https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.15
Крамаренко Леонид Владимирович
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
В статье проанализированы законодательное регулирование и научный подход к изучению проблематики центров социальных служб для семьи, детей и молодежи. Рассмотрены особенности развития центров как субъектов социальной работы и пути реформирования нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. Предложены новое понятие "центр социальных служб для семьи, детей и молодежи" и основные направления совершенствования законодательства для разграничения сфер деятельности между субъектами социальной работы.
Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/4/2018/1 /15.html
Источник
Педагогика. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 71-75. ISSN 2500-0039.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net
УДК 376.6/364 Дата поступления рукописи: 25.12.2017
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.15
В статье проанализированы законодательное регулирование и научный подход к изучению проблематики центров социальных служб для семьи, детей и молодежи. Рассмотрены особенности развития центров как субъектов социальной работы и пути реформирования нормативно-правовой базы, регулирующей их деятельность. Предложены новое понятие «центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» и основные направления совершенствования законодательства для разграничения сфер деятельности между субъектами социальной работы.
Ключевые слова и фразы: социальная помощь; дети; социальная служба; нормативный правовой акт; субъект социальной работы.
Крамаренко Леонид Владимирович
Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи lekramarenko@mail. т
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ КАК СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА
Семья, дети и молодежь в современном российском обществе являются одними из наименее защищенных категорий, которые нуждаются в особой защите и помощи со стороны государства. В условиях существующих социально-экономических и правовых преобразований в нашем государстве возникла особая потребность в развитии учреждений сферы социальной поддержки населения, и в частности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи.
В связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации и образованием в ее составе новых субъектов Крым находится в новом правовом поле, а центры социальных служб для семьи, детей и молодежи являются одним из важнейших субъектов социальной работы. Вместе с тем до настоящего времени понятие «центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» как субъект социальной работы недостаточно изучено и требует дальнейшего осмысления.
Отдельными вопросами изучения центров социальных служб для семьи, детей и молодежи и центров социальной помощи семье и детям занимались О. В. Безпалько [1, с. 268], Т. В. Семигина [2, с. 188], М. И. Кирико-ва [4, с. 5], И. Д. Зверева [14, с. 328], А. И. Капская [15, с. 92], А. М. Гриненко [16, с. 210], Т. Н. Фатеева [17, с. 8] и другие исследователи.
Цель статьи заключается в определении понятия и выяснении сущности деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи в системе поставщиков социальных услуг.
Центры социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым для Российского государства являются положительным наследием системы органов социальной работы, созданных и развивавшихся в Украине. С 1992 г. в Украине создается новый институт социального воспитания - центр социальных служб для молодежи, что было предопределено рядом факторов: приобретением Украиной независимости, социально-экономической перестройкой в стране, стремительным распространением негативных явлений в молодежной среде.
13 июля 1993 года приказом Министерства по делам молодежи и спорта Украины № 2083 учрежден Украинский государственный центр социальных служб для молодежи, целью деятельности которого является создание системы социального обслуживания и социальной помощи молодежи в Украине, содействие деятельности социальных служб для молодежи на местах [13].
Законом Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.1993 № 2998-ХП впервые в законодательное пространство введено понятие «социальные службы для молодежи», которые рассматривались как специальные учреждения, которые предоставляют социальные услуги и социальную помощь молодежи.
На основании приказа Министерства Украины по делам семьи и молодежи от 02.07.1997 № 216/7 утверждено Типовое положение о районном, городском, районном в городе центре социальных служб для молодежи, согласно которому районный, городской, районный в городе центр социальных служб для молодежи является специализированным государственным учреждением, реализующим государственную молодежную политику и осуществляющим социальную работу с детьми, молодежью, женщинами и разными категориями семей [9].
В свою очередь, Украинский государственный центр социальных служб для молодежи становится специальным государственным учреждением, реализующим в пределах своей компетенции государственную молодежную и семейную политику, осуществляющим социальную работу с детьми, молодежью, семьями.
13 октября 1999 г. народные депутаты Украины - члены Комитета по вопросам молодежной политики, физической культуры и спорта внесли проект Закона Украины «Об общих основах социальной работы с детьми и молодежью», в котором предусмотрели, что центры социальных служб для молодежи - специальные учреждения, которые реализуют государственную молодежную политику и предоставляют социальные услуги и социальную помощь детям и молодежи до 30 лет.
