Научная статья на тему 'Изучение биографий сибирских святых как один из способов духовно-нравственного воспитания на уроках модуля "Основы православной культуры"'

Изучение биографий сибирских святых как один из способов духовно-нравственного воспитания на уроках модуля "Основы православной культуры" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЖИТИЯ СВЯТЫХ / СИБИРСКИЕ СВЯТЫЕ / ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ" / РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / HAGIOGRAPHIES / SIBERIAN SAINTS / SUBJECT AREA "FOUNDATIONS OF ORTHODOX CULTURE" / REGIONAL COMPONENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Майстренко Алексей Игоревич

Статья посвящена изучению биографий сибирских святых в рамках предметной области «Основы православной культуры» (ОПК) как одному из подходов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а также способу реализации регионального компонента на уроке. Автором выявлена необходимость использования житий сибирских святых на уроках ОПК в связи с формированием у учащихся позитивных нравственных качеств. Также в работе рассматриваются некоторые исторические источники, касающиеся жизни святых, которые можно использовать при подготовке к урокам или в качестве элемента урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SIBERIAN SAINTS’ BIOGRAPHIES AS ONE OF THE WAYS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT THE LESSONS OF THE MODULE “FOUNDATIONS OF ORTHODOX CULTURE”

The article is devoted to the study of Siberian saints’ biographies within the framework of the subject area “Foundations of Orthodox Culture” as one of the approaches to the spiritual and moral education of younger schoolchildren, as well as the way of implementing the regional component at the lesson. The author reveals the need to use the hagiographies of Siberian saints at the lessons of Foundations of Orthodox Culture in connection with the formation of positive moral qualities among students. Also the work considers some historical sources concerning the life of saints, which can be used in preparation for the lessons or as an element of the lesson.

Текст научной работы на тему «Изучение биографий сибирских святых как один из способов духовно-нравственного воспитания на уроках модуля "Основы православной культуры"»

https://doi.org/10.30853/pedaqoqy.2018-1.16

Майстренко Алексей Игоревич

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИЙ СИБИРСКИХ СВЯТЫХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МОДУЛЯ "ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ"

Статья посвящена изучению биографий сибирских святых в рамках предметной области "Основы православной культуры" (ОПК) как одному из подходов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а также способу реализации регионального компонента на уроке. Автором выявлена необходимость использования житий сибирских святых на уроках ОПК в связи с формированием у учащихся позитивных нравственных качеств. Также в работе рассматриваются некоторые исторические источники, касающиеся жизни святых, которые можно использовать при подготовке к урокам или в качестве элемента урока. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/4/2018/1/16.html

Источник

Педагогика. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2018. № 1(09) C. 75-78. ISSN 2500-0039.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/4.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/4/2018/1 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: pednauki@gramota.net

12. Про сприяння сощальному становленню та розвитку молодi в УкраЛт [Электронный ресурс]: Закон Укра!ни вiд 05.02.1993 № 2998-XII. URL: http://zakon5.rada.gov.ua/laws/show/2998-12?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHMxYs 80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).

13. Про створення Укра'шського державного центру сощальних служб для молодi [Электронный ресурс]: Наказ Мшстерства у справах молодi i спорту Украши вщ 13.07.1993 № 2083. URL: http://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/ z0192-94?test=4/UMfPEGznhh/m8.ZisT24nBHI4xYs80msh8Ie6 (дата обращения: 25.12.2017).

14. Сощальна педагогiка: мала енциклопедя / за заг. ред. проф. I. Д. Зверево!. К.: Центр учбово! лггератури, 2008. 336 с.

15. Сощальна педагогжа: тдручник / за заг. ред. А. Й. Капсько!. Кшв: Центр навчально! лггератури, 2003. 256 с.

16. Сощальна полггика: навч.-метод. посiб. для самост. вивч. дисциплши / за заг. ред. А. М. Гриненко. К.: КНЕУ, 2003. 309 с.

17. Фатеева Т. Н. Социально-педагогическая профилактика безнадзорности подростков в условиях центра социальной помощи семье и детям: автореф. дисс. ... к. пед. н. М., 2008. 23 с.

