_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
Аксиологическое направление, ориентированное на выполнение большинства требований принципа историчности обучения старшеклассников средней общеобразовательной школы химии, получает мощный импульс при освоении учащимися таких тем, как жизнь и научная деятельность творцов химической науки, выдающиеся изобретатели, использовавшие достижения химической науки в создании технологических устройств и машин, обладающих повышенной эффективностью в производстве материальных ценностей промышленного или бытового назначения,
Полученные старшеклассниками средней общеобразовательной школы знания по истории химии, как показывает наш дидактический опыт, способствуют повышению качества обучения их физике, биологии, математике и информатике.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала позволяют сформулировать вывод о том, что общеобразовательное значение истории химии в обучении старшеклассников средней общеобразовательной школы естественно - математическим дисциплинам заключено в повышении качества методологических, культурологических и аксиологических знаний у обучающихся в среднем звене системы непрерывного образования учащейся молодежи.
Список использованной литературы: 1. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29. 2.. Каримов М.Ф. Образовательные траектории будущих химиков, физиков и математиков в пятимерном пространстве информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. -2012. - Т. 19. - № 2. - С. 78 - 81.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф. Роль принципа историзма в проектировании и реализации подготовки будущих учителей-исследователей информационного общества // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 8. - С. 272 -278.
5. Каримов М.Ф. Химия как основа системно - структурно - функциональной методологии учебного и научного познания и преобразования действительности // Башкирский химический журнал. - 2007. - Т.14. -№ 2. - С. 59- 63.
© Каримов М.Ф., Карамутдинова А.Р., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Кашапова Фарида Файласовна студент физматфака БФ БГУ г. Бирск, РФ
ИЗУЧЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ МЕТОДОВ СТАТИСТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
ДАННЫХ И РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТА
Аннотация
Выделены элементы дидактики и методики изучения и использования студентами высшей школы методов статистической обработки данных и результатов физического, химического и педагогического экспериментов, ориентированных на повышение уровня интеллектуального и творческого потенциалов
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х_
учащейся молодежи.
Ключевые слова
Научный эксперимент, математическая обработка данных эксперимента
В науке эмпирическое познание действительности пронизано элементами теоретического познания и наоборот. Связующим звеном между этими двумя ступенями познания, является научное информационное моделирование фрагментов действительности с такими основными методами, как наблюдение, эксперимент и построение теории [1].
Преподаватели - ученые на вузовских лекционных, практических и лабораторных занятиях выделяют нижеследующее определения.
Эксперимент - это учебное или научное описание и оценка состояния изучаемого или исследуемого объекта при определенных условиях и воздействии на него со стороны субъекта учебного или научного познания действительности, с целью выявления искомой причинно - следственной связи.
Теория - это система моделей и алгоритмов решения познавательной задачи, которая достоверно описывает, объясняет и предсказывает соответствующие объекты, процессы или явления действительности.
Экспериментальную учебную или научную задачу по физике, химии или педагогике мы предлагаем ставить и решать вместе со студентами высшей школы методом информационного моделирования фрагментов действительности, состоящим из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [2].
Необходимость извлечения определенной учебной или научной информации о всей генеральной совокупности объектов по данным случайных, малого объема выборок объектов приводит к построению вероятностной или стохастической модели рассматриваемой экспериментальной учебной или научной задачи.
Следуя Карлу Пирсону (1857 - 1936) [3], в качестве меры расхождения данных исследуемых выборок О11, О12, ... , Ок1 с теоретически ожидаемыми данными Е11, Е12, ... , Ек1, преподаватель - ученый и студенты рассматривают случайную величину - статистику хи - квадрат:
X^Zk^lj^ (1)
' E1J
где Oij - эмпирически наблюдаемая частота i-ой выборки в j-ой группе, а Eij - теоретически ожидаемая частота попадания объектов в j-ую группу i-ой выборки. Частоты теоретического распределения определяются по формуле:
(^Oij-^Oij)
Eij =-n- , (2)
где
п = Щ+ П2 + .. +пк = Г- = 1 Oy + O2J+ .. + !'j = 1 Okj (3)
представляет общее число объектов всех выборок.
Подставляя (3) и (2) в (1) и производя элементарные преобразования, студенты педвуза получают математическую модель статистики критерия хи-квадрат для двух независимых выборок с четырьмя группами в виде:
X
2
(п102]- п2О10 (4)
Преподаватели-ученые выделяют перед студентами последовательность разработки алгоритма решения экспериментальной физической, химической или педагогической задачи:
1) сформулировать основную нулевую гипотезу Но исследования;
2) задать величину уровня значимости а критерия хи-квадрат или вероятности отвергнуть основную гипотезу, когда она верна;
3) используя экспериментальные табличные данные, вычислить статистику критерия хи-квадрат по
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 12/2017 ISSN 2410-700Х
формуле (4);
4) вычисленное значение критерия хи-квадрат сравнить с теоретическим значением критерия для соответствующего числа степеней свободы и заданного уровня значимости;
5) если вычисленное значение критерия хи-квадрат меньше его теоретического граничного значения, то принимается основная нулевая гипотеза, в противном случае она отвергается и принимается альтернативная гипотеза.
Анализируя и обобщая приведенный выше краткий материал, можно сформулировать вывод о том, что обязательное, факультативное и самостоятельное изучение положений и методов математической статистики и их дальнейшее использование при обработке данных и результатов эксперимента позволяют повысить уровень интеллектуального и творческого потенциала студентов высшей школы. Список использованной литературы
1. Каримов М.Ф., Латыпов А.Б., Аскарова А.А., Биолого - химико - физико - математическое моделирование фрагментов действительности студентами высшей школы // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2014. - №9.1 - С. 123 - 130.
2. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа . - 2006. -№3. - С. 34 -38.
3. Pearson K. On a criterion that a given system of deviations from the probable in the case of a correlated system of variables is such that it can reasonably be supported to have arisen from random sampling // Philosophical Magazine. - 1900. - Vol. 50. - P. 157 -175.
© Каримов М. Ф., Кашапова Ф. Ф., 2017
УДК 37
Мальцева Людмила Валентиновна
Д. п. н., профессор, КубГУ, г. Краснодар, РФ e-mail: [email protected]
ТОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ И ИНТЕГРИРОВАННЫЕ УРОКИ
Аннотация
В статье рассмотрено, как творческие способности и интегрированные уроки позволяют изучать и знакомить учащихся с различными видами изобразительного искусства. Обучая и воспитывая с помощью искусства вносит эстетическое и художественное начало и строится на общности методов, с помощью которых они осуществляются.
Ключевые слова
Искусство, интегрированные уроки, воспитание, обучение, народные промыслы, навыки,
творческие способности
Изучая и знакомясь с различными видами изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, школьники усваивали определенные операции, приобретали навыки, связанные с народными промыслами. Выработали способность подходить творчески к выполнению различных трудовых действий, вносить в окружающую жизнь художественное начало. В рамках исследовательской работы были изучены художественные способности: воображение, зрительная память, активная работа фантазии, волевые качества школьников. Занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством помогает постичь красоту труда. В работе ограничено сочетается решение творческих задач с необходимостью овладении различными приемами, с приобретением навыков, позволяющих замыслы воплотить в материале. Если