
- стандартизация учебных программ профессиональной подготовки в соответствии с
ФГОС ВПО нового поколения по психолого-педагогическому направлению;
- проработка вопросов совершенствования системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений, содержания послевузовского образования по типу стажировки или психолого-педагогической интернатуры -необходимой части профессионального постдипломного сопровождения молодых специалистов;
- реализация развивающих программ по формированию психологической готовности преподавателей к инновационной деятельности в условиях вуза и их психологопедагогической компетентности, расширение спектра программ дополнительного профессионального образования;
- объединение научных сил секции для решения основных психолого-педагогических проблем современного образования с целью теоретического обобщения и концептуального оформления, а также создания и внедрения новых психолого-педагогических технологий организации образовательной среды вуза; повышения качества и уровня профессиональной подготовки специалистов образования; разработки модели психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС; разработки направлений деятельности секции молодых ученых;
- координация деятельности региональных УМО и центров учебно-методической поддержки высшего психолого-педагогического образования;
- организация творческих коллективов для подготовки учебников, учебных пособий, материалов тестового контроля, примерных учебных программ и других учебнометодических материалов; экспертиза рукописей на предмет присвоения грифа УМО учебникам и учебным пособиям по профилю секции; создание банков данных учебной и учебнометодической литературы, электронных образовательных ресурсов по дисциплинам базовой и вариативной части ООП; анализ научной и редакционно-издательской деятельности вузов, осуществляющих подготовку по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»;
- информатизация деятельности секции по основным направлениям ее работы - особенности реализуемых образовательных программ, действующие учебные программы, учебно-методические материалы по дисциплинам профиля секции, программы педагогической интернатуры и дополнительного профессионального образования, направления научно-исследовательской деятельности.
На результативно-оценочном уровне большое значение приобретают проблемы инновационных ресурсов системы оценки качества образования, сертификации психологопедагогических квалификаций [2], назначение которой состоит в создании условий для совершенствования образовательных систем, а не во внешнем контроле, проверке достижения требуемых результатов или стандарта [3] (качество не равно стандарту).
Все современные процессы в области развития образования (и обучения) обусловлены рядом факторов, вызванных переходом к постиндустриальному, основанному на знаниях, или, как еще говорят, обучающемуся обществу. Новая парадигма общественного развития повлекла формирование стратегии обучения в течение всей жизни, призванной предоставить максимальные возможности профессиональной и личностной самореализации граждан и определила постановку следующих целей в системе оценки психологопедагогических профилей квалификации:
- обеспечение лучшего соответствия квалификаций знаниям, умениям, компетенциям, потребностям психолого-педагогической сферы деятельности, а также рынка труда в целом;
- достижение согласованности и преемственности между подсистемами квалификаций, например, квалификациями в рамках системы допрофессионального, профессионального и послепрофессионального образования;
- содействия развитию обучения в течение всей жизни (за счет расширения доступа, целевых инвестиций, признания неформального и спонтанного обучения).
Создание единой системы оценки квалификаций, ориентированной на внедрения парадигмы компетентностного подхода и оценки результатов обучения, позволит формировать прозрачные и непротиворечивые модульные программы обучения, где каждый модуль направлен на достижение конкретного результата, то есть на освоение определенной составной части квалификации, а набор результатов - целостной квалификации. При этом структура связей между требованиями к квалификациям профессиональной деятельности и к оценкам результатов образования выстраивается в системе: «трудовые функции» - «профессиональный профиль» - «квалификационный профиль» - «программа обучения».
Система сертификации и аттестации квалификаций определяется как совокупность механизмов правового и институционального регулирования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда, а также предложения квалификаций со стороны системы образования и обучения:
- перечень видов трудовой деятельности (профессий) и квалификаций, в котором профессии сгруппированы по областям профессиональной деятельности и уровням квалификации;
- профессиональные стандарты по областям профессиональной деятельности;
- процедура (правила и механизмы) признания (регистрации) профессиональных стандартов;
- национальная рамка квалификаций;
- институциональные, организационные и методические механизмы разработки и реализации национальной и региональной политики в области квалификаций;
- каталог квалификаций, ранжированных по уровням, по каждой области профессиональной деятельности с указанием результатов необходимого образования и обучения (компетенций) в виде каталога программ обучения;
- система обеспечения качества квалификаций (процедуры оценки и подтверждения, то есть сертификация квалификаций, освоенных в ходе формального образования, неформального обучения и трудового опыта).
Описание систем оценки квалификации основывается на понятиях «доступа» - процесса, в ходе которого обучающиеся начинают обучение на основе признания имеющихся у них компетенций; «перехода» - процесса, в ходе которого обучающиеся могут переходить с одной программы обучения на другую, получив официальное признание сформированных у них компетенций и «продвижения» - процесса, в ходе которого обучающиеся могут переходить с одной программы обучения на другую, более высокого уровня, по сравнению с предыдущей программой обучения. Таким образом, система оценки квалификаций может быть определена как структурированный комплекс мер, направленных на признание результатов обучения, обеспечивающих связь образования и обучения с рынком труда и гражданским обществом.
Сертифицирующие организации (организации, занимающиеся сертификацией квалификаций, освоенных в рамках как формального образования, так и неформального образования и обучения в процессе труда (обучения на рабочем месте)) отвечают за следующее:
- разработку и публикацию критериев сертификации квалификаций, основанных на рамке квалификаций и профессиональных стандартах;
- оценку компетенций и присвоение квалификаций;
- публикацию и распространение информации, относящейся к сертификации квалификаций.
Основу создания критериальной базы для определения соответствия требованиям занимаемой должности и квалификационным категориям задает профессиональный стандарт, разработанный на основе анализа педагогической деятельности (Вестник образования, №7, 2007 год). В соответствии с существующим Порядком аттестации педагогических работников, именно оценка профессиональной деятельности является основой для установления соответствия уровня квалификации педагогических работников. Разработанная модель профессионального стандарта педагогической деятельности с позиций системнодеятельностного подхода включает совокупность компетенций, обеспечивающих решение
основных функциональных задач педагогической деятельности. Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он реализует в своей деятельности. Профессиональный стандарт педагогической деятельности включает систему требований к компетентности педагога, определяющих готовность к реализации педагогической деятельности и успешность ее выполнения. В соответствии с разработанным профессиональным стандартом, квалификация педагога может быть представлена совокупностью шести основных компетентностей:
1. Компетентность в области личностных качеств.
2. Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности.
3. Компетентность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности.
4. Компетентность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений.
5. Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности.
6. Компетентность в организации педагогической деятельности [4].
Как общественно-государственное образование, УМО должно обеспечивать взаимодействие интересов государства и научно-педагогического сообщества, вузов и предпринимательской среды, научного творчества и рыночной инициативы. Постановка и решение проблемы общественно-профессиональной экспертизы предполагают участие и координацию усилий различных по уровню субъектов управления и организации учебного процесса: от составителей инновационных учебных программ до аттестующих научные и педагогические кадры, включая вузы в плане подготовки специалистов и повышения их квалификации. Наряду с этим обнаруживается потребность общества и в компетентных экспертах, способных синтезировать информацию, объединять специальные знания и опыт, методы исследования со знанием особенностей исследуемого объекта и давать объективные квалифицированные рекомендации. В этой связи особое значение приобретает вопрос подготовки студентов и слушателей курсов повышения квалификации (профессиональной переподготовки) к экспертной деятельности в сфере образования. Следует подчеркнуть, что, в контексте основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (ФГОс ВПО) третьего поколения, к выпускникам предъявляются определенные требования по выполнению экспертной деятельности.
В организационном плане инновационные ресурсы секции «Психология и педагогика профессионального образования» кроются в особенностях ее деятельности, обязательный принцип которой - единство целей и наличие общей мотивация для всех ее субъектов, деятельное участие в обсуждении проблемных вопросов, обмен информацией, постоянное взаимодействие (такое активное сотрудничество - залог творческого функционирования и успеха в решении поставленных задач, что, к сожалению, демонстрируют далеко не все члены секции).
В качестве первоочередных задач в работе секции в 2013 году рассматривается создание системы сетевого взаимодействия ее членов, что позволит совместно и оперативно решать текущие задачи и содержательно выстраивать стратегические направления деятельности. В наших планах проведение целого ряда мероприятий в формате круглых столов, семинаров, презентаций, тематика которых отражает реальные запросы вузов, входящих в состав секции, и актуальные проблемы реформирования образования. Особое внимание при этом будет уделено процессам подготовки и адаптации молодых преподавателей к требованиям образования, развитию их творческо-инновационного потенциала.
1. Романова, Е.С. Актуальные проблемы психологии и педагогики профессионального образования (статья) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации по психолого-педагогическому образованию : выпуск № 2(3) 2012. - М. : МГППУ, 2012. - 136 с. - С. 102-107.
2. «Положение об оценке и сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования, других категорий граждан, прошедших профессиональное обучение в различных формах» от 31 июля 2009 г. N АФ-317/03.
3. Положение о профессиональном стандарте // Распоряжение Президента Российского союза промышленников и предпринимателей № РП-46 от 28 июня 2007 г.
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников» 29 ноября 2010 г. N 03-339.
***