Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
УДК 378.4
Е.В. Дольгирева,
Доцент Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
г. Москва, Российская федерация В.И.Портников
доцент, заслуженный работник культуры РФ Институт культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
г. Москва, Российская федерация
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ БАКАЛАВРА СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ ПРАКТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Аннотация
Статья отражает подход к внеаудиторной творческой самостоятельной работе бакалавров социально-культурной деятельности. Данный подход направлен на апробацию способов активации сценарно-режиссерской техники, как в процессе необходимой в рамках соответствующей учебной программы самоподготовки, так и в разнообразных внеаудиторных внутри вузовских культурно-досуговых формах.
Ключевые слова
Социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность, сценарно-режиссерская
техника, профессиональная подготовка.
Профпригодность сегодня рассматривается как динамическое образование, при котором способности личности к определенной деятельности формируются в ходе деятельности, а не даны изначально [1]. Поэтому динамические процессы, влияющие как на содержание профессии, так и на содержание современного высшего профессионального образования, конкретно, направления подготовки социально-культурная деятельность (СКД), во многом связаны, на наш взгляд, с формированием сценарно-режиссерской техники студентов в структуре культурно-досуговой деятельности (КДД) вуза.
Поиск рациональных механизмов стимуляции познавательной активности студентов выявил приоритетное направление профессионального развития: творческая самообразовательная практика. Что концептуально определило необходимость интеграционного подхода к процессу профессионального развития бакалавра СКД.
Концепция интеграции учебной и внеаудиторно-досуговой сфер, подразумевает, что процесс интериоризации личностью социокультурного профессионального опыта не ограничивается формальным учебным образовательным набором в конкретных пространственно-временных границах аудиторных занятий. Но подразумевает инициативную, самостоятельную деятельность, продиктованную личной потребностью практически использовать полученные знания вне заданных аудиторных форм, т. е. в процессе свободного созидательного творчества, когда «разрешается» экстериоризация собственного профессионального опыта. То есть внеаудиторная творческая самостоятельная работа может быть непосредственно направлена на апробацию способов активации эмоционально-действенных механизмов (сценарно-режиссерской техники), как в процессе необходимой в рамках соответствующей учебной программы самоподготовки, так и в разнообразных внеаудиторных внутри вузовских культурно -досуговых формах, практически обеспечивающих погружение в профессиональную деятельность.
Понятно, что самостоятельная, учебно-практическая деятельность предусмотрена нормативно-правовыми документами ФГОС3(3+) ВПО по направлению подготовки 071800 (50.03.03) и регламентирована соответствующим рабочим учебным планом (скажем, по дисциплине «Сценарно-режиссерские основы», в среднем, на 50%). Тем ни менее, необходимость творческой самоподготовки сама
по себе не является надежной гарантией мотивации профессионального развития. Установка на экономию
103
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
сил свойственна человеку от природы, пока не обнаруживает себя фактор времени (в данном случае, зачета или экзамена, или, например, участия, в качестве организатора или исполнителя, в каком-либо досуговом концертно-зрелищном мероприятии). Внеаудиторная творческая деятельность обеспечивает повышенную частотность его включения, что способствует усилению мотивации к образовательной практике естественным образом. Кроме того, в досуговом творчестве появляется дополнительная возможность получения обратной связи (наряду с возможностями самовыражения и самореализации). Когда в процессе творческой коммуникации участвуют не только сокурсники, но также реальная аудитория пользователей социокультурного продукта. Более полезную для формирования самооценки реакцию, чем зрительская, трудно придумать. Она заставляет повторять полученный эмоциональный опыт снова и снова, побуждает к дальнейшему самопознанию и испытанию себя, и, как следствие, профессиональному развитию.
Для того, чтобы практически подтвердить возможность активизации профессионального развития на основе интеграции образовательной и досуговой сфер в процессе неформального социально-культурного опыта, нами был разработан план-график творческих показов по дисциплинам профессионального базового блока учебного плана направления подготовки СКД, интегрированных в культурно-досуговую среду вуза.
Разработка плана-графика творческих показов (с последующим включением в культурно-досуговое пространство вуза) осуществлялась при поддержке преподавателей кафедры СКД Института культуры и искусств ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (МГПУ): профессора Э. И. Медведь, зав. кафедрой СКД, к.п.н.; профессора Н. А. Опариной, члена Союза писателей РФ, к.п.н.; доцента И. Д. Левиной, директора Института культуры и искусств, к.п.н.; доцента В. И. Портникова, заслуженного работника культуры РФ; доцента М. Г. Кайтанджян, к.п.н. В процессе становления и развития направления подготовки в образовательном пространстве педагогического вуза кафедрой изначально особо акцентировался культуротворческий характер будущей профессиональной деятельности студентов. Поэтому включение творческих показов по учебным дисциплинам направления подготовки СКД в культурно -досуговое пространство вуза было естественным и необходимым вектором развития, как факультета, так и студентов (Таблица1).
В таблице по горизонтали (слева - направо) перечислены основные культурно-досуговые мероприятия, проводимые в МГПУ в течение учебного года (сентябрь - июнь), распределенные по семестрам на все время обучения.
По вертикали (снизу - вверх) - дисциплины из профессионального базового блока учебного плана бакалавра СКД (с 3 по 8 семестры). Причем, динамика задействования их в культурно-досуговых мероприятиях растет по мере появления перечисленных дисциплин в учебном процессе.
Из 16-ти дисциплин, представленных на данной схеме, четыре дисциплины выделяются особо, т.к. активнее, интенсивнее других используются при подготовке культурно-досуговых мероприятий: «Сценарно-режиссерские основы»; «Теория и технология культурно-досуговой деятельности»; «Музыкальное оформление культурно-досуговых программ»; «Основы режиссуры и актерского мастерства».
Также очевидно, что сценарно-режиссерский компонент является стержневым в профессиональном блоке дисциплин, что отвечает запросу системного технико-технологического представления о динамике образовательного процесса на основе технологии режиссуры СКД [2]. Этим же объясняется отсутствие в плане-графике «обязательных» культурно-досуговых мероприятий в течение первого года обучения. Исключением является фестиваль студенческого творчества первокурсников, который проводится в начале учебного года. Участие в фестивале не предполагает выхода на конкретную учебную дисциплину, но сразу обнаруживает степень творческой активности каждого студента.
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
Таблица 1
Интеграционный план-график творческих показов
Дисциплины Семестры
3 4 5 5 6 6 / 7 7 8
КДМ***
Новогоднее представление для детей День победы День народного единства Новогодний концерт День славянской письменности и культуры Посвящение в студенты первокурсников Рождественские встречи 1 [('ИТ, студентов РФ (Татьянин день)
Практикум по технологии ведения КДП*
Музыкально -театральный практикум
Речевые жанры эстрады КДП
Постановка КДП. Технологический практикум
Сценарно-режиссерские основы КДП I
Основы грима и костюма 1
Основы режиссуры и мастерства актера
Этнокультурные технологии
Сценография КДП
Основы сценарного искусства
Музыкальное оформление КДП
Основы танцевальной культуры
Теория и технология КДД**
Сценарно-режиссерские основы
Сценическая речь
Основы сценического движения и пластики
Основы современной музыкальной культуры
КДП* - культурно-досуговая программа КДД** - культурно-досуговая деятельность КДМ*** - тематика культурно-досуговых мероприятий, проводимых в МГПУ в течение учебного года (сентябрь -июнь)
Сценарно-режиссерская работа по подготовке и проведению включенных в интеграционный план-график мероприятий во многом ориентирована на внеаудиторную (без лимита времени) творческую деятельность студентов, успешность которой зависит от увлеченности делом, чувства коллективной и профессиональной ответственности, когда «выбор, основанный на ценностях, начинает доминировать над способностями» [5]. Когда показателями сценарно-режиссерской сформированности выступает не интуитивная личная импровизация, а хорошо отлаженный «творческий конвейер», обеспеченный преемственностью учебной и досуговой сфер, образовательной и самообразовательной практики.
Освоение операциональных навыков сценарно-режиссерской техники начинается в процессе аудиторной этюдной практики с обязательным выходом на зачетный творческий показ в конце учебного года (2 семестр). В ходе подготовки этюдов студенты приглашают к участию в своих рабочих показах сокурсников и, в свою очередь, сами выступают в качестве исполнителей в их режиссерских опытах. В процессе репетиционной работы приобретаются технологические навыки организации группового творческого процесса,
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015
специального коммуникативного взаимодействия - социально-культурной модерации - умения «нестандартно мыслить, делать выбор и отвергать» [1].
Проверка действий на соответствие алгоритму, контроль за информацией, отсечение лишнего и случайного, что мешает развитию драматического конфликта, - все это требует продуктивного содержательного выхода (сначала, в виде режиссерского этюда, далее - конкретной зрелищной формы). Творческий результат возможен только при условии позитивного сотворчества: споры не исключаются, но аргументированные и конструктивные, направленные на дело, но не на личностные качества кого-либо из творческой группы, а выбор действий - в соответствии с алгоритмическими правилами эмоционально-смыслового взаимодействия, определяющими сценарно-режиссерскую технику.
Надо заметить, не всем студентам удается выносить на суд зрителей свои творческие работы. Демонстрация приобретенного режиссерского и исполнительского опыта (в форме отобранных для показа этюдов или творческих номеров для культурно-досуговых мероприятий) требует, как было замечено, форсированной предварительной самоподготовки (не всем и не сразу это удается осознать). Отсутствие практического выхода (сценарно-режиссерского, исполнительского) обычно связано или с первичным сопротивлением тому, в чем не уверен, (по причине отсутствия подобного личного опыта), или с низкой трудоспособностью и, как следствие, не качественным результатом. Поэтому с самых первых занятий со студентами оговаривается право на ошибку - но без права на «халтуру». Первая причина становится неактуальной в процессе творческих проб (иногда многократных, до получения удовлетворительного результата).
Испытание творчеством обнаруживает истинные цели и ценностные отношения в форме личностной ориентации (на дело, на общение, на самоутверждение) и «ответственности за собственное научение» (А. Г. Маслоу). Процесс самопознания в результате самостоятельно приобретенного творческого опыта отражает «открытия личностной трансформации» (А. Митчелл).
От этюдов (в течение первого года обучения) через сценарно-режиссерские разработки конкретных культурно-досуговых форм, творческие показы и проекты студенты приходят к моноспектаклю (15-минутная сольная композиция с использованием чтецкого, пластического и музыкального материалов, света, звука и т.д.). Сольный спектакль завершает программу учебных творческих показов. Каждый студент, выступающий как автор и исполнитель в одном лице, наглядно демонстрирует не только владение ремеслом (как результатом развития операциональной, социальной и художественно-творческой идентичности), но сформированное в процессе творческого опыта мировоззрение, гражданскую позицию. Иметь гражданскую позицию - значит представлять «высокую ценность жизни» (А.Г. Козакова), обусловленную деятельностью человека (в данном случае, режиссера СКД) и собственным пониманием цены, «чем ты можешь за это заплатить» (Ю.М. Лотман).
В процессе профессионального становления студентов преподаватель принимает роль «структурирующего агента», обеспечивая индивидуальную поддержку в осознании ими «собственной ценности» и закономерностей личностного роста в направлении профессионального развития и самоактуализации. Согласно идеям А. Г. Маслоу о человеческом потенциале, самоактуализирующейся личности присуща креативность, потому что творческие возможности мозга безграничны, а озарение, интуиция, кинестетическое чутье свойственны всем от рождения [8; 3; 4].
Сценарно-режиссерская работа стимулирует развитие творческого мышления, так как учебные задания априори ориентированы на создание ситуации выбора и преодоления (т. е. драматической ситуации), предполагают вопросно-конструктивный стиль деятельности, привлечение внимания к нетривиальным деталям, осознания чувства коллективной ответственности и личной независимости. Внеаудиторная культурно-досуговая деятельность основывается на эксклюзивности собственного опыта и реализации творческой активности в виде конкретного зрелищного продукта, способствует ощущению собственной значимости и, как следствие, усилению профессиональной мотивации, активизации стремления к наиболее полной реализации собственного потенциала в других формах социально-культурной деятельности.
Все выше изложенное доказывает, на наш взгляд, эффективность преемственности взаимообусловленных образовательных и культурно-досуговых интеграционных процессов формирования
профессионально-активной саморазвивающейся личности.
106
Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»
ISSN 2410-6070
№ 4/2015
Список использованной литературы:
1. Богданов Л. В. Модерация и визуализация как методы повышения эффективности и эффектности тренинга. Мастер-класс.- Киев, Институт Тренинга, 2012.http://www.training.com.ua
2. Дольгирева Е. В. Формирование сценарно-режиссерской техники студентов по направлению подготовки социально-культурная деятельность - М.: ж. «Среднее профессиональное образование», №7, 2012.
3. Наумова Л. К. Организация самостоятельной работы магистрантов (направление «Педагогика). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Санкт-Петербург, 2006. На правах рукописи УДК: 378.046.4.
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике.http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-organizatsiya-samostoyatelnoy-raboty-magistrantov#ixzz2IEiqHmrV
4. Попова Ирина Анатольевна. Трансформация социальной коммуникации в социодраме :Дис. ... канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2006 167 с. РГБ ОД, 61:06-22/494
5. Попова Ю. И. Основные концепции теории личности в современной педагогике США / Н. Е. Воробьев, Ю. И. Попова // Вестн. Волгогр. акад. МВД России. — 2007. — № 2 (5). — С. 180— 183.
Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-
01/dissertaciya-psihologo-pedagogicheskie-idei-a-g-maslou-v-sovremennoy-teorii-i-praktike-obucheniya-i-
vospitaniya-v-ssha#ixzz2M09hNkux
6. Gardner H. Frames of mind: The theory of multiple intelligences. -NewYork: Basic Books, 1983.
7. Leonard G., Education and ecstasу. - New York: Delta, 1968.
8. Mitchell. A. Thenine American life styles.- New York:Warner Books, 1983.
© Е.В. Дольгирева, В.И. Портников, 2015
УДК 372.8
Н.А. Жигачева
Канд. пед. наук, доцент Факультет математики, информатики, физики и технологии ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Г. Омск, Российская Федерация
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ВО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ ПО МАТЕМАТИКЕ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос организации внеклассной работы по математике. Автор показывает возможность использования творческих задач во внеклассной работе по математике.
Ключевые слова Внеклассная работа по математике, творческие задачи по математике.
Модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение учеником определенной суммы знаний, но и на развитие его личности. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности учеников.
Главным условием подлинного овладения научными знаниями, а не механического заучивания и воспроизведения является изменение позиции школьника из пассивного объекта обучения в активного участника познавательной деятельности.
Внеклассная работа по математике является составной частью учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой и учителем.
Выделяют следующие формы внеклассной работы по математике: факультативные занятия по математике, математические кружки, олимпиады по математике, математические соревнования, математические викторины и другие [1].