Научная статья на тему 'Классификация умственного труда'

Классификация умственного труда Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8124
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТРУД / ФИЗИЧЕСКИЙ ТРУД / ТВОРЧЕСКИЙ ТРУД / КЛАССИФИКАЦИЯ ТРУДА / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грищенко Ольга Владимировна

В статье рассмотрены понятия интеллектуального труда, проведена его классификация на основе различных признаков, позволяющих выявить и уточнить его сущностные особенности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the concepts of intellectual work, its classification in the basis of different features allowing to reveal and clarify its essential features was performed.

Текст научной работы на тему «Классификация умственного труда»

передовых технологий, действительно перешла в новое измерение, в котором главная роль отводится интеллекту человека [5].

В обществе, где основой успеха деятельности большинства организаций становится интеллектуальный труд, актуализируется задача повышения его производительности. Так, Друкер П.Ф. в работе «Задачи менеджмента в XXI в.» указывает, что «повышение производительности интеллектуального труда - самая важная из задач менеджмента в XXI веке. Для развитых стран это даже не задача, а насущное требование, от которого зависит само их существование. Ни при каких иных условиях развитые страны не смогут надеяться на выживание, не говоря уже о сохранении лидерства и сегодняшних стандартов жизни» [2]. Чтобы решить эту задачу необходимо уточнить понятие интеллектуального труда, определить отличительные признаки данного вида трудовой деятельности.

До недавнего времени понятие «интеллектуальный труд» отождествлялось с понятием «умственный труд», выступая синонимом. Это подтверждают определения интеллектуального труда, приводимые в толковых словарях В.И. Даля, С.И. Ожегова, Д.В. Дмитриева, в словаре иностранных слов. В экономической энциклопедии под редакцией Л.И. Абалкина интеллектуальный труд определяется в общем виде как мыслительный (умственный) процесс, осуществляемый при помощи таких усилий (способностей) человека, которые направлены на производство товаров и услуг. Результаты интеллектуального труда представляют собой преимущественно нематериальные объекты [9].

Таким образом, к умственному труду принято относить работы связанные с процессом приема, переработки и хранения информации, на основе которых решаются различного рода теоретические и практические задачи, что требует преимущественного напряжения функций восприятия, внимания, памяти, мышления и эмоционально-волевой сферы человека, т.е. преобладания мыслительной деятельности, основанной на работе головного мозга. Антиподом данного вида деятельности человека выступает труд физический. Он связан с затратами преимущественно мышечной энергии.

Классификация труда, в основу которой положен признак преимущественного расходования энергии нервно-мозговой, либо физической долгое время была основной, целый рад исследователей в различных областях знаний при разделении труда используют именно эту классификацию до сих пор.

Данная классификация тесно связана с развитием производительных сил и производственных отношений и в разных общественно-экономических формациях имеет свои специфические черты. На современном этапе развития общества грани между физическим и умственным трудом стираются. Во многих профессиях преимущественно физического труда увеличивается доля интеллектуальной компоненты и наоборот, есть профессии, где проведение четкой грани между физическими и умственными формами трудовой деятельности людей становится все более затруднительным. Следовательно, требуются новые подходы к классификации умственного труда.

Исследователи в области профессиональной гигиены труда [3] отмечают, что данная классификация является истинной только для небольшого круга профессий: «Возьмем прежде всего труд философа и труд землекопа. Тут, действительно, приведенное понимание терминов «умственный» и «физический» труд как будто полностью подтверждается: философ затрачивает в своей деятельности главным образом мозговую энергию, а землекоп - мышечную. Но так просто и ясно дело обстоит лишь в том случае, если мы намеренно берем для сравнения профессии, диаметрально противоположные по характеру деятельности. Между этими двумя полюсами размещается, однако, множество других видов труда, где применение указанного выше определения, а следовательно, и традиционной классификации труда наталкивается на непреодолимые затруднения». Если сопоставлять профессии, где этот признак выражен слабо, например, труд офицера и рабочего высшей квалификации, то по характеру затрачиваемой энергии они мало чем отличаются. Главное отличие здесь, по мнению исследователей, в уровне подготовки: «... и так обстоит дело со всеми профессиями из группы так называемого умственного труда. Это все профессии, где трудящийся должен был пройти длительную школу теоретического обучения. С другой стороны, профессии так называемого физического труда такой подготовки не требуют» [см. там же]. Далее, исходя из признака степени подготовки работника, авторы выделяют пять категорий. Однако данный подход носит несколько размытый и небесспорный характер. Уточняя эту классификацию, проведем деление следующим образом:

Первая категория - это те профессии, где требуется не только специальное образование, и (или) специальные достаточно широкие знания в данной области деятельности, но и значительная общекультурная подготовка. К этой категории отнесем ученых, писателей, композиторов, экспертов в различных областях науки и техники и т. п. Обучение и самообучение данной категории работников происходит обычно в течение всей жизни.