Законом Украины «О социальной работе с детьми и молодежью» от 21.06.2001 № 2558-Ш, принятым с целью поддержки социального становления и развития молодежи, а также известным исследователем
А. М. Гриненко центры социальных служб для молодежи рассматривались как специальные учреждения, уполномоченные государством участвовать в реализации государственной молодежной политики путем проведения социальной работы с детьми и молодежью [16, с. 210].
В учебном пособии «Введение в социальную работу», а также учебнике «Социальная педагогика» под редакцией профессора А. И. Капской центры социальных служб для молодежи понимаются как специализированные заведения, на которые возложены государством задачи практического осуществления поддержки социального становления и развития молодежи [2, с. 188; 15, с. 92].
Все центры социальных служб для молодежи объединены общей целью, являются единым механизмом государства в реализации социальной политики для молодежи, образуя, таким образом, систему - совокупность элементов, объединенных по общим признакам и назначению [7; 11].
Система центров социальных служб характеризуется иерархичной структурированностью и упорядоченностью ее структурных единиц, что обеспечивает ее стабильность, гибкость и динамичность.
С усовершенствованием государственной социальной политики развивается сеть центров социальных служб, а также субъектный состав получателей социальных услуг. С учетом особой важности социальной поддержки семьи в сферу деятельности центров социальных служб входит новая категория «семья», что повлекло изменение наименования центров социальных служб для молодежи.
27 августа 2004 г. принято постановление Кабинета Министров Украины № 1126 «О мерах по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью», которым утверждено Общее положение о центре социальных служб для семьи, детей и молодежи, где центр является специальным учреждением, обеспечивающим организацию и проведение в соответствующей территориальной общине социальной работы с социально незащищенными категориями семей, детей и молодежи, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи [10].
Закон Украины «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» от 05.02.1993 № 2998-XП, в редакции Закона от 18.01.2005 № 2353-ГУ, рассматривает центры социальных служб для семьи, детей и молодежи как специальные учреждения, которые оказывают социальные услуги семьям, детям и молодежи, находящимся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждающимся в посторонней помощи [12].
В новых правовых и функциональных условиях И. Д. Зверева рассматривает понятие «центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» как специальные учреждения, уполномоченные государством реализо-вывать социальную политику путем проведения социальной работы с детьми, молодежью и семьями. Автор относит центр социальных служб для семьи, детей и молодежи к социальным службам территориального охвата [14, с. 328].
В итоге Кабинетом Министров Украины 1 августа 2013 г. принято постановление № 573 «Об утверждении Общего положения о центре социальных служб для семьи, детей и молодежи», согласно которому центр социальных служб для семьи, детей и молодежи - специальное учреждение, которое проводит социальную работу с семьями, детьми и молодежью, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах и нуждаются в посторонней помощи [8].
По мнению О. В. Безпалько, среди организаций социального сервиса в Украине ведущая роль принадлежит центрам социальных служб для семьи, детей и молодежи - специализированным учреждениям, на которые государством возложено предоставление различных видов социальных услуг и помощи этим целевым группам населения [1, с. 268].
Таким образом, центр социальных служб для семьи, детей и молодежи становится основным государственным звеном, которое осуществляет социальную работу с детьми, молодежью и семьей.
На основании результатов Общекрымского референдума, проведенного 16 марта 2014 года в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, на котором поддержан вопрос о воссоединении Крыма с Россией на правах субъекта Российской Федерации, Республика Крым принята в состав Российской Федерации.
Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Крым, к которым относятся в том числе субъекты социальной работы, были приняты в новое правовое поле Российской Федерации, что привело к системным изменениям в функционировании указанных органов.
При таких обстоятельствах сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, более 20 лет продуктивно реализующих государственную социальную политику в Республике Крым, также коснулись преобразования.
В этих условиях исследование понятия «центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», перспектив развития сети социальных служб приобретает особую важность, с одной стороны, в целях повышения эффективности социальной работы в регионе, а с другой - применения опыта социальной защиты в условиях российского правового поля.
Следует отметить, что в Российской Федерации функционируют центры социальной помощи семье и детям, которые по сфере деятельности схожи с рассматриваемыми центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, однако работают в стационарной форме, не имеют иерархичной структурированности, а также не являются обязательным звеном в реализации государственной социальной политики.
Согласно «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения», утвержденному приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 532-ст, «территориальный центр социальной помощи семье и детям»: учреждение социального обслуживания семей, детей различных групп и отдельных граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию (п. 2.3.3.12) [3, с. 5].
Т. Н. Фатеева полагает, что центр социальной помощи семье и детям - многофункциональное учреждение, ориентированное на создание условий для реализации комплексных программ социальной помощи различным категориям семей с детьми в виде социально-педагогических, психологических, медицинских, юридических, экономических услуг. Такой центр является открытой социально-педагогической системой, содействующей профилактике безнадзорности несовершеннолетних, интегрирующей разнообразные виды социально-значимой досуговой деятельности и общения детей и подростков, дополняющей воспитательные потенциалы традиционных институтов социализации подрастающего поколения [17, с. 8].
М. И. Кирикова рассматривала центры социальной помощи семье и детям в широком смысле - как государственные учреждения, относящиеся к системе социального обслуживания, которые призваны содействовать реализации семейной политики в Российской Федерации [4, с. 5].
Вместе с тем до настоящего времени не разработан и не утвержден единый нормативный акт, регулирующий деятельность и полномочия сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым. При таких обстоятельствах существуют трудности в конкретизации порядка осуществления социальной работы, функциональной сферы деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи как отдельного субъекта социальной работы.
13 октября 2014 г. депутатом Государственного совета Республики Крым В. В. Бобковым внесен проект Закона Республики Крым «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью в Республике Крым» который устанавливает организационные и правовые основы социальной работы с семьями, детьми и молодежью в Республике Крым, а также регулирует правовые основы деятельности центров социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Данным проектом нормативно-правового акта было предусмотрено, что центр социальных служб для семьи, детей и молодежи - государственное казенное учреждение, проводящее социальную работу с семьями, детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающимися в посторонней помощи на бесплатной основе [6].
В новых правовых реалиях крайне необходимо учитывать положительную практику социальной работы сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, существовавшую в период нахождения Крыма в составе государства Украина, по реализации государственной социальной политики.
Накопленный центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым опыт в направлениях социальной работы и межотраслевого взаимодействия сети с другими субъектами является новым в Российской Федерации и необходимым на пути к усовершенствованию социальных ориентиров нашей страны.
Однако указанный проект Закона Республики Крым «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью в Республике Крым» был отозван автором.
В соответствии со ст. 4 Закона Республики Крым от 29.12.2015 № 193-ЗРК/2015 «О внесении изменений в отдельные законы Республики Крым» были внесены изменения в Закон Республики Крым от 15.09.2014 № 75-ЗРК «Об органах и учреждениях по защите прав детей в Республике Крым», в силу чего статья 11 изложена в следующей редакции: центр социальных служб для семьи, детей и молодежи - государственное учреждение, осуществляющее исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Крым полномочий органов государственной власти в сфере организации и оказания семьям, детям и молодежи, попавшим в трудную жизненную ситуацию, помощи в реализации законных прав и интересов, содействия в улучшении их социального и материального положения, а также психологического статуса [5].
К центрам социальных служб для семьи, детей и молодежи относятся Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи и территориальные центры социальных служб для семьи, детей и молодежи. Деятельность центров социальных служб для семьи, детей и молодежи регулируется законодательством Российской Федерации и Республики Крым, а также уставами, разрабатываемыми и утверждаемыми специально уполномоченным органом государственной власти Республики Крым по защите детей.
В государственном казенном учреждении «Крымский республиканский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» разработан устав, согласно которому Центр является некоммерческой организацией, которая участвует в реализации государственной семейной и демографической политики в Республике Крым. Центр осуществляет свою деятельность по планированию организации и реализации социальных услуг и мер социальной поддержки в целях улучшения условий жизнедеятельности семей, детей и молодежи и (или) расширения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности с учетом состояния их здоровья, возраста, социального положения и других обстоятельств, которые приводят или могут привести к ухудшению условий их жизнедеятельности.
Кроме того, на местах приняты уставы территориальных отделений указанных социальных служб. Так, 19 мая 2015 г. утвержден устав государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», в соответствии с которым центр является некоммерческой организацией.
Цель деятельности центра - содействие в реализации права семьи, детей и молодежи на защиту и помощь со стороны государства; развитие и укрепление семьи как социального института, улучшение социально-экономических условий жизни, показателей социального здоровья и благополучия семьи, детей и молодежи, улучшение качества их жизнедеятельности, удовлетворение интересов и потребностей; гуманизация связей
семьи с обществом и государством; обеспечение социальной поддержки семей, детей и молодежи, а также содействие управлению (отделу) по делам несовершеннолетних и защите их прав в осуществлении полномочий в сфере опеки и попечительства, профилактике беспризорности и правонарушений, социальной защите прав детей.
Предметом деятельности центра является: осуществление социальной работы с семьями, детьми и молодежью, предоставление им социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических и срочных социальных услуг; соблюдение национальных стандартов социальных услуг при осуществлении социальной работы с семьями, детьми и молодежью.
Ситуация, когда в субъекте федерации успешно функционирует сеть государственных учреждений - поставщиков социальных услуг семьям, детям и молодежи и при этом отсутствует какой-либо нормативный правовой акт, регулирующий их правовой статус и механизм работы, является недопустимой в демократическом, социальном и правовом государстве, которым является Российская Федерация.
По нашему мнению, определение понятия «центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», содержащееся в Законе Республики Крым от 29.12.2015 № 193-3PK/2015 «О внесении изменений в отдельные законы Республики Крым» является неполным, а также не учитывает всю специфику социальной работы.
Анализ Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» свидетельствует, что созданы правовые основы для принятия соответствующего закона в Республике Крым о центрах социальных служб для семьи, детей и молодежи, в котором сеть указанных социальных учреждений будет признана одним из поставщиков социальных услуг нуждающимся категориям семей, детей и молодежи в полустационарной форме.
Исходя из анализа приведенных выше системно развивавшихся понятий центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, предлагаем собственное определение.
Центр социальных служб для семьи, детей и молодежи можно рассматривать как специальное учреждение - поставщика социальных услуг, проводящего социальную работу с семьями, детьми и молодежью, находящимися в трудной жизненной ситуации, социально опасном положении, и иными гражданами, признанными нуждающимися в социальном обслуживании.
На основании изложенного можно сделать вывод о том, что развитие сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым является важнейшим шагом социальной политики нашего государства.
В настоящее время существует необходимость принятия единого нормативного акта, определяющего сущность и понятие центров социальных служб для семьи, детей и молодежи. Разработка определения понятия «центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» позволит разграничить сферу деятельности между субъектами социальной работы, особенно в части предоставления социально-психологических и социально-педагогических услуг.
Актуальным направлением исследований является изучение положительного опыта становления и развития сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, что позволит во взаимодействии с другими поставщиками социальных услуг усовершенствовать работу с нуждающимися категориями населения.
Список источников
1. Безпалько О. В. Оргашзацш сощально-педагопчно! роботи з длъми та молоддю у тержт^альнш громада теоретико-методичш основи: монографш. К.: Наук. свгг, 2006. 408 с.
2. Введення у сощальну роботу: навчальний поабник / авт. кол. А. М. Бойко, I. М. Грига, Н. В. Кабаченко, Р. I. Кравченко, Д. В. Полтавець, Т. В. Семипна та in. К.: Фенжс, 2001. 288 с.
3. ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения: утвержден приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2005 № 532-ст. М.: Стандартинформ, 2006. 11 с.
4. Кирикова М. И. Повышение воспитательного потенциала неполной семьи в условиях центра социальной помощи семье и детям: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2009. 21 с.
5. О внесении изменений в отдельные законы Республики Крым [Электронный ресурс]: Закон Республики Крым от 29.12.2015 № 193-ЗРК/2015. URL: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/193z.pdf (дата обращения: 25.12.2017).
6. О социальной работе с семьями, детьми и молодежью в Республике Крым [Электронный ресурс]: проект закона Республики Крым от 13.10.2014. URL: http://crimea.gov.rU/textdoc/ru/7/project/73.pdf (дата обращения: 25.12.2017).
7. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/f71c6aa6eddc4156c5 c798ae0e9f5d72ff2392c0/ (дата обращения: 25.12.2017).