THE CENTER OF SOCIAL SERVICES FOR FAMILY, CHILDREN AND YOUTH AS A SOCIAL AND PEDAGOGICAL SYSTEM

Kramarenko Leonid Vladimirovich

Yalta Center of Social Services for Family, Children and Youth lekramarenko@mail. ru

The article analyzes the legislative regulation and the scientific approach to studying the problems of the centers of social services for family, children and youth. The author considers features of the development of centers as subjects of social work and the ways of reforming the regulatory and legal framework governing their activity. A new definition of the notion "center of social services for family, children and youth" is proposed to differentiate the spheres of activity between subjects of social work.

Key words and phrases: social help; children; social service; regulatory and legal act; subject of social work.

УДК 371 Дата поступления рукописи: 28.02.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.16

Статья посвящена изучению биографий сибирских святых в рамках предметной области «Основы православной культуры» (ОПК) как одному из подходов к духовно-нравственному воспитанию младших школьников, а также способу реализации регионального компонента на уроке. Автором выявлена необходимость использования житий сибирских святых на уроках ОПК в связи с формированием у учащихся позитивных нравственных качеств. Также в работе рассматриваются некоторые исторические источники, касающиеся жизни святых, которые можно использовать при подготовке к урокам или в качестве элемента урока.

Ключевые слова и фразы: духовно-нравственное воспитание; жития святых; сибирские святые; предметная область «Основы православной культуры»; региональный компонент.

Майстренко Алексей Игоревич

Красноярский государственный университет имени В. П. Астафьева aleksei. maistrenko@mail. гы

ИЗУЧЕНИЕ БИОГРАФИЙ СИБИРСКИХ СВЯТЫХ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Перед современным образованием в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) стоит задача духовно- нравственного развития и воспитания школьников [7]. Данная цель предполагает воспитание у подрастающего поколения способности к духовному развитию и нравственному самосовершенствованию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека; формирование представлений об исторической роли традиционных религий и т.д. Всё это подразумевает формирование у детей таких важных качеств, как доброта и отзывчивость, внимательность к окружающим, а также способности к самоограничению в поступках и поведении.

Формировать и развивать такие качества у младших школьников помогает предметная область «Основы православной культуры» (ОПК) в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). Православная культура является неотъемлемой частью культуры общероссийской, поэтому для формирования целостного представления о российской культуре у школьников необходимо изучение истории и культуры Русской православной церкви [4, с. 30].

Также федеральный государственный стандарт предусматривает необходимость введения регионального компонента в современную образовательную практику. В ФГОС отмечено, что предназначение регионального компонента - это защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных

традиций и особенностей в условиях многонационального государства; сохранение единого образовательного пространства России; вооружение школьников системой знаний о регионе; подготовка молодежи к жизнедеятельности в социокультурной среде [9, с. 16]. Наличие регионального компонента в образовании должно способствовать формированию духовно-нравственных ориентаций у учащихся, развивать их творческий потенциал, а также чувство толерантности в условиях многонациональной среды [1, с. 6].

Применение регионального компонента основано на преемственности поколений, уникальности природы родного края и культурно-исторической среды, что предопределяет выбор содержания регионального компонента образования. Всё это способствует адаптации школьников к условиям жизни в ближайшем социуме. Учащиеся могут стать носителями традиций своего народа и дать им продолжение, если будут убеждены в их значимости и ценности.

В ФГОС региональному компоненту отводится не менее 10% времени, а также во многих концептуальных документах ФГОС, например, в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», подчеркивается необходимость формирования общероссийских культурных ценностей на основе национальных культур народов России.

Это значит, что перед педагогами стоит задача привить детям любовь к родному краю, сформировать интерес к истории его развития, культуре и традициям [2, с. 259]. Выполнить поставленные задачи на уроках модуля ОПК, учитывая региональный компонент, можно при помощи рассмотрения житий святых, входящих в Собор Сибирских святых [3, с. 149].

Собор Сибирских святых - это праздник в честь православных героев веры, которые, так или иначе, дали знать о себе на Сибирской земле. Этот праздник был учреждён в 1984 году по указанию Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена (1910-1990 гг.) в ходе подготовки к празднованию 1000-летнего юбилея Крещения Руси. Всего в Собор Сибирских святых входит 31 имя. Специфика этого Собора выражается в том, что в него входят святые, жившие в период с конца XVI века, это начало присоединения Сибири, до конца XIX века (в него не входят новомученики).

