Научная статья на тему 'Влияние архитектуры игрового пространства на формирование личности ребенка'

Влияние архитектуры игрового пространства на формирование личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
381
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание ребенка / формирование личности / детское игровое пространство / образовательная функция / игровое действие / child upbringing / personality formation / children's play space / educational function / game action

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Д М. Яхно

Тема статьи связана с влиянием игрового пространства на формирование будущей личности ребенка. Рассматриваются основные принципы организации детского игрового пространства и их взаимосвязь с развивающей и образовательной функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The influence of the play space on the formation of the child's personality

The topic of the article is related to the influence of the play space on the formation of the future personality of the child. Considered the basic principles of organizing children's play space and their relationship with the developmental and educational function.

Текст научной работы на тему «Влияние архитектуры игрового пространства на формирование личности ребенка»

Д.М. Яхно D.M. Yakhno

DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0052

Влияние архитектуры игрового пространства на формирование личности ребенка The influence of the play space on the formation of the child's personality

Ключевые слова: воспитание ребенка, формирование личности, детское игровое пространство, образовательная функция, игровое действие.

Keywords: child upbringing, personality formation, children's play space, educational function, game action. Аннотация: Тема статьи связана с влиянием игрового пространства на формирование будущей личности ребенка. Рассматриваются основные принципы организации детского игрового пространства и их взаимосвязь с развивающей и образовательной функцией.

Abstract: The topic of the article is related to the influence of the play space on the formation of the future personality of the child. Considered the basic principles of organizing children's play space and their relationship with the developmental and educational function.

Детство - важный этап жизни каждого человека, а детские игры - это не только отдых и развлечения - это первая школа жизни, труда и общения. Это этап развития необходимых навыков, гармоничного физического развития и формирования личности. Детская архитектура - средство развития и воспитания ребенка. В связи с этим, архитектура детских объектов понимается сегодня как самостоятельный фактор воспитания, напрямую связанный с начальным учебным процессом и разносторонним развитием ребенка. Детское пространство - одно из основных образовательных и развивающих источников, которые должны вызывать любопытство, радость и волнение, обеспечивать безопасность и комфортность пребывания. Обстановка, в которой растет ребенок, всегда имела огромное значение и влияние на формирование его как личности. Ребенок по-своему воспринимает окружающий мир, и в ходе этого восприятия формируется будущая личность. Дети воссоздают картину мира с помощью игрового действия, а в игре познаются формы жизни. Бурное развитие современных медиа-информационных технологий влияет по-новому на рекреационно-игровое пространство ребенка. Звуки, формы, краски, материалы и фактуры определяют организацию игрового пространства. Благодаря игровому пространству ребенок познает не только самого себя, но и окружающих людей, и постигает основы социальных отношений между людьми в новой игровой среде. На формирование ребенка как личности влияет множество факторов, и одним из них является архитектура и взаимодействие ребенка с пространством (рис. 1).

Этой проблемой занимаются психологи, врачи, педагоги, а также архитекторы. С позиций психологического контекста, по мнению П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Л.В. Занкова, Л.С. Выготского, Д.Б. Эль-конина и др., развивающая среда - это упорядоченное развивающее образовательное пространство. Образовательное игровое пространство является местом для осуществления развития и формирования личности. Многие факторы влияют на формирование личности ребенка. От того, в какой среде находится ребенок, зависит его дальнейшее развитие. По мнению детского психолога Натальи Каневской, польза игры не только в развитии различных навыков малыша, но и в реше-

нии его психологических проблем. С точки зрения врачей игровая среда - это неотъемлемая часть здорового развития ребенка. Игра важна во время всех этапов взросления. По мнению педагогов, дети, которые играют чаще, развиваются в разы быстрее своих сверстников.

Архитекторы также являются ведущими специалистами в формировании грамотной игровой среды для образования и воспитания ребенка. Правильно организованное пространство, форма, цвет, фактура - все это формирует личность ребенка. Важно соблюдать баланс игры и воспитательной структуры в формировании интерьера игрового пространства.

Рис. 1. Социальная среда ребенка

Рис. 2. Уровень восприятия пространства

228

Практика

Несмотря на изученность проблемы, архитектура детских игровых пространств постоянно поддается влиянию и преобразуется во что-то новое. С развитием медиа в современных условиях детские пространства постоянно изменяются и обретают новые функции. Детские пространства стали новым объектом для изучения в современном мире. Раньше игра ребенка в основном происходила на свежем воздухе, это были активные игры, благодаря которым ребенок развивался в обществе сверстников. Он был полностью погружен в игру. Сейчас с развитием информационных технологий дети с ранних лет начинают использовать различные гаджеты для своих игр. Им не столько важно общение, сколько информация в игровом устройстве. В век информационных технологий и колоссального технического прогресса необходимо грамотно сформировать развитие детских образовательных и игровых пространств с учетом всех современных тенденций формирования комфортной жизни ребенка. Прежние способы в формировании детского игрового пространства уже недостаточно современны и не отвечают текущим требованиям для грамотного развития ребенка. Необходимо учитывать все современные технологии в проектировании детских пространств.

Начальное обширное взаимодействие с игровым и воспитательным пространством у ребенка происходит тогда, когда он попадает в детский сад. Занятия в детском саду помогают ребенку более глубоко познавать окружающую действительность. Практические занятия с предметами и материалами помогают ребенку определить их основные свойства и характеристики, а также установить взаимосвязь между ними и понять принцип их действия. В 1,5-4 года у детей начинает развиваться мелкая моторика. Поэтому архитектура и наполнение игрового пространства ребенка должны быть направлены на развитие именно мелкой моторики. Начиная с 4 лет ребенок начинает больше двигаться и перемещается уже за пределы того пространства, в котором он существовал до этого. В связи с этим детям 4-5 лет важно развивать крупную моторику. Это всевозможные виды активной деятельности, игр и даже спорт. Уже в 5 лет ребенок начинает больше взаимодействовать с другими детьми и жить не только в своем личном пространстве, но и общаться, коммуницировать и дружить со своими сверстниками. Далее ребенок попадает в пространство школы, и именно в этот момент у ребенка появляются социальные навыки для взаимодействия с миром. Он начинает играть в коллективе и осуществляет групповые действия.

В процессе исследования было выявлено, что окружающая среда ребенка есть общественная среда. В основе проектирования окружающей среды ребенка лежит грамотная связь развлекательной и образовательной функции. Игровая среда является основным условием развития и воспитания ребенка, и она формирует пространственные образы в детском сознании. Игрушки, предметы и объекты игрового пространства стимулируют ребенка к деятельности. Так как игра является ведущей деятельностью ребенка, она организовывает его

пространство. Правильно организованная среда формирует восприятие ребенка, так как через нее дети познают социальный и предметный мир. Информация, которую получает ребенок, исходит из самих предметов.

В результате работы были выявлены основные принципы формирования игрового пространства, влияющие на формирование личности ребенка. В первую очередь это принцип универсальности и гибкости пространства. Это дает возможность трансформировать игровую среду в зависимости от направления и содержания игрового действия. Гибкость пространства осуществляется за счет свободной планировки игровой среды. Таким образом, одно и то же пространство может менять свое назначение. Также это позволяет совмещать сразу несколько функций, тем самым комбинируя образовательную и развлекательную среду. Такая конфигурация интерьера дает возможность взаимодействия ребенка и взрослого в одном и том же пространстве. При этом дети имеют абсолютную свободу действия, а взрослый, не принимая участие в игре, наблюдает и контролирует процесс.

Не менее важно учитывать масштаб среды, в которой развивается ребенок. Это позволяет ему свободно мыслить и не существовать в закрытом или, наоборот, в необъятном пространстве. Масштаб является одним из главных критериев при проектировании детской среды. Надо понимать, что средний рост взрослого человека превышает средний рост ребенка по крайней мере на 70 см, а это значит, что масштаб среды детского игрового пространства будет иметь свои особенности в объемно-планировочных решениях. Габариты здания, параметры мебели, размер помещений и даже уровень оконных проемов - все это создает комфорт пребывания ребенка в том или ином пространстве (рис. 2).

Цвет, материал и фактура в интерьере также оказывают сильное влияние на процесс формирования личности. При проектировании игрового пространства нужно учитывать подходящую цветовую гамму, которая отвечала бы всем особенностям и пожеланиям ребенка. Важно не навредить, а, наоборот, направить ребенка и помочь ему свободно мыслить. Агрессивные и яркие тона могут негативно влиять на сознание ребенка. Следует отдавать предпочтение более спокойным пастельным оттенкам, которые не будут сильно воздействовать на эмоциональный фон ребенка. Но и нельзя пренебрегать небольшим количеством контрастных акцентов в интерьере, которые смогут побуждать ребенка к действию. Это могут быть как яркие стены в зонах развлечения, так и точечное использование контрастных элементов игровой среды. Если с помощью зрительного контакта ребенок воспринимает только цвет, то уже с помощью осязания он познает фактуру и даже материал объекта. Прежде всего, следует исключить различные скользящие поверхности, которые могут стать травмопасными для ребенка. Лучше отдать предпочтение мягким противоскользящим покрытиям, которые не будут мешать активными играм детей. Материалы, которые используются при проектировании детских пространств, в первую очередь должны обеспечивать

безопасность пребывания ребенка как в интерьере, так и на воздухе. Использование такого благородного материала, как дерево позволяет создавать уникальные формы объектов интерьера и абсолютно не вредит здоровью ребенка. Огромным плюсом данного материала также является долговечность, а это необходимо принимать во внимание при проектировании детской среды.

В заключение следует сказать, что архитектура оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка. Она способна дарить различные эмоции, побуждать к игровому действию, оказывать особое влияние на воспитательную и развлекательную структуру и даже помогать учебному процессу. Поэтому так важно при проектировании учитывать основные принципы формирования детского игрового пространства.

Библиография:

1. Выготский Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. - Москва: Эксмо, 2004. - 512 с. - (Библиотека всемирной психологии).

2. Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Мен-джерицкая. - Москва: Просвещение, 1982. - 128 с.

3. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду: методическое пособие / Е.О. Смирнова, Е.А. Абдулае-ва, И.А. Рябкова [и др.]; ФГОС дошкольного образования. -Москва: Русское слово, 2018. - 111 с. - (Мозаичный парк) (ФГОС ДО). - ISBN 978-5-533-00410-7.

4. Черноушек, М. Психология жизненной среды / Михал Черно-ушек; перевод с чешского. - Москва: Мысль, 1989. - 176 с. -(Человечество на пороге XXI в.). - ISBN 5-244-00305-4.

5. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - 2. изд. -Москва: ВЛАДОС, 1999. - 359 с. - ISBN 5-691-00256-2.

Т.И. Житпелева DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0053

T.I. Zhitpeleva

Центры адаптации для детей с ограниченными возможностями. Зарубежный и российский опыт проектирования

Centers for adapting for children with disabilities. Foreign and russian experience in projection

Ключевые слова: центры адаптации, лечебные учреждения, безбарьерная архитектура, центры дневного пребывания, дети, детские учреждения.

Keywords: centers for adapting, medical institutions, barrier-free architecture, day care centers, children, children's institutions.

Аннотация: Представленная статья посвящена развитию «новой» типологии зданий - Центрам адаптации для детей с ограниченными возможностями. Раскрывается значение термина, а также, основываясь на примерах зарубежных и российских проектов, определяются особенности архитектурно-планировочных решений подобных объектов.

Abstract: The submitted article is devoted to the development of a "new" typology of buildings, Centers for adapting for children with disabilities. The term is revealed, and also, based on examples of foreign and Russian projects, the features of architectural and planning solutions of such objects are deduced.

Центр адаптации - это термин, включающий в себя несколько подтипов учреждений, объединенных единой целью непрерывной интеграции в общество людей с различными проблемами. В данном случае речь пойдет о конкретной категории граждан, а именно детях с ограниченными возможностями, как приобретенными, так и врожденными.

В работе с такими детьми можно выделить несколько этапов:

1. Медицинское лечение, т.е. устранение острой фазы патологического процесса (в зависимости от стадии происходит в больницах или реабилитационных центрах).

2. Реабилитация, т.е. комплекс медицинских, педагогических, психологических и прочих мероприятий, нацеленных на максимальное восстановление функций организма (реабилитационные центры).

3. Адаптация, т.е. комплекс психологических, педагогических, социальных и медицинских мероприятий,

направленных на максимальную интеграцию человека в общество (центры адаптации).

Как можно заметить, этапы реабилитации и адаптации весьма схожи по своему набору функций, и если сравнивать функциональное деление центров реабилитации и центров адаптации, то отличия в наборе минимальны. Но различия кроются в приоритете того или иного блока. Так, реабилитационные центры обычно состоят из трех основных блоков: блок размещения (стационар, дневное пребывание, приемное и консультационное отделение), блок реабилитации (отделение медицинской реабилитации, отделение социальной реабилитации, отделение психолого-педагогической помощи) и блок управления. Из них в блоке размещения чаще всего ведущим является стационар, поскольку в основном данные центры рассчитаны на длительное пребывание. Также в блоке реабилитации всегда предусмотрено развитое медицинское отделение, поскольку на этом этапе важно в первую очередь закрепить успехи лечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.