МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
© Каримов М.Ф., Набиева М.Я., 2018
УДК 37
Мальцева Людмила Валентиновна
Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: [email protected]
ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Аннотация
В статье рассмотрено, как творческие способности и интегрированные уроки позволяют изучать и знакомить учащихся с различными видами изобразительного искусства. Обучая и воспитывая с помощью искусства вносит эстетическое и художественное начало и строится на общности методов, с помощью которых они осуществляются.
Ключевые слова
Искусство, интегрированные уроки, воспитание, обучение, народные промыслы,
навыки, творческие способности.
Изучая и знакомясь с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, школьники усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные с народными промыслами. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь художественное начало. В рамках исследовательской работы были изучены художественные способности: воображение, зрительная память, активная работа фантазии, волевые качества школьников. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством помогает постичь красоту труда. В работе ограничено сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами, с приобретением навыков, позволяющих замыслы воплотить в материале. Если школьники выполняли гобелен, то использовали нитки, сетка, крючок, для витража: тушь, цветная бумага, клей, для каменного забора использовали яичную скорлупу, для графики: картон, клей, черная краска.
Данной методика заключалась объяснение на доступном и простом языке в результате уроки были интересными и необычными. Они позволили повысить творческие способности, понимать и воспринимать красоту изделий, ребята узнали традиции и обычаи родного края. Занимаясь изобразительным и декоративно-прикладным искусством, повысился уровень развития образного мышления и воображения у школьников экспериментальных классов по сравнению с контрольными классами. Данные итоговых работ показали, что средний уровень возрос на 30%, высокий уровень возрос на 50%.
Школьники экспериментальных классов приобрели более глубокие знания и навыки в решении образных композиционных задач, и в целом получили навыки работать в различных техниках исполнения, что поможет им в дальнейшем при выполнении работ. При проведении занятий, позволило на доступном для школьников уровне освоить изобразительную грамоту. Умения и навыки школьников значительно повысились, обучаясь по данной методике.
Эксперимент показал, что знакомство школьников с произведениями народных мастеров приносят особенно большую пользу. Приобщение школьников к искусству, обучения их основам художественного ремесла обусловлено положительными моментами: 1) формирование внутренней мотивации школьников и
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х развитие собственного творческого потенциала; 2) учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе содержания, форм и средств обучения; 3) тесная взаимосвязь теории с практикой; 4 )изучение истории местного народного декоративно-прикладного искусства, близко детям, и живой контакт с художественными промыслами, народными мастерами.
Итоги эксперимента свидетельствуют о том, что межпредметные связи изобразительного, декоративно-прикладного искусства с историей, литературой, музыкой, архитектурой является эффективным средством формирования эстетических потребностей школьников, средством формирования интереса и потребности к изобразительному и декоративно-прикладному искусству. Такой педагогический прием позволяет значительно расширить общие представления школьников о красоте, гармонии предметов и явлений действительности и одновременно осуществить дифференцированный избирательный подход к этим явлениям, осуществить развитие индивидуальности школьников.
Для ребят постарше проводился интегрированный урок: «Как казаки заселяли Кубань». Этот урок строится как игра в прошлое и настоящее Кубани, проводится экскурсия по станицам. Декорации и костюмы школьники выполняли соответствующему стилю того времени. Данная тема рассчитана на два урока. Сравнительный анализ полученных данных заключался в следующем: в контрольных классах повысился средний уровень в среднем на 15%, высокий уровень в среднем на 13 %. Таким образом, средний уровень в контрольных классах составил в среднем 45 %, а высокий уровень в среднем 50 %. В экспериментальных классах средний уровень повысился в среднем на 25 % и составил 85 %, высокий уровень в среднем повысился на 20 % и составил 94 %. Школьники экспериментальных классов в результате целенаправленной изобразительной деятельности имеют количественные и качественные характеристики по всем критериям художественно-образного мышления, воображения. Общий уровень у них выше по сравнению со школьниками контрольных классов.
Проведенное нами исследование позволило установить, что художественное образование школьников может моделироваться на интегративной основе. Интегрированные уроки соединяют различные виды деятельности: изобразительной и декоративно-прикладной, за счет науки, поскольку декоративная композиция как произведение принадлежит искусству.
Список использованной литературы:
1. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному искусству. - Краснодар: КубГУ, 2015.
2. Мальцева Л. В. Методика обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству. -Краснодар: КубГУ, 2013.
3. Педагогика / Под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2004.
© Мальцева Л.В., 2018
УДК 372.862
Дмитрий Олегович Михайлов,
студент 4 курса технолого-экономического факультета Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева, Чебоксары
Алексей Владимирович Казаков, кандидат педагогических наук, доцент кафедры инженерно-педагогических технологий Чувашского государственного педагогического университета имени И. Я. Яковлева, Чебоксары
kazakov81_81@mail. т
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ К ТРУДУ
Аннотация
В статье рассматриваются особенности применения современных технологий(3D моделирование,