УДК 37.013.42:374
Е. В. Литовченко
Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи как функция внешкольных учреждений Украины
В статье представлены аспекты исследования социально-педагогического потенциала внешкольных учебных учреждений, рассматривается социально-педагогическая поддержка детей и молодежи как важная функция внешкольных учреждений.
Ключевые слова: внешкольные учебные учреждения, социально-педагогическая поддержка, дети и молодежь, сложные жизненные обстоятельства.
Е. V. Litovchenko
Social and Pedagogical Support of Children and Youth as a Function of Out-of-School Institutions in Ukraine
The paper presents aspects of the study of the social and educational potential of out-of-school educational institutions, considers social and educational support for children and young people as an important function of non-school institutions.
Keywords: out-of-school educational institutions, social and pedagogical support, children and young people, challenging life circumstances.
В современных условиях развития Украины проблема социального становления детей и молодежи является очень актуальной. Некоторые социально-экономические и социокультурные процессы обусловливают обострение таких социальных проблем, как ухудшение здоровья детей и молодежи, социальная неопределенность, девиации в молодежной среде. Значительное влияние на социализацию детей оказывает состояние современной семьи. В частности, сегодня рассматривают явление так называемого «скрытого» социального сиротства, что свидетельствует о невыполнении частью семей в полной мере своих основных функций по воспитанию детей, их развитию и социализации.
На государственном уровне в Украине проблема обеспечения социальных, культурных, образовательных потребностей детей, в частности тех, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, является составляющей государственных задач по охране детства. Законодательство об охране детства основывается на Конституции Украины, Конвенции ООН о правах ребенка, международных договорах, согласие на обязательность которых дано Верховным Советом Украины. На сегодняшний день в Украине существует достаточная нормативно-правовая база по защите детства, система социальной защиты детей и молодежи, система социально-педагогической работы с детьми девиантного поведения [6, с. 167-168]; реализуются государственные программы по профилактике негатив-
ных социальных явлений в детской и молодежной среде и т.д.
В этой ситуации в первую очередь необходимо говорить о предупреждении негативних социальных процессов, что связано с созданием в государстве благоприятных социально-экономических, социокультурных и социально-педагогических условий для личностного развития и социального становления детей, их успешной социализации, профессионального самоопределения. Важную роль в таком контексте играет система внешкольного образования Украины.
По данным Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины, по состоянию на 1 января 2011 г. в системе образования действовали 1496 государственных и коммунальных внешкольных учебных учреждений и 638 детско-юношеских спортивных школ. Эти учреждения посещают более 1,5 млн. детей, что составляет около 37,5 % от общего количества детей школьного возраста. Значительное внимание коллективы внешкольных учебных учреждений придают работе с детьми социально незащищенных категорий, в частности, среди учащихся этих заведений по состоянию на 2011/2012 учебный год количество детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, составляло 21.381, детей из малообеспеченных семей - 44.448. К учебно-воспитательной, организационно-массовой деятельности внешкольных учебных учреждений привлекаются дети и молодежь с особыми потребностями, дети «группы риска», что предо-
© Литовченко Е. В., 2013
пределяет особенности реализации направлений социально-педагогической деятельности.
Научно-практический анализ воспитательного потенциала общества, направлений его актуализации, определения различных форм интеграции общественно-воспитательных усилий, направленных на социализацию личности, составляет сферу научно-педагогических исследований в области социальной педагогики (И.Д. Зверева) [7]. Таким образом, актуальными в контексте проблемы исследования являются труды, в которых представлены социально-педагогические основы учебно-воспитательного процесса как фактора социального становления личности (А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, С.Т. Шацкий, а также В.Г. Бочарова, А.В. Золотарёва и др.); рассматриваются процессы социализации и инкультурации личности, особенности социально-педагогической поддержки детей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах (Т.Ф. Алексеенко, И.Д. Зверева, А.И. Капская, Н.П. Лукашевич, А.В. Мудрик, С.Я. Хар-ченко и др.), социально-педагогический потенциал образовательных институтов, в частности внешкольных учебных учреждений (Е.В. Быковская, А.В. Золотарёва, Б.В. Куприянов, Т.И. Су-щенко, Г.П. Пустовит и др.).
Целью статьи является краткий анализ выполнения внешкольными учреждениями функции социально-педагогической поддержки детей и молодежи в современных условиях.
В основу понимания понятия «социально-педагогическая поддержка» положен термин «педагогическая поддержка» как процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления проблем, мешающих ему сохранять собственное достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и т.д. Объектом педагогической поддержки выступает не проблема, не действие или поступок, а состояние. Именно поэтому задача социального педагога заключается в том, чтобы поддержать положительное состояние ребенка (его уверенность, радость, творческое вдохновение и т.п.) и способствовать закреплению (А.С. Газман) [4, с. 35-36].
