УДК 338
ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ И ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ
Устюгова Е.В., кандидат экономических наук, профессор Института бизнеса и политики, г. Москва Попова Т.О., соискатель Института бизнеса и политики, г. Москва
В статье рассмотрены теоретические проблемы определения туристских услуг и туристского продукта. Приводится собственная трактовка потребительских свойств туристского продукта, специфические затраты, включаемые в себестоимость туристского продукта.
Ключевые слова: туризм; туристская услуга; туристский продукт; полезность; стоимость.
TOURIST PRODUCT AND TOURIST SERVICES
Ustugova E., candidate of Economic science, professor, Institute of Business and Politics, Moscow Popova T., competitor of Institute of Business and Politics, Moscow
The paper deals with theoretical problems of tourist services and a tourist product definition. There was own interpretation of customer appeal of a tourist product; specific costs included into a tourist product net cost in the article.
Keywords: tourism; tourist service; tourist product; utility, value.
Туризм принадлежит к сфере деятельности, которая является одной из самых быстроразвивающихся и перспективных сфер экономики. Эта деятельность простирается от гостиниц и транспорта до финансирования и посредничества самого разного рода. В методическом плане очень важно разграничивать понятия туристского продукта и туристских услуг.
Туристский продукт - это товар в виде предопределенного набора туристских услуг, обладающих полезностью. Туристским продуктом в широком понимании этого слова может выступать любой вид туристских услуг.
Туристские услуги - это производственная деятельность предприятий туриндустрии, удовлетворяющая потребности клиентов и не имеющая, как правило, материально-вещественной формы.
Важное различие между туристским продуктом и туристской услугой состоит в том, что туристская услуга может быть использована только в месте ее создания, а туристский продукт может быть приобретен и по месту жительства, но использован только в месте создания туристских услуг. Другими словами, приобретая туристскую путевку, потребитель приобретает товар, а не туристские услуги. Иначе говоря, заплатив деньги, он приобретает лишь возможность получения определенных услуг. Рынок услуг не похож на рынок товаров по следующим причинам:
1. Услуга не существует до момента ее предоставления. Это делает затруднительным оценку и сравнение услуг пока они не предоставлены. Сравнивать между собой можно только ожидаемую и полученную пользу (выгоды).
2. Услугам свойственна значительная степень неопределенности исполнения на момент заключения договора о предоставлении услуг, что часто ставит клиента в затруднительное положение, а реализаторам услуг мешает продвижению услуг на рынке.
Все эти моменты, касающиеся рынка услуг, а также специфическая для услуг нематериальность, изменчивость качества и совпадение процесса производства и потребления услуг определяют особенности их маркетинга.
Ф. Котлер, определяя маркетинга как деятельности по удовлетворению нужд и потребностей обмена, отмечает следующее. Товаром можно считать все то, что способно удовлетворить потребности человека, и что предлагается рынку для привлечения внимания покупателей, с целью использования товара или его потребления. Товарами могут выступать как физические объекты, так и нематериальные услуги и идеи. В таком истолковании понятия услуги и товара, маркетинга услуг и маркетинга товаров воспринимаются как тождественные. К. Маркс определял услугу как полезное действие той или иной стоимости, будь то товар или продукт. В такой трактовке услуга выступает как реализации полезности любого действия по отношению к данному объекту, и подобное, наиболее общее, понимание термина «услуга» применима к действию любой полезности. Это понимание имеет важное методологическое
значение для верного раскрытия сущности услуги. В общем смысле, можно утверждать, что услуга означает труд, выступающий в качестве полезной деятельности.
Результат деятельности предприятий туристской отрасли в виде услуг или их комплекса, предназначенных для продажи на рынке, принято называть туристским продуктом. В зависимости от специфики туристского предприятия туристский продукт может выступать в виде отдельных услуг, а также быть представленным в форме тура, набора услуг, удовлетворяющих те или иные потребности клиента и его предпочтения. Например, это могут быть отдельные услуги, например, услуга бронирования отеля или их совокупность, предлагаемая клиенту в форме целевой поездки и по заранее согласованному маршруту. Услуги в таком комплексе воспринимаются как общая совокупность всех его компонентов, и приобретаются туристом в качестве единого продукта. Именно это понимание зафиксировано в действующем законодательстве.1
Туристский продукт включает обычно следующие компоненты: основные услуги, дополнительные услуги и сопутствующие услуги. Туристский продукт реализуется клиенту в форме тура. Тур предлагается клиенту как единое целое, как продукт деятельности туроператора, ориентированный на определенный маршрут и на конкретные сроки.
Основной комплекс услуг представляет собой набор услуг, формирующих программу обслуживания в рамках тура. Основной комплекс услуг является обязательной составляющей любого тура, независимо от того, на кого этот тур ориентирован. Часто основные услуги объединяются в турпакет, первичную единицу туристского продукта, представляющую собой обязательную часть тура.
Дополнительные услуги - значимый компонент тура, включающие в себя любые услуги, которые по желанию потребителя и в соответствии с его склонностями и интересами могут быть ему предоставлены за дополнительную плату. Эти услуги могут быть включены в стоимость тура на момент его приобретения, а могут быть предложены клиенту в ходе тура и оплачиваться им самостоятельно.
К сопутствующим услугам относятся: обеспечение туристским снаряжением, национальными сувенирами, туристской символикой; обмен валюты, кредитное обслуживание, доступ к сети Интернет и прочие виды обслуживание; услуги почты и телеграфа, других видов связи, предоставление индивидуальных сейфов и др.
Как и любой товар, туристский продукт обладает потребительскими свойствами. Обычно, в теоретических разработках посвященных данному вопросу, выделяются такие основные потребительские качества услуг:
• обоснованность - предоставленные услуги должны быть соотнесены с целью путешествия, не быть избыточными и соответствовать потребностям туриста;
• эффективность - достижение наилучшего результата при разумных расходах со стороны туриста;
1 Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями от 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 5 февраля 2007 г., 30 декабря 2008 г., 28 июня 2009 г.)
• надежность - соответствие ожидаемого содержания туристского продукта фактическому, достоверность рекламной информации;
• целостность - способность продукта в полном объеме удовлетворять потребности туриста;
• ясность - условия использования продукта должны быть понятны как туристу, так и персоналу занятому его обслуживанием;
• простота - имеется в виду простота в эксплуатации, что подразумевает минимизацию затрат при поддержания мест пребывания в достойном состоянии;
• гибкость - легкость приспособления продукта в системе обслуживания к другому типу потребителя;
• полезность - способность продукта быть использованным для достижения как одной определенной, так и или комбинированных целей (например, релаксации и учебы).
Однако в таком определении потребительских свойств туристского продукта имеет место отсутствие разграничения между полезностью продукта для туриста и его полезностью для производителя услуг. Например, «простота в эксплуатации» и «гибкость» относятся к свойствам существенным более для туроператора, чем для туриста. Поэтому дадим свое определение потребительских свойств туристского продукта, отметив то, что относится к производителю услуг, и то, что относится к туристу, потребителю туристского продукта. Для туриста важны следующие свойства туристского продукта: степень доступа к туристским ресурсам, определяемого видом тура, уровень физической нагрузки и «культурного шока», стоимость и безопасность. К свойствам туристского продукта, относящимся к функциям производителя, по нашему мнению, относится следующее. Комфортность (необходимый набор услуг и диапазон уровня нагрузок, допустимых для предложенного тура), надежность (соответствие содержания тура рекламе), экономичность (минимизация расходов туриста), конкурентоспособность (сравнимость по параметрам с аналогичным зарубежным туром), гибкость (легкость приспособления продукта в системе обслуживания к другому типу потребителя).
Туристский продукт имеет не только потребительную стоимость (полезность), но и ценовую стоимость. Стоимость туристского продукта определяется стоимостью товаров и услуг, использующихся непосредственно при его производстве. С позиции макроэкономики эти расходы являются конечным потреблением в системе национальных счетов. С позиции микроэкономических процессов, туристские расходы представляют собой затраты (издержки).
С точки зрения налогового законодательства затраты организаций, занимающихся туристской деятельностью определяются стандартно в соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ. Специфика этих затрат выявляется при их калькуляции.2
Себестоимость туристского продукта у организаций, занимающихся туристской деятельностью, имеет следующий состав затрат:
1. Затраты на получение прав у сторонних организаций на следующие базовые услуги: по размещению и проживанию туристов; расходы на услуги перевозчиков; расходы на питание; экскурсионное и медицинское обслуживание, включая лечение и профилактику заболеваний; по визовому обслуживанию, а также иные подобные затраты.
2. Затраты, связанные с освоением новых туристических маршрутов, включая стажировку работников туристских организаций по изучению иностранного языка в странах, в которых организациями, занимающейся туристской деятельностью, проводятся туры.
3. Затраты на организованный набор сотрудников, связанные с оплатой услуг кадровых агентств.
4. Представительские расходы, связанные с приемом и обслуживанием представителей других туристских фирм, включая сотрудничество с иностранными туристскими компаниями.
5. Затраты, по невостребованным туристским продуктам в части услуг, права на которые приобретались туроператором заранее крупными партиями, оптовыми блоками и иными комплексами для целей формирования туров.
Туристский регион имеет от гостей прибыль. Прибыль от туризма новым потоком вливается в местные бюджеты и дает кумулятивный эффект, проходя через местную экономику. Региону вы-
годен туризм и в отношении сохранения экологического баланса, если отчисления от туризма будут направлены на экологические нужды региона и поддержание экологического равновесия в порядке. Именно по этой причине в последние годы был принят ряд постановлений по созданию на территориях некоторых регионов особых экономических зон туристско-рекреационного типа. Это «Прибайкальский район» Республики Бурятия, Алтайский край, Краснодарский край, Иркутская область, Калининградская область, Ставропольский край, Этим зонам государство устанавливает определенные преференции. Например, размер арендной платы за земельные участки, предоставляемые участнику особой экономической зоны для осуществления туристско-рекреационной деятельности, не может превышать в год 2 процентов их кадастровой стоимости.
Литература:
1. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. Учебник. Издательство «Финансы и статистика». 2003 - 288 с.
2. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 1998.-787 с.
3. Официальное периодическое издание «Время отдыхать в России»: электронный путеводитель / «Время отдыхать в России». [М.], ПИ №ФС 74-27777. URL: http://www.russianow.ru (дата обращения: 10.12.2009).
2 Приказ Госкомитета РФ по физкультуре и туризму от 8 июня 1998 г. N 210 «Об утверждении Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью».