Леонид ЧЕРЕПОВСКИЙ
ЦЫГАНЕ: СКИТАНИЯ ПО ДОРОГАМ МИРА И ТРОПАМ ИСТОРИИ
Вы часто встречались с этими людьми, с их огненными плясками, слушали не раз их пение и волшебный звук скрипки и гитары. Но думали ли вы над тем, откуда пришел этот самобытный народ и почему у цыган такой образ жизни? Откуда же цыгане? Где их родина?
Первыми версию происхождения цыган из Индии высказали немецкие ученые Й. Рюдигер и Г. Грельман (конец ХУШ в.), А.Ф. Потт (XIX в.) и словенский ученый Ф.Миклошич (XIX в.). Учеными многих стран было высказано предположение о родстве цыган с народом, живущим в Пенджабе и называвшим себя племенем чангар1. В легендах и летописях древнего Востока ученые пытались найти ответ на вопрос: почему часть чангаров покинула Индию и каким путем попали они в Европу? Ответы исследователей, к сожалению, приблизительны и противоречивы. По данным Г.Гельмана, опубликованным в «Московских ведомостях» в 1784 г., цыгане происходят от касты судеров, о которых в истории Кашмира упоминалось в 1408-1409 гг., что они были прекрасными танцорами, музыкантами и искусными кузнецами и принадлежали к низшей касте квапака. У Фирузи есть рассказ о цыганах лури, которых в количестве 10 тыс. чел. отправил в 1420 г. индийский раджа персидскому шаху Бахрам Гуру2.
О времени, когда предки цыган покинули Индию, ученые спорят до настоящего времени. Датой переселения одни называют V в., другие -Х в. Авторы монографии «История цыган: новый взгляд» полагают: «Мелкие индийские племена покидали родину столетие за столетием, предки цыган не шли одним табором, имея определенную заранее цель. Часть цыган оседала по дороге, положив начало нынешним этническим группам. Часть двигалась дальше с редкой неторопливостью, таборы десятилетиями кружили в одном и том же ареале, пока однажды, по экономическим или социальным причинам, не сдвигались на сто-двести километров западнее»3. Российские цыганологи Е. Друц и А. Гесслер считают, что исход цыган из Индии продолжался около тысячи лет, а его кульминация пришлась на рубеж первого и второго тысячелетий, а отдельные волны миграции продолжались и в последующее время4. Причины, вызвавшие миграции, исследователи связывают с междоусобными войнами, постоянными мусульманскими завое-ваниями5.
Первоначально осев в Передней Азии, цыгане надолго задержались на восточной окраине Византийской империи. Появление цыган в Византии историки относят к XII - XIII вв. Встречается и более ранняя дата - XI в. В Византии цыгане задержались достаточно долго, прежде чем двинуться дальше - в сторону Восточной и Западной Европы. Византийский период цыганской истории, как считают историки, был достаточно значимым для этноса. Исследователи цыганской этнической истории утверждают, что формирование цыган как народа произошло именно в Византии, где они пребывали около трехсот лет, и завершилось к началу XV в.6
В сохранившихся исторических источниках упоминается о таких занятиях цыган, как гадание и дрессировка животных (заклинание змей и вождение медведя), изготовление решет и сит, кузнечное дело. Именно в Византии цыгане познакомились с христианством. В одном из источников XIV в. читаем: «Эти люди... придерживались обрядов греческой православной церкви»7. Xристианство стало основной религией большинства этнографических групп цыган Западной и Восточной Европы. Греческий язык оказал заметное влияние на цыганский язык: были заимствованы десятки слов, некоторые формы словообразования. От греческого слова «антсинганос» произошло и русское название народа - цыгане8. Происхождение этнонима рома исследователи также связывают с византийским периодом цыганской истории9.
В XIII-XV вв. цыгане распространились сперва по Юго-Восточной и Восточной, а затем по Центральной и Западной Европе, в дальнейшем - по Северной Африке и по Северной и Южной Америке и Австралии (XIX в.). В 1417 г. цыгане впервые появились в Трансильвании. В 1417 г. они достигли Франции, в 1425 г. — Испании, в 1500 г. — Шотландии, в 1418 г. цыгане появились в Швейцарии. Всюду они рассказывали легенды о Востоке, изумляли своими искусными танцами, музыкой, ворожбой. Видимо, эта группа готовила почву для массового переселении цыганских племен в Европу. Что и началось в 1512 г.
Словно вырванные ураганом из какой-то тяжкой беды, цыгане покинули свою родную землю Индию, и жизнь их разбросала по всему свету. Судьба кочевого цыганского племени в Европе была поистине печальна. Принадлежа к другой цивилизации, они старались избегать контактов с местным населением. Выдуманные истории о похищении детей цыганами и, якобы, использовании ими черной магии привели к травле цыганского народа в Европе. С конца XV в. в странах Европы начинают приниматься антицыганские законы. С XV по XVIII в. в Европе было принято 148 антицыганских законов. Самые жестокие из них принимались в протестантских странах Германии, Англии и Скандинавии. Самое толерантное отношение к цыганам было в таких стра-
нах, как Испания, Турция и Россия. Английский закон от 1554 г. предписывал смерть для всех цыган-мужчин, а также для «тех, кто водит или будет водить дружбу или знакомство с египтянами». В Швеции закон от 1637 г. предписывал казнить всех цыган-мужчин. Фридрих Прусский в 1725 г. приказал казнить всех цыган старше 18 лет невзирая на пол. В Австрийской империи цыгане были поставлены вне закона эдиктом императора Леопольда I. Император Карл VI в 1721 г. приказал вешать и мужчин, и женщин, а детей отдавать на воспитание в госпитали.
Все эти драконовские законы исполнялись. В 1724 г. в маркграфстве Байрейт в один день были повешены пятнадцать цыганок, старшей из которых было 98 лет, а младшей 15. В Касвассене в 1722 г. целый табор подвергся пыткам, после которых четырех цыган колесовали, а головы двух цыганок насадили на пики. В 1782 г. в Венгрии табор цыган обвинили в людоедстве после пропажи нескольких людей. 15 цыган повесили, 6 колесовали, двоих четвертовали. 18 цыганкам отрубили головы. Казни цыган прекратились только в XIX в.
Тяжелым было положение цыган в Молдавском и Валашском княжествах. Здесь с XV в. цыгане стали зависимым населением - рабами и крепостными, принадлежащими боярину, монастырю или государству. Согласно молдавскому Гражданскому кодексу, до середины XIX в. крепостным не разрешалось жениться на свободных, они могли вступать в брак только по разрешению хозяев, а могли быть и проданы. Только государственным крепостным позволялось вести кочевой образ жизни. С 1829 года, когда Молдавия и Валахия оказались под юрисдикцией России, начался постепенный процесс отмены рабства, что окончательно было закреплено в Конституции 1864 г.10 В двух придунайских княжествах цыган разделяли на 4 класса: рудари (золотодобытчики), урсари (плясуны с медведем), лингутары (изготовители ложек), лаеши (кочующие кузнецы). Неказенные цыгане принадлежали боярам и монастырям.
Приход к власти в Германии нацистов дал новый толчок гонениям против цыган. Немногие знают, что так называемые «Нюрнбергские законы» от 15 сентября 1935 г. распространялись не только на евреев, но и на цыган. Их первыми жертвами стали немецкие цыгане - синти. Как и евреи, они уже давно были интегрированы в немецкое общество как торговцы, ремесленники и артисты. Но нацисты изначально взяли курс на физическое уничтожение цыганского народа. Первоначально планировалось сделать это путем стерилизации. На учет было взято более 20 тыс. цыган Германии. С началом второй мировой войны власти Германии вступили на путь немедленного физического уничтожения цыган Европы. По данным ЮНЕСКО, результатом этой политики стала гибель полумиллиона цыган. И это лишь заниженные и прибли-
зительные цифры. За геноцид цыган были ответственны коллаборационисты на захваченных немцами территориях. В Югославии уста-ши разрывали цыганских детей на куски, забивали их до смерти и хоронили живьем. В Латвии было убито 2500 цыган. В Польше карательный отряд Казимежа Новака даже без приказа со стороны немцев за три месяца истребил около 300 человек. Тысячи цыган были истреблены в лагерях смерти Треблинка, Собибор, Аушвиц, Бухенвальд и др. Цыганские дети были объектом опытов зловещего доктора Мен-геле11.
Наряду с евреями цыгане стали жертвой геноцида в Румынии. 10 июня 1942 г. военный диктатор Ион Антонеску распорядился взять кочевых цыган этой страны под стражу и отправить их на принудительные работы, а затем в концентрационные лагеря «Заднестровья», оккупированной румынскими войсками территории между Днестром и Южным Бугом. Туда же были депортированы 8649 бессарабских цыган. Их, в том числе детей, женщин, стариков, гнали пешком, морили голодом, оставляли ночевать под открытым небом. Зимой 19421943 г. в уездах Голта и Очаков, куда были высланы более 30 тыс. цыган, вспыхнула эпидемия тифа. Уже к лету 1943 г. более трети ссыльных погибли от голода и болезней. В начале 1944 г. цыганам разрешили возвратиться в Румынию, но в живых остались немногие12.
К сожалению, тема Xолокоста цыган недостаточно освещена и по сей день.
В некоторых странах антицыганские законы не отменены до сих пор. В Италии цыгане и сегодня имеют право жить только в провинции Венето и на Сардинии. Если они появятся вблизи другого города, то мэр вправе вызвать войска. Но ни тюрьмы, ни травля не изменили вольнолюбивого нрава цыган. Покинув свою родину, народ потерял главное - единство, раздробившись на многочисленные таборы. Народ был обречен на вечные скитания, гонения и притеснения. Наверное, нет на земле народа, который познал столько ненависти и бесконечных гонений. Оседая в различных странах, цыгане вынуждены были приспосабливаться к обычаям и культуре других народов, постепенно теряя при этом свою самобытность.
В Россию цыгане пришли в конце XVII в. В одном из источников того времени можно прочитать: «Цыганы есть люди в Польши, а по-идоша от немец...»13. В России в отношении цыган никаких драконовских законов не принималось. На территории России цыгане сложились в особую этнографическую группу русских цыган. Это одна из самых больших этнографических групп цыган. Однако и они не однородны, а состоят из нескольких региональных подгрупп: сибиряки, смоленска рома.. . и др. В России цыгане вели полукочевой образ жиз-
ни. В летнее время совершали переезды, кочевали, а на зиму останавливались в русских деревнях, где снимали избы. Русские цыгане по вероисповеданию православные. Традиционные занятия - торговля и мена лошадей, попрошайничество, гадания, конокрадство. Но именно русские цыгане в начале XIX в. составили в Москве основу цыганских хоров, столь популярных в России14.
Кочевавшие по России таборы постепенно переходили к оседлому образу жизни и образовали несколько этнических групп: русскую, финскую, литовскую, польскую, валашскую. Но всех их, так же как и цыган Алжира, Персии, Англии, Испании и других стран, объединяет единый образ жизни, древний язык и традиции. Всюду они торговали лошадьми, занимались кузнечным и лудильным ремеслом, ворожили, водили медведя, пели и плясали. Среди наблюдений русских этнографов можно встретить следующее описание: «Племя цыганское с большим задатком на спокойную и счастливую жизнь, которой они не имеют. Цыгане способны, понятливы, в характере их мягкость, гибкость, они от природы добры и уступчивы, но все эти прекрасные задатки опошлены вечным рабством и презрением. Цыгане, понимая, что они общественные парии, унижаются, раболепствуют, но тот же цыган совсем другой на воле, он весел и доволен». Знаменитый врач Боткин, вспоминая о музыке андалузских цыган, писал: «Удивительно, как цыгане повсюду верны своей природе и как могуч этот тип, если на протяжении стольких столетий и на таких противоположных концах Европы, как Россия и Южная Испания, сохранены оригинальность и тождество своего характера»15.
Существуют народы, перед которыми бессилен ход столетий, умирают целые цивилизации, но народ по-прежнему проносит через века свои характерные черты, свой собственный неповторимый образ жизни, свою этнокультурную специфику, отличающую его от всех других народов на свете. К числу подобных народов принадлежат и цыгане. Неизменная веселость цыган ничто иное, как щит против трагедии, вознаграждение за монотонность будней. Народ, который любит жизнь, умеет преодолеть превратности судьбы, ценит острое слово, но более всего волю и презирает насилие и войну, ибо никогда не пресыщается жизнью.
В конце прошлого века активизировалась работа по сохранению цыганского этноса, к судьбе цыган проявило интерес мировое сообщество. 8 апреля 1970 г. в Лондоне состоялся первый Всемирный съезд цыган, на котором был избран Всемирный цыганский Совет, принято решение о создании общего для всех цыган флага и гимна. Во многих странах и регионах появляются цыганские культурные центры, ассоциации и общины, а в Болгарии и Румынии были зарегистрированы цыганские политические партии.
Проблема дискриминации цыган привлекла внимание правозащитных организаций. В 1990-е гг. цыганские активисты и заступники начали получать существенную поддержку от Института «Открытое общество» (Нью-Йорк), Совета Европы (Брюссель), ОБСЕ (Вена) и других организаций. В Совете Европы «цыганская тема» даже стала одним из специальных направлений работы (ведется постоянное наблюдение за ситуацией с правами человека, проводятся семинары и тренинги для молодых цыган и юристов, занимающихся защитой прав цыган, организуются круглые столы по проблемам цыганского населения). При участии правозащитников из разных стран в 1995 году был создан Европейский Центр по защите прав цыган, действующий в Будапеште и ведущий работу сразу во многих странах как Западной, так и Восточной Европы.
В Молдавии также действует ряд цыганских организаций. Все это внушает надежду, что цыгане как этнокультурное сообщество сохранятся. По результатам переписи 1897 г., в Бессарабии насчитывалось 8,5 тыс. цыган, больше, чем в любой другой губернии России16. По некоторым оценкам, в настоящее время в Республике Молдова проживает 200-250 тыс. цыган. В республике действует свыше 20 этнокультурных организаций цыган, среди них: молодежная организация «Тэрнэ Ром (руководитель М. Алла), Социальное движение цыган Молдовы (Д. Дану), Центр культуры и искусства «АМЭ РОМА» (Л. Череповский).
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Цыгане. Бессарабские областные ведомости. 1866. 4 января. № 3.
2. Московские ведомости. 1784. 19 марта. № 74.
3. ДеметрН., БессоновН. История цыган: новый взгляд. Воронеж, 2000. С. 14.
4. Сказки и песни цыган России. М., 1987. С. 5.
5. Там же. С.5.
6. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган. С. 79.
7. Там же. С. 17.
8. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С. 16.
9. Деметр Н., Бессонов Н.. История цыган. С. 17.
10. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган. С. 44-48.
11. ://1917. сот/Actions/AntiF/1161887844.html
12. Шорников П.М. Цена войны. Кишинев. 1994. С.42,94.
13. Друц Е., Гесслер А. Цыгане. М., 1990. С.24.
14. Деметр Н., Бессонов Н. История цыган. С.106-107.
15. См.: А. Очерк истории, нравов и языка цыган: из сочинений Когал-ничана. Северная пчела. 1838. 2 апреля. № 75.
16. БергЛ.С. Бессарабия. Страна-люди-хозяйство. Кишинев, 1993. С. 127.