Научная статья на тему 'Центры адаптации для детей с ограниченными возможностями. Зарубежный и российский опыт проектирования'

Центры адаптации для детей с ограниченными возможностями. Зарубежный и российский опыт проектирования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
207
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
центры адаптации / лечебные учреждения / безбарьерная архитектура / центры дневного пребывания / дети / детские учреждения / centers for adapting / medical institutions / barrier-free architecture / day care centers / children / children's institutions

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Т И. Житпелева

Представленная статья посвящена развитию «новой» типологии зданий – Центрам адаптации для детей с ограниченными возможностями. Раскрывается значение термина, а также, основываясь на примерах зарубежных и российских проектов, определяются особенности архитектурно-планировочных решений подобных объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Centers for adapting for children with disabilities. Foreign and russian experience in projection

The submitted article is devoted to the development of a “new” typology of buildings, Centers for adapting for children with disabilities. The term is revealed, and also, based on examples of foreign and Russian projects, the features of architectural and planning solutions of such objects are deduced.

Текст научной работы на тему «Центры адаптации для детей с ограниченными возможностями. Зарубежный и российский опыт проектирования»

безопасность пребывания ребенка как в интерьере, так и на воздухе. Использование такого благородного материала, как дерево позволяет создавать уникальные формы объектов интерьера и абсолютно не вредит здоровью ребенка. Огромным плюсом данного материала также является долговечность, а это необходимо принимать во внимание при проектировании детской среды.

В заключение следует сказать, что архитектура оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Она способна дарить различные эмоции, побуждать к игровому действию, оказывать особое влияние на воспитательную и развлекательную структуру и даже помогать учебному процессу. Поэтому так важно при проектировании учитывать основные принципы формирования детского игрового пространства.

Библиография:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2004. - 512 с. - (Библиотека всемирной психологии).

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Мен-джерицкая. - Москва: Просвещение, 1982. - 128 с.

3. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулае-ва, И.А. Рябкова [и др.]; ФГОС дошкольного образования. -Москва: Русское слово, 2018. - 111 с. - (Мозаичный парк) (ФГОС ДО). - ISBN 978-5-533-00410-7.

4. Черноушек, М. Психология жизненной среды / Михал Черно-ушек; перевод с чешского. - Москва: Мысль, 1989. - 176 с. -(Человечество на пороге XXI в.). - ISBN 5-244-00305-4.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2. изд. -Москва: ВЛАДОС, 1999. - 359 с. - ISBN 5-691-00256-2.

Т.И. Житпелева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0053

T.I. Zhitpeleva

Центры адаптации для детей с ограниченными возможностями. Зарубежный и российский опыт проектирования

Centers for adapting for children with disabilities. Foreign and russian experience in projection

Ключевые слова: центры адаптации, лечебные учреждения, безбарьерная архитектура, центры дневного пребывания, дети, детские учреждения.

Keywords: centers for adapting, medical institutions, barrier-free architecture, day care centers, children, children's institutions.

Аннотация: Представленная статья посвящена развитию «новой» типологии зданий - Центрам адаптации для детей с ограниченными возможностями. Раскрывается значение термина, а также, основываясь на примерах зарубежных и российских проектов, определяются особенности архитектурно-планировочных решений подобных объектов.

Abstract: The submitted article is devoted to the development of a "new" typology of buildings, Centers for adapting for children with disabilities. The term is revealed, and also, based on examples of foreign and Russian projects, the features of architectural and planning solutions of such objects are deduced.

Центр адаптации - это термин, включающий в себя несколько подтипов учреждений, объединенных единой целью непрерывной интеграции в общество людей с различными проблемами. В данном случае речь пойдет о конкретной категории граждан, а именно детях с ограниченными возможностями, как приобретенными, так и врожденными.

В работе с такими детьми можно выделить несколько этапов:

1. Медицинское лечение, т.е. устранение острой фазы патологического процесса (в зависимости от стадии происходит в больницах или реабилитационных центрах).

2. Реабилитация, т.е. комплекс медицинских, педагогических, психологических и прочих мероприятий, нацеленных на максимальное восстановление функций организма (реабилитационные центры).

3. Адаптация, т.е. комплекс психологических, педагогических, социальных и медицинских мероприятий,

направленных на максимальную интеграцию человека в общество (центры адаптации).

Как можно заметить, этапы реабилитации и адаптации весьма схожи по своему набору функций, и если сравнивать функциональное деление центров реабилитации и центров адаптации, то отличия в наборе минимальны. Но различия кроются в приоритете того или иного блока. Так, реабилитационные центры обычно состоят из трех основных блоков: блок размещения (стационар, дневное пребывание, приемное и консультационное отделение), блок реабилитации (отделение медицинской реабилитации, отделение социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи) и блок управления. Из них в блоке размещения чаще всего ведущим является стационар, поскольку в основном данные центры рассчитаны на длительное пребывание. Также в блоке реабилитации всегда предусмотрено развитое медицинское отделение, поскольку на этом этапе важно в первую очередь закрепить успехи лечения.

230

Практика

В центрах адаптации, напротив, упор делается на педагогический, социальный и психологический аспекты, хотя, конечно, в данных центрах предусмотрены и медицинские блоки. Но в этих случаях они, скорее, носят дополняющий характер и созданы для перманентного наблюдения за детьми.

Еще одним важным отличием реабилитационных и адаптационных центров, влияющим на их архитектурно-планировочные решения, является длительность пребывания. В основном реабилитационные центры рассчитаны на длительное нахождение, в связи с этим в них предусмотрен развитый блок стационара. В свою очередь центры адаптации нацелены на временное пребывание в течение дня (учеба, дополнительные занятия и т.д.), реже в течение недели («лесные» школы). Вообще, если обратиться к наименованиям подтипов центров адаптации, - а это центры дневного пребывания, «лесные» школы, центры лечебной педагогики, реабилита-ционно-образовательные центры и т.д., - то становится ясно, что, в отличие от более закрытых и регламентированных реабилитационных центров, в данном случае речь идет об объектах быстрой доступности. Это уже не медицинские учреждения, хоть такая функция там тоже предусмотрена, но скорее образовательные и до-суговые комплексы, призванные учить и социализировать детей с ограниченными возможностями, давая им возможность развиваться наравне со сверстниками с целью их дальнейшей интеграции в общество, а главное без отрыва от дома.

И тем не менее, несмотря на рост внимания к данной проблеме, увеличение количества профессиональных работников и просто заинтересованных людей, а также специализированных заведений, все же надо признать, что архитектурная база для данной функции все еще отстает. Большинство учреждений располагается в зданиях и помещениях, не приспособленных под нужды центров адаптации. Хоть сотрудники делают все возможное, чтобы создать в существующих помещениях пространства, отвечающие функции. Плюс к этому ситуация осложняется тем, что подобные центры необходимы в максимальной близости к местам проживания.

Тем не менее, рост внимания к существующей проблеме постепенно способствует появлению интересных архитектурных решений, как, например, Center for Disability (CDD) от Archea Associati, построенный в 2012 году (рис. 1) Объект расположен в городе Сере-ньо в Италии на участке общественного парка в непосредственной близости от жилых районов.

Сами архитекторы говорят, что форма объекта задумывалась как продолжение мощения парка, которое поднимается и загибается, приобретая объем. Таким образом, проект тесно связан с окружающей средой, фактически вырастая из нее и показывая, что как парк, так и сам центр полностью доступен для детей с ограниченными возможностями.

Функциональная программа объекта включает в себя классные комнаты, помещения дополнительного образования, несколько спальных комнат для детей помладше, а также небольшой медицинский блок. Следует

отметить, что, несмотря на наличие деления на помещения, все классы абсолютно проницаемы, а каркасная конструкция позволяет трансформировать внутренние пространства в соответствии с нуждами. Схожим образом работает остекленная часть фасада, которую можно открывать и закрывать, чтобы подчеркнуть связь с окружающим парковым пространством. Также следует отметить, что рядом с центром располагается детский сад, что способствует общению между детьми.

Благодаря всем вышеперечисленным приемам, достигается максимальная вовлеченность детей в процесс, а также демонстрируется, что для них не существует преград.

Еще один объект - это Daycare Center For Disabled Children в Кахоре (Франция) от Atelier d'Architecture Laurent Tournié (рис. 2).

Центр в Кахоре предоставляет различные услуги дневного ухода, множество вариантов кружков и секций. Здание состоит из трех уровней, один из которых находится под землей, где расположен лечебный блок. Ориентация здания с севера на юг позволила вывести все игровые, учебные, кружковые и небольшую столовую на южную сторону. Столовая в данном случае выступает центром, вокруг которого собираются остальные пространства. Детские площадки со специальным покрытием устроены в уровне с садом и, как и все элементы здания, спроектированы таким образом, чтобы быть комфортными всем группам детей.

Рис. 1. CDD - Center for Disability /Archea Associati

Рис. 2: а - Daycare Center For Disabled Children in Cahors / Atelier d'Architecture Laurent Tournié; б - School for the Physically Handicapped/ Kazuo Watabe, Yui Architects & Planners

Рис. 3. Центр адаптации слепоглухих молодых людей «Маяк». Арх. бюро ATRIUM

Фасад здания «нарезан» вертикальными деревянными брусками. Такое решение препятствует сильному прогреванию помещений для комфортного нахождения, а также совместно с перфорированным потолком создает видовые картины и игру света и тени. Все это способствует развитию интереса у детей.

Как уже говорилось, в данном объекте лечебная функция спрятана в подземном этаже, чтобы избежать акцента на медицину. В связи с особенностями участка этот этаж полностью вырезан в скале. Тут предусмотрены помещения гидротерапии с большим бассейном для продолжения лечебных процедур. В дневное время они освещаются дневным светом, проникающим сквозь небольшие окна.

