ТВОРЧЕСТВО БАСТАКОРОВ В ТОЛКОВАНИИ АЛИШЕРА
НАВОИ
Джураева Л.Ш. Email: Djuraeva17137@scientifictext.ru
Джураева Лайло Шухратовна - докторант (Phd), Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в этой статье анализируются взгляды Алишера Навои на искусство сочинения музыки в музыкальной теории. В частности, были изучены научные данные поэта о более чем 20 композиторах, музыкантах и певцах, включенных в экспозицию «Маджолис-на-нафоис» по историческим фигурам, поэтам и ученым. В частности, работа Навои, посвященная его другу Пахлавону Мухаммаду - «Голоти Пахлавон Мухаммад» - это полная научная, непосредственная работа. В статье, посвященной компиляции Пахлавона, которую дал Навои, авторы изучали стихи поэтов, научные открытия о своих взглядах на музыкальное и композиторское творчество и здесь дается будущее научных исследований в работе Навои. Ключевые слова: бастакор, Алишер Навои, музыковедение, «Маджалис-на-нафоис», Пахлавон Мухаммад.
СREATIVITY OF BASTAKORS IN THE INTERPRETATION OF ALISHER NAVOI Djuraeva L.Sh.
Djuraeva Laylo Shukhratovna - PhD Student, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: literature of the era of Alisher Navoi, particularly, works of historians in the period of Mirkhond, Davlatshakh Samarkandiy, Khondamir, Zayniddin Vosifi testify that the XV-XVI centuries were the heyday of musical art, namely the creativity of bastakors. Any feast or creative evening was not held without music, and as a rule, in these meetings, specific competitions were held, which also gave an appreciation to the abilities of musical poetry writing.
Until the special studies on the bastakors, which are given by the poet, are made about the widely-known genres at the time - hymns and instrumental techniques, described in the anthologies of Navoi, such as "Majolis un-nafois" (Exquisite collections), "Holoti Palavon Muhammad", "Mahbub ul-qulub" (Beloved of hearts). Keywords: bastakor, Alisher Navoi, musicology, "Majolis un-nafois".
УДК 078
Литература эпохи Алишера Навои, в частности произведения историков того периода Мирхонда, Давлатшаха Самарканди, Хондамира, Зайниддина Васифи свидетельствуют, что XV-XVI века были периодом расцвета музыкального искусства, а именно творчества бастакоров. Ни одно пиршество или творческий вечер не проходили без музыки, и как правило, на таких собраниях проводились своеобразные состязания, дающие оценку также способностям музыкального сочинительства поэтов.
Так как речь идет о бастакоровском творчестве в эпоху Навои, необходимо отметить, что данная сфера в определенной степени исследована музыковедом Исхаком Ражабовым и моим учителем - доктором искусствоведческих наук, профессором консерватории Тухтасином Гофурбековым. Однако, пока не проведены специальные исследования о бастакорах, которым даны оценки поэтом, о широко известных в тот период жанрах -песнопении и инструментальных приемах, описанных в антологиях Навои, таких как
"Мажолис ун-нафоис" (Изысканные собрания), "Х,олоти Пахлавон Мухаммад", "Махбуб ул-кулуб" (Возлюбленный сердец).
Примечательно, что Навои не применяет термины "бастакор", "басталаган". Им широко использованы понятия "мусанниф", "боглабтур" («связал»). Хотя слово "мусанниф" на арабском языке выражает понятие «составитель книги», «классификатор», «автор», имеются факты, когда поэт данный термин использует в значении, определяющем музыкального сочинителя - бастакор.... основное занятие поющих вокалистов - песнопение, а занятие связывателей- наполнять текстовое сочинение мелодией... [1, 7]
Навои в отношении к творчеству бастакоров, к музыкальным жанрам применяет такие свои термины, как амал, кавл, накш, суруд, однако это не означает, что он под этими понятиями имеет в виду именно термин бастакор. Поэт в соответствии с тематикой своего произведения такие понятия, как мутриб, муганний, чолгучи также приравнивает к значению бастакор.