Ко второй категории отнесем профессии где требуется глубокая теоретическая подготовка по специальности: педагоги, врачи, инженеры, юристы. Обучение и самобразование также могут проходить через всю трудовую жизнь работника, но не всегда.

Третью категорию составляет простой, но квалифицированный труд. Теоретическая подготовка необходима, но в большей степени преобладает практическая профессиональная подготовка, которая может быть очень длительной и серьезной. В эту категорию входят все квалифицированные рабочие.

Четвертая категория профессиональной деятельности может не требовать никакой подготовки, или она несущественна (простой неквалифицированный труд). Сюда отнесем профессии неквалифицированного «физического» труда традиционной терминологии - чернорабочие, грузчики, сторожа, рассыльные и т. п.

Выделение при классификации профессий признака «по степени подготовки» представляется продуктивным. Несомненно, что интеллектуальный труд является более знаниеемким и чем более сложным видом умственной деятельности занимается работник, тем больше времени было затрачено им на подготовку к этой деятельности.

Не менее важной представляется классификация интеллектуального (умственного) труда по целям трудовой и профессиональной деятельности. По этому признаку к умственному труду относят деятельность, связанную как с простыми мыслительными операциями, так и работу, требующую визуального, аналитического и творческого мышления. С этих позиций умственный труд можно разделить на [3]:

• операторский (информационное взаимодействие с техникой), он отличается большой ответственностью и высоким нервно-эмоциональным напряжением, так как работа в основном связана с контролем работы машин и оборудования;

• управленческий (оперативный). Данный вид деятельности присущ руководителям и характеризуется большим объемом обрабатываемой информации, дефицитом времени для ее обработки, повышенной личной ответственностью за принятие решений и разрешение различных нестандартных ситуаций;

• творческий труд представляет собой наиболее сложную форму трудовой деятельности и требует большого объема памяти, внимания, нервно-эмоционального напряжения. Данный вид трудовой деятельности часто подразделяют на стандартный, связанный с преподаванием, лечебной работой и др., и нестандартный, связанный с совершенствованием производства, научной работой, сочинением музыкальных, литературных произведений и др.

Отдельно в работе [3] выделен эвристический труд (изобретательство), что, по нашему мнению, не совсем корректно.

Эвристика - в широком смысле наука о творчестве; в узком, более современном, теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач [1]. Следовательно, эвристический труд по функциональному назначению должен характеризоваться как труд по исследованию, анализу и разработке различных задач, представляя собой творческую составляющую умственной деятельности и являясь разновидностью творческого труда.

Следует особо отметить, что творчество, являясь высшим проявлением мыслительной деятельности, присуще только интеллектуальному труду. В этой связи необходимо ввести следующий классификационный признак интеллектуального труда - по степени творческой составляющей и выделить эвристический и креативный труд.

Креативный труд достаточно новое, пока не устоявшееся понятие и дать его универсальное определение невозможно. В работе [6] дается следующее описание креативного труда - это труд, совершаемый совокупностью интеллектуальных систем с помощью посредников (технических систем), в результате которого создается инновационный продукт и приводятся следующие отличительные особенности эвристического и креативного труда (табл. 1).

Таблица 1

Креативный и эвристический труд: общие понятия

Креативный труд Эвристический труд

От англ. creative - буквально «творческий, созидательный» От греч. heuristo - буквально «отыскиваю, открываю»

Относится к проблемам, связанным с творческим потенциалом коллектива, социальной группы, нации и человечества в целом Относится к проблемам, связанным с творческим потенциалом личности, индивидуума, конкретного человека

Интеллектуальный продукт не может быть приписан отдельной личности Интеллектуальный продукт может быть приписан отдельной личности

В коллективе всегда есть личности, более склонные к творчеству, т.е. коллектив можно ранжировать по творческим возможностям У каждого человека всегда есть области знаний, в которых он лучше показывает свой творческий потенциал, т.е. все области знаний можно ранжировать по творческим возможностям личности

Креативный труд связан с управлением кадрами, персональным менеджментом, когда требуется создать и направить труд группы, коллектива, объединения людей и т.д. Эвристический труд связан с личностным менеджментом, самоменеджментом, когда требуется изменить направленность труда отдельного человека, самого себя

Из сравнительной таблицы видно, что оба эти вида трудовой деятельности основаны на творчестве и результатом этой деятельности является интеллектуальный продукт. В качестве различия отмечается, что креативный труд характеризует творческую деятельность коллектива, а эвристический отражает творческий потенциал отдельного индивида.

Присутствие творческой (креативной, инновационной) компоненты интеллектуального труда делает его оценку трудоемкой, сужая область применения и продуктивность количественных методик. В работе [8] отмечается, что «сложность количественной оценки интеллектуального труда, равно как и предпринимательских способностей, формирует базис «справедливости» социального неравенства. Все перечисленное в совокупности делает оценку интеллектуального труда настолько сложной задачей, что все чаще говорится о невозможности объективной оценки интеллектуального труда».

Классификация интеллектуального труда по цели трудовой и профессиональной деятельности предполагает, что каждый вид деятельности, выделенный в ней, предполагает усложнение умственной деятельности от одной группы факторов к другой, что позволяет ввести новый классификационный признак. По степени возрастания сложности виды умственного труда разделим на исполнительский, операторский, управленческий и творческий труд.

Все формы интеллектуального труда основаны на внутренней психической активности человека, имеющей своим материальным субстратом работу головного мозга. Преимущественная нагрузка на центральную нервную систему и незначительная, в сравнении с физическим трудом, активность мышц обуславливают относительную энергетическую экономность интеллектуальной деятельности. Тем не менее все формы умственного труда сопровождаются определенными затратами энергии, вызывающими утомление работающих людей. При этом разные профессии требуют различного расходования энергетических ресурсов человеческого организма.

В зависимости от величины энергозатрат интеллектуальный труд, по аналогии с тяжестью физических работ, может быть проклассифицирован в зависимости от степени напряженности, которая определяется по количественным и качественным показателям нагрузок на психические функции человека.

К первым относятся: длительность сосредоточенного наблюдения (в процентах от времени смены), количество поступающих к работнику информационных сигналов, размер предметов труда, их число и многие другие.

Ко вторым - уровень эмоционально-волевого напряжения, личный риск, ответственность за безопасность других лиц, степень сложности решаемых производственных задач.

В условиях научно-технического прогресса, когда наука становится непосредственной производительной силой общества, роль и значение умственного труда существенно возрастают. Многие исследователи считают это следствием того обстоятельства, что в мировой экономике возрастает роль инноватики по сравнению с ролью производства, а информация, создаваемая человеком в ходе интеллектуальной деятельности и воплощенная в интеллектуальной собственности, становится важнейшим фактором производства наряду с землей, трудом и капиталом.

В этой связи Л.А. Лебединцева [4] выделяет два подхода в проблеме соотношения понятий умственного и интеллектуального труда.

В первом подходе присутствует отождествление этих двух понятий. К умственному (интеллектуальному) труду относят деятельность, связанную с приемом и переработкой информации, требующей напряженного функционирования процессов внимания, памяти, мышления, эмоциональной сферы. Противоположностью будет являться физический труд. У многих профессий с традиционным преобладанием физического труда в настоящее время имеется стойкая тенденция к увеличению доли умственного компонента. Для большинства современных профессий характерны ускоренный темп, резкое увеличение объема информации, дефицит времени для принятия решений, возрастание социальной значимости этих решений и личной ответственности.

В этих условиях к умственному труду относят деятельность, связанную как с простыми мыслительными операциями, так и работу, требующую визуального, аналитического и творческого мышления.

Можно сформулировать следующее определение: умственный (интеллектуальный) труд -это труд, в котором преобладают затраты умственной энергии, при осуществлении которого рабочим органом, создающим продукт, является мозг (интеллект); его противоположностью является традиционный, физический труд.

Во втором подходе понятие «умственный труд» рассматривается как более широкое, родовое по отношению к понятию «интеллектуальный труд». Здесь уместно говорить о соотношении умственного и интеллектуального труда в категориях исполнительский/творческий, а также в отношении полученного результата, которые позволят провести грань между обозначенными видами труда. Умственный труд может быть только исполнительским, интеллектуальный - нет. Надо

отметить, что в умственном труде в той или иной степени может присутствовать творческая составляющая.

Интеллектуальный труд в нашем понимании - это качественно новый вид трудовой деятельности, имеющий в качестве своей генетической основы умственный труд (духовное производство), однако по своему характеру и содержанию преодолевающий традиционное противопоставление физического и умственного труда (материального и духовного производства), являющийся информационно емким и производительным.

В самом общем представлении интеллектуальный труд - это труд, порождающий знания, труд, требующий перекомбинирования старых элементов в новые конфигурации - в зависимости от того, что необходимо сейчас - по праву такие действия можно назвать инновационными, творческими. В определенном, более узком, понимании интеллектуальный труд представляет собой совокупность творческих видов умственной деятельности. Интеллектуальный труд не имеет своего антипода.

Л.А. Лебединцева [3] выделяет следующие содержательные признаки, отличающие понятия интеллектуального и умственного труда: «интеллектуальный труд в большей степени персонифицирован как труд высокого качества и социальной эффективности. Он в большей степени, чем умственный труд, монополизирован определенной группой людей. Монополией является преимущественное право и способность к интеллектуальной деятельности. По своему характеру и содержанию интеллектуальный труд является информационно емким и производительным». К данным признакам следует добавить значительную степень подготовки работников, занимающихся интеллектуальным трудом.

Таким образом, изменение условий общественного производства привело к изменению взаимоотношений работника с обществом и необходимости комплексного исследования проблем трудовой деятельности человека с последующим установлением более четких критериев для отдельных ее видов, выработки методологических способов оценки сложности труда, его количества и полученных результатов. Классификация интеллектуального труда, проведенная в работе, в некоторой степени помогает решить эти задачи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большая психологическая энциклопедия: самое полное современное издание: более 5000 психологических терминов и понятий / А.Б. Альмуханова и др. - М.: Эксмо, 2007. - C. 542.

2. Друкер Питер, Ф. Задачи менеджмента в XXI в. [Электронный ресурс] / Питер. Ф. Друкер. - Электрон. дан. - URL: http://enbv.narod.ru/text/Econom/drucker/str/05.html.

3. Классификация труда по характеру подготовки. Четыре категории труда [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - URL: http://ecouniver.com/6905-klassifikaciya-truda-po-xarakteru-podgotovki.html.

4. Лебединцева, Л.А. Понятие и сущность интеллектуального труда в современных экономико-социологических исследованиях [Электронный ресурс] // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). -Электрон. дан. - 2012. - № 1. - С. 108-111. - URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-suschnost-intellektualnogo-truda-v-sovremennyh-ekonomiko-sotsiologicheskih-issledovaniyah

5. Мотаев, А. Почему нужно увеличивать производительность интеллектуального труда? [Электронный ресурс] / А. Мотаев. - URL: http://potokzadach.ru.

6. Одегов, Ю.Г. Экономика труда: учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко. - М.: Волтерс Клувер, 2011. - C. 105.

7. Психология: учебник для гуманитарных вузов [Электронный ресурс] / под ред. В.Н. Дружинина. - Электрон. дан. - СПб: Изд. дом «Питер», 2001. - URL:- http://www.bibliotekar.ru/psihologia-2-1/49.htm

8. Юдина, С. К вопросу об оценке интеллектуального труда в корпорациях // Человек и труд. - 2012. - № 7.

9. Экономическая энциклопедия / гл. ред. Л.И. Абалкин. - М.: Экономика. 1999. - C. 856-857.

УДК 33 ББК 65.262.3

Н.В. Жирный

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ, МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЛАТЕЖНЫХ СИСТЕМ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования и реализации принципов организации платежных систем и проведение их экономической оценки. На основе анализа даны рекомендации по развитию платежных систем в России.

Ключевые слова: организационные принципы, международные стандарты, методология оценки и законодательное регулирование платежных систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.