aM§ss§ssM§§M§M§ss§§§! проблемы современной психологии и птгогики
причине лишения матери родительских прав, отсутствие в семье отца), тем более нереалистичен, идеализирован образ матери и отца, а также образ себя как будущей матери. Де-вушке-сироте сложно развести представления о родной матери, чей образ расплывчат и окутан романтическим ореолом, с представлениями о себе в роли матери. В большинстве случаев девушки-сироты субъективно готовы стать матерью, но пережитая в детстве психологическая травма потери матери и отца лишает возможности быть объективными по отношению к себе, они слабо осознают свои переживания и не в состоянии ими управлять. Девушки-сироты, которым своевременно не была оказана психологическая помощь, испытывают страх повторить путь родной матери и, в то же время, огромную потребность любить ее. Причем чаще побеждает вторая мотивация, так как ребенок всегда ищет защиты и безопасности, признания и любви [3].
Результаты исследования помогли научно обосновать профессиональные компетенции специалистов (бакалавров и магистрантов), готовящихся к работе детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации, и с подростками группы риска. Первый опыт и результаты работы по новому ФГОС ВПО 050400 позволяют отметить его широкий образовательный потенциал и возможность подготовки конкурентно способных психологов образования.
1. Егорова, М.А. Как подготовить грамотного психолога [Текст] / М.А. Егорова // Учительская газета. 2012. №5.
С.19.
2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. № 163-р) [Электронный ресурс]. - URL : http: //www. garant.ru / products/ipo/prime/doc/55070647/.
3. М.А. Егорова, С.И. Миронова. Психологическая готовность к материнству девушек, воспитанниц интернатных учреждений // Психологическая наука и образование. 2012. № 4. С. 79-85.
4. Постановление Правительства Москвы от 25 марта 2008 г. N 195-ПП «О Стратегии Правительства Москвы по реализации государственной политики в интересах детей «Московские дети» на 2008-2017 гг.» [Электронный ресурс]. - URL : http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/289444/.
5. Указ Президента РФ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 1 января 2013 года». [Электронный ресурс]. - URL : http://kremlin.ru/acts/17234.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по
направлению 050400 - Психолого-педагогическое образование [Электронный ресурс]. - URL:
http://www.edu.ru/db/mo/Data/d 10/prm376-1 .pdf.
7. Шульга, Т.И., Олиференко, Л.Я. Психологические основы работы с детьми «группы риска» в учреждениях социальной помощи и поддержки. -М., 1997.
М.А. Егорова, О.В. Кузнецова, О.И. Леонова СТАЖИРОВОЧНАЯ ПЛОЩАДКА - ПРОСТРАНСТВО ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПОДГОТОВКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании; ФГОС ВПО 050400 «Психолого-педагогическое образование»; организация практики студентов; стажировочная площадка.
Аннотация: Данная статья посвящена проблеме разработки инновационных механизмов подготовки психологопедагогических кадров для новой школы, которую решает Учебно-методическое объединение по психологопедагогическому образованию. В статье рассматривается организация образовательного процесса для обучающихся по основным образовательным программам направления подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование». Особое внимание уделяется реализации принципов системно-деятельностного и компетентностного подходов, положенных в основу ФГОС ВПО «Психолого-педагогическое образование». Отмечается роль практики в системе профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров, базой которой могут стать стажировочные площадки
- образовательные организации, успешно реализующие деятельностный подход в образовании.
Важнейшая стратегическая задача современной школы - создание условий для формирования инициативной, активной личности, готовой к жизни в высокотехнологичном и конкурентом мире, способной самостоятельно ставить и достигать цели, принимать решения в постоянно меняющихся условиях, творчески мыслить (национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»). Решение вышеуказанной задачи возможно лишь при модернизации современного образования, инновационном развитии школы, школы будущего.
Миссия образовательного учреждения в современном обществе. Школа XXI века должна обладать следующими характеристиками:
- «Новая школа» - это образовательное учреждение, устремленное в будущее. Современная школа должна обеспечить не только изучение достижений прошлого, но и создать условия, необходимые для освоения передовых технологий, которые пригодятся в будущем.
- «Новая школа» - это школа для детей с различными возможностями и образовательными потребностями.
- «Новая школа» - это и новые учителя, готовые к постоянному профессиональному развитию и открытые новому опыту, обладающие высоким уровнем психологической культуры.
В данном контексте основными образовательными результатами становятся не только знания по определенным школьным предметам, но и способность применять их в повседневной жизни. Смыслообразующей характеристикой современного образования становится компетентностная парадигма, позволяющая устранить несоответствие между существующим подходом к образованию и реальными образовательными потребностями современного общества. Суть этой парадигмы заключается в том, что цели обучения в данной образовательной модели формулируются в виде триады - «умение действовать», «умение быть» и «умение жить» [8]. Формирование ключевых компетенций (а следовательно, и изменение методов учебной работы) становится основным направлением реформирования школы.
Отметим, что в настоящее время возросла необходимость переосмысления и трансформации роли и задач психологической службы в системе образования, уточнения методологических оснований и направлений деятельности практического психолога сферы образования. «Новая школа» нуждается в профессиональной и мобильной психологической службе, способной обеспечить вариативность психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса в профилактическом, диагностическом, консультативном, коррекционно-развивающем аспектах, включая психологическое просвещение и экспертизу образовательной среды.
Инновационные стратегии подготовки педагогов и психологов «Новой школы». Учитель «Новой школы» должен применять новые формы и методы обучения, новые образовательные технологии, способствующие реализации системно-деятельностного подхода, заложенного в основу стандартов общего образования, а также обеспечивающие преемственность обучения на различных ступенях и этапах образования. Это ставит перед вузами, осуществляющими подготовку психолого-педагогических кадров, задачи введения новых элементов содержания образования, новых педагогических технологий и др. Выпускник вуза должен быть способен воплотить в жизнь задачи модернизации современного образования, должен уметь строить учебную деятельность детей и формировать образовательные результаты у учеников. В частности, ФГОС выдвигают ряд требований к современному учителю: умение строить учебную деятельность - формировать предметные, метапред-метные и личностные образовательные результаты, а также умение индивидуализировать учебную деятельность с учетом возраста и иных особенностей детей.
Для решения данных задач Учебно-методическое объединение по психологопедагогическому образованию (УМО) разрабатывает новую практико-ориентированную мо-
дель подготовки психолого-педагогических кадров; основание этому - статус Федеральной инновационной площадки, присвоенный базовому вузу УМО Министерством образования и науки на период 2012-2017 гг.
Важно отметить, что принципы компетентностного и системно-деятельностного подходов явились основой при построении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование», и это позволяет говорить о соответствии ФГОС педагогического образования ФГОС общего образования [6]. Компетентностный подход в образовании ориентирует на то, чтобы в результате освоения основной образовательной программы вуза был подготовлен профессионал, способный эффективно решать те задачи, которые возникают в его реальной будущей практике.
Приведем пример некоторых профессиональных компетенций, общих для всех видов профессиональной деятельности, заявленных в ФГОС 050400 «Психолого-педагогическое образование» (уровень бакалавриата):
• готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
• готовность организовывать различные виды деятельности - игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
• способность организовывать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды.
Каждая компетенция несет деятельностную нагрузку - формирование деятельностной компоненты компетенции вне деятельности, вне реальной практики не может осуществляться. Поэтому будущий педагог должен получить систему деятельностной подготовки и освоить основы современной психодидактики в условиях специально организованной деятельности с методистом, исследователем, педагогом другого профиля и др. [4].
Таким образом, данный стандарт высшего профессионального образования предъявляет высокие требования к практическим формам учебных занятий.
Программы учебных дисциплин и программы различных видов практики должны строиться таким образом, чтобы студент овладел необходимыми компетенциями, умел строить учебную деятельность и осуществлять процессы воспитания и обучения по типу игровой, учебной и исследовательской деятельности учащихся [7].
В ранее проведенных исследованиях показано, что практика, как часть основных образовательных программ, является важнейшей составляющей профессиональной подготовки и бакалавра, и магистранта. Практика, наряду с другими интерактивными формами организации учебного процесса, вызывает повышенный интерес учащихся, актуализирует их мотивационную готовность к работе в образовании, оказывает решающее значение в профессиональном выборе будущего места работы. Именно в практике для молодых людей эксплицируется высокая социальная значимость и востребованность будущей профессии [3].
Программы различных видов практики обучающихся по направлению подготовки 050400 «Психолого-педагогическое образование» должны строиться с учетом возможности развития интеллектуального, регулятивного, мотивационного и рефлексивного компонентов будущего выпускника; при построении такой образовательной модели формируются качественно иные стратегии становления профессиональной идентичности. Взаимодействие данных компонентов делает структуру профессиональной обучаемости динамичной, содержащей внутренний источник саморазвития: мотивационный компонент определяет стратегию учебно-профессиональной деятельности; интеллектуальный и регулятивный компоненты способствуют реализации этой деятельности; рефлексивный компонент представляет собой интегрирующее звено в структуре профессиональной обучаемости [5].
Интеллектуальный компонент включает гибкость, аналитичность и осознанность. Регулятивный компонент предполагает прогнозирование, коррекцию, планирование, самоконтроль, критичность, целеполагание и ориентировку деятельности. Составляющие мотивационного компонента - стремление к саморазвитию, сотрудничеству и творческим преобразованиям. Рефлексивный компонент состоит из способности к осмыслению личностных свойств, деятельности и отношений [5].
Построение программ учебной, производственной (у бакалавров) и научноисследовательской и производственной (у магистров) практики должно осуществляться с учетом системы психолого-педагогических условий, которые определяют процесс развития, обучения и воспитания студентов и способствуют приближению будущих педагогов и психологов к субъектному уровню, субъектной позиции в учебно-профессиональной деятельности. Поскольку формирование компетенций возможно лишь в соответствующей деятельности, то школа должна стать равноправным партнером вузов по реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования. А.А. Марголис [4] указывает, что образовательные учреждения, имеющие необходимые модели учебной деятельности, должны быть включены в качестве полноправных участников реализации основных образовательных программ вузов, баз стажировки студентов, в качестве экспертного ресурса для оценки подготовки будущих учителей и самих образовательных программ. Включение в программу практической подготовки педагогических кадров современных интерактивных технологий, организация работы сети стажировочных площадок позволят сформировать у будущих педагогов заявленные в стандарте 050400 «Психологопедагогическое образование» профессиональные, общекультурные и социально-личностные компетенции.
Стажировочная площадка как пространство реализации системно-деятельностного и компетентностного подходов. Выше была показана необходимость внедрения новой модели практической подготовки кадров. В профессиональной подготовке обучающихся педагогических вузов должны принимать участие профильные организации, способные гарантированно обеспечить формирование компетенций, заявленных в основных образовательных программах вузов (по соответствующему направлению и профилю подготовки). Таким образовательным пространством становятся стажировочные площадки.
Обращаясь к вопросу создания стажировочных площадок, А.И. Адамский отмечает: «Необходимо выстраивать сеть школ развивающего обучения как место и пространство, в котором реализуется ФГОС. Сейчас мы видим, что по регионам существуют лишь отдельные островки развивающего обучения, но именно они и являются единственным местом для эффективного повышения квалификации учителя, где не рассказывают про формирование универсальных учебной действий, а погружают учителя в занятия, планирование, рефлексию, в создание среды» [1].
Стажировочная площадка призвана объединить интеллектуальные ресурсы образовательных организаций с целью создания образовательного пространства для освоения и приобретения студентами профессиональных компетенций, предусмотренных основными образовательными программами вузов.
Теоретико-методологическими основаниями проектирования деятельности стажировочных площадок являются: использование парадигм современной психодидактики; опора на принципы и положения компетентностного анализа; принципиальная совместимость с образовательными стандартами общего образования; использование современных информационных технологий и ресурсов.
Построение основных образовательных программ в традициях культурноисторического и деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, В.В. Рубцов, Л.Ф. Обухова, А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова и др.) сможет обеспечить условия для реализации новых образовательных задач.
В ходе практико-ориентированной подготовки на базе стажировочных площадок студенты должны освоить основные виды профессиональной деятельности.
Для бакалавриата:
• психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
• социально-педагогическая деятельность;
• педагогическая деятельность в дошкольном образовании;
• педагогическая деятельность на начальной ступени общего образования.
Для магистратуры:
• психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования;
• психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в специальном и инклюзивном образовании;
• педагогическая деятельность;
• научно-исследовательская деятельность;
• научно-методическая деятельность;
• организационно-управленческая деятельность.
Приоритетные задачи реализации данного образовательного проекта УМО - разработка критериев отбора стажировочных площадок, решение финансовых, организационноправовых и кадровых вопросов, а также участие стажировочной площадки в реализации основной образовательной программы вуза. В частности, могут быть предложены следующие параметры отбора стажировочных площадок [3].
1. Образовательное учреждение имеимеющее сформировавшуюся достаточно устойчивую среду и определенные традиции, а педагогический коллектив осваивает новый опыт и внедряет инновационные технологии в компетентностной парадигме.