О, маэстро, составь музыку в лад моему охрипшему голосу, ибо боль моего сердца поместилась в струны твоего руда - музыкального инструмента [2, 328].
Или:
О, кравчий, забудь сегодня про вино, выпей, как и я, вместо вина слезы, впитанные кровью, о, музыкант, а ты привяжи к инструменту струну бам (горя) и сыграй траурную мелодию [2, 329].
Можно заключить, что в вышеприведенных двустишиях с помощью слов "тузгил" (составь) и "богла" (свяжи) (в других местах - охангини чол, лахн кургуз, соз айла, нагмае кургуз, лахну килмиш, навха айла и т.п.) делается прямой намек на музыкальное творчество. Несомненно, значения слов и смысловое разнообразие понятий в произведениях Навои имеют множество оттенков. Здесь также используются и такие значения, как натянуть на струнный инструмент струну, и пение певца охрипшим (то есть, сдавленным от горя и страданий) голосом. Но Навои не одну строку складывал в одном конкретном смысле, напротив, с помощью изысканных намеков он использует фактическое и переносное, подлинное и широкое, философское и художественное, суфистское и светское значения. С данной точки зрения нельзя отрицать наличия соотнесения с музыкальным сочинительством в вышеприведенных двустишиях.
Произведение Алишера Навои "Мажолис ун-нафоис" (Изысканные собрания) является антологией, представляющей достоверные сведения о поэтах, государственных деятелях, известных инструменталистах, певиах и бастакорах близкого прошлого и XV века. В отношении к 5 личностям из них, точнее, к Мавляно Сахиб Балхи, Ходжа Юсуф Бурхону, Мавляно Риязи, Мавляно Солими и Пахлавону Мухаммад поэт применяет термин "боглабдур" (привязал) и приводит первые (начальные) двустишья из образцов их музыкального творчества.
Мавляно Сахиб Балхи - являясь поэтом высокой квалификации в сочинении стихов, в научной и практической сферах музыки также занимает ведущее положение. Свои газели привязал к музыке собственного творчества, что является доказательством его совершенства. В частности, песня "Чоуаргоу" имеет большую популярность [3, 47].
В музыкальных трактатах прошлого, в частности, проспектах Кавкаби, Дарвишали Чанги применяются термины амал, накш, кор, кавл, пешрав, овиза, савт, рихта, сажъ, зарбайн, которые выражают формы определенных мелодий, либо части мелодий, способы сочинения мелодии. Так, в вышеприведенной фразе Навои применил термин "амал". "Амал" - в переводе с арабского означает в данном предложении творческое произведение, форма амал должна содержать такие части, как миёнхона и бозгуй", -дает разъяснение Исхак Раджабов. - Если названные части мелодии отсутствуют, ее именуют не иначе, как Савтул-амал (Мотив амала). Достоинством Амал является то, что к нему можно привязать любой прием (ритм)" [4-37].
Алишер Навои не только в антологии "Мажолис", но и в произведениях "Мезон ул-авзон" (Критерии ритма), "Хазойин ул-маоний" (Сокровищница мыслей) рассуждает о формах и жанрах вышеупомянутых музыкальных мелодий, а в седьмом рассказе книги "Сабъаи сайёр" (Семь планет) рассказывает о музыкальном творчестве бастакоров. Однако, книгу поэта "Х,олоти Пахлавон Мухамад", посвященную памяти своего друга и наставника Пахлавона Мухаммада, можно назвать чисто научным произведением, давшим подробное описание музыкального сочинительства.
Пахлавон Мухаммад умер в 1493 году в Герате. Являлся крупным представителем культурных кругов Герата XV века. Он был именитым не только в сферах математики, астрономии, химии, философии, литературы, искусства, борьбы, но как показывают источники, был также хорошим бастакором и певцом. Писал стихи под псевдонимом "Гуштигир". В течение 40-х годов являлся близким другом и наставником Навои. Пахлавон Мухаммад завоевал известность как мастер народного единоборства "куштигир". Место Пахлавона Мухаммада в развитии и совершенствовании деятельности и творчества великого деятеля и гениального поэта Алишера Навои неоценимо.
Навои в данной брошюре раскрывает тенденцию творчества своего друга в красочных эскизах. Произведение начинается с описания богатырских качеств Мухаммада, с определения "светило нации и религии", используемое для возвеличивания высокопоставленных лиц, и далее поэт отмечает, что книга посвящается раскрытию облика и образа Куштигир (борца). Как нам кажется, Навои место Пахлавона Мухаммада в музыке ставит выше его достоинств и достижений, завоеванных в сферах поэзии, науки стихотворного размера аруз, мастерства в чтении нараспев Корана, знаний в астрономии и фикха (теологии) - положений закона шариата. Ибо сразу после краткого описания его богатырских качеств начинается изложение его музыкальных способностей. Об этом Т. Гофурбеков пишет: "Как нам кажется, из всего комплекса многогранной деятельности Пахлавона Мухаммада Алишер Навои особо выделяет в качестве приоритетного направления музыкальную сферу - его бастакоровское творчество".
То есть, автор первоначально подчеркивает его знания в теории музыки, затем, восхваляя красоту голоса, указывает на его мастерство в качестве певца и музыканта. Характеризуя несколько задушевных мелодичных напевов, исполнений, слов и газелей, делает заключение "хуб айтур эрди" (прекрасно пел).
В продолжение описания способности Пахлавона именно в сфере музыкального сочинительства, мы узнаем: в традиции инструментальных мелодий, созданных мастерами музыкальной науки нашего века: такими, как учитель Мухаммад Хорезми, Мавляно Нуъмон, Мавляно Сохиб Балхи, Шайх Сафои Самаркандий, Ходжа Юсуф Андиджани. Он сочинил музыкальные образцы. Напевы, исполнение... чорзарб (говоря современным языком, мелодичность) намного привлекательнее, прекраснее и приятнее на слух, благодаря чему завоевали большую известность. Перечисленные выше лица являлись активными участниками культурной жизни Герата, поэтами, композиторами и музыкантами. Навои пишет, что хотя Пахлавон Мухаммад создал музыкальные произведения в такт их сочинений, подражая им, но добился того, что отдельные спектры его творчества превзошли их, в связи с исполнением его прекрасным и приятным голосом, они стали более популярны. Следовательно, Пахлавон Мухаммад в части композиторской деятельности достиг превосходства. Благодаря этому превосходству, его творчество, основанное на тщательном освоении стиля учителей и мастеров искусства и развитое собственным творческим подходом, получило широкую известность и популярность.
Вкратце можно заключить, что в произведениях Алишера Навои "Мажолис ун-нафоис", "Х,олоти Пахлавон Мухаммад", "Мезон ул-авзон", "Махбуб ул-кулуб" определены чисто научные аспекты музыки. Тщательное исследование их с точки зрения музыковедения является требованием времени.
Также, путем изучения специфических выражений сборника "Хазойин ул-маоний", поэта по вопросам музыкального сочинительства можно будет вывести обобщенные заключения о творчество бастакоров того периода.
Навои приводит начальные двустишия, к которым бастакоры связыв ("боглаган") музыкальные сочинения. Двустишья приведены на фарси, и вполне вероятно, что они исполняются в форме тюркских двустиший в современной системе Шашмаком. Путем сравнительного изучения приведенных поэтом двустиший на фарси и тюрки (староузбекском) в современной системе макома появится возможность восстановления музыкальных сочинений, созданных авторами изучаемой эпохи.
Список литературы /References
1. Навои А. Махбуб ул-кулуб. Мукаммал асарлар туплами. 20 томов. Том 14. Т.: "Фан", 1998.
2. Навои А. Fаройиб ус-сигар. Мукаммал асарлар туплами. 20 томов. Том 3. Т.: "Фан", 1988.
3. Навои А. Мажолис ун-нафоис. Мукаммал асарлар туплами. 20 томов. Том 13. Т.: "Фан", 1997.
4. Ражабов И. Макомлар. Глава "Утмишда бастакорлик санъатининг баъзи масалалари ва куй шакллари хакида". Т.: "Sanat", 2006.