Аль Аббуди Висам Саад Бакер
магистр наук в области экономики аспирант
Тамбовского государственного технического университета Тамбов, Россия
ВЛИЯНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация: Любая компания, получая доход от использования человеческих ресурсов, должна выработать организационно и психологически комфортные условия, мотивирующие сотрудников. Это предоставит возможность компании увеличивать интеллектуальный потенциал в создаваемых элементах внутренней и внешней интеллектуальной собственности, относящейся к нематериальным активам, которые могут материализоваться в случае наличия у компании необходимого уровня производственных активов, т.е. не только производственным потенциалом, но и уровнем творческой энергии специалистов, способным перевести нематериальные активы в оборотный капитал, который затем трансформируется в денежные средства.
Ключевые слова: человеческий капитал организации, интеллектуальный капитал личности, интеллектуальный потенциал организации, стоимость компании, производительность труда, нематериальные активы.
Wisam Saad Baqer
MSc in Economics, Post-graduate student of Tambov State Technical University Tambov, Russia
EFFECTS OF HUMAN CAPITAL ON BUSINESS PERFORMANCE
Abstract: Some company receive in come from the using of human resources, should develop organizational and psychologically comfortable environment, motivating employees. This will enable the company to increase the intellectual potential to create elements of domestic and foreign intellectual property related to the intangible assets, which may materialize in the event that the company has the necessary level of productive assets, not only the production capacity but also the
creative energy level professionals capable to translate intangible assets into working capital, which is then transformed into cash.
Keywords: the human capital of the organization, the individual intellectual capital, intellectual potential of the organization, the company's value, productivity, intangible assets.
На современном этапе развития, формирования, и использования человеческих ресурсов компании, следует выделить несколько основных понятий, определяющих указанные процессы. Следует понимать, как каждый работник создает личный человеческий капитал, как данные характеристики специалистов формируют потенциал предприятия в целом. Человеческий капитал организации - физические, социальные, моральные, интеллектуальные, нравственные, психологические и другие способности сотрудников приносить прибыль компании.
Интеллектуальный капитал личности - это часть человеческого капитала организации, принадлежащая сотрудникам, соответствующая требованиям того сегмента рынка, в котором работает организация. Это аналог постоянного капитала, как стоимость средств производства, к которым можно отнести и интеллектуальный капитал работников. Подобная стоимость определяется уровнем оплаты труда сотрудника, играющим роль получаемого дохода, не требующего применения нужных усилий. Организация получает доход от результатов проявления специалистами их творческой энергии, то есть в компании должны быть выработаны психологически и организационно комфортные условия, мотивирующие сотрудников, что даст возможность компании увеличивать интеллектуальный потенциал в созданных и создаваемых элементах внутренней и внешней интеллектуальной собственности компании. Интеллектуальный капитал в форме знаний, умений и опыта увеличится, расширяя и создаваемую интеллектуальную собственность, представляющую собой материально закрепленный результат проявления творческой энергии сотрудников организации. Творческая энергия отображает реализацию, созидательные действия по превращению доли интеллектуального капитала компании в оборотный капитал. При этом неоднократное проявление творческой энергии при повторении ранее реализованных работ невозможно, так как эти работы становятся все менее творческими, а методика их выполнения переходит в разряд неотделимого от компании капитала.
Интеллектуальный потенциал организации - постоянно использующаяся для решения оперативных и тактических задач, часть интеллектуальной собственности компании. Интеллектуальный ресурс организации - доля интеллектуального потенциала организации,
или совокупность мобилизованных для выполнения конкретных работ интеллектуальных средств предприятия с целью производства экономических продуктов в конкурентоспособное время. Основой производства конкурентоспособной продукции в рыночных условиях являются технологии, разрешающие выпускать наукоемкую продукцию. Практика показывает, что на современных предприятиях, лидирующее место среди имеющихся ресурсов занимают интеллектуально-креативные ресурсы, стремящиеся к дальнейшему увеличению своей доли в будущем общем объеме всех ресурсов компаний. Подтверждается это и тем, что сегодня рыночная стоимость акций компаний, обладающих большими интеллектуальными ресурсами, превышает стоимость их чистых активов.
По мнению М. Мелоуна и Л. Эдвинсона - в интеллектуальной экономике акцент сделан на усиленные инвестиций в человеческий капитал и в информационные технологии, которые не фигурируют в разделе прибылей финансовых отчетов, а относится скорее к убыткам, хотя такие инвестиции являются основным средством создания новых ценностей. Не подтверждена в статистике и взаимосвязь усилий по управлению знаниями, являющимися частью интеллектуального капитала, и эффективностью работы организации.
В настоящее время ясно наблюдается связь движения от интеллектуального потенциала работников до покорения фирмой рынка. В связи с изменением характеристик трудового процесса и увеличением роли человеческого и интеллектуального капитала изменяется и подход к оценке производительности труда. Этот признак эффективности использования трудовых ресурсов в традиционной экономике и измеряемый количеством продукции в денежном выражении, произведенной одним работником за определенное время, зависит и от интеллектуальных способностей человека. Более точной является оценка с позиций потенциального уровня созидательных действий, которым обладает тот или иной исполнитель, и фактического проявления этого потенциала.
Производительность труда является функцией созидательных действий работника и измеряется конкретным количеством произведенной им в установленное время продукции, в то время как интеллектуально-креативные способности являются неотделимой собственностью работника. Вместе с тем, без отдачи работником творческой энергии, называемой созидательными действиями, о производительности труда говорить не приходится.
Уровень творческой энергии сотрудника на практике нельзя определить по обыкновенным дипломам, резюме и иным аналогичным до-
кументам. Его можно определять, предлагая сотрудникам равного уровня компетентности решить одни и те же задачи, разработанные для каждой конкретной организации. Замысел таких задач заключается в том, что они дают возможность не только выявить профессиональную, психологическую, социальную и иную компетентность, но и выявлять творческий потенциал сотрудника, устремленный на достижение того или иного конкретного экономического результата. Понятия человеческого и интеллектуального капитала личности между собой связаны, так как отображают роль сотрудника в экономике организации, основанной на его трудовых и интеллектуально-креативных способностях давать доход за счет произведенного им экономического продукта.
Стоимость компании - важнейший показатель эффективности деятельности предприятий. Имея достаточные объемы активов предприятия, обладая требуемыми, в том числе и интеллектуально-трудовыми ресурсами, не управляя процессом формирования стоимости компании, компании могут оказаться неэффективными.
Исполнителем и инициатором, обеспечивающим продвижение к цели бизнес-процесса, является специалист в определенной области профессиональной деятельности, олицетворяющий единство интеллектуального накопления и обработки поступающей информации из внешнего мира и поступательного ее умножения в виде созидательных действий, направленных на удовлетворение собственных, либо корпоративных потребностей компании. При разработке механизмов идентификации оценки вклада каждого или групп исполнителей в реализацию бизнес-планов компании следует исходить из уровня экономического проявления созидательных действий.
Несмотря на длительные исследования роли человеческого фактора в экономике и по сей день нет единства в понятиях человеческого и интеллектуального капитала.
Интеллектуальный капитал - это знания, опыт, профессиональная подготовка и интуиция всех работников компании, к чему необходимо прибавить информацию в виде баз данных, компьютерную сеть, которая мгновенно обрабатывает и передает информацию всем работникам соответствующей структуры, благодаря чему ей удается реагировать на изменения быстро и адекватно, интеллектуальную собственность и наработанные человеческие связи [4].
Интеллектуальный капитал дает возможность экономить товарно-материальные средства, технику, увеличивает жизнестойкость участников экономического процесса, способствует росту прибыльности экономической деятельности, высвобождает финансы.
Человеческий капитал - включающий интеллектуальный и физический капитал человека, является его собственностью. Оба эти вида могут приносить доход и являются «потенциалом» специалиста.
Организация обладает различными видами активов, среди них рыночные, человеческие, производственные, финансовые и другие, вносящие совсем не равный вклад в создание стоимости бизнеса, и не могут быть независимыми друг от друга.
Таким образом, разумеется, что влияние на одни виды активов ведет к большему изменению стоимости организации, чем влияние на другие. Взаимозависимость активов выражается в том, что небольшое изменение в некоторых из них может привести к видимым изменениям в зависимых активах. Основными активами компаний, влияние на которые приводит к увеличивающему эффекту изменений в других видах активов, являются человеческие, вернее интеллектуальные, активы.
Нематериальные активы могут материализоваться только в том случае, если компания имеет необходимый уровень производственных активов, т.е. не только необходимым производственным потенциалом, но и уровнем творческой энергии специалистов, способным перевести нематериальные активы в оборотный капитал, который затем должен будет трансформироваться в денежные средства.
Производственные и интеллектуальные активы организации создают ее научно-производственные активы, без которых ни одна фирма не сможет принимать участие в конкурентной борьбе в условиях быстро формирующегося рынка. Известно, что выпуск продукции с неминуемыми при этом затратами не означает для фирмы абсолютной вероятности их возврата в результате выхода на рынок. Поэтому весьма значителен уровень созидательных действий всех тех специалистов, которые работают за пределами компании, т.е. непосредственно с потребителями и клиентами.
Рыночные активы находятся в зависимости от социально-психологического отношения потребителей к компании, ее товарам и услугам, как потребители относятся к бренду фирмы, к стране или региону, который она представляет, как оценивают стабильность положения компании на рынке и, насколько потребители ощущают доверие к ее деятельности, что определяется устойчивостью клиентских предпочтений. Эффективность предпринимательской деятельности в значительной степени зависит от интеллектуальной производительности работников умственного труда, точнее - от интенсивности их созидательных (креативных, или творческих) действий.
Список литературы
1. Корчагин, Ю.А. Стоимость национального человеческого капитала [Текст] / Ю.А. Корчагин. - Воронеж: Изд-во ЦИРЭ, 2011.
2. Попова, О.Г. Экономические закономерности в области трудовых отношений и управлении персоналом [Текст] / О.Г. Попова // Россия и Европа: связь культуры и экономики: матер. IX междунар. науч.- практ. конф., Тамбов, 2014. - С. 448-450.
3. Соболева, И.В. Парадоксы измерения человеческого капитала [Текст] / И.В. Соболева // ВЭ. - 2009. - № 9.
4. Насибян, С.С. Инновационное развитие как функция роста интеллектуально-креативного капитала банковских организаций [Текст] / С. С. Насибян // Российское предпринимательство. - 2006. - № 5 (77). - С. 21-25.
Афанасьева Ю.О.
студентка 3 курса направления подготовки «Экономика» Тамбовский филиал РАНХиГС г. Тамбов, Россия
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОДДЕЛЬНЫХ ДЕНЕЖНЫХ ЗНАКОВ В РФ
Аннотация: В статье рассмотрены формы ответственности за изготовление поддельных денежных знаков.
Ключевые слова: фальшивомонетчик, изготовление, ответственность.
Afanasyeva YU.O.
student 3 courses directions of preparation «Economy» Tambov branch of a RANEPA Tambov, Russia
RESPONSIBILITY FOR PRODUCTION OF COUNTERFEIT BANK NOTES IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract: In article it is considered forms of responsibility for production of counterfeit bank notes.
Keywords: counterfeiter, production, responsibility.