Научная статья на тему '2001. 03. 044. Деметер Н. Г. , Бессонов Н. В. , Кутенков В. К. История цыган: новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-маклая; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000. 334 с'

2001. 03. 044. Деметер Н. Г. , Бессонов Н. В. , Кутенков В. К. История цыган: новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-маклая; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000. 334 с Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
919
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 03. 044. Деметер Н. Г. , Бессонов Н. В. , Кутенков В. К. История цыган: новый взгляд / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н. Н. Миклухо-маклая; под ред. Деметера Г. С. Воронеж, 2000. 334 с»

ЭТНОЛОГИЯ И АНТРОПОЛОГИЯ

2001.03.044. ДЕМЕТЕР Н.Г., БЕССОНОВ Н.В., КУТЕНКОВ В.К. ИСТОРИЯ ЦЫГАН: НОВЫЙ ВЗГЛЯД / РАН. Ин-т этнологии и антрополгии им. Н.Н.Миклухо-Маклая; Под ред. Деметера Г.С. -Воронеж, 2000. -

334 с.

В обширной по объему и представленности разноплановых источников монографии предпринята попытка комплексного анализа и объяснения основных "загадок" истории, ментальности, материальной культуры и обрядности цыганского этноса в общем контексте мировой истории и культуры.

Характеризуя общепринятые теории происхождения цыган и путей их ранних миграций, авторы предлагают собственную трактовку этих проблем, основанную на углубленном анализе трехвекового пребывания цыган в Византии. Источники этого периода немногочисленны, и это дает авторам основания для вывода о том, что за три века против цыган не принималось дискриминационных законов. Сохранившиеся документы, напротив, свидетельствуют, что цыгане владели целым рядом ремесел, которые позволили им найти свое место в экономической жизни византийского общества и удачно интегрироваться в него.

В начале ХУ в. начался так называемый великий цыганский поход - движение групп цыган в Западную Европу. По мнению авторов, первоначально это были люди авантюрного плана, и их было очень немного по сравнению с общей численностью цыган в Византии (с.18). Пришельцы, по данным европейских хроник, занимались попрошайничеством, гаданием, мелким воровством. Эта "репутация" склонности к мошенничеству, закрепившаяся за едва возникнувшей западноевропейской группой цыган, стала, как считают авторы, основой для теории о врожденной преступности цыганского народа в целом.

В европейских странах первые антицыганские законы появляются уже в конце ХУ в.: в 1492 г. в Испании, в германских государствах с ХУ по ХУШ в. было принято 148 законов. Согласно указу 1725 г. Фридриха-Вильгельма Прусского смертной казни подлежали все цыгане старше 18 лет.

Отношение к цыганам, первоначально радушное, а затем крайне жестокое, авторы рассматривают как результат совпадения целого ряда экономических, социальных и религиозных факторов в общеевропейской

истории. "Объективный анализ фактов показывает, что антицыганские законы - это ответвление политики, направленной против всех, кто вел бродячий образ жизни. Именно бродяжничество с определенного момента стали считать преступлением; национальность была в глазах властей вторична" (с.29).

Период репрессий имел для западноевропейской ветви цыган колоссальные последствия. Следствием гонений стала консервация кочевого уклада жизни и консолидация цыганского этноса как преследуемого образования. История как бы "закон-сервировала" их.

Касаясь проблемы религиозных преследований цыган в период Средневековья, авторы приходят к выводу, что кочевой народ не был объектом преследований со стороны инквизиции. Причиной терпимого отношения европейской церкви к ворожбе и гаданию, ставшими одним из "цыганских ремесел", была скудость их имущества, конфискация которого не окупала бы даже судебные затраты. Кроме того, цыгане никогда не были участниками еретических сект, и расправиться с ними было гораздо проще с помощью светских антицыганских законов.

Отмена антицыганских законов, как отмечают авторы, совпала по времени с началом промышленной революции и выходом Европы из экономического кризиса. Сразу же после этого начался процесс интеграции кочевников в общество европейских стран, что выражалось в переходе на оседлость, включении в экономические отношения "регулярного характера".

Сложившееся после падения Византии разделение на западноевропейских и восточноевропейских цыган показало, как сильно отличалось развитие одного народа в различных исторических условиях

В начале XV столетия значительная часть византийских цыган уже вела полуоседлый образ жизни. "К этому моменту цыгане были известны не только в греческих областях Византии, но ив Сербии, Албании, румынских и венгерских землях. Повсюду они образовывали особые слободы или деревушки, где мастера плели корзины, вырезали изделия из дерева, ковали железо. Были и кочевые цыгане, которые также занимались ремеслами и выступали с дрессированными животными" (с.42).

После завоевания Византии османами значительная их часть осталась на прежних местах расселения. При этом кочевые цыгане, как правило, оставались христианами, оседлые же, селившиеся в городских предместьях и имевшие постоянные контакты с турками, принимали ислам. Таковы этнические групп арлии и хорахая в Болгарии, Сербии,

Турции. Для коренного населения Болгарии слово "цыган" даже стало синонимом слова "мусульманин" (с.43).

Принципиально иным было положение цыган в вассальных государствах Османской империи. Молдавское и Волошское княжества обратили в рабство всех своих цыган. На протяжении нескольких веков цыган подвергали жесточайшим наказаниям и массовым казням. Особенно тяжелым было положение рабов в боярских домах. Их потомки стали основой для формирования существующей до настоящего времени этнической группы беяши, представители которой говорят по-румынски. Окончательная отмена рабства цыган в Румынии была оформлена конституцией 1864 г. По разным источникам, свободу тогда получило от двухсот до шестисот тысяч цыган (с.47).

Характеристике этнических групп цыган предпослан краткий обзор их ранней этнической истории. Цыгане как народ сформировались уже после выхода из Индии, откуда вышли представители не одного, а многих племен. Условия для консолидации разных племен в качественно новое образование возникли в Византии. Здесь они оказались фактически единственными кочевниками, внешность которых представляла резкий контраст с греками и славянами. "Впервые цыгане для всех (и для себя) оказались чем-то особенным. Триста лет, проведенных в принципиально новой среде, сделали свое дело. К ХУ в., независимо от того, к какому племени или касте принадлежали их предки, все они стали рома, цыгане. Деление мира на ром и гаже (цыган - не цыган) - это рудимент кастовой системы, сохраняющийся из поколения в поколение" (с.79).

Традиционное кочевание цыган не сводится к бесцельному кочеванию и не связано с романтической тягой к перемене мест. На самом деле в основе этого явления лежали экономические причины: таборным ремесленникам требовались рынки сбыта своей продукции, артистам нужна была новая публика для выступлений, гадалки нуждались в смене клиентуры. Племена, покинувшие Индию, выбирали новый ареал кочевания - не более того. В каждом конкретном случае ареал кочевания был небольшим - примерно 300-500 кв. км. Именно этим можно объяснить факт, что кочевникам понадобилось несколько столетий, чтобы добраться до Западной Европы.

Относительно монолитные поначалу в этническом плане цыгане делились на более мелкие образования, отличающиеся друг от друга локальными особенностями культуры и быта. При анализе сложной системы названий и самоназваний цыганских групп авторами выявлен ряд закономерностей. Самоназвание чаще всего происходит от названия, данного цыганам народом, среди которого они проживали. Вторым

признаком идентификации являлись географические названия, причем в "географических" самоназваниях обычно фиксируется ареал формирования данной группы. Названия родов - эта третья ступень в структуре соподчиненности самоназваний. Эти термины происходят от имени предка, от прозвища или, как это бывает в последние десятилетия, - от фамилии (с.87).

Несмотря на то, что цыгане всегда осознают себя народом, связанным общностью происхождения, на бытовом уровне деление на группы имеет важное значение. В современных условиях, особенно при оседлом образе жизни, дети в "смешанных" браках приобретают надгрупповое самосознание. Зависит оно, главным образом, не от "национальности" отца, а от среды, в которой живет семья. Надгрупповое самосознание в особенности свойственно национально ориентированной цыганской интеллигенции.

Смена религии, утрата языка, переход от кочевого образа жизни на оседлость - это серьезные факторы ассимиляции, но даже все они в комплексе не ведут к утрате национального самосознания. "Пока цыган помнит о незримой границе между собой и всем остальным миром, он остается цыганом. Следующей составляющей цыганского мироощущения, по оценке авторов, является главенствующая роль семейных ценностей" (с.115).

В качестве консолидирующих факторов этнической общности цыган авторами были рассмотрены - и отвергнуты - религия, материальная культура, ментальность, язык и кочевание. Остается одно -круг занятий, который действительно является незыблемой основой цыганской жизни. На протяжении всей своей тысячелетней истории этот народ занимался практически одним и тем же. В зависимости от благоприятных или неблагоприятных внешних условий какие-то профессии могли временно выпадать, но именно из нижеприведенного списка выбирали члены таборов способы заработать на жизнь: ремесла, торговля, пение, танцы и инструментальная музыка, выступления с дрессированными животными, гадание, попрошайничество. Все эти виды деятельности прослеживались уже в византийских источниках. Именно структура профессиональных занятий целое тысячелетие позволяла этому народу сохранять свою самобытность. Данный феномен цыганской истории авторы связывают с кастовой системой Индии. Устройство этнической группы цыган или табора - это практически устройство касты, с ее жесткой профессиональной специализацией.

Первым цыганским населением России стали цыгане Малороссии, присоединенной в середине XVII в. К концу XIX в. сложилась пестрая

картина, включавшая разнообразные этнические группы цыган. Помимо украинских, молдавских, польских, русских, крымских цыган в Российской империи проживали также люли, карачи и боша (как следствие присоединения Кавказа и Средней Азии). Наконец, уже в самом начале ХХ в. из Румынии и Австро-Венгрии прикочевали кэлдэрары и ловари. Эта картина сохраняется и сегодня (с.189).

Первое поселение цыган в Москве относится к самому началу XIX в. Это был цыганский хор графа Орлова-Чесменского. В конце XIX в. в Москве наряду с хоровыми цыганами стали селиться и другие представители группы русска рома - торговцы лошадьми. Они обосновались вблизи конного рынка в районе современной Калитниковской улицы. Чуть позже в Москве поселилось несколько семейств кэлдэраров, прибывших из Австро-Венгрии.

В советский период цыганские таборы проявили колоссальную выживаемость. Общее падение уровня жизни населения в условиях гражданской войны и послевоенной разрухи, подрывало традиционный уклад, веками державшийся на торговле, ремесле, гадании, попрошайничестве.

Восстановление советской экономики не устранило дефицита элементарного бытового ширпотреба, и многие ремесленные цыганские промыслы (которые должны были бы заглохнуть в индустриальной стране) существовали вплоть до семидесятых годов.

Практически все российские цыгане перешли к оседлому образу жизни после указа 1956 г., так как за кочевье были предусмотрены карательные санкции. Существование в СССР распределительной системы позволило цыганскому национальному меньшинству найти экономическую нишу и жить, оказывая посреднические услуги. С распадом Советского Союза и проведением экономических реформ "цыгане выдавливаются из более или менее обеспеченного слоя населения на социальное дно, что иногда приводит к их криминализации; далее могут последовать конфликты с окружающим населением. В результате цыганский народ рискует оказаться в России в том же положении, что и в странах

Европы" (с.237).

По разным данным, сейчас в Европе насчитывается от 6 млн. до 10 млн. цыган. Большая их часть проживает в ее восточной части. Здесь произошли наиболее масштабные геополитические изменения, связанные с распадом трех федеративных государств - СССР, СФРЮ, ЧССР, что отразилось и на положении национальных меньшинств, а цыган - в особенности. Во всех странах Восточной Европы

прослеживается дискриминация цыганского населения. Она проявляется в принимаемых законах, в повседневном общении, в средствах массовой информации. Различного рода социологические опросы общественного мнения показывают высокую степень негативного отношения к цыганам со стороны окружающего населения.

По авторской оценке, единственный путь, который позволит цыганам избежать как нищеты, так и ассимиляции, - это интенсивный путь национальной культуры. Именно от решения этой проблемы зависит, сохранятся ли цыгане как самобытный народ или полностью ассимилируются (с.319).

Во второй части монографии представлены этнографические материалы, характеризующие материальную и духовную жизнь цыган.

Т. Б. Уварова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.