УДК 338
СЕГМЕНТАЦИЯ РЫНКА ЭКСКЛЮЗИВНОГО ТУРИЗМА РОССИИ
Устюгова Е.В., кандидат экономических наук, профессор Института бизнеса и политики, г. Москва Попова Т.О., соискатель Института бизнеса и политики, г. Москва
В статье рассмотрен новый вид туристских продуктов. Дано определение термину эксклюзивный тур. Обоснована необходимость в ориентации туристской компании на потребности клиентов. Проиллюстрированы основные сегменты эксклюзивного туризма.
Ключевые слова: внутренний туризм; туристский продукт; эксклюзивный тур; сегментация.
SEGMENTATION OF AN EXCLUSIVE TOURISM IN RUSSIA
Ustugova E., candidate of Economic science, professor, Institute of Business and Politics, Moscow Popova T., competitor of Institute of Business and Politics, Moscow
The paper deals with a new type of tourist products. An exclusive tour term was defined. Clients needs orientation was determined as key for a tourist company. Main exclusive tourism segments were illustrated.
Keywords: internal tourism; tourist product; exclusive tour; segmentation.
Следование за спросом важнейшая черта современного туристского бизнеса. Сегодня налицо процесс индивидуализации потребительского спроса, переход от массовых стандартизованных туров к более дифференцированному предложению туристского продукта. Одним из таких предложений является эксклюзивный туризм. Под термином «эксклюзивный тур» мы подразумеваем не элитный VIP-туризм с роскошью пятизвездочных отелей и ломящимся от яств «шведским столом», а тщательно продуманный нестандартный маршрут. В статье речь пойдет об эксклюзивном туризме не по экзотическому зарубежью, а по нашим российским просторам.
В зарубежной практике эксклюзивные туры не редкость и она, эта практика, сформировала определенный стиль таких путешествий. Примером может служить сеть международных агентств STA Travel, специализирующихся на молодежном туризме и имеющая более 400 филиалов во многих странах мира, в том числе и в России.1 Агентство работает со студентами, преподавателями и любыми людьми моложе 26 лет. Клиентам предлагается уникальный ассортимент полетов, проживания, экскурсий и экспедиций в 90 стран мира. Впечатляют и объемы работы. Агентство отравляет каждый год более 6 млн. туристов.
Такого рода международные туристские компании и их представители в России предлагают своим клиентам тщательно разработанные необычные туры, сегментированные по стилю, степени физической нагрузки и «культурному шоку».2
В российском туристском бизнесе совсем немного компаний, специализирующихся на подобном эксклюзивном туризме. При этом очень часто туристские компании, позиционирующие себя как компании, решившие серьезно заняться Россией и предлагающие туристом нестандартные путешествия, позволяющие уйти от стандартов и привычных стереотипов, на деле предлагают весьма ограниченный набор маршрутов и типов туров по нашей стране. Кроме того, оставляет желать лучшего продуманность маршрутов, соответствие сервиса запросам туристов. Посмотрим, что они предлагают. Большая часть направлений - это ближнее и дальнее зарубежье. Из российских направлений это - Москва, Санкт-Петербург, Выборг-Приозерск, города Золотого кольца, Байкал, Бурятия, Камчатка, русский Север.
Исходя из опыта российских компаний и международной практики, мы предлагаем следующую сегментацию эксклюзивных туров. Необходимо отметить, что сегментирование является важным этапом разработки маркетинговой стратегии компании. Итак.
Базовый тур. Достоинство - это свобода и мобильность самостоятельного отдыха в маленькой группе с гидом. Базовые туры проходят по «нехоженым тропам», подразумевают размещение в местных гостиницах и использование местного транспорта. Питание, как правило, в туристский продукт не включается.
Оригинальный тур. Привлекает путешественников, которые ищут уникальных впечатлений. Обычно создается маленькая груп-
па и ей предлагаются самые разнообразные и интересные виды транспорта и размещения. Это основа приключенческих туров. В стоимость включается часть питания и осмотр основных достопримечательностей.
Комфортный тур. Эти туры идеальны для путешественников, которым необходим немного больший комфорт на пути освоения основ эксклюзивного туризма. Для комфортного тура, как правило, предлагается размещение более высокого уровня, обычно с континентальным завтраком, персональный транспорт, трансфер. В стоимость обычно также включена часть остального питания, осмотр основных достопримечательностей, а также обзорные экскурсии и входные билеты.
Активный тур. Такие туры выбирают энергичные путешественники, жаждущие дополнительных эмоций и адреналина. Как и в оригинальном туре, туристов ждут уникальные впечатления и новый культурный опыт, но большую часть времени туристы посвящают освоению территории. Это может быть активный отдых в виде конных походов, туризм на велосипедах и мотоциклах; сплавы на рафтах и катамаранах; занятие виндсерфингом; рыбалка и охота на живописных реках и озерах; сафари на джипах; отдых в горах с катанием на горных лыжах и сноуборде; альпинизм и спелеология. Часть питания и основная часть достопримечательностей включается в стоимость.
Семейный тур. Спрос на семейные туры постепенно растет, так как все больше путешественников хотят испытать удивительные приключения в компании с близкими им людьми. Эти туры предлагают семьям испытать что-то более увлекательное, чем пляжный отдых. Размещение - в семейных гостиницах. В стоимость тура включается часть питания, осмотр главных достопримечательностей, трансфер от аэропорта.
Индивидуальный тур. Такие туры отражают потребность ряда путешественников в самостоятельности и активности. Во время индивидуального тура путешественник может присоединиться к маленькой группе или самостоятельно посетить места, которые его заинтересовали. Размещение и сервис зависят от выбранного тура.
Экспедиция. Экспедиция ждет самых любопытных и смелых путешественников. Это могут быть экологические путешествия по природным и культурным заповедникам с изучением самобытной культуры малых народов, включая экскурсии на Байкал, Алтай, Северный полюс, Командорские острова, и так далее. Бесспорно, одна из самых захватывающих экспедиций это путешествие к берегам Антарктики. Все питание и услуги проводников, сопровождающих пассажиров в экспедициях, включаются в стоимость.
Каждому эксклюзивному туру можно присвоить определенный уровень сложности в зависимости от физической нагрузки, и, соответственно, требующий от путешественника физической подготовки, и уровень культурного шока, для того, чтобы сориентировать туриста в том, насколько условия выбранного им тура отличаются от того, к чему он привык дома. Эти шкалы достаточно услов-
1 STA Travel http://www.statravel.com/
2 Студенческое туристическое агентство STAR Travel http://www.startravel.ru/ru/common/company/
ны, но благодаря ним турист может заранее подготовится к тому, что может его ожидать в путешествии.
Суть маркетинга эксклюзивного туристского продукта - определение эффективного тура (маршрута) с точки зрения компромисса интересов туриста и туроператора. Турист определяет (выбирает): стиль тура, физическую нагрузку, уровень культурного шока, стоимость. Туроператор определяет: комфортность (обоснованность услуг и нагрузок, включаемых в тур определенного стиля), надежность (соответствие содержания тура рекламе), экономичность (минимизация расходов туриста), конкурентоспособность (сравнимость по параметрам с аналогичным зарубежным туром), гибкость (способность продукта и системы обслуживания приспо-
собиться к другому типу потребителя и быть невосприимчивым к замене обслуживающего персонала).
Литература:
1. Ваш С. Эксклюзивный туризм - перспективная форма освоения рынка и повышения конкурентоспособности: [Турист. отрасль Венгрии] // Зеркало недели. - 1999. - 23-29 янв. - С. 23.
2. Практическое руководство по организации сельского туризма: Методическое пособие для хозяйствующих субъектов (на примере Подольского района Московской области).- М.: Международная Туристская Академия, 2009.— 112 с.
МАРКЕТИНГОВЫЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ
Брыкля О.А., Сырбу А.Н., Ермоченко О.Н., Волгоградский институт бизнеса
Исследование маркетинговых концепций применительно к управлению трудовыми ресурсами, повышение их конкурентоспособности на рынке труда.
Ключевые слова: маркетинг, концепции маркетинга, управление, трудовые ресурсы, конкурентоспособность.
MARKETING APPROACHES TO MANAGING COMPETITIVE WORKFORCE
Briklja O., Sirbu A., Ermochenko O., Volgograd Institute of Business
Research of marketing concepts with reference to management of a manpower, increase of their competitiveness on a labour market.
Keywords: marketing, marketing concepts, management, a manpower, competitiveness.
На основе использования маркетингового подхода можно добиться увеличения результативности производства, создать предпосылки для внедрения стратегических факторов интенсификации, рационального принятия субъектами хозяйствования экономически грамотных управленческих решений, направленных на повышение эффективности производства. Маркетинговые исследования целесообразно использовать при определении конкурентоспособности рабочей силы и ее реализации на рынке труда в современных условиях мирового финансового кризиса.
Проблема рынка труда осложняется тем, что на смену дефицита трудовых ресурсов пришло избыточное предложение рабочей силы.
Поэтому от простой констатации маркетинговой деятельности в экономическом развитии следует перейти к повседневной работе по использованию маркетинга и попытаться преодолеть существующее отставание в освоении маркетинговых принципов от современных требований рынка труда.
На основе существующей научной литературы в настоящее время можно выделить следующие концепции маркетинга рабочей силы.
Первая «концепция эффективного формирования профессиональной рабочей силы». В соответствии с данной концепцией потребители ориентируются на товар «рабочая сила», который широко доступен и продается по низким ценам. Участники маркетинговой деятельности направляют усилия на достижение высокой «серийности» и создание условий для соединения способности к труду с капиталом через всевозможные виды занятости. На российском рынке труда именно эта концепция является доминирующей в настоящее время.
Следующая «концепция человеческого капитала». Согласно ей потребители ориентируются на товар «специфическая рабочая сила», который в наибольшей степени соответствует высшему уровню в техническом, эксплуатационном и качественном отношениях, обеспечивая тем самым наибольшую выгоду. Участник маркетинга направляет усилия на создание и формирование потребительной стоимости рабочей силы, на ее непрерывное совершенствование. В условиях, когда предложение выше спроса на рабочую силу, эта концепция приобретает особую актуальность.
Как наниматели, так и нанимаемые выигрывают от расширения инвестиций в человеческий капитал. Первые выигрывают от возможности повысить квалификацию своих работников, управляющих физическим капиталом. А вторые выигрывают не столько от перспективы служебного продвижения и от повышения доходов от трудовой деятельности, сколько от расширения возможностей на рынке, которыми обеспечивает образование.
Третья «концепция продвижения товара рабочая сила». Она основана на убеждении, что если оставить потребителю право самостоятельно решать вопрос о найме работника определенного уровня и профиля подготовки, то предпочтения потребительского выбора останутся неизменными. Напротив, если применить соответствующие приемы «завоевания места под солнцем» на рынке рабочей силы, то соответствующий вариант соединения способности к труду с капиталом будет обеспечен.
Четвертая «ценовая концепция». Согласно данной концепции, повышение стоимости рабочей силы само по себе способно привести к лучшей практической отдаче, производительности труда, улучшить психологический климат в коллективе, т.е. работники с высоким доходом дорожат работой и не хотят ее потерять из-за низкой производительности труда и из-за нарушения трудовой, технологической дисциплины.
Пятая «концепция традиционного маркетинга». Она основана на том, что залогом достижения целей участника является определение потребностей целевых рынков и обеспечение желаемой удовлетворенности более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами.
Шестая «концепция социальных предпочтений». Она сводится к тому, что рынок заставляет нанимателей приспосабливать зарплату и прочие характеристики трудовой деятельности к предпочтениям продавца рабочей силы. Несмотря на то, что на отдельных предприятиях проблемы остаются, условия труда становятся постепенно все более безопасными, менее вредными для здоровья, в то время как уровень дохода растет.
Седьмая «концепция потребительского выбора». Данная концепция предполагает выбор максимальной функции полезности соединения способности к труду с капиталом в условиях их ограниченности. Для большинства потребителей рабочей силы характерен эффект присоединения к большинству: наниматель зависит от мнения других, и эта зависимость прямая. Почти каждая новая специфическая способность к труду, какой бы полезной она не была, должна быть ему навязана.
Восьмая концепция «маркетинг персонала». По сути это активная форма социального обменного процесса между предприятием и рынком рабочей силы, является частью снабженческого маркетинга, поскольку его основная задача состоит в кадровом обеспечении предприятия. Мероприятия по маркетингу в сфере персонала касаются как связей с рынком рабочей силы, так и отношений с собственными сотрудниками.