Изучение житий сибирских святых можно включить в некоторые из уроков, предложенных в блоках учебной программы «Основы православной культуры», например, такие как урок № 6 «Подвиг» и урок № 9 «Чудо в жизни христианина» учебного блока № 3. Святые Русской православной церкви зачастую были (и остаются) примером подражания для людей, заступниками и ходатаями пред Богом по их вере. В честь святых выделяются календарные дни для празднования, создаются иконы, строятся храмы, именуются некоторые учреждения.

Рассмотрев сибирских святых и их почитание можно, во-первых, сказать о приобщении сибиряков к православию, во-вторых, осветить общие тенденции духовной жизни сибиряков, в-третьих, поведать о степени распространения православия в Сибири, в-четвёртых, рассмотреть какую роль играли святые в жизни общества.

Предмет ОРКСЭ, как и один из его модулей «Основы православной культуры», включая рассмотрение святых, не должен иметь идеологический подтекст, а носить информативный характер [8, а 114]. Однако, благодаря темам и конкретным примерам, которые затрагиваются в рамках предметной области, учащиеся начинают задумываться о добре и зле, ценности жизни, любви к своей Родине. Такими примерами как раз и могут выступить подвижники, входящие в Собор Сибирских святых, насчитывающий три десятка человек.

Изучая урок № 4 «Православная молитва», в качестве примера можно посмотреть на житие Симеона Верхотурского, который много и усердно молился, в том числе и за просвещение жителей Сибири. Другим примером на этом уроке послужит Пётр Томский, говоривший, что взывает к Богу непрестанно. После смерти другого святого, Феодора Томского, были обнаружены мозоли на его коленях от долгих молитв.

Тему урока № 22 «Христианин в труде» хорошо проиллюстрируют жития таких святых, как Иоанн Тобольский, Нектарий Тобольский, Димитрий Туптало и других святителей, которые очень сильно потрудились для блага своей Родины, развития Церкви в регионе. Порой усердный труд лишал их отдыха, полноценного сна и многого другого, однако они твердо знали, что своё дело нужно делать качественно, и в этом они служат примером для многих людей. Здесь же можно выделить Иннокентия Кульчицкого, который, помимо своей духовной работы, выполнял много физического труда: сажал деревья, ловил рыбу, шил обувь для людей и пр.

На уроке № 12 «Милосердие» можно поведать о Варлааме Тобольском, одной из главных добродетелей которого было милосердие. Он жертвовал личные книги (которые раньше представляли большую ценность) для Тобольской семинарии, брал на иждивение некоторых семинаристов, также часто давал милостыню нищим и бедным, как из личных средств, так и из церковной казны.

Иллюстрацией к уроку № 26 «Чудо в жизни христианина» служат эпизоды из жизни сибирских святых, например, когда, согласно житию, дождь не омочил одежд Иоанна Иркутского, или по его слову выпал снег, также и эпизоды, происходившие после смерти святых, когда, согласно житиям, они либо являлись во сне людям и помогали, либо их останки производили чудодейственные действия, как останки Василия Мангазейского.

В ходе урока № 25 «Зачем творить добро?» можно рассмотреть некоторые эпизоды жития Феодора Томского, который во время следования этапом из Пермской губернии в Томскую помогал и заботился о больных и измождённых арестантах. Он делал это просто ради блага ближнего. Арестанты в свою очередь проявляли уважение к Феодору, защищали от негодных людей, выделяли специальное место для ночлега. Здесь мы видим, как проявляется золотое правило этики, которое с успехом может быть рассмотрено на одноименном уроке под номером 13.

Иконы и другие подобные изображения (фрески, мозаики) Собора Сибирских святых и подвижников, входящих в этот Собор, было бы уместно демонстрировать на уроке № 15 «Икона», а также говорить о возведённых в честь сибирских святых храмах и демонстрировать их изображения на уроке № 14 «Храм».

Каждый святой или Собор (праздник), в частности, Собор Сибирских святых, имеет свои дни памяти, в эти дни в церкви вспоминают подвижника или Собор. Воспоминания проходят с чтением молитв и пением кратких молитвенных песнопений: тропарей и кондаков. Это богослужебные составляющие. Ознакомиться с ними было бы полезно на уроке № 28 «Литургия».

Предложенные в качестве примеров для отдельных уроков святые в данной статье не являются исключительными. На некоторых уроках ОПК можно приводить в пример нескольких или многих подвижников, например, на уроке № 4 «Православная молитва», так как молитва является (должна являться) неотъемлемым элементом жизни каждого православного человека, тем более прославленного святого. Также жития некоторых или многих подвижников могут служить иллюстрацией к нескольким урокам модуля.

Образовательным организациям предоставляется свобода в определении содержания образования, а также в выборе учебно-методического обеспечения для проведения данного комплексного учебного курса [6]. Для организации изучения биографий сибирских святых могут быть использованы разнообразные источники. Первый блок источников - это житийная литература. Среди этого блока можно выделить синаксарь (от греч. «синаго» - сбор, сборник) - собрание биографических данных о каком-либо святом, в синаксарях описывается причина установления празднования в честь святого. Помимо синаксаря существуют минеи -произведения, содержащие жития святых, предназначенные для чтения на каждый день месяца в церкви; есть аналог - четьи-минеи, предназначенные для чтения дома. Также имеются патерики, или отечники, которые содержат высказывания подвижников или повествования о них. Житийная литература и писалась для того, чтобы читатели могли брать пример с описываемого героя или подвига. В этот блок могут по желанию учителя быть включены и другие подходящие материалы. Второй блок - это церковная периодическая печать отдельных территориальных областей, выходившая с конца XIX века по первую четверть XX века: Енисейские епархиальные ведомости, Иркутские епархиальные ведомости, Томские епархиальные ведомости, Екатеринбургские епархиальные ведомости и др. Третий - архивные документы, находящиеся в архивах на территории Сибири, например, Красноярска и Тобольска. На сегодняшний день есть некоторые архивы, открывшие доступ к оцифрованным делам через Интернет, некоторые - бесплатно, например, Государственный архив Красноярского края [11], Государственный архив Новосибирской области [12] и др. Благодаря современным технологиям, учителю не составит труда показать детям имеющийся в архиве соответствующий теме документ. Четвёртый - это непосредственно иконы и другие изображения святых подвижников. Фрагменты некоторых из предложенных источников также могут быть включены в практические задания в ходе урока или предложены для включения в рамках проектной деятельности.

Формы работы с фрагментами исторических источников могут быть разнообразными, однако учитель при подготовке таких заданий должен учитывать возрастные особенности учащихся. Подобная работа будет иметь ряд преимуществ на метапредметном уровне. Такой вид деятельности, как работа с историческим источником или его фрагментом, способствует формированию у учащихся навыков работы с текстом, анализа, синтеза, обобщения, оценки и интерпретации предложенной информации [10, с. 370].

Проанализировав биографии подвижников, входящих в Собор Сибирских святых, мы пришли к заключению, что с их помощью можно довольно успешно реализовать региональный компонент, который декларируется в связи с последними требованиями ФГОС как одна из концептуальных основ, а также сформировать духовно-нравственные ценности у школьников в рамках предметной области «Основы православной культуры».

Опыт некоторых педагогов, которые уже используют жития святых на уроках ОПК, свидетельствует о позитивном влиянии такого вида работы на школьников [5, с. 87-89]. Изучение жизней святых повышает общий уровень культуры, самосознания, влияет на оценку собственных поступков и отношение к другим.

Список источников

1. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. 24 с.

2. Дёмина Л. В. Этнокультурное образование - региональный компонент // Вестник Тамбовского государственного университета. 2010. № 3. С. 258-263.

3. Ильченко Е. А. Влияние православной культуры на формирование духовно-нравственных качеств обучающихся // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 10. С. 148-152.

4. Метлик И. В., Потаповская О. М. Проблемы методики преподавания православной культуры в школе в аспекте государственно-церковных отношений // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 4 (39). С. 29-49.

5. Николаева М. В. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников через чтение жития святых на уроках модуля «Основы православной культуры» // Педагогическое мастерство и современные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (г. Чебоксары, 12 нояб. 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества "Интерактив плюс"», 2017. С. 87-89.

6. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовно-нравственной культуры народов России"» [Электронный ресурс]. URL: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/inklyuzivnoe-obrazovanie/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/pismo-minobrnauki-rossii-ot-25-05-2015-g-08-761-ob-izuchenii-predmetnykh-oblastej-osnovy-relig.html (дата обращения: 02.03.2018).

7. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» [Электронный ресурс]. URL: М1рз://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 02.03.2018).

8. Урбанович Л. Н. Конфессиональное сопровождение преподавания православно-ориентированных дисциплин в школе (региональный аспект) // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 2 (37). С. 106-116.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М.: Просвещение, 2010. 31 с.

10. Хлытина О. М. Организация работы старшеклассников с историческими источниками: от овладения умениями к познанию прошлого // Вестник Омского государственного университета. 2011. № 3. С. 367-373.

11. http://catalog.krasarh.ru:9090/archkrasnoyarsk (дата обращения: 02.03.2018).

12. http://e-archive.nso.ru/homepage.nsf/start.xsp7Open (дата обращения: 02.03.2018).

STUDY OF SIBERIAN SAINTS' BIOGRAPHIES AS ONE OF THE WAYS OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION AT THE LESSONS OF THE MODULE "FOUNDATIONS OF ORTHODOX CULTURE"

Maistrenko Aleksei Igorevich

Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafyev aleksei. maistrenko@mail. ru

The article is devoted to the study of Siberian saints' biographies within the framework of the subject area "Foundations of Orthodox Culture" as one of the approaches to the spiritual and moral education of younger schoolchildren, as well as the way of implementing the regional component at the lesson. The author reveals the need to use the hagiographies of Siberian saints at the lessons of Foundations of Orthodox Culture in connection with the formation of positive moral qualities among students. Also the work considers some historical sources concerning the life of saints, which can be used in preparation for the lessons or as an element of the lesson.

Key words and phrases: spiritual and moral education; hagiographies; Siberian saints; subject area "Foundations of Orthodox Culture"; regional component.

УДК 378.147.88 Дата поступления рукописи: 25.03.2018

https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-1.17

Образование находится на переходном этапе между его «свободным от ИКТ» прошлым и «ИКТ-ориен-тированным» будущим. Данная статья рассматривает тенденции в образовании в цифровую эпоху. На протяжении столетий, предшествовавших цифровым технологиям, образование превращалось в систему, в которой применялись бумажные технологии с использованием самых сложных методов для выполнения своей миссии по развитию и аккредитации знаний и навыков. Будущее образовательной системы, безусловно, должно быть таким, в котором оно расширит эту способность до сложного использования цифровых технологий. Как и каждое современное предприятие, образование в настоящее время учится и адаптируется к возможностям, предоставляемым информационными и коммуникационными технологиями, хоть и медленно. Ученые-технологи помогают ускорить процесс, потому что учебные циклы образовательной системы продолжительные, а сопутствующие им - молодежная культура, потребности в трудоустройстве, научные знания - коротки и меняются все быстрее.

Ключевые слова и фразы: информатизация образования; информационные-коммуникационные средства обучения; проектирование обучения; цифровая эпоха в образовании; электронное обучение.

Омарова Сафура Караулбековна

Томский государственный педагогический университет succesfully@mail. т

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВИЗАЦИИ

Лидеры системы образования знают, что оно получает поддержку от сообщества, признают его ценность, но медленно осознают, что это все больше зависит от того, насколько хорошо образование использует трансформационный потенциал цифровых технологий. Все наши образовательные амбиции для постобязательного сектора являются проблемными: персонализированное обучение, более высокие стандарты достижения цели, увеличение числа желающих продолжить послевузовское и получить высшее образование, более тесные связи между образованием и рынком труда, обучение на протяжении всей жизни, более высококвалифицированная рабочая сила для нашей экономики знаний. Мы не испытываем недостаток в стремлениях. Достижение этих амбиций или даже значительный прогресс в их реализации имел бы огромную ценность для общин, обслуживаемых образованием. Каждая из них будет требовать улучшенного качества и экономии за счет роста производства, которое предопределит надлежащее использование технологии. Тем не менее многие из наших институциональных и организационных стратегий в области образования требуют от цифровых технологий лишь дополнительных задач, связанных с совершенствованием наших нынешних систем, поддерживающих образование, а не связанных с преобразовательной задачей для их изменения [1, р. 445].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.