8. Про затвердження Загального положення про центр сощальних служб для сш'ц дней та молодi [Электронный ресурс]: Постанова Кабшету Мшстрш Украши вщ 01.08.2013 № 573. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/573-2013-%D0%BF (дата обращения: 25.12.2017).
9. Про затвердження Типового положення про районний, мкький, районний у тсп центр сощальних служб для молодi [Электронный ресурс]: Наказ Мшстерства Украши у справах им'! та молодi ввд 02.07.1997 № 216/7. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/ru/z0381-97?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
10. Про заходи щодо вдосконалення сощально!" роботи iз ам'ями, дггьми та молоддю [Электронный ресурс]: Постанова Кабшету Мшстрш Украши ввд 27.08.2004 № 1126. URL: http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/1126-2004-%D0%BF?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
11. Про сощальну роботу з ам'ями, дтми та молоддю [Электронный ресурс]: Закон Украши ввд 21.06.2001 № 2558-III. URL: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/show/2558-14?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
12. Про сприяння сощальному становленню та розвитку молодi в УкраЛт [Электронный ресурс]: Закон Укра!ни вiд 05.02.1993 № 2998-XII. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/2998-12?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHMxYs 80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
13. Про створення Укра'шського державного центру сощальних служб для молодi [Электронный ресурс]: Наказ Мшстерства у справах молодi i спорту Украши вщ 13.07.1993 № 2083. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/ z0192-94?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
14. Сощальна педагогiка: мала енциклопедя / за заг. ред. проф. I. Д. Зверево!. К.: Центр учбово! лггератури, 2008. 336 с.
15. Сощальна педагогжа: тдручник / за заг. ред. А. Й. Капсько!. Кшв: Центр навчально! лггератури, 2003. 256 с.
16. Сощальна полггика: навч.-метод. посiб. для самост. вивч. дисциплши / за заг. ред. А. М. Гриненко. К.: КНЕУ, 2003. 309 с.
17. Фатеева Т. Н. Социально-педагогическая профилактика безнадзорности подростков в условиях центра социальной помощи семье и детям: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2008. 23 с.
THE CENTER OF SOCIAL SERVICES FOR FAMILY, CHILDREN AND YOUTH AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL SYSTEM
Kramarenko Leonid Vladimirovich
Yalta Center of Social Services for Family, Children and Youth lekramarenko@mail. ru
The article analyzes the legislative regulation and the scientific approach to studying the problems of the centers of social services for family, children and youth. The author considers features of the development of centers as subjects of social work and the ways of reforming the regulatory and legal framework governing their activity. A new definition of the notion "center of social services for family, children and youth" is proposed to differentiate the spheres of activity between subjects of social work.
Key words and phrases: social help; children; social service; regulatory and legal act; subject of social work.
УДК 371 Дата поступления рукописи: 28.02.2018
https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.16
Статья посвящена изучению биографий сибирских святых в рамках предметной области «Основы православной культуры» (ОПК) как одному из подходов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а также способу реализации регионального компонента на уроке. Автором выявлена необходимость использования житий сибирских святых на уроках ОПК в связи с формированием у учащихся позитивных нравственных качеств. Также в работе рассматриваются некоторые исторические источники, касающиеся жизни святых, которые можно использовать при подготовке к урокам или в качестве элемента урока.
Ключевые слова и фразы: духовно-нравственное воспитание; жития святых; сибирские святые; предметная область «Основы православной культуры»; региональный компонент.
Майстренко Алексей Игоревич
Красноярский государственный университет имени В. П. Астафьева aleksei. maistrenko@mail. т
ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИЙ СИБИРСКИХ СВЯТЫХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»
Перед современным образованием в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стоит задача духовно- нравственного развития и воспитания школьников [7]. Данная цель предполагает воспитание у подрастающего поколения способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и т.д. Всё это подразумевает формирование у детей таких важных качеств, как доброта и отзывчивость, внимательность к окружающим, а также способности к самоограничению в поступках и поведении.
Формировать и развивать такие качества у младших школьников помогает предметная область «Основы православной культуры» (ОПК) в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Православная культура является неотъемлемой частью культуры общероссийской, поэтому для формирования целостного представления о российской культуре у школьников необходимо изучение истории и культуры Русской православной церкви [4, с. 30].
Также федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость введения регионального компонента в современную образовательную практику. В ФГОС отмечено, что предназначение регионального компонента - это защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных