УДК 711.42.424
МОСИН ВЛАДИМИР ОЛЕГОВИЧ, аспирант, mos-ya@inbox. ru
Саратовский государственный технический университет,
410054, г. Саратов, ул. Политехническая, 77
СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИИ
В первой части статьи представлены основные исторические этапы формирования учреждений для детей-инвалидов в России, дан краткий анализ отечественного опыта проектирования и строительства специализированных учреждений для детей-инвалидов. Во второй части статьи приведены и обобщены статистические данные, касающиеся детской инвалидности в г. Саратове и Саратовской области, а также дан краткий анализ учреждений для детей-инвалидов.
Ключевые слова: специализированное учреждение, школа-интернат, дом-интернат, типовой проект, приспособленное здание, прилегающий участок, внутреннее пространство, дети-инвалиды.
MOSIN, VLADIMIR OLEGOVICH, P.G.,
mos-ya@inbox. ru
Saratov State Technical University,
77Politeknicheskaya st., Saratov, 410054, Russia
FORMATION AND DEVELOPMENT OF BOARDING SCHOOLS FOR DISABLED CHILDREN IN RUSSIA
The first part of the article presents the basic historical stages of formation of boarding schools for disabled children in Russia. The author also gives the brief analysis of domestic experience of specialized establishments designing and construction for disabled children. The second part of the article presents the statistical data concerning children's physical inability in Saratov and Saratov region and the brief analysis of boarding schools for disabled children.
Keywords: specialized establishment, boarding school, the house-boarding school, the standard project, the adapted building, adjoining site, internal space, disabled children.
Ретроспективный анализ исторических периодов в России с точки зрения отношения общества и государства к проблеме детской инвалидности позволил выявить шесть временных этапов в формировании сети учреждений для детей-инвалидов.
Первый этап (до 1917 г.) - «монастырский» - предпосылки формирования учреждений для детей-инвалидов.
Второй этап (1917-41 гг.) - «приспособление» - реновация городских особняков и усадеб под учреждения для детей-инвалидов.
Третий этап (1945-60 гг.) - «адаптация», когда под учреждения для детей с ограниченными возможностями отдаются общеобразовательные школы.
Четвертый этап (1960-90 гг.) - «типизация». Он связан с Постановлением 1955 г. «Об устранении излишеств в архитектуре» и созданием пятилетних
© В.О. Мосин, 2010
планов на строительство так называемых пятилеток. В этот период были разработаны и построены первые типовые проекты спецшкол-интернатов (СШИ) для детей-инвалидов, а также сформирована база для развития сети учреждений СШИ.
Пятый этап (1990-2000 гг.) - «стагнация». Этот период характеризуется экономически нестабильной ситуацией в России, которая повлекла за собой в первой половине 90-х гг. измельчение сети учреждений для детей-инвалидов, а во второй - и вовсе возвращение к положению в довоенный период.
Шестой этап (2000-2009 гг.) - «восстановление». С началом нового тысячелетия экономическая ситуация в Российском государстве постепенно стабилизируется. Внутри страны правительство берет ориентацию на решение социальных проблем. Начинается более активное строительство социальнозначимых объектов.
Анализ дореволюционного «монастырского» периода показал, что вплоть до XVIII в. понятия специализированного учреждения для детей-инвалидов не существовало. Несмотря на то, что на протяжении всей истории православной Руси к детям-инвалидам относились сочувственно и сострадательно, проблема детской инвалидности государством осталась незамеченной. Всю заботу по лечению и восстановлению «немощных и калек» брала на себя церковь. Забота церкви о детях-инвалидах неслучайна, ведь христианство не разделяет физическую и духовную сущности человека. Наши предки верили, что здоровье материальной оболочки, прежде всего, происходит от здоровья души. Физический, психологический и духовный процессы выздоровления аккумулировались воедино, что давало наиболее эффективные результаты [1].
Первоначально роль палат пребывания детей-инвалидов выполняли свободные помещения монастыря, однако, в связи с необходимостью размещения большего количества нуждающихся в помощи, произошла трансформация классической планировочной структуры и объемно-пространственного решения церковного здания. Появились больничные палаты, которые пристраивались к главному зданию церкви. С момента появления больничных корпусов в православной традиции сложилась особая организационная структура - больничные монастыри. В России вплоть до XVIII в. больничные монастыри оставались единственной дорогой для инвалидов в будущее, тем самым «светом в конце тоннеля», который обогревал и давал надежду.
Ситуация кардинально изменилась в довоенный период «приспособления». После 1917 г. началась радикальная ломка сознания людей и перестройка на иные идеологические основы. Произошло отчуждение духовного от физического. Исповедуя материалистический подход и отвергая религию, государство демонстрировало активную заботу о социально незащищенных группах населения. На уровне государственной идеологии провозглашался лозунг «Все лучшее - детям». Однако социалистическое общество не должно было демонстрировать ущербность и недостатки своих граждан, в том числе и физические. Это разрушало бы миф о монолитности и цельности общества. Постепенно к инвалидам сформировалось отношение как к неполноценным членам государства, своеобразному балласту, который обществу необходимо «нести на себе». Данная идеология проявилась в установках на изоляцию лю-
дей с ограниченными возможностями, в том числе и детей, в сегрегированных учреждениях для инвалидов. В СССР проектирование и строительство учреждений для особых детей, так называемых специальных школ-интернатов, долгое время отходило на второй план. Однако нужно было где-то размещать специализированные школы-интернаты. Именно после 1917 г. начинается второй период - «приспособление», когда в спешном порядке происходило внедрение в различные здания учреждений для детей с ограниченными возможностями.
В первые годы советской власти и вплоть до 1941 г., как правило, специальные школы-интернаты размещались в построенных для другой цели зданиях -усадьбах, городских особняках, и т. д. Функционально-планировочная структура приспособленных зданий усадеб и городских особняков не могла обеспечить выполнение полноценных лечебно-восстановительных и образовательно-воспитательных процессов. Дети-инвалиды находились в неприспособленных под их физические и психологические недуги условиях. Попадание ребенка в подобный интернат было подобно захлопнувшейся за ним двери в нормальную жизнь, так как задача их адаптации в общество даже не ставилась.
Третий период - «школьный» - начинается после Второй мировой войны. С 1945 г. в СССР строительство было направлено на восстановление существующего фонда зданий и сооружений, оставшегося после продолжительных военных действий. В первую очередь строились заводы, жилые здания, школы и детские сады. Несмотря на рост инвалидности как среди взрослых, так и детей, строительство специализированных учреждений отходило на задний план. Проблема размещения детей-инвалидов оставалась на поверхности, чего «идеальное общество» не могло себе позволить. Так же, как и в предыдущий период, учреждения для детей-инвалидов помещались в неприспособленные под их физические возможности здания - общеобразовательные школы. Использование здания существующей общеобразовательной школы под СШИ было основано на принципе поэтажного отделения учебных помещений от спальных. Классы располагались на первом и втором этажах, спальни на третьем и четвертом этажах. Существующая поэтажная функциональная схема создавала наиболее сложные перекрестные потоки движения детей-инвалидов и персонала. Отсутствие пандусов, подъемников, специального оборудования значительно затрудняло передвижение детей с ограниченными возможностями по зданию школы. В таких условиях ребенок-инвалид не мог чувствовать себя комфортно, ощущал себя неполноценным.
В 50-е гг. ХХ в. уже были созданы специализированные проектные институты по проектированию учебных зданий. Перед архитекторами, участвовавшими в проектировании учебных зданий, был поставлен ряд задач по устранению функциональных недостатков, возникших при приспособлении общеобразовательной школы под СШИ. Задача создания типового проекта СШИ не была поставлена. Решение проблемы виделось как трансформация типовых решений общеобразовательных школ. Присоединение к зданию школы корпусов питания и спальных корпусов как отдельно стоящих построек казалось наиболее верным. Модифицированное здание общеобразовательной школы, построенное по принципу пристройки блоков, казалось, наиболее
полно соответствовало необходимому составу помещений. Однако проблема приспособления существующего здания общеобразовательной школы к нуждам детей-инвалидов так и не была решена. Построенные здания спального корпуса и пищеблока возводились по проектам школ-интернатов для детей-сирот, а не для детей-инвалидов [2]. Следовательно, так же, как и здание общеобразовательной школы, не имели архитектурной среды, приспособленной под физические потребности детей с ограниченными возможностями. С точки зрения архитектурного облика зданий школ с пристроенными дополнительными блоками, удобства и комфортности их планировочного решения, также было много застарелых проблем, связанных с необходимым функциональным процессом. Всегда вынужденные балансировать на грани жесткой функциональной целесообразности и экономичности, архитекторы не могли себе позволить создания собственного архитектурного произведения.
Ситуация еще более усугубилась после известного Всесоюзного совещания 1954 г., где Н.С. Хрущев потребовал «отождествить архитектурную форму с экономически и технологически оптимальной конструкцией». За ним последовало постановление от ноября 1955 г. «Об устранении излишеств в архитектуре и строительстве» [3]. Это означало невозможность для архитектора всякого рода «вхождения» в эстетические и психологические особенности проектируемого объекта, очень жесткие, сухие технологичные функциональные схемы.
Начало четвертого периода - «типизация» - прошло под влиянием постановления 1955 г. Были созданы пятилетние планы, так называемые пятилетки, которые заставляли архитекторов создавать проекты в кратчайшие сроки. В спешном порядке в 1960 г. были разработаны первые типовые проекты специальных школ-интернатов для детей инвалидов: 2-02-67К, 2-02-66К, 2-02-106К, 2С-02-6. Отождествление зданий с экономически и технологически оптимальной конструкцией, а также отсутствие научно обоснованной базы для проектирования специальных зданий для детей с ограниченными возможностями привели к ряду композиционных, объемно-пространственных и, самое главное, функционально-планировочных недостатков еще на стадии проекта [2].
Переломным этапом в проектировании и строительстве специализированных учреждений для детей-инвалидов, а также отправной платформой для нового ответвления социальной помощи - реабилитации - является экспериментальный проект специализированного центра для слепоглухонемых в г. Загорске (ныне г. Сергиев Посад), выполненный в 1969-1971 гг. Характерной особенностью здания центра является развитая функциональнопланировочная структура. По сравнению с типовыми проектами появляется общая для всего центра рекреационная зона, вокруг которой формируются помещения досуга и отдыха, образуя центральный блок. Появляются развитые учебно-жилые ячейки, которые в совокупности формируют учебно-жилой блок. Все блоки здания соединяются посредством теплых коридоров [2]. Еще одной особенностью центра для слепоглухонемых в Загорске является функционально-организованная прилегающая территория.
Без преувеличения можно сказать, что здание специализированного центра для слепоглухонемых в г. Загорске является прототипом современных
проектов реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями в России.
С 1990 г. начинается пятый этап - «стагнация». С ухудшением экономической ситуации в России вплоть до 2000 г. происходит спад строительства. Здания, построенные под учреждения для детей-инвалидов в период «типизация», продолжают функционировать, несмотря на возросшие к ним требования. Рост инвалидности среди детского населения страны вынуждает правительство в кратчайшие сроки решать проблему нехватки учреждений для детей с ограниченными возможностями, вследствие чего под специализированные учреждения вновь выделяются здания, не приспособленные под нужды детей-инвалидов.
Шестой этап - «восстановление» - начинается с 2000 г. Он характеризуется стабилизацией экономической ситуации в России. Приоритетным направлением руководства страны становится социальная политика. Несмотря на множество социальных программ, призванных обеспечить комфортную жизнедеятельность детям с ограниченными возможностями, существующий фонд учреждений для детей-инвалидов остается неизменным. Строительство новых учреждений для детей-инвалидов является штучным.
На современном этапе состояние зданий, приспособленных под учреждения для детей-инвалидов, во многих областях России можно охарактеризовать как неудовлетворительное. В силу своего морального и физического износа существующие здания, приспособленные под специализированные учреждения, не соответствуют требованиям современных нормативных документов, а также потребностям тех индивидуумов, для которых эти учреждения предназначены. Саратовская область не является исключением.
Саратовская область располагается на территории в 101 200 км2 с численностью постоянного населения 2 572 900 человек и состоит из 38 муниципальных районов. Каждый муниципальный район включает в себя от 3 до 636 поселений и от 20 до 93 населенных пунктов. На территории Саратовской области проживает 155 100 инвалидов, из которых дети составляют 6545 человек. Из общего количества детей-инвалидов 1078 детей-сирот [4].
Из общего количества детей с ограниченными возможностями в Саратовской области обучаются:
- в спецшколах-интернатах - 434 человека;
- в средне-специальных учебных заведениях - 526;
- в общеобразовательных учреждениях - 2081;
- в высших учебных заведениях - 61;
- на дому - 701;
- необучающихся детей-инвалидов - 2024;
- необучаемых детей-инвалидов - 718 [4].
Исходя из результатов анализа обобщенных статистических данных инвалидности по Саратовской области, автором было выявлено три показателя общего количества детей-инвалидов по отношению к общему количеству здоровых детей:
- до 1 % - низкий;
- от 1,1 до 2 % - средний;
- от 2,1 % и выше - высокий.