Еще один яркий пример - School for the Physically Handicapped в Фукусиме (арх. Kazuo Watabe, Yui Architects & Planners). В этом проекте архитекторы с помощью пространства решили донести до детей особенности общения, его неограниченность и гибкость. Здание создано специально для детей-инвалидов возраста начальной и средней школы.

Для того чтобы избежать межвозрастных ограничений общения и показать подвижность межличностных отношений, архитекторы создали сложное пространство, где ребенок волен выбирать общаться только со «своими» или играть со всеми. Базой в данном случае можно назвать классы, рассчитанные на 3-8 человек, в которых ребенок контактирует со «своими». Спортивные и игровые пространства, наоборот, работают на 2 и более класса, позволяя детям расширять круг общения по мере желания.

Вся школа решена как ряд метафорических картин, которые переходят одна в другую. Для навигации по комплексу создана система цветовых индикаторов и световых колодцев, которые призваны направлять и помогать ребенку. Для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата предусмотрено передвижение по пандусам. В данном примере также достигнуто максимальное взаимодействие интерьера и экстерьера, а перегородки между учебными классами прозрачны, что позволяет различным образом вовлекать детей в школьную жизнь.

Что касается России, то тенденция к комплексному подходу с каждым годом растет. По всей стране появляются организации, учитывающие сразу все аспекты полноценной постреабилитационной адаптации, например, Республиканский центр социальной адаптации детей.

Но на данный момент, пожалуй, наиболее ярким примером подобного объекта в России можно назвать Центр адаптации слепоглухих молодых людей «Маяк» под Сергиевым Посадом от архитектурного бюро ATRIUM (рис. 3). Хотя Центр и является уже следующей ступенью после школы и ориентирован на слепоглухих молодых людей возраста 18-25 лет, все же хотелось в данном тексте рассмотреть и его, поскольку данный проект может стать хорошей базой для дальнейшего проектирования объектов схожей функции.

В данном проекте архитекторы создали здание-тренажер, логика которого следует логике нерегулярного города. Этот Центр - подготовка к взрослой жизни в го-

родской среде. Как и в любом городе, в этом объекте коридоры («прогулочные дорожки») перетекают в зоны отдыха, огибая и соединяя функциональные блоки («дома»).

Как и в предыдущем проекте, архитекторы создали систему цветовой навигации внутри комплекса. Так каждому функциональному блоку присвоен свой цветовой код, который можно считать с мнемомакетов и схем. То есть архитектура с помощью своеобразного языка формирует среду, помогающую адаптации человека с ограниченными возможностями.

Особая роль в отделке отдана желтому цвету, который могут различать инвалиды по зрению, им отмечен главный вход и пронизано все здание, с его помощью акцентируются двери, элементы навигации и основной маршрут, соединяющий все функциональные зоны.

Таким образом, на данных примерах можно проследить ряд особенностей архитектурно-планировочных решений подобных объектов:

1. Отказ от жесткой палатно-кабинетной структуры, свойственный медицинским учреждениям и реабилитационным центрам. Также часто выделение в отдельный блок или «сокрытие» лечебной функции.

2. Трансформируемость и управляемость внутреннего пространства для возможности работать как индивидуально, так и в различных группах (не только в рамках одного класса).

3. Группировка помещений вокруг одного или нескольких общих крупных пространств (для развития навыков общения).

4. Использование цвета и света для навигации в пространстве.

5. Создание видовых картин для повышения интереса детей.

6. Активная связь с окружающей природой.

В заключение стоит отметить, что постепенное строительство подобных специализированных объектов, а не попытки их размещения в существующем неприспособленном фонде, свидетельствует о развитии идеи доступной среды и облегчении адаптации людей с ограниченными возможностями, начиная с раннего возраста.

Библиография:

1. Государственная программа развития здравоохранения Российской Федерации: утверждена постановлением Правительства от 26 декабря 2017 года №1640 // Правительство России: [официальный сайт]. - URL: https://minzdrav.gov.ru/ news/2014/01/30/1686-gosudarstvennaya-programma-razvitiya-zdravoohraneniya-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.11.2020)

2. Archea Associati: [сайт архитектурного бюро]. - URL: https:// www.arch2o.com/34571/ (дата обращения: 10.03.2021).

3. Atrium: [сайт архитектурного бюро]. - URL: https://atri-um.ru/project/centr-adaptacii-slepogluhih-molodyh-lyudej-

mayak?fbclid=IwAR37CyHwfuloev__AKq4I-4hJDCGPDio8_

sE7IY5ikrIkZRWToFMcx3NyXI (дата обращения: 24.11.2020)

4. Moore, Gary T. Designing Environments for Handicapped Children: a Design Guide and Case Study/ Gary T. Moore. - New York (USA): Edition Educational Facilities Labs, Inc, 1979.

5. Planning and Designing for Students with Disabilities / Edited by Allen C. Abend, R.A. - Washington DC, 2001 // www.tn.gov: [website]. - URL: https://www.tn.gov/content/dam/tn/education/ safety/save-act/save_act_plan_design_for_disabilities.pdf (date of access: 10.03.2021). - Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.