history, the product of spiritual and material culture. As in the past, and in the modern period, continuing the exchange of cultural ties between the countries.
References / Список литературы
1. VizgoT.S. Musical instruments of Central Asia. Historical essays. M., 1980.
2. Gruber R.I. The history of musical culture. T 1. M., 1941.
3. MironovN.N. Music Uzbeks. Samarkand, 1929.
4. Central Asian treatise on music Darwesh Ali (XVII century) manuscript number 449. Translation Rashidova D.
5. KhakimovN.S. Musical culture of Tajiks. Khujand, 2004.
ОБРАЗ ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ В БАЛЕТЕ «ТОМИРИС» УЛУГБЕКА
МУСАЕВА
Набиева М.Н. Email: Nabieva17131@scientifictext.ru
Набиева Мухайё Намаджоновна - музыковед, сотрудник, Союз композиторов и бастакоров Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается музыкальный образ Томирис как один из самых ярких женских персонажей в современном узбекском балете. Характеризуются основные черты её сложного и многогранного облика, уникального склада историко-легендарной личности. На основе анализа выявляется круг музыкальных выразительных средств, используемых композитором для создания национально самобытного, художественно ценного, духовно богатого образа, созвучного эстетическим идеалам нашего времени.
Создание музыкального образа в балете как основы для хореографического воплощения на сцене является сложной проблемой, выдвигающей перед композитором ряд творческих задач. Особый интерес в этом отношении представляет образ главной героини в балете «Томирис» узбекского композитора Улугбека Мусаева (1948-2000). Неоспоримая художественная ценность данного произведения убедительно доказана его востребованностью, непрерывной сценической жизнью со дня премьеры до настоящего времени. Балет «Томирис» является одним из самых любимых спектаклей Государственного Академического Большого театра имени Алишера Навои (далее -ГАБТ имени А. Навои), привлекающим мастерством балетной композиции.
Ключевые слова: балет, музыка, образ, главная героиня, выразительные средства, интонация, ритм, тембр, оркестр, драматургия.
THE IMAGE OF THE MAIN CHARACTER IN THE BALLET "TOMIRIS"
BY ULUGBEK MUSAYEV Nabieva M.N.
Nabieva Mukhayyo Namadjonovna - Musicologist, Worker, UNION OF COMPOSERS AND BASTAKORS OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUSLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article examines the musical image of Tomiris as one of the most vivid female characters in the modern Uzbek ballet. Characterized by the main features of its complex and multifaceted appearance, a unique warehouse of the historical-legendary personality. On the basis of the analysis, a range of musical expressive means used by the composer to create a nationally original, artistically valuable, spiritually rich image, consonant with the aesthetic ideals of our time, is revealed. The creation of a musical image in ballet as the basis for a choreographic incarnation on the stage is a complex problem that puts forward a number of creative tasks for the composer. Of particular interest in this respect is the image of the main character in the ballet Tomiris by the Uzbek composer Ulugbek Musaev (1948-2000). The undeniable artistic value of this work is convincingly proved by its demand, continuous stage life from the day of the premiere to the present time. The ballet «Tomiris» is one of the most popular performances of the State Academic big theater named after Alisher Navoi (hereinafter - the big theater named after A.Navoi), attracting the skill of ballet composition. Keywords: ballet, music, image, main character, expressive means, intonation, rhythm, timbre, orchestra, drama.
УДК 078.7
История сценической жизни «Томирис» началось 5 декабря 1982 года на сцене Киргизского Государственного театра оперы и балета. Балетмейстер-постановщик У. Сарбагишев, дирижёр А. Джумахматов. В главных ролях выступили Томирис - А. Токомбаева, Спаргапа -К. Сулайманов, Кир - Ч. Базарбаева.
«Замечательная по мысли, по краскам и манере письма музыка балета «Томирис» У. Мусаева, - отметил киргизский исследователь Роберт Уразгильдеев, - определила самобытную пластическую партитуру хореографа У. Сарбагишева. Она характеризуется законченным чётким рисунком, действенный смысл в ней несут монологи, дуэты и трио героев, массовые танцы» [1, 97].
На сцене ГАБТ имени А. Навои балет был впервые поставлен в 1984 году. Балетмейстер И.Юсупов, дирижёр А. Абдукаюмов. В главных ролях: Томирис - З. Давлетмуратова, Спаргапа - К. Бозоров, Кир - И. Кистанов. «Постановщик - народный артист республики И. Юсупов, -подчеркнул в статье о премьере спектакля музыковед Шаукэт Мэстуди, - в пластике раскрыл его образный строй, полифоническую сложность. Балетмейстеру оказались близки музыкальные образы композитора» [2, 3].
Интерес Мусаева к легендарной личности Томирис не случаен... О ней написано немало художественных литературных произведений, в том числе и музыкальных, и не только в Узбекистане. Внимание композитора привлекла повесть Явдата Ильясова «Пятнистая смерть» о подвиге женщины необыкновенной красоты и духовной силы, сумевшей в трудный для своего народа час возглавить борьбу за независимость родной земли и одержать победу. Выбор Мусаевым данной повести в качестве сюжета для своего балета был несомненной удачей. «Родство балета с литературой, - по наблюдению эстетика балетного искусства Виктора Ванслова, - накладывает отпечаток и на балетные жанры, к которым применяются понятия, свойственные литературе» [3, 11]. В этом смысле такие литературоведческие понятия как эпос, лирика и драма способствовали созданию эпической, героико-легендарной концепции балета, в центре которой находится величественный образ главной героини. Замечательное либретто балета «Томирис» написал Олег Узаков.
В действенно-волевом образе Томирис Мусаев воплотил идеал сильной героической личтости, женской натуры с высокой нравственной позицией, проявляющей мужественные черты в трагических ситуациях, способной находить правильные решения, имеющие судьбоносное значение в исторической жизни народа: «Ценное качество сочинения У. Мусаева - отметила музыковед Галина Кузнецова, - развернутость и многогранность музыкальных характеристик, противоборствующих сил. Это сказывается прежде всего в характеристике Томирис. Композитор выявляет различные стороны незаурядной натуры царицы саков» [4, 119].
Главная героиня балета Томирис - личность необычная, а потому и сложная, многозначная. В ней соединился различные характеристические качества, присущие не только женским, но и мужским натурам. Удивительная женственность, красота и обаяние, лиричность непостижимым образом соединенного в ней с мужественной непреклонной волей, решимостью, смелостью и отвагой. В сущности Томирис - первый такого рода персонаж в узбекском балете. Очень интересен процесс становления и развития образа главной героини. Историко-легендарная тема ориентировала Мусаева на эпическую традицию, в результате чего в музыкальной характеристике Томирис важную роль приобрели черты размеренного, величественного шествия, а логическим выгодом из из этого явились ликующие фанфары -квинтэссенция маршевого содержания и символа шествия - победного апофеоза.
Глубокая национальная почвенность музыкальной характеристики Томирис и связанные с этим фресковая монументальность и внутренняя наполненность образа обусловили широкий выбор выразительных средств оркестрового письма. Концепционность мышления композитора проявилась в обращении к драматической музыкальной драматургии, в опоре на ритмический фактор, в расширении выразительных возможностей балета - за счёт использования хора. Впечатление первозданной строгой эпичности ассоциируется с культурой древних саков. Особенно ярко это проявляется в интонационной и гармонической сферах. «Всякая музыкальная интонация, - по наблюдению исследователя балетного искусства Поэля Карпа, - в известном смысле слепок с какого-то первоэлемента психофизиологического процесса, протекающего в человеке» [5, 175]. В этом плане Мусаев сумел найти необычный синтез мелодических и гармонических средств выразительности, новую органику взаимосвязи монодии и многоголосия. Когда сочетания голосов образуют резко диссонирующие комплексы, возникает ощущение музыкально-исторической достоверности по причине жёстких линеарных
соотношений. Мусаев использует острые гармонические сочетания вплоть до кластеров, применяется комплексное изложение мелодии параллелизмами и дублированием у труб и тромбонов, секундовые гроздья.
Следует отметить тематическую содержательность общих форм движения, вариантное развёртывание остинатных мотивов, способствующее динамике музыкального развития, и тем самым раскрывает многосторонние стороны личности главной героини балета. Большую выразительную роль в музыкальной характеристике Томирис играют продолжительные оркестровые педали, трели, глиссандо. Благодаря плавному скольжению в сочетании с октавными глиссандо струнных исчезает ощущение ладового устоя и мелодия как бы теряет своё ладовые притяжение. Трели используются композитором преимущественно на сильных долях и протяжённых тонах, в результате чего достигается интонационная мобильность. Необходимо также отметить вариабельность звуковысотной организации у ударных инструментов. Ориентация композитора на темброритмический усульный тематизм и активизация метроритма как действенного фактора музыкальной драматургии обогащают красочную палитру оркестра.
Разнообразное и изобретательное использование средств оркестровой выразительности позволили У. Мусаеву широко и многопланово раскрыть разные стороны образа Томирис, предоставляя тем самым богатейшую музыкальную основу для хореографического воплощения. Более того, замечательная постановка балетного спектакля «Томирис» на сцене ГАБТ имени А. Навои оказала определенное влияние на активизацию интереса литераторов, писателей, поэтов, драматургов, художников, режиссёров к легендарному образу Томирис. В связи с этим следует обратить внимание на художественное литературное произведение «Томирис» Миркарима Асима. В 1990 году на сцене Государственного Узбекского академического театра драмы состоялась премьера спектакля «Томирис» по произведению молодого драматурга Салохитдина Сирожиддинова. Музыку к спектаклю написал композитор Нурилла Закиров. Постановку пьесы осуществил режиссёр-постановщик, заслуженный деятель искусств Узбекистана Рустам Хамидов. Анализируя данный спектакль, доктор искусствоведения, театровед Ильдар Мухтаров отметил созвучность постановки нашему времени: «И образ Тумарис в спектакле развивается от бескомпромиссных крайностей, граничащих с фанатизмом, к гуманистическому пониманию национальных и общечеловеческих ценностей».
Таким образом, историко-легендарный образ Томирис, являющийся художественным воплощением высоких идеалов, нравственных и духовных человеческих ценностей, патриотизма и мужества, вдохновляет творческих личностей, деятелей искусства на создание произведений, имеющих огромное воспитательное значение для молодого поколения.
Список литературы / References
1. Уразгильдеев Р. Киргизский балет. Страницы истории киргизской хореографии. Фрунзе: Кыргызстан, 1983.
2. Мэсгуди Ш. Сказ о свободе и героизме. Балет «Томирис» на сцене театра имени А. Навои. // Правда востока, 1984, 19 июня.
3. Ванслов В. Балет как синтетическое искусство. // Ванслов В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета. Ленинград: Музыка, 1986.
4. Кузнецова Г. Балет // История узбекской советской музыки. Том III. 1968-1984. Ташкент: Издательство литературы и искусства имени Гафура Гуляма, 1991.
5. Карп П. Балет и драма. Ленинград: Искусство, 1980.