2. Высокий уровень профессионального мастерства, отвечающий следующим критериям: уровень сформированности общекультурных и профессиональных компетенций пе-дагогов-практиков; современные установки дидактики (в том числе, парадигмы психодидактики); построение учебной деятельности с учащимися; современные информационнокоммуникационные технологии и ресурсы; уровень образовательных результатов учащихся как основной показатель работы учителя.
3. Наличие в штате учреждения (организации) высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять научно-методическое руководство стажировочной площадкой и взаимодействие с вузом по вопросам функционирования площадки, а также исполнять обязанности руководителя практики от базового учреждения.
4. Наличие развитой материально-технической базы, в том числе, возможность использования современных информационных и информационно-коммуникационных технологий.
На базе УМО действует рабочая группа по разработке практико-ориентированных моделей подготовки педагогических кадров (руководители - Ю.М. Забродин, М.А. Егорова), а также рабочая группа по конкурсному отбору и сертификации специализированных практических баз подготовки - стажировочных площадок (руководитель - А.И. Адамский). Рабочими группами решаются задачи разработки типовой модели нового типа школьноуниверситетского партнерства, выработки концепции базовой организации практики УМО по психолого-педагогическому образованию и положения о стажировочной площадке УМО. Апробация модели практико-ориентированной подготовки психолого-педагогических кадров планируется на базе Московского городского психолого-педагогического университета и Красноярского государственного педагогического университета имени В.П. Астафьева.
Создаваемая Учебно-методическим объединением по психолого-педагогическому образованию новая модель практической подготовки студентов - будущих педагогов и психо-
логов позволит повысить качество подготовки педагогических кадров, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования, направления которой обозначены в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», поскольку ориентация на формирование умения учиться, развитие познавательной мотивации и творческой активности - основные стратегические линии развития современного образования.
1. Адамский, А.И. Стажировочные площадки: элементы педобразования (на основе реализации ФГОС) // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - С. 29-32.
2. Голуб, Г.Б., Чуракова, О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся [Текст] / Г.Б. Голуб, О.В. Чуракова. - Самара : изд-во «Профи», ЦПО, 2003. - 5 с.
3. Егорова, М.А. Новая парадигма профессиональной подготовки психолога образования // Теоретические и прикладные проблемы психологии образования : сб. научных статей / под ред. Н.В. Нижегородцевой. - Ярославль : Изд-во ЯГПУ, 2012. - 180 с. - С.37-55.
4. Марголис, А.А. О подготовке кадров для психолого-педагогического сопровождения новых стандартов // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - С. 26-28.
5. Росина, Н.Л. Формирование профессиональной обучаемости студентов-психологов в вузе [Текст] / Н.Л. Росина. - Киров : Старая Вятка. - 2011. - 219 с.
6. Рубцов, В.В. Модернизация педагогического образования: психолого-педагогическое направление // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2012. №2. - С. 2225.
7. Рубцов, В.В., Марголис, А.А., Гуружапов, В.А. О деятельностном содержании психолого - педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. М., 2010, № 4. - С. 62-68.
8. Филатова, Л.О. Компетентностный подход к построению содержания обучения как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования // Дополнительное образование. - 2005. №7. - С. 9-11.
Ю.М. Забродин, О.И. Леонова УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ПЛОЩАДКА МОДЕРНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Ключевые слова: инновационная инфраструктура в сфере образования, федеральная инновационная площадка, модернизация педагогического образования, психолого-педагогическое направление подготовки педагогических кадров.
Аннотация: Учебно-методическое объединение по психолого-педагогическому образованию (УМО) разрабатывает новую модель подготовки психолого-педагогических кадров. Основанием этому является статус федеральной инновационной площадки (ФИП), присвоенный Московскому городскому психолого-педагогическому университету -базовому вузу УМО Приказом Минобрнауки РФ на 2012—2017 гг. (№ 273 от 10 апреля 2012 года). Тема проекта ФИП
- «Инновационная модель УМО как механизм модернизации психолого-педагогического образования в РФ». Проект ФИП направлен на решение ряда задач государственной политики в сфере образования - переход на новые образовательные стандарты, повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования.
Инновационная инфраструктура необходима для решения задач модернизации и развития сферы образования в соответствии с приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере образования. В целях обеспечения развития инновационной деятельности в сфере образования с учетом опыта реализации приоритетного национального проекта «Образование» Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило порядок создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования [4].
Основные направления деятельности федеральных инновационных площадок, входящих в инновационную инфраструктуру, - разработка, апробация и (или) внедрение: