как сделать социальную
среду творческой?
творческая энергия как фактор, определяющий динамику производительного труда
Мельников О.Н.
докт. экон. наук, профессор кафедры «Менеджмент» МГТУ им. НЭ. Баумана, [email protected]
Голяс С.В.
ассистент кафедры «Экономика на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» Института туризма и гостеприимства
_Аннотация
«Никакая созидательная деятельность не может быть реализована без создания определенных социальных условий» [1]. Это в полной мере относится к производительности труда, повышение которой сопряжено с затратами интеллектуально-креативной энергии специалистов организации, направленной на создание и производство новых (инновационных) экономических продуктов. Как сохранить и преумножить творческую энергию? Какую роль в этом играет государство, менеджмент предприятия и сам работник? Об этом пойдет речь в статье.
Уровень интеллектуально-креативной энергии зависит в основном от того, в какой социальной среде тот или иной специалист развивал свои природные творческие способности и в каких условиях он ее проявляет в настоящий момент. Место и роль интеллектуально-креативной (творческой) энергии, как основного источника повышения динамики производительного труда персонала организации, можно представить в виде модели, представленной на рис. 1. Из нее видно, что человек, являясь субъектом социально-экономических отношений, способен одновременно и аккумулировать, и генерировать интеллектуально-креативную энергию, и воплощать ее в свои созидательные действия, которые являются определяющим фактором динамики труда в любом виде деятельности.
российское предпринимательство, 2009, № 3 (2)
¿Я
Гениальная личность,
как в покере «роял флеш» —
одна на миллион комбинаций!
Особо подчеркнем тот факт, что человек, находясь в той или иной социальной среде, изменяет уровень своих созидательных возможностей, которые затем через генерирование креативной (творческой) энергии, повышают его способности к производительному труду в производственной сфере, и, как следствие, динамику труда в организации. Опираясь на эти знания, сегодня можно понять, почему столетия, предшествовавшие научно-промышленной революции, характеризовались неким техническим «застоем» (вплоть до XVII века). Это можно объяснить недостаточным уровнем развития динамики труда, поскольку социальная составляющая вектора креативной энергии работников формировалась далеко не революционными темпами. Все это время лишь единицы из наиболее одаренных природной (генной, т.е. биологической) составляющей творческой энергии Личности (причем, именно с большой буквы) «двигали» вперед науку, технику, искусство, культуру, деловые отношения и т.п. Начиная, например, от Леонардо да Винчи в Италии, братьев Демидовых в России, Генри Форда в США и т.д.
Государство формирует социальную среду...
Согласно представленной модели социальная сфера, являющаяся источником творческой энергии личности, формируется государством. Точнее — всеми государственными институтами. Вполне естественно, что отдельный предприниматель, каким бы капиталом он не обладал, не может заменить все эти институты. Поэтому забота о жилище и условиях быта своих рабочих или забота об их морали, продемонстрированные в XVIII веке Дж. Уаттом, М. Болтоном и Р. Оуэном, не могли быть противовесом социальным установкам государства. Мало того, так как социальными вопросами (подсознательно понимая, что это необходимо) в это время занимались сами
Ключевые слова
интеллектуально-креативная энергия; производительность труда;
социальная среда; динамика труда; управление; человечески капитал
человеческий капитал
Л
Рис. 1. Аналитическая модель влияния творческой энергии личности на производительность труда.
предприниматели, являвшиеся, прежде всего, специалистами-производственниками, они стали переносить на социальную почву те методы и средства, которые они использовали для решения вопросов в материально-производственной сфере своей деятельности. Но это совершенно разные механизмы. Это и стало одной из основных причин их общей неудачи. Лишь, когда государство взяло на себя управление социальной сферой формирования человеческих ресурсов, произошли значительные изменения и в его экономических достижениях.
...а менеджмент расставляет приоритеты — не всегда разумно
Человек, работая в материальной сфере, совершенно сознательно идет на ограничение своих «социальных свобод». Соблюдая технически, экономически или даже социально обоснованные ограничения, он прекрасно осознает, что выход за установленные рамки не позволил бы ему добиться высокой производительности труда. Тем более, что речь идет «ограничителях» использования его творческой энергии, оформленных в виде норм и нормативов и, как правило, эквивалентных его творческому потенциалу. В этих условиях расходование накопленной творческой энергии нередко доставляет человеку физическое удовлетворение. В социальной же сфере эти ограничения накладываются законами государства, морали, нравственности, воспитания и т.д. и ощущаются человеком подсознательно. Поэтому здесь управление процессом аккумулирования творческой энергии происходит на более высоком психологическом уровне. От того, насколько высок уровень образования, культуры, морали конкретного субъекта зависит его способность аккумулировать, как мы говорили ранее, социальную составляющую творческой энергии. Таким образом, становится очевидным, что за социальные отношения в обществе, от которых зависит его материальное развитие, отвечает государство и только потом предприниматель, в то время как, за производственные
никакая созидательная деятельность не может быть реализована без создания определенных социальных условий
человеческий капитал
'Л-
человек, являясь
субъектом
социально-
экономических
отношений,
способен
_одновременно
и аккумулировать, _и генерировать
интеллектуально_креативную
энергию,
и воплощть
_ее в свои
созидательные _действия
отношения, прежде всего, отвечает предприниматель и только потом — государство. Очевидно, что при выработке подходов к эффективному использованию живого труда довольно долго приоритеты были расставлены далеко не лучшим способом. Все усилия менеджмента направлялись на развитие одной из составных частей повышения производительности труда — на улучшение его организации и технической оснащенности. Считалось, что именно в этом случае можно добиться значительных успехов в эффективном использовании труда наемных рабочих.