Социально-педагогическую поддержку
В.С. Торохтий рассматривает как производную от социальной поддержки, отмечая, что это понятие может использоваться в узком и широком смыслах. Так, в широком смысле социально-педагогическая поддержка рассматривается как
социальное явление, отражающее предоставления социумом своих ресурсов человеку, который оказался в сложных жизненных обстоятельствах, путем реализации потенциальных возможностей и социума, и самого человека. В узком смысле социально-педагогическая поддержка - специально организованная деятельность, отражающая количественное и качественное состояние услуг, ресурсов, возможностей, предоставляемых отдельным специалистом или коллективом специалистов лицу, которое оказалось в сложных жизненных обстоятельствах [4, с. 36].
С точки зрения представителей украинской социальной педагогики, целью социально-педагогической поддержки является предоставление социально-педагогической помощи детям в трудных, проблемных жизненных ситуациях, содействие их социальной адаптации и успешной социализации (Т.Ф. Алексеенко) [1, с. 56].
В таком контексте, рассматривая особенности реализации социально-педагогических функций учреждениями дополнительного образования детей, А.В. Золотарёва выделяет функцию социальной поддержки, которая предусматривает создание целенаправленной системы практических, социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и других социально-защитных мероприятий, обеспечивающих нормальные условия для физического, умственного и духовного-нравственного формирования и развития детей, предотвращения нарушения их прав и человеческого достоинства. Важным результатом реализации такой функции является осознание ребенком социальной защищенности, формирование готовности к социальной самозащите своих интересов [3, с. 83; 5].
Таким образом, необходимо говорить о роли внешкольных учебных учреждений (учреждений дополнительного образования детей) в реализации функций социально-педагогической (а также социально-психологической) поддержки всех детей и молодежи, которые привлекаются к участию в учебно-воспитательной, культурно-досуговой деятельности.
Целесообразно также говорить о важности социально-педагогической поддержки тех детей и молодежи, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах1.
Необходимо отметить, что функция социально-педагогической поддержки детей и молодежи, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, исторически присуща деятельности внешкольных учреждений; в частности, в сложные
Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи как функция внешкольных учреждений Украины
социально-политические периоды (период социальных преобразований, гражданской войны 1920-х гг.; сложный послевоенный период 194550 гг.) внешкольные учреждения играли организационно-координационную роль, проводили значительную воспитательную и социально-педагогическую работу с беспризорными детьми, детьми «группы риска» и т.д.
На современном этапе эти учреждения продолжают выполнять роль центров воспитательной работы в социальной среде района, города, области, которая строится в тесном сотрудничестве с учреждениями образования и культуры, центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи, общественными организациями, родительской общественностью и т.д.; функция социально-педагогической поддержки детей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах, остается одной из приоритетных для учреждений внешкольного образования.
На основе анализа педагогической практики в Украине, в зависимости от особенностей организации работы, можно рассматривать условные модели социально-педагогической поддержки детей и молодежи во внешкольных учебных учреждениях.
Первая модель. Реализация системы мер (социальных, педагогических, экономических), которые заключаются в консолидации усилий и концентрации ресурсов внешкольного учреждения для оказания социально-педагогической поддержки и помощи социально незащищенным воспитанникам учреждения, создание атмосферы социальной защищенности.
Ярким примером является деятельность Ро-венского дворца детей и молодежи. В частности, ежегодно проводится Благотворительный марафон «З в1рою в майбутне» («С верой в будущее») - концерт творческих коллективов, собранные средства от которого направлены на помощь в дальнейшем обучении социально незащищенных выпускников Дворца. Марафон объединяет детей и взрослых, создает атмосферу социальной значимости. Акция представляет собой ряд творческих отчетов 26-ти художественных коллективов Дворца, выставок и благотворительных аукционов, клубных вечеринок, мастер-классов, шоу-диско и т.д. На марафон работают все структуры Дворца - журналисты готовят РЯ-компании и пресс-релизы для масс-медиа, организуют пресс-конференции, освещают его ход в региональной прессе, на радио и телевидении; ученики школы информатики готовят разнооб-
разную мультимедийную продукцию: от рекламных роликов до серьезных анимационных шоу на собственном портале и слайд-шоу в ходе мероприятий марафона, другие структуры занимаются непосредственно его рекламой в учебных заведениях и распространением билетов; сценографией, дизайном и техническим обеспечением. Таким образом, в течение 7-10 дней в благотворительном марафоне оказываются задействованы все структуры Дворца и все его воспитанники [2].
Вторая модель. Привлечение детей и молодежи социально незащищенных категорий (дети-сироты, дети, лишенные родительской опеки; дети из многодетных, малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей; дети с особыми потребностями; воспитанники детских домов и интернатных учреждений и т.д.) к учебно-воспитательному процессу внешкольного учреждения; реализация проектов, организация досуга и отдыха детей и т.п., что создает возможности для творческой самореализации и позитивной социализации детей, при необходимости социально-психологической реабилитации и поддержки.
Некоторые учреждения в Украине имеют показательный опыт в таком контексте. Например, среди воспитанников Донецкого областного центра туризма и краеведения учащейся молодежи почти 50 % воспитанников составляют учащиеся школ-интернатов (школ-интернатов для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки) г. Донецка и Донецкой области (всего в 87 кружках Центра занимаются 1150 воспитанников). Воспитанники школ-интернатов привлекаются к участию во всеукраинских, областных мероприятиях, походах, соревнованиях; создаются условия для их содержательного отдыха и оздоровления в профильном передвижном палаточном комплексе им. М.М. Туркевича; на ту-ристско-оздоровительных базах «Морская» и «Лесная»2.
Третья модель. Организация и проведение внешкольным учебным учреждением (в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями, центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи) социальных проектов и программ, а также концертов, праздников, творческих конкурсов, других мероприятий, направленных на социально-педагогическую поддержку и помощь детям и молодежи социально незащищенных категорий.
Участниками указанных мероприятий являются педагогические работники (руководители кружков, социальные педагоги, психологи, педагоги-организаторы), ученики внешкольного учреждения (кружковцы, участники органов ученического самоуправления, волонтеры и т.д.).
Примеров реализации внешкольными учебными учреждениями в Украине социальных программ, благотворительных социальных проектов - значительное количество. В частности, в Киевском дворце детей и юношества реализуется социально-развивающая программа «Турбота» («Забота»), направленная на оказание социально-педагогической поддержки детям и молодежи с особыми потребностями - воспитанникам интернатных учреждений, пациентам клинической больницы № 7 г. Киева и др. В реализации мероприятий программы Дворец сотрудничает с социальными службами города и районов, другими организациями. К реализации программы привлечены волонтеры - кружковцы Дворца.
«Уже много лет юные журналисты агентства «Юн-пресс» принимают участие в волонтерском движении: поздравляют детей, которые лечатся в Институте травматологии и ортопедии, учатся в школе-интернате для больных детей и детей, которые временно находятся в приемнике-распределителе для несовершеннолетних. «... На этот раз мы, «Деды Морозы», пришли в гости и к тринадцатилетнему Илье. Парень не имел возможности прийти на праздничный концерт, потому что он не может ходить, передвигается только в инвалидной коляске. Из-за болезни Илья не ходит в школу - занимается дома. ... Когда мы спросили, что он хочет на Новый год, Илья ответил: «Ничего, у меня все есть, я больше всего хочу иметь друзей» (Алина Кучеренко, «Юн-пресс», КПДЮ)3.
Необходимо подчеркнуть, что организация праздников (дня Святого Николая, новогодних елок), других мероприятий для детей социально незащищенных категорий является традицией практически во всех внешкольных учебных учреждениях Украины.
Таким образом, реализация такого направления социально-педагогической деятельности, как социально-педагогическая поддержка детей и молодежи, в частности таких, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, - исторически присуща деятельности внешкольных учреждений, которые сегодня остаются организаторами такой работы в районе, городе, области и т.д. Примеров деятельности внешкольных уч-
реждений по социально-педагогической поддержке детей и молодежи в Украине значительное количество, что позволяет говорить о существенной роли внешкольного образования как института, который выполняет важные социально-воспитательные, социально-педагогические функции.
В контексте проблемы необходимо говорить о предупреждении негативных социальных процессов, значительном снижении рисков попаде-ния детей и их семей в сложные жизненные обстоятельства, что в определенной степени связано с социально-экономической политикой, социокультурным развитием Украины. Актуальной остается социально-педагогическая поддержка детей и молодежи, в частности, социально незащищенных категорий, которую можно рассматривать как важное направление социально-педагогической деятельности внешкольных учреждений в современных условиях развития страны.
Библиографический список
1. Алексеенко, Т. Ф. Сощально-педагопчна тдтримка дггей групи ризику [Текст] / Т.Ф. Алексеенко // Сощальна педагопка: теорiя i практика. - 2005. - № 1. - С. 56-60.
2. Ввд проф№ного навчання до профшьно! освгга. Стратепя локальних змш позашшльного навчального закладу нового типу (з досвщу роботи Палацу дггей та молодi м. Рiвне) [Текст] : наук.-метод. поабн. / за ред. Первушевсько! I. О. - Рiвне : ПДМ, 2010. - 606 с.
3. Золотарёва, А. В. Организационно-педагогические условия социального становления детей в многопрофильном учреждении дополнительного образования [Текст] : дис. ... канд. пед. наук: 01.00.01 / А. В. Золотарёва. - Ярославль, 1999.
