Научная статья на тему 'Творческие задачи во внеклассной работе по математике'

Творческие задачи во внеклассной работе по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
537
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творческие задачи во внеклассной работе по математике»

Список использованной литературы:

1. Богданов Л. В. Модерация и визуализация как методы повышения эффективности и эффектности тренинга. Мастер-класс.- Киев, Институт Тренинга, 2012.http://www.training.com.ua

2. Дольгирева Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники студентов по направлению подготовки социально-культурная деятельность - М.: ж. «Среднее профессиональное образование», №7, 2012.

3. Наумова Л. К. Организация самостоятельной работы магистрантов (направление «Педагогика). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2006. На правах рукописи УДК: 378.046.4.

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике.http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-magistrantov#ixzz2IEiqHmrV

4. Попова Ирина Анатольевна. Трансформация социальной коммуникации в социодраме :Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-22/494

5. Попова Ю. И. Основные концепции теории личности в современной педагогике США / Н. Е. Воробьев, Ю. И. Попова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России. — 2007. — № 2 (5). — С. 180— 183.

Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-

01/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskie-idei-a-g-maslou-v-sovremennoy-teorii-i-praktike-obucheniya-i-

vospitaniya-v-ssha#ixzz2M09hNkux

6. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. -NewYork: Basic Books, 1983.

7. Leonard G., Education and ecstasу. - New York: Delta, 1968.

8. Mitchell. A. Thenine American life styles.- New York:Warner Books, 1983.

© Е.В. Дольгирева, В.И. Портников, 2015

УДК 372.8

Н.А. Жигачева

Канд. пед. наук, доцент Факультет математики, информатики, физики и технологии ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»

Г. Омск, Российская Федерация

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье рассматривается вопрос организации внеклассной работы по математике. Автор показывает возможность использования творческих задач во внеклассной работе по математике.

Ключевые слова Внеклассная работа по математике, творческие задачи по математике.

Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учеников.

Главным условием подлинного овладения научными знаниями, а не механического заучивания и воспроизведения является изменение позиции школьника из пассивного объекта обучения в активного участника познавательной деятельности.

Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.

Выделяют следующие формы внеклассной работы по математике: факультативные занятия по математике, математические кружки, олимпиады по математике, математические соревнования, математические викторины и другие [1].

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

На современном этапе развития школы важными задачами внеклассной работы по математике являются следующие: развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям, расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу, развитие математических способностей и мышления у учащихся, расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики, осуществление индивидуализации и дифференциации, разностороннее развитие личности и другие [1].

Одним из условий решения этих проблем является использование во внеклассной работе по математике задач, которые по содержанию являются творческими.

Творческая задача - это любая нестандартная задача, при предъявлении которой учащиеся не знают заранее ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается решение [2].

Среди задач «творческого характера» выделяют следующие виды:

1) задачи, формирующие у школьников способность к самостоятельным обобщениям, к осмысленному использованию опыта, наблюдения, сравнения, конкретизации; способность к проведению рассуждений интуитивного и дедуктивного характера, а также с использованием аналогий; способность широко использовать догадку с последующей ее проверкой;

2) задачи, дающие возможность проведения школьниками самостоятельных поисковых исследований посредством изучения результатов решения, изменения условий задачи;

3) задачи, допускающие различные способы решений, имеющие познавательный характер, а также задачи с оригинальной, занимательной фабулой или «изящными» решениями [2].

Растущая роль информационных и коммуникационных технологий в жизни общества и все большее внедрение их в образовательный процесс школы определяет необходимость совершенствования существующего подхода к организации и проведению внеклассной работы с учетом возможностей информационных и коммуникационных технологий.

Рассмотрим в качестве примера возможность использования творческих задач во внеклассной работе по математике в 5-6 классах.

Для подготовки учащихся к изучению курса геометрии на внеклассных занятиях по математике целесообразно предложить ученикам следующие творческие задачи:

1. Можно ли внутри равнобедренного треугольника поместить другой равнобедренный треугольник с такими же боковыми сторонами?

2. Вокруг небольшого курортного городка расположены три круглых не соединяющихся между собой озера: большое, средних размеров и маленькое. Отдыхающие, в каком бы направлении ни отправлялись на загородную прогулку, двигаясь по прямой, обязательно приходили к одному из озер. Может ли быть такое? Как расположены городок и озера?

3. Оса забралась в банку из-под сахара. Банка имеет форму куба. Сможет ли оса последовательно обойти все 12 ребер куба, не проходя дважды по одному ребру? Подпрыгивать и перелетать с места на место она не может [3].

При решении данных задач можно использовать различные средства информационных и коммуникационных технологий.

Например, можно использовать программу Wingeom, которая является геометрической программой и предназначена для создания точных, аккуратных, перемещающихся чертежей (2D-моделирование), трехмерных моделей (3D-моделирование), моделей неевклидовой геометрии (сферической и гиперболической), мозаик-паркетов.

Программа Wingeom обладает возможностями: создавать точные, аккуратные модели плоских и пространственных фигур, трансформировать готовые изображения, редактировать построенные модели, производить необходимые измерения, применять геометрические преобразования, работать с текстом и обозначениями точек, сохранять историю создания модели, показать построение модели в медленном режиме (презентация), использовать макрос (макро-построения).

При решении творческих задач ученик стремится найти свое собственное, отличное от других решение, объект рассматривается учеником под новым углом зрения, обнаруживается его новое использование, расширяется функциональное применение на практике.

Творческая задача не может быть непосредственно решена по какому-либо алгоритму. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамками одного решения. Необходим поиск решения, который требует творческой работы мышления.

Выбор задач, решения которых требуют творческого подхода, зависит от наличия у школьников исходного минимума знаний. По мере накопления знаний степень самостоятельности поиска решения должна нарастать.

Таким образом, использование творческих задач во внеклассной работе по математике способствует развитию личности школьника; формированию творческой активности и самостоятельности, познавательной деятельности.

Список использованной литературы:

1. Фарков А. В. Внеклассная работа по математике. 5 - 11 классы. - М.: Айрис-пресс, 2007. - 288 с.

2. Колягин Ю.М. Задачи в обучении математике: Часть I: Математические задачи как средство обучения и развития учащихся. - М.: Просвещение, 1977. -110с.

3. Шарыгин И.Ф. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: Пособие для общеобразовательных учебных заведений. -М.: Дрофа, 2002. - 192 с.

© Н А. Жигачева, 2015

УДК 378.1; 371.3

П. Д.Кисельников

студент 2 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: О. А.Козырева к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

ВОЗМОЖНОСТИ УТОЧНЕНИЯ КАТЕГОРИИ «ВОСПИТАНИЕ» В СТРУКТУРЕ ИЗУЧЕНИЯ

ОБЩЕПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ

Аннотация

В статье отражены определения категории «воспитание», моделированные в ресурсах знаний современной педагогической методологии, располагающих будущего педагога по физической культуре к всестороннему анализу качества обеспеченности ресурсами современного образования в иерархии ступеней и институтов.

Ключевые слова

Педагогическое моделирование, гуманизм, педагогическая методология, воспитание,

самореализация.

Общепедагогическое знание позволяет создавать различные продукты педагогической поддержки в системе непрерывного образования, являющегося уникальной цепочкой в иерархии звеньев, ступеней и институтов современного обучения и развития личности. Попытаемся уточнить категорию «воспитание» в системе знаний акмеологического, аксиологического и гносеологического подходов, взяв за основу теорию современной педагогической методологии в области методологических подходов [1-3, 7], а также примеры уточнения понятийного аппарата современной педагогики [3-8].

Воспитание с точки зрения акмеологического подхода - это процесс развития личности, в структуре которого определяется ситуативно цель, непосредственно связанная с возможностями пополнения социального опыта личности в соответствии с условиями нормального распределения способностей и здоровья, которая планомерно достигается на оптимально высоком уровне качества решения той или иной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.