ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ1
С. Н. МОРЕВА, Л. А. ЛЮБИМОВА
В статье раскрывается понятие туристского рынка как совокупности взаимодействующих элементов, образующих социально-экономическую систему, а также определены перспективные направления развития регионального рынка туристских услуг.
Ключевые слова: туристский рынок, туристские услуги, туристский продукт.
Туризм, являясь отраслью экономики, аккумулирует мощные финансовые потоки и вносит значительный вклад в региональную экономику, способствуя развитию региона.
Развитие индустрии туризма оказывает стимулирующее воздействие на такие секторы экономики, как транспорт, связь, торговля, строительство, сельское хозяйство, производство товаров. Однако в России вклад в ВВП от туризма составляет всего 1 %, несмотря на то, что Россия обладает колоссальным природным и культурно-историческим потенциалом, с помощью которого возможно реально развивать различные виды туризма: экологический, оздоровительный, экстремальный, бизнес-туризм, морские и речные круизы и т. д. [4].
Для развития туризма, как самостоятельной отрасли, необходимо иметь: специализированную материально-техническую базу; специфические природно-антропогенные ресурсы; уникальность производимых услуг и технологию обслуживания; систему управления; квалифицированные кадры. С экономической точки зрения туризм оказывает положительное влияние на другие отрасли народного хозяйства, стимулирует экономическое развитие территории, увеличивает занятость местного населения. Социальный эффект от туризма выражается в рационализации свободного времени населения, расширении духовных и физических способностей населения. Социальная сущность туризма способствует сглаживанию различий и предупреждению конфликтов в обществе, формированию новых связей между отдельными людьми и группами, образованию и повы-
1 Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ, проект № 6.1587.2011.
шению культурного уровня населения; распространению культурных ценностей.
В наиболее общем виде туристский рынок определяют как упорядоченную совокупность взаимодействующих элементов, образующих социально-экономическую систему. К таким элементам можно отнести: производство туристских услуг, формирование туристских потребностей, реализация туристских услуг с помощью туроператоров и турагентов, а также потребление туристского продукта.
Производство туристских услуг - осуществление эффективных комбинаций, обеспечивающих экономическое развитие, как турпредприя-тия, так и турбизнеса в целом. Производство тур-продукта нуждается в первичных ресурсах, которые в экономической теории называются факторами производства (труд, капитал, предпринимательство). Выделяют четыре основных категории факторов производства: природные, культурноисторические, людские, капитальные. При этом необходимо учитывать специфику турпродукта: неосязаемость, т.е. невозможность продемонстрировать, увидеть или попробовать услугу до получения; неразрывность производства и потребления, т. е. оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент; изменчивость, т. е. качество туристской услуги зависит от того, когда и где ее предоставляют; неспособность к хранению, т. е. ее нельзя складировать, накопить.
Объективная необходимость формирования комплекса туристских услуг с целью наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, в свою очередь, породила в экономике туризма особую роль турорганизаторов на туристском рынке - туроператоров и турагентов. Согласно
ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» туроператорская деятельность - это деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом, а турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта [7]. Турагенты выступают посредниками между туроператорами и потребителями на розничном рынке. От имени туроператора ту-рагент как бы завершает рыночную сделку по купле-продаже туристского продукта. Деятельность по организации путешествий на региональном рынке Тамбова представлена функционированием около 30 туристических агентств, которые организуют туры в соседние регионы, на южные курорты и в зарубежные страны [4].
Потребление туристского продукта также имеет свою специфику. Традиционно отмечаются следующие особенности потребления туристского продукта. Первая особенность туристского потребления проявляется в том, что для потребления турпродукта в целом или отдельных услуг сам потребитель (турист) должен быть доставлен в места производства туристского продукта или отдельных его услуг. Эта особенность туристского потребления, в свою очередь, вызывает производный мультипликативный эффект: необходимость для туриста в местах потребления турпро-дукта наличия транспортных услуг, жилья, питания, системы гостеприимства в целом, создания необходимых условий для лечения, развлечений, образования, удовлетворения потребности в новых впечатлениях, а также наличия экологически здоровой среды, безопасности и т. п. Вторая особенность туристского потребления состоит в том, что расходы туриста, как правило, количественно превышают обычные расходы его проживания в постоянной среде обитания. Это связано с повышенными затратами на транспорт, жилье, питание, а также на культурные и деловые мероприятия. Эта особенность существенно обостряет проблему доходов и затрат в сфере туризма. В связи с этим учет издержек и доходности в туризме приобретает важное значение. Третья особенность туристского потребления заключается в том, что предельная полезность продукта с точки зрения самого туриста, страны его постоянного проживания, страны, в которую турист приехал, и с точки зрения рынка различна. Предельные полезности у всех этих субъектов различны и качественно, и количественно. Различны также уровни полезности туристских услуг с точки зрения общества, туриста и рынка при внутреннем и въездном туризме. Эта особенность туристского потребле-
ния вытекает из того объективного факта, что рынок туристских услуг сталкивается с так называемыми внешними эффектами (экстерналиями). Характерная черта экстерналий туристского рынка состоит в том, что производство, формирование, реализация и потребление туристских услуг объективно рождают и дополнительные затраты (издержки), и дополнительные выгоды. При этом каждый участник туристского рынка стремится издержки переложить на других, а выгоды присвоить себе. Отсюда и происходит название этого явления - внешние эффекты, или экстерналий. Четвертая особенность туристского потребления состоит в том, что оно имеет «кредитный» характер, т. е. оно ограничено во времени, строго оговорено по срокам и условиям юридически и экономически оформленной сделки при купле -продаже туристского продукта. Эта особенность туристского потребления рождает своеобразную интенсификацию всех действий туриста, что ставит перед организаторами туров особые трудности и усиливает роль менеджмента. Пятая особенность туристского потребления заключается в том, что сама рыночная среда туризма имеет особый, культовый, характер, который отражает социальную и национальную специфику города, региона, страны.
Задачей развития внутреннего туризма является освоение природных территорий Тамбовского края, изучение рекреационных возможностей области и постоянное исследование на предмет увеличения объектов отдыха [1; 2; 5], в основном тех их форм и типов, которые отвечают потребностям и платежеспособности жителей области.
В Тамбовской области постановлением администрации от 23.12.2010 г. № 1521 принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Тамбовской области на 20112015 годы», мероприятия которой направлены на укрепление положительного имиджа области как региона, благоприятного для туризма, и увеличение конкурентоспособности туристского продукта области. На реализацию данной программы из областного бюджета планируется выделить около 32 млн руб. В качестве основных задач программы выступают:
- создание условий для развития туризма в Тамбовской области;
- развитие инфраструктуры и материальнотехнической базы туризма, создание условий для развития туристско-рекреационных зон на территории области с целью повышения конкурентоспособности области на внутреннем и международном туристских рынках;
- осуществление сотрудничества с соседними регионами с целью создания межрегиональных туристских маршрутов;
- развитие различных видов туризма, таких как: событийный, природно-рекреационный и историко-культурный, паломнический, спортивнооздоровительный, сельский, деловой и т. д.;
- создание современной системы рекламноинформационной деятельности в сфере туризма, направленной на формирование имиджа области, как благоприятной туристской зоны.
В области созданы три туристических зоны -северная, западная и южная. На данном этапе в стадии развития находится южная зона, которая захватывает Инжавинский и Уваровский, а также отчасти Кирсановский, Ржаксинский и Мучкап-ский районы [6].
Активно развивающаяся сфера услуг Тамбова и области позволяет подобрать места отдыха и проживания различным категориям туристов 55 комфортабельных гостиниц, санаториев и баз отдыха, более 400 объектов общественного питания, объекты показа и развлечения.
Для оптимизации развития туристской отрасли в 2011 г. были проведены следующие мероприятия: введена в эксплуатацию гостиница «Галерея», 105 комфортабельных номеров, имеются номера повышенной комфортности: «Апартаменты» -
1 номер; «Люкс» - 3 номера «Студия» - 5 номеров, номер для новобрачных и номер для людей с ограниченными возможностями. К услугам клиентов: два конференц-зала, ресторан, лобби-бар.
Создан и активно функционирует информационно-туристический портал Тамбовской области, который является настоящем гидом по городу и области, представляет информацию, как для местных жителей, так и для гостей: адреса гостиниц и телефоны такси, расписание поездов и ретинг ресторанов городов, описания и достопримечательностей и туристические маршруты, анонсы планируемых мероприятий и новостная лента.
С целью знакомства с туристской инфраструктурой области и продвижения тамбовского туристского продукта на российский и международный туристские рынки 12, 13 мая 2011 г. в Тамбовской области впервые был организован и проведен рекламный тур «Воздушные места». В 2012 г. в программу рекламного тура было включено большое количество достопримечательностей нашей области: Свято-Никольской Мамонтовой пустыни, объекта сельского туризма ООО «Сосновка», «Усадьба Янцевых», пансионат «Тихий угол», Спасо-Преображенский Кафедральный собор, Казанский мужской монастырь,
Иоано-Предтеченский Трегуляев монастырь, экспериментальная пасека пчеловода В. Фатнева в селе Подоскляй Рассказовского района и др. В данном мероприятии принимали участие представители ведущих федеральных средств массовой информации в сфере туризма, руководители предприятий туристской индустрии из г. Липецка, Ульяновска, Иваново и Курска. В рамках деловой программы руководители органов исполнительной власти в сфере туризма Тамбовской, Липецкой, Воронежской и Курской областей обсудили формирование общего туристского кластера, а также вопросы создания благоприятных условий развития туризма.
Кроме того, в Тамбовской области созданы инновационные площадки в сфере туризма: гостевой дом «У Яковлева», «Эколого-этнографи-ческий парк «Урляпов городок», развитие туристкой инфраструктуры в Уваровском районе, а также проведена определенная работа по обеспечению данной сферы правовой, организационной, экономической среды для формирования туризма в регионе.
Таким образом, в условиях приоритетной поддержки развития туристической индустрии со стороны администрации области уделяется внимание более эффективному использованию человеческих, информационных, материальных и иных ресурсов с учетом рынка труда и задач социальноэкономического развития региона. Эффективное развитие туризма позволит значительно увеличить поток туристов и приток финансовых поступлений в экономику области, а также обеспечить, с одной стороны, рост налоговых отчислений в бюджеты различных уровней, а с другой стороны, учитывая воздействие туризма на все стороны жизни общества, - развитие смежных отраслей экономики и повышение занятости населения.
Литература
1. Любимова Л. А. Интеграционные процессы в управлении предприятиями туристского и гостиничного бизнеса // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 10.
2. Морева С. Н., Любомудрова. Особенности развития регионального рынка туристских услуг // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2.
3. Морозов М. А. Экономика и предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. М., 2007.
4. Неведкова А. Современные требования к обучению и квалификации туристических кадров // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. № 1. 2011. С. 17.
5. Плужников И. А. Сфера услуг в контексте комплексного развития региональной экономики // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 2.
6. URL: http://www.russiatourism.ru/
7. URL: http://sport.tambov.gov.ru/press_cent.php
* * *
PERSPECTIVE DIRECTIONS OF
DEVELOPMENT OF THE REGIONAL MARKET OF TOURIST SERVICES
S. N. Moreva, L. A. Lyubimova
In article the concept of the tourist market as sets of the cooperating elements forming social and economic system is revealed, and also the perspective directions of development of the regional market of tourist services are defined.
Key words: tourist market, tourist services, tourist product.