4. Петрочко, Ж. В. Дитина в складних життевих обставинах: сощально-педагопчне забезпечення прав [Текст] : монографiя / Ж.В. Петрочко. - Рiвне : вида-вець О. Зень, 2010. - 368 с.
5. Рожков, М. И. Принципы социально-педагогической деятельности [Текст] / М.И. Рожков // зб. матерiалiв Мiжнар. наук.-практ. конф. ["Наукова елтга як соцiально-економiчний фактор розвитку держав в умовах глобалiзацil "] (Украша, Ки1в, 27-28 жовтня 2010 р.) / упоряд. О. В. Биковська,
0. В. .Шсовий, С. О. Лихота, Л. Л. Макаренко. - Вип.
1. - К. : 1нформацшш системи, 2010. - С. 185-188.
6. Сощальна робота в Украш [Текст] : навч. поаб. / I. Д. Зверева, О. В. Безпалько, С. Я. Харченко та ш.; за заг. ред.: I. Д. Зверево!, Г. М. Лактюново!. - К. : Центр навчально! лггератури, 2004. - 256 с.
7. Сощальна педагопка [Текст] : мала енциклопедiя / [за ред. I. Д. Зверево!]. - К. : Центр учбово! лггератури, 2008. - 336 с.
Социально-педагогическая поддержка детей и молодежи как функция внешкольных учреждений Украины
Bibliograficheskij spisok
1. Alyeksyeyenko, T. F. Social'no-pedahohichna pidtrymka ditej hrupy ryzyku [Tekst] /
T.F. Alyeksyeyenko // Social'na pedahohika: teoriya i praktyka. - 2005. - № 1. - S. 56-60.
2. Vid profil'noho navchannya do profil'noi osvity. Stratehiya lokal'nyh zmin pozashkil'noho navchal'noho
zakladu novoho typu (z dosvidu roboty Palatsu ditey ta molodi m. Rivne) [Tekst] : nauk.-metod. posibn. / za red.
Pervushevs'koi I. O. - Rivne : PDM, 2010. - 606 s.
3. Zolotariova, A. V. Orhanyzacyonno-pedahohycheskye uslovyya socyal'noho stanovlenyya detej v mnohoprofyl'nom uchrezhdenyy dopolnytel'noho obrazovanyya [Tekst] : dys. ... kand. ped. nauk: 01.00.01 / A. V. Zolotariova. - Yaroslavl', 1999.
4. Petrochko, Zh. V. Dytyna v skladnykh zhyttyevykh obstavynakh: social'no-pedahohichne zabezpechennya prav [Tekst] : monohrafiya / Zh.V. Petrochko. - Rivne : vydavets' O. Zen', 2010. - 368 s.
5. Rozhkov, M. Y. Pryntsypy socyal'no-pedahohycheskoj deyatel'nosty [Tekst] / M. Y. Rozhkov // zb. materialiv Mizhnar. nauk.-prakt. konf. ["Naukova elita yak sotsial'no-ekonomichnyj faktor rozvytku der-
zhav v umovakh hlobalizatsii"] (Ukraina, Kyiv, 27-28 zhovtnya 2010 r.) / uporyad. O. V. Bykovs'ka,
0. V. Lisovyj, S. O. Lykhota, L. L. Makarenko. - Vyp. 1. - K. : Informaciyjni systemy, 2010. - S. 185-188.
6. Social'na robota v Ukraini [Tekst]: navch. posib. /
1. D. Zvyeryeva, O. V. Bezpal'ko, S. YA. Kharchenko ta in.; za zah. red.: I. D. Zvyeryevoj, H. M. Laktionovoj. -K. : Tsentr navchal'noj literatury, 2004. - 256 s.
7. Social'na pedahohika [Tekst]: mala encyklopediya /
[za red. I. D. Zvyeryevoj]. - K. : Tsentr uchbovoi literatury, 2008. - 336 s.
1 Понятие «сложные жизненные обстоятельства» определено, согласно статье 1 Закона Украины «Про сощальш по-слуги» («О социальных услугах»), как условия, которые объективно нарушают нормальную жизнедеятельность лица, последствия которых оно не может преодолеть самостоятельно (инвалидность, частичная потеря двигательной активности в связи со старостью или по состоянию здоровья, одиночество, сиротство, беспризорность, отсутствие жилья или работы, насилие, пренебрежительное отношение и негативные отношения в семье, малообеспеченность, психологическое или психическое расстройство, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).
2 По материалам Всеукраинского конкурса педагогического мастерства педагогических работников внешкольных учебных учреждений «Источник творчества» (2012).
3 По материалам Всеукраинского конкурса педагогического мастерства педагогических работников внешкольных учебных учреждений «Источник творчества» (2012).