Список литературы / References
1. Амануллаева Д.Д. Обзор стилистических направлений вокально-эстрадного искусства Узбекистана (1991-2009 гг.) / Процессы реформирования системы музыкального образования / Материалы первой Международной научно-практической конференции. Ташкент, 2009.
2. Рашидов Т.М. Эстрада в контексте времени / Узбекистон экран ва саххна санъатлари: социодинамик аспектлар (илмий ма;олалр туплами). Тошкент, 2016.
3. Юсупов Л.А. Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады: автореф. дис. канд. искусст. М.: 1996.
4. Турсунова Г.А. Карим Зокиров ва унинг сулоласи - ХХ аср Узбекистон муси;а маданияти кесимида: сан. фан. номз. дисс. автореф. Тошкент, 2006.
ТВОРЧЕСТВО НАВОИ В УЗБЕКСКОЙ ОПЕРЕ Ахмаджонов У.М. Email: Ahmadjonov17143@scientifictext.ru
Ахмаджонов Убайдулло Мелибаевич — старший преподаватель, кафедра академического пения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: творчество уникального поэта узбекского народа Алишера Навои во все времена было актуальным. Узбекские композиторы неоднократно обращались к его творчеству и в процессе создания опер. Потому что в творчестве Навои все темы красиво изложены, а узбекские композиторы вдохновлены этим в создании новых произведений. Сочетание оперного жанра европейского искусства с творчеством узбекского классика было непростым. В этой статье рассказывается о слиянии этих двух миров. То есть приводится информация о нескольких операх, созданных на основе произведений, относящихся к творчеству Навои, об истории их создания, об их особенностях.
Ключевые слова: узбекская опера, ария, "Навоий", "Дилором", "Лайли и Мажнун", классика.
CREATIVITY NAVOI IN THE UZBEK OPERA Ahmadjonov U.M.
Ahmadjonov Ubaydullo Melibaevich — Senior Lecturer, DEPARTMENT OF ACADEMIC SINGING, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the work of the unique poet of the uzbek people Alisher Navoi has always been relevant. Uzbek composers have repeatedly turned to his work in the process of creating operas. Because in the works of Navoi all themes are beautifully set out, and uzbek composers are inspired by this in the creation of new works. The combination of the Opera genre of European art with the work of the Uzbek classic was not easy. This article describes the merger of these two worlds. That is, information is provided about several operas created on the basis of works related to the work of Navoi, about the history of their creation, about their features.
Keywords: uzbek opera, aria, "Navoi", "Dilorom", "Layli and Majnun", classics.
УДК 782.1
Узбекская классическая литература и оперное искусство. Объединение этих двух направлений в какой-то момент и представление созданного произведения зрителям, а также достижение успеха-это довольно сложный процесс. В мире узбекских опер много таких произведений, одна из которых-опера "Дилором", принадлежащая к творчеству композитора Мухтара Ашрафи.
Опера "Дилором" стала третьей оперой в творчестве Мухтара Ашрафи, написанной в 1958-1959 годах. Опера создана на основе эпоса Алишера Навои "Саббаи Сайёр". Либретто принадлежит перу Камилу Яшину и Музаффару Мухаммедову. Либретто, опираясь на основные аспекты произведения, заложил основу оригинальности оперного искусства и провел в себе элементы всей интересной драматургии. При составлении музыки к этому произведению Мухтар Ашрафи пользовался богатыми яркими национальными тонами. Композитор сказал: "Создание шедевра, опираясь на ту или иную национальную музыкальную культуру, повышает ее естественность и привлекательность. В музыке страдания людей должны быть скрыты и любой зритель должен ее
понять. А произведение, основанное на национальных тонах, будет понятным не только для одного народа, но и для нескольких народов" [1].