Сегодня стало несомненным, что производительный труд и развитие отечественной экономики...
Теперь можно сказать, что причиной отсутс-ейственных результатов при использовании традиционных методов научной организа-ии труда, направленных на рационализацию и интенсификацию труда, являлось непонимание двойственной природы совокупной производительности труда, на уровень которой самое непосредственное влияние оказывает ее индивидуальная составляющая [2]. Именно недостаточное внимание к развитию потенциала, заложенного в человеке как наемном работнике, уже стало серьезным сдерживающим фактором развития и сохранения конкурентоспособности организаций [3]. Но особенно это станет заметным в ближайшем будущем. К сожалению, на рубеже третьего тысячелетия Россия утратила многие положения страны-сверхдержавы и столкнулась с угрозой оказаться на периферии формирующегося нового мира. Опасность остаться за рамками процессов глобализации, становления открытого сообщества и постиндустриальной, информационной экономики является для России все более реальной. Однако Россия пока еще обладает значительным человеческим потенциалом. Огромный интеллектуальный капитал, созданные основы рыночных институтов, обширные природные ресурсы,
эссийское предпринимательство, 2009, № 3 (2)
основные элементы производственной и коммуникационной инфраструктуры, накопленные финансовые возможности - все эти факторы создают позитивные предпосылки для обновления страны.
Главная задача заключается в том, чтобы ускорить этот процесс. Но экономические реформы, структурная перестройка экономики, невозможны без создания эффективной системы социальной защиты, а экономический рост останется иллюзорным без инвестиций в человеческий капитал, а именно: в образование и здоровье граждан, науку и культуру.
...напрямую зависят от инвестиций в человеческий капитал
Целью долгосрочной социально-экономической политики Правительства Российской Федерации должно стать последовательное повышение уровня жизни населения на основе самореализации каждого гражданина, снижения социального неравенства, сохранения независимости и культурных ценностей России, восстановления экономической и политической роли страны в мировом сообществе.
Необходимо завершить переход от патерналистской к субсидиарной модели государства. Это означает:
— доступность и бесплатность для всех граждан базовых социальных услуг, прежде всего, образования и здравоохранения;
— перераспределение социальных расходов государства в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном ограничении помощи обеспеченным семьям;
— сокращение социального неравенства;
— предоставление гражданам возможностей более высокого уровня социального потребления за счет собственных доходов. Принципиально важным направлением социальной политики в условиях модернизации экономики должны стать инвестиции в развитие человека, прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в глобаль-
за социальные
отношения
в обществе,
от которых
зависит его
материальное
развитие,
отвечает
государство
и только потом
предприниматель
человеческий капит
ал
принципиально
важным
направлением
социальной
политики
в условиях
модернизации
экономики должны стать инвестиции
в развитие
человека
ной, информационной, динамично развивающейся мировой экономике [4]. Таким образом, уровень созидательной энергии, влияющей на динамику производительного труда, в значительной степени зависит от того, как решаются в настоящий момент, и как будут решаться в будущем стратегические задачи по созданию социальных условий и непрерывному развитию интеллектуально-креативного потенциала личности как на уровне организации, так и государства в целом.
Литература
1. Мельников О.Н. Управление интеллектуально-креативными ресурсами наукоемких производств. — М.: Издательство «Машиностроение», 2004. С. 164.
2. Бовыкин В.И. Новый менеджмент (управление предприятием на уровне высших стандартов: теория и практика эффективного управления). — М.: Экономика, 1997. — 368 с. — С. 103-104.
3. Грейсон Д. (мл.), О'Дейл К. Американский менеджмент на пороге ХХ! века / Пер. с англ. — М.: Экономика, 1991. — 319 с. — С. 94.
4. http://Gref2000010.htm/
Melnikov O.N. Doct. of Econ. Sci, professor of the Management department in Baumann Moscow State Technical University Goljas S.V. The assistant of the faculty «Economy at the enterprises of tourism and a hotel facilities» of the Institute of tourism and hospitality How to make a creative social environment? The creative energy as a determinant of labor productivity Annotation
o creative work can be implemented without creating certain social conditions» [1] This fully applies to labor productivity, increased costs associated with intellectual and creative energy of professionals aimed at creation and production of new (innovative) economic products. How to preserve and multiply the creative energy? What role in this plays the state, management of the company and the employee? This will be discussed in the article.
российское предпринимательство, 2009, № 3 (2)