Показатели детской инвалидности были определены в следующих муниципальных районах:
- низкий - Перелюбский и Красноармейский;
- средний - Александровгайский, Аркадакский, Аткарский, Балаков-ский, Балашовский, Вольский, Воскресенский, Духовницкий, Екатеринов-ский, Ершовский, Ивантеевский, Калининский, Краснокутский, Краснопартизанский, Лысогорский, Новобурасский, Новоузенский, Озинский, Петровский, Питерский, Пугачевский, Ровенский, Романовский, Ртищевский, Самойлов-ский, Саратовский, Советский, Татищевский, Турковский, Федоровский, Хва-лынский, Энгельсский;
- высокий - Базарно-Карбулакский, Балтайский, Дергачевский и Мар-ксовский.
Автором данной статьи был проведен анализ шести школ-интернатов, трех домов-интернатов и трех реабилитационных центров для особых детей г. Саратова и Саратовской области по следующим критериям:
1) размещение;
2) организация прилегающих участков;
3) организация внешнего облика и внутреннего пространства здания.
1. Все учреждения расположены в городской черте, четыре из них -вблизи оживленных магистралей. Пять из двенадцати анализируемых учреждений располагаются вдали от озелененных территорий и лесных массивов.
2. Школы-интернаты, дома-интернаты и реабилитационные центры для особых детей г. Саратова и Саратовской области имеют недостаточную площадь прилегающего участка. Характерной чертой всех анализируемых учреждений является отсутствие организации прилегающей к зданиям территории, а также среды, отвечающей физическим потребностям детей-инвалидов.
3. Все рассматриваемые учреждения размещаются в приспособленных зданиях, построенных для выполнения иных функций. Внешние облики зданий не отражают их назначения. Внутреннее пространство зданий организовано таким образом, что затруднена функциональная взаимосвязь помещений. Ряд необходимых помещений в зданиях школ-интернатов и реабилитационных центров отсутствует, что противоречит требованиям существующей нормативной документации. Здания анализируемых учреждений не имеют среды, отвечающей физическим потребностям детей-инвалидов.
Выводы
1. Становление и развитие учреждений для детей-инвалидов в России осуществлялось согласно шести временным этапам - зарождение, приспособление, адаптация, типизация, стагнация, восстановление. Этапы различаются как по длительности, так и по значимости вклада в рассматриваемую проблему. Этап «типизация» является самым существенным, так как на теоретическом уровне дал наибольшее количество вариантов, сформировавших композиционные и объемно-планировочные схемы учреждений для детей-инвалидов.
2. Проблемы проектирования и строительства учреждений для детей-инвалидов в отечественном опыте были тесным образом связаны с общественно-правовыми, социально-экономическими и культурно-ценностными реалиями развития страны. В результате были сформированы изолированные интернаты, планировочное и пространственное решение которых имели сугубо технократический функционалистский характер. Архитектуре зданий и их средовой организации не уделялось должного внимания.
3. Наиболее удачным проектом учреждения для детей-инвалидов с точки зрения состоятельности функционального и объемно-планировочного решения был центр для слепоглухонемых в городе Загорске. Этот экспериментальный проект учебно-лечебного центра можно считать основателем новой ветви в проектировании специализированных детских учреждений для инвалидов в России - реабилитационных центров.
4. Выявленные автором показатели детской инвалидности каждого из муниципальных районов Саратовской области, а также анализ положения учреждений для детей-инвалидов позволил определить отсутствие взаимосвязи уровня детской инвалидности и локализации учреждений в том или ином муниципальном районе. Размещение учреждений для детей-инвалидов происходит стихийно.
5. Анализ современного состояния школ-интернатов, домов-интернатов и реабилитационных центров для детей-инвалидов (на примере Саратовской области) показал, что, несмотря на изменившиеся требования к зданиям рассматриваемых учреждений, их фактическое положение соответствует второму и третьему выявленным этапам.
Прилегающие к учреждениям участки, а также внутреннее пространство зданий не имеет архитектурной среды, адаптированной под нужды детей-инвалидов.
Библиографический список
1. Юбилейный архиерейский собор Русской православной церкви. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М. : ГП «Красная звезда», 2000. - 112 с.
2. Степанов, В.К. Специализированные учебно-лечебные центры / В.К. Степанов. - М. : Стройиздат, 1987. - 200 с.
3. Иконников, А.В. Архитектура и история / А.В. Иконников. - М. : АКШТЕСТиРА, 1993. - С. 252.
4. Социальный паспорт Саратовской области. Социальная защита 2008 г. - Саратов, 2009. - Условия доступа : М1р:/%'%гмг.8оаа1.8ага1;оу^оу.га/