В процессе создания и работы оперы перед авторами и постановщиками возникла проблема описания ситуации в первом тысячелетии нашей эры. По описанию колорита этого периода была проведена огромная работа. Как стало известно, один из героев Алишера Навои художник и учитель Мони жил и творил в 216-276 годах нашей эры. В 273 году он был арестован, а затем казнен по приказу короля Бахрома. А в опере "Дилором" Мони изображен не как историческая личность, а как любовник главного героя Дилором.
В центре оперы стоит Дилором поющая и играющая на инструменте чанг и её любимый художник Мони. Искренняя связь между ними, сила прекрасных чувств побеждают черные силы, даже смерть. Образ Дилорама был создан в соответствии с голосом кларатуро сопрано. А именно в тот период известная певица Саодат Кабулова обладала такой голосовой характер и исполняла этот образ в ритме. В произведении очень красиво изображены чувства Дилорома и Мони, с непринужденными мелодиями. Жизненная и истинная сила любви к борьбе за человеческое счастье взята в стиле главной темы в опере "Дилором". Духовная близость между Дилором и Монией выражается в божественном и вечном чувстве. Поэтому Дилором не может привыкнуть к чувствам короля Бахрама. Его красота, сила, даже умение охотиться не могут завоевать сердце девушки. В целом, опера Мухтара Ашрафи "Дилором" является одним из самых красивых произведений среди узбекских опер.
В 1950-х годах композитор Мутал Бурханов выразил желание создать оперу о выдающемся творце узбекского народа, султане газелей Алишере Навои и обратился к автору одноименного спектакля, поэту, драматургу Уйгуну с просьбой написать либретто. Уйгун согласился, но через несколько лет либретто не был готов. В 1984 году драматург по каким-то причинам отказался писать либретто, и композитор Мутал Бурханов сам начал писать либретто на основе спектакля Уйгуна "Алишер Навои". Спектакль сократился до трех актов, в произведение вошли новые персонажи. Тем не менее, Мутал Бурханов сумел сохранить основное содержание произведения с помощью лирических линий, массовых сцен, тем борьбы и предательства. Наконец, опера была представлена зрителям в 1990 году.
Опера "Алишер Навои" в музыкальном плане считается очень совершенной, красивой и насыщенной. Причина в том, что в нем умело выражаются как праздничная радость с яркими мелодиями, так и народные традиции с национальными мелодиями, конфликты со специфическими звуками, сцены траура. Специалисты неоднократно подчеркивают, что в опере также мастерски использовался речетативы. В опере "Алишер Навои" есть еще такие герои, что их включение автором в процесс событий способствовало более значимому и интересному выступлению произведения. В целом, оперу Мутала Бурханова "Алишер Навои" можно назвать самым ценным жемчужиной узбекской музыки. Познакомившись с работами великого узбекского поэта и мыслителя Алишером Навои, мы встретимся с рядом вопросов, связанных с музыкальным искусством. Будучи культурной фигурой, он изучал все аспекты искусства очень грамотно, с глубоким знанием музыкальной практики и теории [2].
Хотелось бы поговорить и об опере "Лайли и Мажнун" Толибжона Садикова и Рейнгольт Морицеевича Глиэра. Опера "Лейли и Мажнун" является второй оперой в истории узбекской оперы. Он был создан на основе эпоса "Лейли и Мажнун"Алишера Навои, входящего в состав "Хамса". Либретто принадлежит драматургу Хуршид. Он также автор музыкальной драмы "Лейли и Мажнун" Толибжона Садыкова, созданной в 1933 году. А к 1940 году Толибжон Содиков в сотрудничестве с композитором Глиером создал оперу.
Либретто оперы было написано с использованием музыкальной драмы "Лейли и Мажнун". На мой взгляд, музыка, созданная для оперы, немного не совместима с либретто. Еще один недостаток авторов в создании оперы "Лейли и Маджнун" заключается в том, что персонаж героев полностью не изображены, и основное внимание уделяется образу Кайса. Тем не менее, опера "Лейли и Мажнун" получила огромную популярность среди зрителей и заняла место в многолетнем театральном репертуаре, и зрители с удовольствием наблюдали за ней каждый раз.
Самое большое достижение композиторов в процессе создания оперы "Лейли и Мажнун" заключается в том, что они использовали разноцветные тона. В процессе оркестровки и гармонизации умело применял один голосовой стиль пения. Искусство множественного звучания в опере также не оставило слушателей равнодушными. В целом, опера "Лейли и Мажнун", созданная Талибжоном Садыковым и Глиером в сотрудничестве, является одной из самых больших достижений.
Список литературы / References
1. Абдугафуров А. "Хазойину-л-маоний"дан четда крлган газаллар // Навоийнинг ижод олами (макрлалар туплами). Т.: Фан, 2001.
2. Матякубов М.Ж. «Алишер Навои и узбекские макомы», «Наука образование и культура». № 7 (31), 2018.
ПО СЛЕДАМ УЧИТЕЛЯ Бабаназарова Г.Ю. Email: Babanazarova17143@scientifictext.ru
Бабаназарова Гулрух Юнусовна — преподаватель, кафедра теории музыки, Каршинский колледж искусств, г. Карши, Республика Узбекистан
Аннотация: музыкально-исполнительская сторона эпоса имеет большое теоретическое значение в изучении сущности и характера эпоса. Подробное рассмотрение ее — задача музыковедческой, а не литературоведческой науки.
В древние времена слово «бахши» (сказитель, народный певец) передавало значение лекаря, исцеляющего больного, играя на доире или на других инструментах, с помощью магических заклинаний выгоняя из тела больного злых духов (сохранившиеся до сегодняшних дней ритуалы «куч» «кайтарма» «жахр»), шаман-бахши или шаман-гадалка, а также в регионах передавало значение «учитель».
Ключевые слова: музыка, наука, бахши, эпос, дастан, думбира, шаман, фольклор.
FOLLOWING THE TEACHER Babanazarova G.Yu.
Babanazarova Gulrukh Yunusovna — Teacher, DEPARTMENT OF MUSICAL THEORY, KARSHI ART COLLEGE, KARSHI, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the musical and performing side of the epic is of great theoretical importance in the study of the essence and character of the epic. A detailed examination of it is the task ofmusicology, not literary science. In ancient times, the word "bakhshi" (narrator, folk singer) conveyed the meaning of a healing patient by playing the "doira " or other instruments, using magic spells to drive evil spirits out of the sick person's body (the "kaitarma" rituals that have been preserved to this day) "Jahr"), a shaman-bakhshi or a shaman-fortuneteller, as well as in the regions, the importance of the teacher. Keywords: music, science, bakhshi, epic, dastan, dumbira, shaman, folklore.
УДК 078
«Обычно ограничен репертуар узбекского дастана (эпос): Исполнители эпических поэм не принимают во внимание лирические песни, за исключением предисловия, которое играет роль рецензента для исполнения стихотворения»
В.М. Жирмунский (фольклорист)
Традиционная музыка, включающая в себя музыкальный фольклор и изустно-профессиональную музыке, феномен музыкальной культуры народов Востока, особенности хранения и передачи традиции, своеобразие звукоидеала и музыкального мышления, взаимодействия творцов, исполнителей и слушателей - прошла огромный путь эволюции [1, 87].
На сегодняшний день это слово обозначает созидателя, поющего дастан. Бахши, когда играет на музыкальном инструменте, - музыкант, когда внесет стихотворные отрывки в песню является певцом, поэт который мгновенно сочиняет тексты, мастер слова который читает наизусть отрывки из дастана, в том числе актер, который выражает чувства через действия и мимику.
Певца дастана в разных регионах называют по свойственному диалекту: в Кашкадарье и Сурхандарье - «юзбоши», «бахши», писатель, в Самарканде «бахши», в Хожанде и Ош -«сокий» или «созанда», на долине Ферганы «бахши» или «саннов», в Хорезме - «дастанчи бахши» или «жировой».
Существующие в Узбекистане дастаны изучаем по следующим направлениям:
- Героически-богатырский эпос;
- Исторический эпос;