Б01: 10.12731/2218-7405-2018-1-147-166 УДК 376.6 / 364
ГЕНЕЗИС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЦЕНТРОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ ДЛЯ СЕМЬИ, ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ КРЫМА
Крамаренко Л.В.
В данной статье проанализированы общие научные тенденции в понимании развития системы социальной защиты. Целью статьи является изучение исторического опыта становления и основных путей развития органов социальной работы на примере центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым как нового субъекта социальной работы в правовом поле Российской Федерации на пути реформирования социальной сферы.
Метод или методология проведения работы. Основу теоретического исследования составляют: теоретический анализ; аналогия; моделирование, а также принцип историко-философской реконструкции. Эмпирическое исследование образует; изучение литературных источников, нормативных и программно-методических документов; изучение и обобщение опыта.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования: выявлены особенности функционирования и руководства центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи как единой иерархического системы государственных социальных учреждений в Республике Крым; рассмотрена результативность социальной работы с семьями, детьми и молодежью во взаимодействии с другими субъектами социальной работы и правоохранительными органами региона.
Результаты исследования заключаются в том, что предложены эффективные пути усовершенствования социальной работы Российской Федерации на основе опыта центров социальных служб для семьи, детей и молодежи в части доступности социальных услуг нуждающимся категориям населения.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть применены в сфере социальной работы государственных учреждений с семьями, детьми н молодежью по обеспечению всестороннего охвата социальными услугами.
Ключевые слова: органы социального защиты; социальная работа; социальная услуга; семья; дети; молодежь.
GENESIS OF THE FORMATION AND DEVELOPMENT OF CENTERS OF SOCIAL SERVICES FOR THE FAMILY, CHILDREN AND YOUTH IN THE CRIMEA
Kramarenko L. V.
This article analyzes general scientific trends in understanding the development of the social protection system. The aim of the article is to study the historical experience of formation and the main ways ofdevelopment of social work bodies by the example of social services centers for the family, children and youth of the Republic of Crimea as a new subject of social work in the legalfield of the Russian Federation on the way of reforming the social sphere.
Method or methodology of the work. The basis of theoretical research is; theoretical analysis; analogy; modeling, as well as the principle of historical and philosophical reconstruction. The empirical study forms; the study of literary sources, normative and program-methodological documents; study and generalization of experience.
Scientific novelty and theoretical significance of the research: features of functioning and management of social services centers for families, children and youth as a single hierarchical system of state social institutions in the Republic of Crimea; the effectiveness of social work with families, children and young people in cooperation with other social work actors and law enforcement agencies of the region was examined.
The results of the research are that effective ways of improving the social work of the Russian Federation on the basis of the experience
of social services centers for families, children and youth in terms of accessibility of social services to needy categories of the population.
Scope of application of the results. The results of the research can be applied in the sphere of social work of state institutions with families, children and young people to ensure full coverage of social services.
Keywords: social protection institutions; social work; social service; family; children; youth.
Введение
Россия в настоящее время находится на переходном этапе, переживая последствия тяжелого социально-экономического кризиса, связанного с ограничительными мерами, введенными в отношении нашего государства. Одним из государственных механизмов демократических и социальных преобразований в современных условиях, на наш взгляд, должна стать развитая система органов социальной работы, способная качественно поднять уровень жизни социально незащищенных слоев населения.
Именно поэтому в последние десятилетия руководство Российской Федерации одним из важнейших направлений реформ видит в развитии социальной сферы и повышении социальных стандартов до европейского уровня.
Вместе с тем, указанные реформы невозможны без понимания историко-культурных процессов становления и развития системы социальных служб в нашей стране, имея ввиду, что данный вопрос еще мало исследован.
Актуальность темы исследования заключается в развитии демократических устремлений Российской Федерации в новых социально-экономических условиях, на основе изучения предпосылок возникновения и положительного опыта работы центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым.
01.12.2016 Президент Российской Федерации Владимир Путин в ежегодном Послании к Федеральному Собранию отметил необходимость продолжения изменений в социальной сфере, чтобы она
становилась ближе к людям, к их запросам, была более современной и справедливой [8].
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в выявлении особенностей функционирования и руководства центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи в Республике Крым; социальной работы с семьями, детьми и молодежью. Объектом исследования являюется деятельность центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Крыма как современная научно-педагогическая проблема.
Анализ последних исследований и публикаций. В определенной степени исследованию проблематики истории формирования органов социальной работы, в том числе центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, посвящались труды таких отечесвтен-ных и иностранных ученых Тарасовой В.А. [3, с. 8], Жукова В.И. [2, с. 44], Гарасимова Т.З. [10, с. 135-136], Ильяшенко Ю.Ю. [11], Безпалько О.В. [1, с. 184] и другие исследователи.
Целью данной статьи является изучение исторического опыта функционирования органов социальной работы на примере центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Республики Крым как нового субъекта социальной работы в правовом поле Российской Федерации на пути реформирования социальной сферы. Задачи исследования: анализ состояния изучаемой проблемы научной литературе; охарактеризовать особенности деятельности и управления центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи; обосновать возможности совершенствования управления центрами социальных служб для семьи, детей и молодежи.
Метод или методология проведения работы. Основу теоретического исследования составляют: теоретический анализ; аналогия; моделирование, а также принцип историко-философской реконструкции. Эмпирическое исследование образует: изучение литературных источников, нормативных и программно-методических документов; изучение и обобщение опыта.
Изложение основного материала. Научное осмысление проблемы развития социальных служб как педагогической системы,
эффективно решающей социальные вызовы современности, возможно благодаря проведению историко-педагогического анализа становления указанных учреждений.
Системный анализ как теоретико-методологический способ всестороннего изучения научного объекта требует проведения историко-педагогического экскурса изучаемой проблемы. Такое исследование позволит нам рассмотреть эволюцию отношения общества к социальным проблемам, установить исторические изменения в создании и развитии социальных учреждений как способа разрешения поставленных задач.
Развивая систему социальной защиты в России важно учитывать исторический опыт и национальные особенности ее становления. Хотя социальная политика как направление деятельности государства и само социальное государство - явления достаточно молодые, отметим, что проблема социальной поддержки незащищенных слоев населения возникла вместе с человеческим обществом.
Наша страна имеет особые социальные, моральные, духовные, политические и экономические предпосылки возникновения ростков социальной помощи нуждающимся категориям населения и социальной защиты в целом, которая, по мнению отечественных ученых, является одним из механизмов гармонизации отношений и объединения общественных интересов [4, с. 196].
Славянам, как и многим другим народам присущи общие гуманные черты, прежде всего, сочувствие, сопереживание, готовность откликнуться на чужую беду, прийти на помощь. Эти человеческие качества существуют давно, со временем меняют формы и способы выражения.
РИ. Иванова и В.А. Тарасова пришли к выводу, что на заре зарождения человечества временная нетрудоспособность, вызванная рождением детей, необходимостью ухода за детьми и отсутствием определенного уровня работоспособности у детей, были первыми социальными условиями для существования особого механизма распределения пищи не в обмен на затрачиваемый труд [3, с. 8].
В соответствии с уровнем развития тогдашних производственных отношений, социальная помощь сводилась к примитивному: выделение продуктов питания и предоставления жилья.
В ранний период славянской истории, социальная помощь характеризуется архаичностью, когда ведущим мировосприятием и миросуществованием было язычество, философия целостности человека, природы и космоса выступает как главная идея мировосприятия, как смысловой стержень организации жизнедеятельности людей.
Таким образом, при рабовладельческом и феодальном способах производства существовало 10 основных форм материального обеспечения престарелых, вдов, детей-сирот и нетрудоспособных: содержание как правопривилегия, которое предоставлялось имущим слоям населения и отдельным категориям воинов, частная благотворительность, опека и попечительство, гражданско-правовое обеспечение в рамках семейных отношений по особым видам сделок или непосредственно урегулированное законом, государственная пренебрежение к беднейшим слоям населения, сбор милости, цеховое страхование и другие формы коллективной взаимопомощи, хозяйская власть рабовладельца, феодала по отношению к рабам, крепостным и наемных в виде подачки, благотворительности.
Ни рабовладельческому, ни феодальному средствам производства не присущи государственная функция материального обеспечения престарелых, вдов, сирот и нетрудоспособных.
Правовые пути регулирования этих отношений неотделимы от отношений собственности и ее прерогатив государственной власти. Из анализа источников рабовладельческого и феодального права видно, что эти отношения регулировались, как правило, в рамках наследственного права, или в качестве дополнения к регулированию отношений собственности [10, с. 135-136].
Некоторые авторы выделяют три основные формы помощи старикам, больным и детям, а именно: 1) выделение «косячка», т. е. выделение старикам земель, лёгких в обработке; 2) «кормление по договорам», т.е. дряхлых, немощных стариков и детей брала на по-
руки и кормила родовая община; 3) старика поочерёдно кормили и содержали семьи данного рода [2, с. 44].
По мере разделения общества на классы возникали первые правовые формы социальной защиты, которые были закреплены правовых актах русских князей, которые активно занимались благотворительной помощью, в том числе до принятия христианства. Великий Киевский князь Владимир Святославович, крестивший Русь, издал Устав в 996 г., регулирующий помощь нуждающимся, со стороны государства и церкви. Объектами помощи признаются: старики, сироты, вдовы, монахи, калики перехожие, странники, «хромцы», «слепцы», юродивые и блаженные [9, с. 91].
С X-XIII в. развиваются три основные формы социальной поддержки обездоленных: 1) монастырская система поддержки, в период татаро-монгольского нашествия значительно возрасла роль церкви в вопросе оказания помощи больным, сиротам, вдовам и т.д.; 2) государственная система помощи; 3) первые светские проявления благотворительности, состоящая из числа господствующего класса.
В XIV в. земли объединяются вокруг монастырей, где были заложили основы пансионной системы поддержки для мужчин и женщин, когда новый монах, сделавший определенный имущественный вклад, получал в монастыре пожизненное содержание. В монастырь шли вдовы на дожитие. Они были открыты для женщин всех сословий, крестьян, которые присоединялись к монастырям, принимали последние в преклонном возрасте под опеку.
Дальнейшее развитие феодальных отношений в России середины XVII в. было отражено в Соборном Уложении 1649 г. [8] -своде законов Русского царства и действовавшем почти до 1832 г., в котором только закреплению господствующих форм феодальной собственности, правам феодалов на вотчины и поместья и связанные с ними причитающимися посвящено 175 статей. Среди правовых нововведений Уложения 1649 отмечается появление института наследования, пропитание после смерти владельца поместья на содержание вдовы, престарелых родителей и несовершеннолетних детей. Приказами периода Московского царства
была предусмотрена социальная помощь малоимущим и неимущим слоям населения.
Доктрина помощи основывалась на идее полезности человека для государства, возможности или невозможности человека приносить государству пользу, государственной необходимости. Государство создавало организационные формы и социальные институты оказания помощи, которые закреплялись в соответствующих нормативных актах.
Прогрессивные правовые реформы Петра I положили начало формированию системы социальных служб нашего государства. Указом №1856 от 08.06.1701 г. была создана система социальной помощи и защиты малоимущих слоев населения, которые определялись в богадельни. На их содержание из патриаршей домовой казны выделялись соответствующие средства, а малоимущие граждане впервые получили право на социальные пособия из средств государства, открывались госпитали для раненных солдат.
Правовыми актами ХУП-ХУШ в. определялись категории тех, кто нуждается в помощи - бедные, больные, инвалиды, безнадзорные дети, нищие. Деятельность и труд, возможность принять в нем участие в пользу государства выступают критериями определения объектов помощи.
После отмены крепостного права происходит реорганизация системы государственного управления. Руководство социальными службами в большинстве губерний начали осуществлять земские и городские учреждения. Социальная опека и поддержка приобретает постоянный и систематический характер. Опека над бедными считалась не обязанностью, а правом земских и городских учреждений.
С XVIII в. по XIX в. в России шел процесс формирования государственно-административной, общественной и частной опеки. Растет количество нормативных актов, касающихся специальной опеки над нуждающимися, открываются первые учебные заведения для недееспособных, в которых обучали грамоте и ремеслам.
В XIX в. появляются учебные заведения Красного креста, предназначенные для подготовки медицинских работников младшего и среднего звена, которые обслуживали госпитали и больницы.
В учебном пособии под редакцией Кузьмина К.В. и Сутыри-на Б.А. отмечено, что в XIX в. распространённым явлением было создание благотворительных комитетов, обществ, попечительских советов для оказания разносторонней помощи сиротам, инвалидам, престарелым и неимущим людям. Эти организации существовали на частные пожертвования богатых людей и представителей правящей династии Романовых [5, с. 329].
В дальнейшем благотворительная деятельность, в основном, осуществлялась по трем направлениям: 1) организация и финансирование учреждений помощи и поддержки; 2) предоставление единовременной или постоянной материальной помощи; 3) осуществление социального патронажа.
За семь десятилетий XX в. в России была создана эффективная и доступная система государственного образования, здравоохранения, социального обеспечения и страхования. Опыт и традиции в этих областях общественной жизни - неоценимый материал для теоретической и методологической основы социальной работы в современных условиях. В первые годы советской власти продолжила работу по выплате пенсий и пособий по инвалидности, материнства и детства. По причине необходимости борьбы с беспризорностью была проведена новаторская педагогическая работа, к которой были првлечены лучшие педагоги.
В Советский период система социальной защиты гарантировала минимальную заработную плату, минимальную пенсию, нормы потребления в интернатах для детей и взрослых. Государство брало на себя полную административную и финансовую ответственность по выплатам социального страхования, делало работника пассивным участником системы социальной защиты. Система льгот охватывает все население страны, появляются новые общества, кооперации для недееспособных и нуждающихся как самостоятельные хозяйственные единицы в системе социального обеспечения.
Хотя демократизация социальной защиты началась еще в восьмидесятые годы, этот процесс активно начал развиваться после получения Россией статуса независимого государства. За период
независимости принято много нормативно-правовых актов, которые определяют социальные гарантии и обеспечивают права социально незащищенных категорий населения.
Социальное развитие в конце XX в. в начале XXI в. сопровождается в большинстве стран мира накоплением острых проблем жизнедеятельности людей и поисками путей и возможностей их решения.
Ключевой момент в развитии социального вектора состоит в изучении и внедрении позитивного опыта других стран в механизмах разрешения существующих социальных проблем.
Особые результаты среди постсоветских стран, в ответ на актуальные общественные запросы, достигнуты в Украине, где активно развивается система социальных служб.
Как отмечает известный исследователь Безпалько О.В., с 1992 г. в Украине создается новый институт социального воспитания - центр социальных служб для молодежи, что было предопределено рядом факторов: приобретением Украиной независимости, социально-экономической перестройкой в стране, разрушением централизованной системы деятельности пионерской и комсомольской организаций, стремительным распространением негативных явлений в молодежной среде [1, с. 184].
С 1992 г. одним из приоритетных направлений государственного управления становится молодежная политика, которая приобретает особую актуальность в период становления демократических основ государства в интересах человека и гражданина. 15.12.1992 г. с целью государственной поддержки молодежи, развития нормативно-правовой базы, практической деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления утверждена Декларация «Об общих началах государственной молодежной политики в Украине» [12].
Принятие указанного акта имело особое историческое значение для реализации государственной молодежной политики с учетом возможностей Украины, её социального, экономического, культурного развития на основе мирового опыта поддержки молодежи, стала фундаментом для создания и развития центров социальных служб для молодежи.
В период с 1992 г. по 1995 г. разрабатывается нормативная база, регулирующая направления деятельности и правовой статус социальных служб, формируется их кадровый состав, нарабатываются связи с социальными партнерами. На этом этапе деятельности центры социальных служб для молодежи занимались реализацией региональных и общенациональных программ по профилактике негативных явлений в детской и подростковой среде, социальной помощи молодежи в сфере борьбы с преступностью, защите прав несовершеннолетних и молодых женщин в семейных и трудовых правоотношениях.
Первые центры социальных служб для молодежи во исполнение постановления Кабинета Министров Украины от 13.08.1993 г. №648 «Об утверждении Типового пложения о социальных службах для молодежи» реализовывали одну из главных задач - содействие социальному становлению и развитию детей [13].
В Крыму согласно решению Государственного комитета по делам молодёжи Республики Крым от 08.12.1994 г. №87К создано специальное государственное учреждение, осуществляющее комплексное социальное обслуживание молодежи - Крымский республиканский центр социальных служб для молодежи.
Развитие сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Крыма в муниципальных образованиях развивалось параллельно. Приказом Государственного комитета по делам молодежи Республики Крым от 13.10.1994 г. №72К для развития республиканской программы социальной адаптации и реабилитации молодежи Ялтинскому городскому Совету народных депутатов поручено создать Ялтинский центр социальных служб для молодежи.
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского Совета народных депутатов от 09.06.1995 г. №331 создан Ялтинский центр социальных служб для молодежи, а также утверждено Положение о Центре. Ялтинскому центру социальных служб для молодежи разрешено изготовить гербовую печать и штампы со своим наименованием, а также открытие расчетного счета в банке.
Клиентам центров социальных служб для молодежи предоставлялись психологические, информационные, социально-экономические, социально-педагогические и юридические услуги.
С 1995 г. по 2001 г. в условиях глубокого экономического кризиса, когда произошел стремительный рост неблагополучия, сиротства, безработицы проходило совершенствование законодательной базы центров социальных служб для молодежи. Основной задачей становится осуществление социальной опеки отдельных категорий молодежи, в частности, инвалидов и сирот, и профилактику негативных явлений в молодежной среде. Региональные центы социальных служб для молодежи проводили мероприятия по установлению и укреплению связей с социальными службами для молодежи за рубежом, интеграции в международную систему социальной работы с молодежью.
В то же время у руководства государства сформировалось понимание необходимости расширения материальной базы социальных служб для молодежи, создание специальной сети учреждений по оказанию правовых услуг, экстренной телефонной помощи, со-циально-психологическому консультированию, информированию молодежи по вопросам труда, обучения, труда, досуга и отдыха, деятельности социальных служб, содействию трудоустройству учащейся молодежи, а также её профориентации.
С 2001 г. по 2014 г. происходит содержательное реформирование сети центров социальных служб для молодежи, сферы предоставления социальных услуг, расширяется категория клиентов. Сеть учреждений реализует государственную молодежную политику и оказывает социальную помощь детям, молодежи, женщинам и различным категориям семей, значительно укреплена материально-техническая база.
В данный период сложилась многовекторная модель государственного управления в социальной сфере. Завершено создание сети центров социальных служб для молодежи. Приобретенный опыт и авторитет социальных служб создал возможность для реализации многих проектов при поддержке международных фондов, организаций, ассоциаций, которые дали высокую практическую отдачу и стали основой для определения приоритетов на перспективу.
Социальные проблемы нуждающихся семей, детей и молодежи решаются комплексно, на основе разработок известного исследова-
теля Шевчука П.И., исходя из целенаправленных конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера поддержки наиболее уязвимых слоев населения [15, с. 148].
Используются инновационные технологии социальной работы, в частности, помощь семьям, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, создания приемных семей и детских домов семейного типа, работа с инвалидами и лицами, вернувшимися из мест лишения свободы, создание и распространение социальной рекламы.
12 сессия 24 созыва Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым 30.05.2003 г. принято решение о создании Ялтинского городского Центра социальных служб для молодежи с правом юридического лица в структуре Управления по делам семьи и молодежи исполнительного комитета Ялтинского городского совета с 01.06.2003 г. Далее, 15.03.2004 г. решением 19 сессией 24 созыва Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым утверждены изменения в Положение о Ялтинском городском Центре социальных служб для молодежи, согласно которым, учреждение было выведено из структуры Управления по делам семьи и молодежи исполнительного комитета Ялтинского городского совета.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 27.08.2004 г. № 1126 «О мерах по совершенствованию социальной работы с семьями, детьми и молодежью» сеть центров социальных служб для молодежи реорганизована и переименована в центры социальных служб для семьи, детей и молодежи [14].
Ялтинский городской совет Автономной Республики Крым 20.12.2004 г. принял решение №21 о внесении изменений в название Ялтинского городского Центра социальных служб для молодежи на Ялтинский городской центр социальных служб для семьи, детей и молодежи, а также утверждено Положение в новой редакции.
Во исполнение социальных инициатив Президента Украины, письма Министерства социальной политики Украины от 26.04.2012 г. №228/0/15-12/56 «Об улучшении предоставления социальных услуг наиболее уязвимым слоям населения» исполнительный коми-
тет Ялтинского городского совета решением Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым №48 от 20.07.2012 г. внесены изменения в Положение и структуру Ялтинского центра социальных служб для семьи, детей и молодёжи Ялтинского городского совета, введена должность специалиста по социальной работе - 25 штатных единиц.
На практике введение должностей специалистов по социальной работе позволило реально улучшить работу с семьями, нуждающихся в помощи, а также выявлять семьи на раннем этапе возникновения кризиса. За каждым специалистом закреплен один или более населенных пунктов (в зависимости от количества населения из расчета 1500 человек сельского населения на одного специалиста или 3000 городского).
В результате общекрымского референдума, проведенного 16.03.2014 г. в Автономной Республике Крым и городе Севастополе, Республика Крым принята в состав Российской Федерации. Органы государственной власти и местного самоуправления Республики Крым, к которым относятся, в том числе субъекты социальной работы, были приняты в новое правовое поле Российской Федерации, что привело к системным изменениям в функционировании указанных орагнов.
Во исполнение Поручения Главы Республики Крым C.B. Аксёнова от 11.11.2014 №01-62/3015 совместно с соответствующими исполнительно-распорядительными органами муниципальных образований Республики Крым обеспечен прием-передача из коммунальной (муниципальной) собственности в государственную собственность Республики Крым целостных имущественных комплексов центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Крыма.
В настоящее время центры социальных служб Республики Крым, находясь в правовом поле Российской Федерации эффективно осуществляют социальную работу в регионе, обеспечивают предоставление семьям, детям и молодежи социально-бытовых, социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических, социально-правовых, социально-экономических и
срочных социальных услуг с соблюдением национальных стандартов социальных услуг.
Эффективность индивидуальной социальной работы, в рамках обслуживания, патронажа и сопровождения, а также групповой социальной работы центров социальных служб для семьи, детей и молодежи достигается благодаря тесному взаимодействию с учреждениями труда и социальной защиты, управлениями молодежи и спорта, управлениями по делам несовершеннолетних и защите их прав, управлениями образования и правоохранительными органами Республики Крым.
Субъекты социальной работы и правоохранительные органы в муниципальных образованиях Республики Крым регулярно проводят совместные совещания, круглые столы, семинары по вопросам социальной работы с семьями, детьми и молодежью.
Высокие показатели социальной работы Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» достигнуты, в частности, по причине эффективного взаимодействия субъектов социальной работы и правоохранительных органов г. Ялты, не предусмотренных федеральным или региональным законодательством, в рамках деятельности следующих коллегиальных органов: комиссии по оказанию материальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, проживающим на территории муниципального образования городской округ Ялта, антинаркотической комиссии в муниципальном образовании городской округ Ялта, муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, комиссии по определению индивидуальной потребности в социальных услугах граждан без определенного места жительства на территории муниципального образования городской округ Ялта, комиссии по выплате денежной компенсации многодетным семьям, дети которых обучаются в муниципальных общеобразовательных учреждениях и зарегистрированы на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, комиссии по
опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже по состоянию здоровья муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления и занятости детей в муниципальном образовании городской округ Ялта Республики Крым.
Результаты и обсуждение. В ходе исследования проблематики предложены эффективные пути усовершенствования социальной работы Российской Федерации на основе опыта центров социальных служб для семьи, детей и молодежи во взаимодействии с другими субъектами социальной работы и правоохранительными органами Республики Крым в части доступности социальных услуг нуждающимся категориям населения.
Функционирование сети центров социальных служб для семьи, детей и молодежи как единой централизованной структуры на государственном, региональном и местном уровне позволяет комплексно решать задачи государственной социальной политики, что является новеллой законодательства Российской Федерации для аналогичных социальных служб.
Заключение и актуальные направления исследований. Принятие христианства на Руси существенно повлияло на развитие милосердия и благотворительности, прежде всего потому, что предусматривало «любовь в действии». Благотворительность князей Киевской Руси, монастырской системы поддержки, известнейших российских меценатов и благотворителей стали фундаментом к зарождению и развитию государственной системы помощи.
В конце XX века стала активно распространяться и развиваться сеть центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Крыма, способная комплексно решать зацачи государственной социальной политики. Процесс развития системы социальных служб является динамичным, однако, окончательно не сформировался в нашей стране.
Создание и развитие центров социальных служб для семьи, детей и молодежи Крыма имеют значительный научный и практический
фундамент, а наработанные педагогические практики работы с детьми и молодежью стать основой в социально-педагогической сфере.
Вместе с тем, отдельные аспекты развития и управления деятельностью системы субъектов социальной работы, условий руководства, организации и управления центрами социальных служб для семьи, детей и молодёжи недостаточно изучены. В настоящее время насущной необходимостью является реформирование системы социальной защиты на основании прогрессивного опыта функционирования центров социальных служб для семьи, детей и молодежи, а также дальнейшего роста социальных гарантий и поиска новых, современных источников финансирования.
На наш взгляд, сеть центров социальных служб для семьи, детей и молодежи может эффективно обеспечить социальными услугами широкий круг незащищенных категорий населения.
Список литературы
1. Безпалько О.В. Социальная педагогика в Украине: этапы становления и развития// Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 183-188.
2. Жуков В.И. История социальной работы: учебник / Под ред. В.И. Жукова. М.: Изд-во РГСУ, 2011. 400 с.
3. Иванова Р.И. Предмет и метод советского права социального обеспечения / Р.И. Иванова, В.А. Тарасова. Москва: Изд. МГУ, 1983. 168 с.
4. Козбаненко В. А. Государственное управление: основы теории и организации. В 2-х тт: Учебник. М.: «Статус», 2002. 366 с.
5. Кузьмин К.В., СутыринБ.А. История социальной работы за рубежом и в России: Учебное пособие. М.: Академический Проект; Трикста, 2005. 624 с.
6. О результатах работы и состоянии социальных служб для семьи, детей и молодежи в Республике Крым. URL: http://monm.rk.gov.ru/ rus/index.htm/news/290171.htm (дата обращения: 25.12.2017).
7. Послание Президента Федеральному Собранию. URL: http://kremlin. ru/events/president/news/copy/53379 (дата обращения: 25.12.2017).
8. Соборное Уложение 1649 года. URL: http://www.hist.msu.ru/ER/ Etext/1649.htm (дата обращения: 25.12.2017).
9. Фирсов М. В. История социальной работы: Учебное пособие для высшей школы. М.: Академический Проект; Трикста, 2004. 608 с.
10. Гараси\пв Т.З. Право сощального забезпечення Украши. (загальна частина)/Тарас Зеновшович Гараси\пв. Дрогобич: «В1дродження», 2004. 240 е., з ш.
ПЛлляшенко Ю.Ю. Становления сощальних служб для молод! в Укра!ш та реаппзащя ними окремих аспектов державно! пол ¡тик и у c(|icpi дитинства (90-ii pp. XX ст. - початок XXI ст.). URL: http:// www.rusnauka.com/19_NPN_2015/Istoria/l_195961.doc.htm (дата обращения: 25.12.2017).
12. Про загальш засади державно! молод1жно! гештики в Укра!ш: Декларащя ввд 15.12.1992 №2859-XII. URL: http://zakonO.rada.gov.ua/ laws/show/2859-12?test=4/UMfPEGziilili/m8.ZisT24iiBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
13. Про затвердження Типового положения про сощальш служби для молода: постанова Кабшету MimcipiB Украши вад 13.08.1993 №648. URL: http:// zakon3.rada.gov.ua/laws/show/648-93-%D0%BF (дата обр.: 25.12.2017).
14.Про заходи щодо вдосконалення сощально! роботи п елм ями. дпъми та молоддю: постанова Кабшету MimcTpiB Украши вщ 27.08.2004 №1126. URL: http://zakon0.rada.gov^aws/show/1126-2004-%D0%BF?test=4/UMfPEGznlili/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).
15.Шевчук П.1. Сощальна пол1тика. Л.: Св1т, 2003. 400 с.
References
1. Bc/pal'ko О.V. Social'иа\ аpedagogika v Ukraine: ehtapy stanovleniya i razvitiya [Social pedagogy in Ukraine: stages of formation and development]. Sibirskijpedagogicheskij zhurnal. 2013. no 6, pp. 183-188.
2. Zhukov V.I. Istoriya social noj raboty [The history of social work], ed. V.I. Zhukov. M.: Izd-vo RGSU, 2011. 400 p.
3. Ivanova R.I., Tarasova V. A. Predmet i metodsovetskogoprctva social 'no-go obespecheniya [The subject and method of the Soviet social security law], Moscow: Izd. MGU, 1983. 168 p.
4. Kozbanenko V.A. Gosudarstvennoe upravlenie: osnovy teorii i organi-zacii [Public administration: the fundamentals of theory and organization], M.: «Status», 2002. 366 p.
5. Kuz'min K.V., Sutyrin B.A. Istoriya social noj raboty za rubezhom i Rossii [The history of social work abroad and in Russia]. M.: Akadem-icheskij Proekt; Triksta, 2005. 624 p.
6. O rezul 'tatah raboty i sostoyanii social 'nyh shizhb dlya sem 7, detej i molodezhi v Respublike Krym [On the results of work and the state of social services for the family, children and youth in the Republic of Crimea], http://monm.rk.gov.ru/rus/index.htm/news/290171 .htm (accessed December 25, 2017).
7. Poslanie Prezidenta Federal 'nomu Sobraniyii [Message from the President to the Federal Assembly], http://kremlin.ru/events/president/news/ copy/53379 (accessed December 25, 2017).
8. Sobornoe Ulozhenie 1649 goda [The Cathedral Code of 1649]. http:// www.hist.msu.ru/ER/Etext/1649.htm (accessed December 25, 2017).
9. Firsov M.V. Istoriya social 'noj raboty [History of social work], M.: Ak-ademicheskij Proekt; Triksta, 2004. 608 p.
10.Garasimiv T.Z. Pravo social'nogo zabezpechennya Ukraini. (zagal'na chastina) [The right to social security of Ukraine, (the general part)]. Drogobich: «Vidrodzhennya», 2004. 240 p.
11. Illyashenko Yu.Yu. Stanovlennya social 'nih shizhb dlya molodi v Ukraini ta realizaciya nimi okremih aspektiv derzhavnoipolitiki u sferi ditinst-va (90-ti rr. HKH st. - pochatok XXI st.) [The emergence of social services for young people in Ukraine and their implementation of certain aspects of state policy in the field of childhood (90-ies of the XX century -the beginning of the XXI century.)], http://www.rusnauka.com/19_ NPN_2015/Istoria/l_195961.doc.htm (accessed December 25, 2017).
12.Pro zagal'ni zasadi derzhavnoi molodizhnoipolitiki v Ukraini [The general principles of the state youth policy in Ukraine]. Deklaraciya vid 15.12.1992 №2859-XII. http://zakon0.rada.gov.ua/laws/show/2859-12?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (accessed December 25, 2017).
13.Pro zah'erdzhennya Tipovogo polozhennyapro social'ni shizhbi dlya
molodi [On approval of the Model provision on social services for youth]: postanova Kabinetu Ministriv Ukraini vid 13.08.1993 №648. http://za-kon3.rada.gov.ua/laws/show/573-2013-%D0%BF (accessed December 25,2017).
14.Pro zahodi shchodo vdoskoncdennyasocial 'noirohoti iz sim 'yami, dit 'mi ta moloddyii [On measures to improve social work with families, children and youth]: postanova Kabinetu Ministriv Ukraini vid 27.08.2004 №1126. http://zakonO.rada.gov.Ua/laws/show/l 126-2004-%D0%B-F?test=4/UMfPEGznlili/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (accessed December 25, 2017).
15. Shevchuk P.I. Social'na politika [Social policy]. L.: Svit, 2003. 400 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Крамаренко Леонид Владимирович, заместитель директора
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Ялтннскнй центр социальных служб для семьи, детей и молодежи»
ул. Горького М., 5, г. Ялта, Республика Крым, 298604, Российская Федерация lekramarenko(a)mail. ги
DATA ABOUT THE AUTHOR Kramarenko Leonid Vladimirovich, Deputy Director
Yalta center for social services for the family, children and youth 5,M. GorfyStr., Yalta, Republic of Crimea, 298604, Russian Federation
lekramarenko(a)mail. ru