Научная статья на тему 'Экономика труда и управления человеческими ресурсами: история развития и становления научной школы ЛФЭИ - СПбГУЭФ'

Экономика труда и управления человеческими ресурсами: история развития и становления научной школы ЛФЭИ - СПбГУЭФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
702
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРУД И ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЭКОНОМИКА ТРУДА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / КРЕАТИВНАЯ ЭКОНОМИКА / LABOR RELATIONS / LABOR ECONOMICS / HUMAN RESOURCES / CREATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горелов Николай Афанасьевич

Автором выполнен анализ современных направлений научных исследований в области экономики труда и управления человеческими ресурсами. Поставлены основные проблемы в этой области. Проанализирован вклад ученых ЛФЭИ и СПбГУЭФ в развитие российской экономической науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Labor Economics and Human Resource Management: the history of development and establishment of scientific schools LFEI - StPSUEF

The author is analyzed the modern trends of research in the field of labor economics and human resource management. He is formulated the major problems in this area. The contribution of scientists LFEI and StPSUEF in the development of Russian economic science was showed.

Текст научной работы на тему «Экономика труда и управления человеческими ресурсами: история развития и становления научной школы ЛФЭИ - СПбГУЭФ»

Н. А. ГОРЕЛОВ

Николай Афанасьевич ГОРЕЛОВ - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономики труда и управления трудовыми ресурсами СПбГУЭФ.

Автор более 200 печатных научных и учебно-методических работ, в том числе 55 монографий, учебников и учебных пособий. Под его руководством защищено более 80 кандидатских и докторских диссертаций, из которых 15 - гражданами иностранных государств.

Сфера научных интересов - социально-экономическая политика и трудовые отношения, управление человеческими ресурсами, экономика предпринимательства.

ЭКОНОМИКА ТРУДА И УПРАВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ РЕСУРСАМИ: ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ЛФЭИ - СПбГУЭФ

Труд освобождает человека от трех великих зол: скуки, порока и нужды.

Вольтер

Известный английский экономист Альфред Маршалл писал: «Всякий труд имеет своей целью произвести какой-либо результат. Хотя некоторые усилия человек предпринимает ради них самих, как, например, в играх для собственного удовольствия, они не рассматриваются как труд. Поэтому труд можно определить как всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достичь какой-либо результат, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» [1, с. 124-125]. Следует подчеркнуть, что автор выделяет не труд вообще (любую трату энергии), а труд созидательный, приносящий обществу благоденствие. Именно созидательный труд, а не всякая работа, участвует в достижении экономического роста.

Известно, что трудовая деятельность человека занимает особое место в структуре социальных приоритетов. Это объясняется тем, что, во-первых, человеческие ресурсы и их трудовая деятельность являются составной частью естественных производительных сил страны, нашим богатством; во-вторых, труд является важнейшей жизнеобеспечивающей функцией человека, его потребностью; и, в-третьих, только производительный труд может стать основой и главным условием вывода экономики из затяжного кризиса. Еще в 20-е годы прошлого века академик В.И. Вернадский писал: «Вопрос о естественных производительных силах нашей страны, мне кажется, сейчас, в эпоху величайшего разорения и разрухи нашей страны, в эпоху ее обнищания, приоб-

ГРНТИ 06.77.01 © Н. А. Горелов, 2010

ретает особое значение... потому, что, во-первых, только правильным, быстрым и разумным использованием естественных производительных сил нашей страны мы можем выйти из тех ужасов, в каких приходится нам жить... и, во-вторых, потому, что русский народ сейчас неизбежно роковым образом теряет известную часть производительных сил своей страны, отдавая их в чужие руки...» [2, с. 333]. Эти слова не потеряли своей актуальности и в наше время.

Исследования проблем труда и социальной политики, как показывает история, определялись задачами развития общества и были направлены на разработку предложений по их решению.

В нашей стране после окончания Великой Отечественной войны задачи восстановления и развития народного хозяйства требовали разработки проблем, связанных с осуществлением коренного улучшения организации, нормирования и оплаты труда, повышения его производительности и трудообес-печения нового строительства и производства. Предприятия и стройки остро нуждались в научном подходе к этим вопросам, и ученые активно включились в их исследование. Появлялись все новые разработки и публикации по этим проблемам; в некоторых отраслевых вузах и университетах создавались кафедры экономики и организации труда, началась подготовка кадров высшей квалификации по этой профессии. Такая кафедра была создана и в нашем университете. Её идеологом и первым научным руководителем был доктор экономических наук, профессор Г.Н. Черкасов.

Научные интересы Г.Н. Черкасова были связаны с проблемами экономики и социологии труда. Выводы и рекомендации, сделанные автором в монографии «Социально-экономические проблемы интенсивности труда в СССР» послужили толчком к возрождению идей научной организации труда в стране, имевших ключевое значение для роста производительности труда и повышения эффективности производства.

Ученые доказывали необходимость государственного регулирования вопросов труда и социальной политики. В 1955 г. в стране был создан Государственный комитет по труду и заработной плате. При нем был образован научный совет и начал издаваться журнал. Позднее этот Комитет был преобразован в союзно-республиканский Государственный комитет по труду и социальным вопросам с органами на местах.

В середине 60-х годов XX в. по предложению ученых были проведены широкомасштабные мероприятия по обеспечению роста производительности труда в промышленности и строительстве. Это позволило повысить среднегодовые темпы роста производительности труда в промышленности с 4,6% в седьмой пятилетке до 5,8% - в восьмой и до 6,0% - в девятой пятилетках. То были самые высокие темпы роста производительности труда за все последующие годы, включая современный период развития нашей страны.

В это же время была создана комплексная институциональная система по важнейшим социально-трудовым вопросам: Институт социально-экономических проблем народонаселения, Всесоюзный научно-методический центр по организации труда и управлению производством, Всесоюзный научно-исследовательский институт труда в строительстве, получил новый ста-

тус координирующего научного центра в области труда и заработной платы Научно-исследовательский институт труда и др. Увеличилось число тематических журналов и публикаций по проблемам экономики и организации труда, активно включилось в эту работу Всероссийское Общество «Знание», был широко распространен в стране обмен передовым опытом, проведение научно-практических конференций по этой тематике и др.

В работах этого периода на нашей кафедре был поднят ряд оригинальных проблем, связанных с совершенствованием исследования проблем труда, а также сформулированы основные теоретические положения и практические рекомендации по улучшению подготовки рабочей силы, повышению мотивации творческой активности работников, активизации человеческого фактора производства и др. Кафедрой были подготовлены и изданы ряд учебников, учебных пособий, монографий, статей. В частности, в учебном пособии «Экономика и управление трудовыми ресурсами» (1975) был применен комплексный подход при исследовании проблем формирования, распределения и использования трудовых ресурсов; обеспечения сбалансированности рабочих мест и профессионально-квалификационной структуры кадров. Трудовые ресурсы впервые были проанализированы не только как учетно-статистическая категория, а, прежде всего, как главная производительная сила общества применительно ко всем фазам воспроизводства.

В это же время преподавателями кафедры издаются крупные монографии: «Теория и практика научной организации труда в промышленности» (Л.: Лениздат, 1973), «Социально-экономическое прогнозирование развития региона» (Л.: Лениздат, 1977). В них дается теоретическое обоснование необходимости развития научной организации труда и управления человеческими ресурсами, прогнозирования трудовых ресурсов на региональном уровне, формулируются задачи и функции прогнозных расчетов, предлагается методический аппарат определения потребности в рабочей силе по отраслям экономики на основе системы межотраслевых балансов и др.

В 70-е годы прошлого века кафедрой ведется активная публицистическая деятельность, направленная на обобщение передового производственного опыта и научное обеспечение его развития. К числу актуальных публикаций того времени можно отнести следующие работы кафедры: «Комплексная механизация и автоматизация инженерно-управленческого труда на промышленных предприятиях» (1970), «Разработка организационных систем управления промышленным предприятием» (1971), «Опыт разработки и применения локальных ИПС» (1972), «Вопросы использования рабочего времени» (1973), «Организация подготовки рабочих кадров» (1974) и десятки других работ.

Главную задачу в подготовке специалистов по экономике труда кафедра видела в тесной взаимосвязи научно-методического обеспечения учебного процесса и практического опыта его реализации. Кафедра работала по экспериментальным учебным планам, в которых было воплощено все новое, что было достигнуто к тому времени.

Заметным вкладом в развитие теории и практики исследования трудовых ресурсов явилась статья преподавателей кафедры (в соавторстве с ректором, проф. Ю.А. Лавриковым) «Организация учета рабочих мест и обеспечение их сбалансированности с трудовыми ресурсами», опубликованная в журнале «Плановое хозяйство» (в настоящее время - «Экономист»), № 3, 1982 г. В ней были рассмотрены вопросы методологии и методики сбалансированного планирования рабочих мест и подготовки рабочей силы. Следует подчеркнуть, что выдвинутые в этой статье положения методического характера широко использовались на практике и главное, они не потеряли своей актуальности и в настоящее время. Другая статья ученых кафедры, посвященная гибким производственным системам в сфере организации труда, была опубликована в журнале «Социалистический труд», № 3, 1985 г. и также привлекла большое внимание специалистов-трудовиков. Опубликованная в журнале «Экономика и жизнь» (№ 3, 1986 г.) статья специалистов кафедры «Методология аттестации: критерии и оценки» получила высокую оценку экспертов по труду и была широко востребована на практике.

В это же время кафедра активно сотрудничает с Ленинградским домом научно-технической пропаганды (ЛДНТП). В 1983 г. в ЛДНТП опубликованы брошюра «Эффективность управления трудовыми ресурсами», в 1985 г. -«Резервы повышения эффективности использования рабочих мест и трудовых ресурсов в промышленности», в 1986 г. - «Организация учета и аттестации рабочих мест на промышленном предприятии», в 1987 г. - «Эффективность рационализации рабочих мест и технологических процессов на основе комплексной аттестации», в 1989 г. - «Кадровое обеспечение предприятий в новых условиях хозяйствования» и др.

С началом рыночных реформ, переходом к либерально-монетаристской модели экономики, наступлением трансформационного спада и фактической остановки производства на многих предприятиях была разрушена система управления трудом и подготовки рабочих кадров; ликвидировались отделы по труду, было разрушено нормирование труда, прекратилось финансирование исследований по проблемам труда; квалифицированные работники ушли в другие сферы деятельности. В конечном счете, был нанесен непоправимый урон отечественному менеджменту в области экономики труда и управления человеческими ресурсами.

Поэтому не случайно во всех крупных производственных катастрофах последних лет звучит рефреном: «Недостаточный учет человеческого фактора». Последнее десятилетие явственно показало, что без утверждения приоритета развития человека, основой которого в любом обществе являются трудовая деятельность и образование, гармонизации социально-трудовых отношений и установления справедливого, экономически обоснованного вознаграждения, все попытки стабилизации экономики, и тем более достижения устойчивого экономического роста, обречены на провал...

Основой развития любой экономики является непрерывное совершенствование разделения труда. Как известно, термин «экономика» означал первоначально «ведение домашнего хозяйства». С появлением товарного произ-

водства экономика приобретает особую форму общественного разделения труда, что дает основание считать ее рыночной. Именно разделение труда в единстве процессов кооперации и специализации, по сути, и означает развитие экономики от низших форм к высшим. Таким образом, труд как целесообразная деятельность человека во всех формах его проявления становится предметом экономической науки.

Одним из важных направлений науки о труде является экономика труда, рассматривающая проблемы организации и оплаты труда, производительности и эффективности, нормирования труда, формирования спроса и предложения на труд, взаимодействия субъектов труда, проблемы занятости, безработицы, рынка труда, управления трудом на предприятии, качества трудовой жизни, анализа трудовых показателей и др.

Современное развитие постиндустриального общества неизбежно приводит к трансформации структуры и качества рабочей силы, возрастанию требований к профессионально-квалификационному уровню работников, дисциплине труда и др. Изменяются структурные характеристики рабочей силы, свидетельствующие об утрате прежней монолитности и однородности этой составляющей рынка труда. Так, помимо постоянно занятых, обычно пользующихся системой социальных выплат и привилегий, растет численность других категорий работников, а именно: частично и временно занятых; работающих по договорам «аренды рабочей силы»; занятых по специальным трудовым контрактам и др. Эти группы работников в относительно меньшей степени зависят от работодателя, они обладают большими возможностями маневрирования на рынке труда, но оказываются менее социально защищенными.

Коренные изменения происходят и в статусе постоянно занятых работников. Современные наукоемкие и информационные технологии проникают во все отрасли производства и ломают сложившиеся профессионально-квалификационные структуры не только в промышленности, но и в сфере управления, услуг и др. Эта ломка выражается, в частности, в совмещении профессиональных знаний и в возникновении смежных профессий. Наиболее ярко этот процесс проявляется в сложном автоматизированном производстве, где подчас требуются знания из многих отраслей техники, электроники, механики, программирования и др. Одновременно во многих отраслях промышленности, торговле и сфере финансов происходит совмещение относительно несложных профессий. Например, в страховом деле один человек с помощью терминального устройства и телефона выполняет все операции по оформлению страхового полиса, тогда как раньше эти операции выполняли несколько специалистов. А по коллективному договору профсоюза сталелитейных рабочих, заключенному с компанией National Steel (США), компании разрешено сгруппировать 78 квалификаций в 16 интегрированных профессионально-квалификационных категорий. Эти изменения привели к росту ответственности рабочих и к их более активному участию в трудовых операциях и управлении.

В настоящее время происходят значительные изменения в структуре затрачиваемого общественного труда. Все эти процессы связаны, так или иначе, с экономией живого труда, его вытеснением непосредственно из самого производственного процесса. Живой труд, непосредственно включенный в производство как главная производительная сила, все дальше отходит на задний план и становится вторичным по отношению ко всеобщему универсальному труду, который опирается на всю сумму научных знаний, достижений культуры, традиций и других ценностей, накопленных человечеством. В постиндустриальном обществе такой труд становится главной составляющей деятельности человека.

Всеобщий универсальный труд может проявляться двояким образом: во-первых, в труде крупных коллективов людей с разнообразными специальностями и опытом, работающих вместе, а во-вторых, в деятельности отдельных людей, использующих в своем труде в той или иной степени сумму научных, технических и культурных достижений человечества. В последнем случае классическое единство места и времени перестает быть необходимой характеристикой производственной деятельности. Ярким примером тому является распространение виртуальной занятости. Повсеместно наблюдается также снижение доли непосредственно производственных рабочих мест при увеличении доли так называемых непроизводственных. Например, в компании General Electric (США) непосредственно в самом производстве занято до 40% всей используемой рабочей силы. Остальные работники обеспечивают «производственные тылы»: сбыт, маркетинг, информационные операции, НИОКР, природоохранные мероприятия и др.

Таким образом, возникает парадокс «исчезновения труда» в непосредственном производстве. Кажется, что капитал, использующий живой труд, утрачивает свой смысл. Это дало возможность сформулировать теорию, утверждающую, что в результате технологических инновации на самом деле происходит не присвоение возросшего количества неоплаченного труда, а его сбережение.

Занятость в современном производстве по своей структуре все больше приобретает форму пирамиды. Ее вершина показывает, что занятость стремится к нулю и представляет собой производственную сферу; по мере движения вниз к подножию пирамиды растет занятость в различных вспомогательных отраслях (инфраструктура, наука, образование и др.). Все эти изменения дали основания ряду ведущих экономистов мира (В. Леонтьев, Дж. Нейсбит, Д. Белл) пересмотреть теорию трудовой стоимости и взамен труда как главного фактора, образующего стоимость, выдвинуть на первый план знания и информацию.

Изменения качественных характеристик применяемого живого труда прямо влияют на распределение всего трудоспособного населения. Но в сознании людей укоренились в связи с этим ряд представлений, которые уже устарели. Во-первых, антитеза «умственный труд - физический труд» будет заменена, скорее всего, на «творческий труд - стандартный труд», при этом стандартный труд может быть не только физическим по содержанию. Во-

вторых, труд перестанут рассматривать как чисто производственную деятельность. Подобная точка зрения привела к тому, что многие неспециалисты негативно относятся ко всем категориям непроизводственных должностей, которые якобы ничего не вносят в прирост национального богатства. Однако во всем мире сегодня ситуация такова, что на 1 рабочее место в производственной сфере приходится 3-4 места в непроизводственной.

Постепенно формируются новые общие квалификационные требования, которые предъявляются, прежде всего, к современным профессиям, имеющим дело с наукоемкими и информационными технологиями. К таким требованиям относятся:

• способность к абстрактному мышлению;

• умение оперировать информацией и знаниями и, главное, применять их на практике;

• умение программировать, аналитически и логически мыслить, использовать так называемую «новую грамотность»;

• способность быстро реагировать на всякое изменение ситуации, а в связи с этим - понимание того, как функционируют и взаимосвязаны экономические, технологические и социотехнологические системы. Все эти обстоятельства с очевидностью указывают на то, что управлять

творческими интеллектуальными работниками с помощью традиционных методов невозможно. Поэтому сегодня речь идет о формировании системы инновационного управления трудом, наиболее адекватной современному постиндустриальному этапу развития экономики. Объектом инновационного управления трудом являются человеческие ресурсы организации, а предметом - развитие творческого потенциала и инновационного поведения работников. Следует отметить, что инновационное управление трудом, с одной стороны, наиболее характерно для инновационных организаций, действующих в высокотехнологичных отраслях экономики, но, с другой стороны, любая современная организация, которая хочет успешно конкурировать в рыночной среде, должна реализовывать инновационные принципы и методы управления.

К числу инновационных принципов можно отнести переход от функциональных подразделений к процессным командам, от работы, ориентированной на простые задачи, - к решению многомерных задач, от контроля над работниками - к наделению их полномочиями и др. При этом теория решения изобретательских задач, а также идеи реинжиниринга становятся центральными в научно-методическом обеспечении процессов инновационного управления трудом.

Сократовское «Знание-сила» все более становится реальностью нашей жизни. Знание - синоним информации. Информация - это сила, власть, а информационные и инновационные технологии - мощнейший экономический фактор развития. Переход России на путь инновационного развития предполагает не только коренное инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики, но и, как отмечал ректор нашего университета доктор экономических наук, профессор И.А. Максимцев, в стране должно быть и

инновационное образование, поскольку научное знание предстает как непрерывный поток инноваций («Вестник высшей школы», № 8, 2009 г.).

В концепции и прогнозе долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. поставлена задача перехода российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Для этого предполагается повысить показатели инновационной активности, в 2-3 раза поднять эффективность экономики, в десятки раз увеличить долю российских высокотехнологических продуктов на мировом рынке. Это позволит, согласно данной концепции, вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития. Ставятся также задачи достижения мировых стандартов финансирования науки, образования и здравоохранения, увеличения нормы накопления до уровня наиболее быстро развивающихся стран и др.

Стимулирование инновационной активности - важнейшее направление политики развития, преодоления кризиса. Переход России на пути инновационного развития предполагает также радикальное изменение ее международной специализации, одним из основных направлений которой становится предоставление интеллектуальных (нематериальных) услуг.

Анализ современных тенденций в мировой экономике показывает возрастающее значение человеческого потенциала и нематериальных факторов. В перспективе им принадлежит ведущее место в мирохозяйственных потоках, в формирующемся глобальном экономическом пространстве. По определению экспертов Международной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), нематериальные факторы обеспечивают в странах ОЭСР от 70 до 80% стоимости экономического продукта.

Наиболее динамичным сегментом мировой торговли выступает рынок нематериальных технологий (патенты, лицензии, ноу-хау, научные и инжиниринговые услуги, товарные знаки и др.). Международные продажи технологий, интеллектуальных услуг и высокотехнологичных изделий в совокупности достигают более 3 трлн. долл. в год, что составляет почти четверть общего объема мирового экспорта товаров и услуг.

Современное развитие высокотехнологичных производств неизбежно приводит к трансформации структуры и качества рабочей силы, возрастанию требований к уровню инновационно-креативной составляющей работников организаций. Творчество, новое знание, реализованные на практике, становятся нормой ведения бизнеса. Это касается всех сторон инновационно-креативной деятельности: поиска новых идей, создания и внедрения инновационных технологий и сетей, особой организации труда креативных личностей и т.д.

В научной литературе под креативностью понимается способность работника к генерации существенных новых форм в любом виде, которые должны быть легко распространяемы и широко используемы. Следовательно, в основу формирования нового типа человеческих ресурсов должна быть положена способность к созданию и широкому применению оригинальных идей, элементов, моделей, умение новой компоновки уже существующих

технологий и т. п. При таком подходе на первый план выступает не обладание знаниями вообще, а способность к их созданию, иначе говоря, необходимы не просто «знающие» специалисты, а владеющие определенными ключевыми компетенциями. Тем самым, одной из важнейших задач любой организации в плане интенсивного внутреннего развития, достижения конкурентных преимуществ становится формирование собственных инновационно-креативных ресурсов.

Объединение научного знания, как и самого процесса генерации идей, с возможностями информационных технологий переводит проблему нематериальных ресурсов на качественно новый уровень, когда знания, как и другие ресурсы, приобретаются, создаются, систематизируются и используются для решения текущих и стратегических задач. Комбинация новых знаний, связанных с людьми, и знаний, связанных с капиталом, образуют обобщенную базу компетенции, существующую в организации. Их окончательное слияние происходит в рамках так называемых ключевых компетенций. Центральной задачей создания ключевых компетенций является разработка новых оригинальных идей (или получение доступа к новым знаниям), их интегрирование и применение к решаемым компанией задачам. Основным креативным стратегическим ресурсом компании являются работники, обладающие знаниями, компетенциями и навыками.

Главной отличительной чертой взаимодействия человека с окружающей средой является то, что люди не просто пассивно приспосабливаются к внешним воздействиям, но и творчески изменяют внешний мир, создают в нем новые структуры, воплощая в жизнь идеи, концепции и другие продукты своего воображения. Переход от модели, основанной на потребительском выборе (homo economicus), к модели творческого человека (homo сгеаtor), предполагает создание экономики, основанной на знаниях и базирующейся на наукоемких технологиях. Ключевое стратегическое направление - это формирование нового творческого человека, креативность которого складывается из взаимодействия трех основных компонентов: компетентности, умения творчески мыслить и мотивации.

Главным, определяющим результативность креативной деятельности, является умение применить знания на практике, из множества решений выбрать нужное. В этой связи уместно напомнить, что в новой парадигме образования, ставшей доминирующей в западном мире, - рефлексно-креативном образовании, важное место занимает обучение навыкам критического мышления, перемещение из зоны проблемы в зону эффективного решения. Вторым компонентом этой парадигмы является комплексное использование инновационно-креативных ресурсов в формировании стоимости организации. С целью широкого использования креативных идей, инновационных решений в западных вузах читаются новые курсы - «Креативная экономика», «Критическое мышление», «Компенсационный менеджмент», «Менеджмент интеллектуально-креативной деятельности», «Кросс-культурный менеджмент» и др.

В этом направлении кафедра экономики труда и трудовых ресурсов СПбГУЭФ ведет активную работу. Подготовлены и читаются новые курсы:

«Менеджмент предпринимательского труда»; «Компенсационный менеджмент»; «Инновационное управление трудом»; «Менеджмент рекреационной сферы»; «Социальная корпоративная ответственность бизнеса» и др.

В настоящее время подготовлен новый курс лекций и соответствующее учебное пособие «Основы наукоемкой экономики», предназначенный для студентов всех специальностей. Курс базируется на теории решения инновационно-креативных задач и инновационном управлении интеллектуальными ресурсами организации. Цель курса - научить студентов критическому мышлению, умению решать нестандартные задачи, креативности в своей профессиональной работе. При кафедре также создан Международный научно-аналитический центр по проблемам инновационно-креативной экономики, которым в 2009 г. совместно с журналом «Креативная экономика» была проведена Международная научная конференция на тему: «Проблемы развития инновационно-креативной экономики». Преподавателями кафедры опубликовано рад работ по данной проблематике.

Нетрудно заметить, что в последние годы кафедра большое внимание уделяет экономике интеллектуального (творческого) труда и управлению человеческими ресурсами. Вместе с тем, проблемы экономики стандартного труда также остаются в центре внимания кафедры: издаются новые учебники по экономике труда, рынку труда, управлению человеческими ресурсами, социально-трудовым отношениям, информационному обеспечению труда, аудиту и контроллингу труда, политике доходов и качеству жизни населения и др. Кафедра совместно с Институтом проблем региональной экономики РАН ежегодно издает межвузовский сборник научных трудов «Актуальные проблемы труда и развития человеческого потенциала», проводит научные конференции по проблемам экономики труда и трудовых отношений и др.

Заметный вклад в развитие науки о труде внесли ученые, в разные годы работавшие на нашей кафедре: доктора экономических наук, профессора Г.Н. Черкасов, Ф.С. Веселков, Б.М. Генкин, Г.Х. Гендлер, В.Я. Феодоритов, Л.И. Жуков, Э.Р. Саруханов, Н.А. Лобанов; кандидаты экономических наук, доценты И.Л. Батухтин, Н.П. Залесова, О.А. Шапошникова, Л.Н. Разуваева, Г.А. Силантьева и др. В настоящее время на кафедре работают вместе с преподавателями старшего поколения, молодые ученые-трудовики: доктора экономических наук, профессора И.М. Алиев, А.С. Зорин, В.Д. Рожков, Г.Г. Са-фаров, В.С. Симонов; кандидаты экономических наук, доценты Л.О. Ильина, Н.А. Зорина, В.В. Синов, А.В. Чиркова, А.А. Песоцкий, А.И. Тучков, С.С. Моисеенко.

При кафедре многие годы работал диссертационный совет, что позволило подготовить более сотни кандидатов и десятки докторов экономических наук, в том числе из зарубежных стран - Болгарии, Польши, Кубы, Вьетнама, КНР и др. Выпускники кафедры востребованы на рынке труда. Многие из них стали крупными предпринимателями, руководителями научных и учебных заведений, работниками региональных и федеральных органов управления.

С возрождением российской экономики востребованность специалистов по труду и управлению человеческими ресурсами возрастает с каждым годом, что предопределяет необходимость развития науки о труде и подготовки соответствующих работников высшей квалификации. В этой связи следует ожидать нового импульса для развития научной школы в сфере экономики труда и управления человеческими ресурсами в нашем университете.

ЛИТЕРАТУРА

1. Маршалл А. Принципы политической экономии. Ч. 1. М.: Прогресс, 1983.

2. Вернадский В. И. Труды по истории науки в России. М.: Наука, 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.