УДК 159.9.07:343.914/915/953 © Калашникова Т.В., Калашникова М.М., 2014 СРАВНЕНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПРАВОПОСЛУШНЫХ ДЕВОЧЕК-ПОДРОСТКОВ И НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСУЖДЕННЫХ ЖЕНСКОГО ПОЛА
© Kalashnikova T.V., Kalashnikova M.M., 2014 THE COMPARISON OF VALUE ORIENTATIONS OF LAW-ADOLESCENT GIRLS AND CONVICTED FEMALE JUVENILES
Аннотация. В статье показано, что ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола ранее не являлись самостоятельным предметом исследования; приведены результаты сравнительного изучения ценностных ориента-ций данной категории осужденных и правопослушных девочек-подростков.
Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные женского пола, ценностные ориентации, терминальные и инструментальные ценности.
Abstract. The article shows that the value orientations of female juvenile offenders were not formerly the subject of an independent study. The paper shows the results of a comparative study of the value orientations of this category of prisoners and law-abiding adolescent girls.
Key words: convicted female juveniles, value orientations, terminal and instrumental values.
Особенности психологии несовершеннолетних осужденных женского пола не часто являются предметом исследования пенитенциарных психологов и педагогов. Одна из причин этого - малочисленность данной категории осужденных. В результате переписи осужденных, проведенной в ноябре 2009 года, установле-
но, что несовершеннолетние осужденные женского пола составляют 8% от числа всех несовершеннолетних осужденных, самая многочисленная возрастная категория осужденных воспитательных колоний - это подростки 16-17 лет (74 %). Для 21 % осужденных нарушается принцип определяющий, что осужденные должны отбывать наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. В большей степени это касается несовершеннолетних осужденных женского пола, так как всего для них функционирует три ВК в России. Поэтому «следовало бы в отношении несовершеннолетних осужденных женского пола практиковать альтернативные лишению свободы меры наказания» [1; 12-16]. В 2013 году количество несовершеннолетних осужденных женского пола было около 113 человек, а в 2014 году на территории России функционирует всего два специальных учреждения для несовершеннолетних осужденных женского пола.
Не часты и сравнительно-психологические исследования несовершеннолетних осужденных женского пола и правопослушных девочек-подростков. Так, в 1993 году И.Б. Бойко и Т.В. Калашниковой проведено сравнительное исследование агрессивности указанных категорий несовершеннолетних с помощью адаптированных к популяции осужденных психодиагностических методик: личностного опросника А. Басса - А. Дарки [2], проективной методики тест-руки Э. Вагнера [3]. Исследование проведено на 240 несовершеннолетних осужденных женского пола, а также - в качестве контроля (для сравнения с выборкой осужденных) - 221 девушке-подростке, обучающихся в средних общеобразовательных учебных заведениях г. Рязани. Возраст обследуемых имел единые временные границы - 16-18 лет. Проведенное исследование показало, что несовершеннолетние осужденные женского пола, в частности, по данным всех субшкал опросника А. Басса - А. Дарки достоверно отличаются от изученной группы подростков-школьниц (Р<0,001). Подобное отличие обнаружено и при сравнении основных интегративных показателей данного опросника - ин-
декса общей агрессивности (Иоа) и индекса враждебности (Ивр). Так у осужденных Иоа составил 20,3+0,3, а Ивр - 12,4+0,1, тогда как у школьниц Иоа оказался равным 16,2+0,4, а Ивр - 10,0+0,2. Изучение согласованности полученных в процессе исследования в воспитательной колонии показателей опросника позволило установить наибольшую связь (г=0,56) между Иоа и Р (шкала раздражимости), с одной стороны, и между Иоа с Н (шкала негативизма), с другой. У осужденных Иоа с Ивр коррелировали незначительно (г =0,28), в отличие от контрольной группы, где подобная связь была более выражена (г=0,53). Между составляющими индекс общей агрессивности показателями субшкал опросника установлены не очень выраженные корреляции, как среди осужденных, так и в контрольной группе (г=0,30-0,44). Был сделан вывод о повышенном уровне агрессивности и враждебности несовершеннолетних осужденных женского пола в отличие от школьниц одного с ними возраста.
В 2001 году сравнительное исследование психологических особенностей волевой сферы осужденных и школьниц проведено Н.А. Хариной. Установлено, что динамическая сторона волевой саморегуляции осужденных включает в себя силу воли, произвольное самоуправление, самоконтроль и локализацию субъективного контроля [4]. Также было показано, что по сравнению с правопослуш-ными девочками самооценка у осужденных неадекватная: завышенная самооценка у 43, 22 % осужденных и у 23 % девушек; заниженная у 30,79% осужденных и у 19% девушек; адекватная у 25, 98% осужденных и у 58% девушек.
В 2012 году М.М. Калашниковой проведено сравнительно-психологическое исследование ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола и правопослушных девочек-подростков [5]. По результатам комплексной психодиагностики установлены различия по каждому из структурных компонентов ответственности личности. Так, в ценностно-мотивационном компоненте ответственности личности у осужденных, в сравнении с правопослушными сверстницами, выявлены различия (р < 0,01) по та-
ким субшкалам опросника СЖО, как отсутствие чётких целей на жизнь в будущем и неудовлетворенность ею в настоящем. В отличие от правопослушных девочек, у осужденных менее значимыми (р < 0,01) являются такие ценности, как «наличие хороших и верных друзей», «счастливая семейная жизнь», «образованность». Изучение познавательно-прогностического компонента ответственности личности осужденных показало, что понимание ответственности у большинства из них согласно данным, полученным по опроснику «Ответственность», преимущественно на уровне общей когнитивной осведомленности (значимые различия на уровне р < 0,01 между осужденными и правопослушными девочками). Исследование эмоционально-волевого компонента ответственности личности показало, что для осужденных, по сравнению с правопослушными девочками, в большей степени характерны астенические эмоции, которые они в условиях воспитательной колонии стараются постоянно контролировать, проявляя при этом определенные волевые усилия. Однако в трудных и неожиданных ситуациях, требующих проявления ответственности, осужденные характеризуются низким уровнем самообладания (значимые различия на уровне р < 0,01 между осужденными и правопослушными девочками), а потому не в состоянии контролировать отрицательные эмоции. Исследование уровня субъективного контроля показало отсутствие статистически значимых различий (р < 0,01) между осужденными и правопослушными девочками по экстернальности. Это требует внимания со стороны ученых и практиков из институтов социализации, так как неспособность делать личные выборы не благоприятствует и развитию гражданской ответственности. Был сделан вывод, что несформиро-ванность ответственности личности осужденных связано и с низким общим уровнем их нравственной и правовой надежности. Они характеризуются отрицанием своей ответственности в противоправных деяниях, перекладывая ее на социальные условия и потерпевших, ориентированы на эгоцентрические ценности и узкогрупповые нормы, в том числе криминальной субкультуры, а по-
тому не одобряют честные способы получения материальных благ и не склонны брать на себя ответственность в сложных жизненных ситуациях.
Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола не являлись предметом самостоятельного исследования в отечественной пенитенциарной психологии. Знание содержания ценностных ориентаций осужденных является необходимым условием выполнения психологами уголовно-исполнительной системы поставленных перед ними задач в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года от 14 октября 2010 года № 1772-р в разделе 3.4.5. «В сфере социальной, психологической, воспитательной и образовательной работы с осужденными». В первую очередь это «совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных. Планирование, организация и проведение в ИУ воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдению требований законов и принятых в обществе правил поведения» [6; 25].
Необходимость изучения ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных женского пола определяется также тем, что они, по Б.Г. Ананьеву, образуют первичный класс личностных свойств, определяют особенности поведения, характер и склонности человека. Ценностные ориентации определяют жизненные цели личности, а, следовательно, определяют и то, что является для человека личностно значимым. В условиях воспитательной колонии осужденные, выбирая определенный стиль поведения в конкретных ситуациях, опираются на сформировавшиеся у них ценностные ориентации.
Следует отметить, что в отечественной пенитенциарной психологии проводились исследования ценностных ориентаций осужденных других категорий, краткий обзор которых представлен в статье А.В. Наприса, опубликованной в Энциклопедии юридической психологии [7; 281-282]. Одно из последних монографических исследований системы ценностных ориентаций осужденных муж-
ского пола проведено в 2011 году А.А. Истоминым. Автор указывает, что система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы состоит из компонентов ценностно-смысловой сферы личности; основными элементами, составляющими систему, являются смыслы жизни, терминальные, инструментальные ценности и показатели осмысленности жизни [8].
В нашем исследование приняли участие 130 несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательных колониях УФСИН России по Рязанской и Белгородской областям, а также 75 правопос-лушных девочек, обучающихся в муниципальных общеобразовательных школах г. Рязани (возраст от 15 до 17 лет) [9].
Анализ сравнительных данных воспитанниц и правопослушных девочек, полученных в результате применения опросника «Ценностные ориентации» М. Ро-кича, показал, что эгоистические терминальные ценности - цели в общей структуре ценностей воспитанниц занимают лидирующее положение. Это здоровье, материально обеспеченная жизнь. Среди нравственных ценностей воспитанницы отдали предпочтение активной деятельной жизни, жизненной мудрости, любви.
Индивидуальные беседы с несовершеннолетними осужденными женского пола показали, что эгоистические ценности-цели являются у данной категории осужденных конкретными жизненными ориентирами и оказывают влияние на содержательные характеристики нравственных ценностей. Так забота о своем здоровье в условиях воспитательной колонии принимает нередко гипертрофированный характер. Осужденные по малейшим отклонениям, по их мнению, в собственном физическом состоянии обращаются в санчасть. Любовь это эгоистическая потребность быть любимой без самоотдачи. В условиях колонии актуализируется любовь к родителям, близким родственникам как к источникам материального благополучия. Ценность любви противоположного пола становится значимой, престижной для воспитанниц. В случае ее реального отсутствия (переписка с любимым человеком) она придумывается, фантазируется. Ак-
тивная деятельная и материально обеспеченная жизнь у осужденных взаимосвязаны. Только наличие неограниченных денежных средств делает жизнь, по их мнению, эмоционально насыщенной, интересной. При этом терминальная ценность - цель «жизненная мудрость» связана с получением необходимого жизненного опыта, знаний, направленных на удовлетворение своих эгоистических потребностей.
В иерархии инструментальных ценностей-средств, с помощью которых воспитанницы предполагают достигать поставленные цели, на первом месте стоят: аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке вещи, порядок в делах), воспитанность (хорошие манеры), твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями), жизнерадостность (чувство юмора). Быть аккуратной, воспитанной и жизнерадостной, по мнению осужденных, вот главные средства, с помощью которых можно достичь активно деятельной и материально обеспеченной жизни. При этом важное значение имеет ценность самоутверждения - «твердая воля».
Сравнительный анализ данных, выявил значимые различия (р < 0,01) между осужденными и правопослушными девочками по терминальным ценностям: Т-Ак (активная деятельная жизнь), Т-М (жизненная мудрость), Т-Кр (красота природы и искусства), Т-Л (любовь), Т-Др (наличие хороших и верных друзей), Т-Сем (счастливая семейная жизнь) (рис. 1).
Это свидетельствует о том, что осужденные больше внимания, чем пра-вопослушные девочки уделяют таким жизненным ценностям, как Т-Ак (активная деятельностная жизнь), Т-М (жизненная мудрость). Сравнительный анализ показал, что большее значение для осужденных имеет и терминальная ценность Т-Кр (красота природы и искусства), но она носит у них, как показали индивидуальные беседы пассивный характер.
Рис. 1. Средние значения показателей по терминальным ценностям опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, осужденных и правопослушных девочек
В отличие от правопослушных девочек менее значимыми ценностями-целями для воспитанниц становятся: Т-Л (любовь), Т-Др (наличие хороших и верных друзей), Т-Сем (счастливая семейная жизнь). При сочетании ценностей «любовь» и «счастливая семейная жизнь» меняется содержание самого понятия «любовь». Любовь как высшая нравственная ценность человека, лежащая в основе счастливой семейной жизни, оказывается совсем незначимой для осужденных. Ставя любовь на одно из первых мест в группе терминальных ценностей, осужденные поверхностно понимают ее содержание. Незначимым для осужденных является и наличие в жизни хороших и верных друзей. Сравнительный анализ данных, выявил значимые различия (р < 0,01) между осужденными и право-послушными девочками по инструментальным ценностям (рис. 2).
Рис. 2. Средние значения показателей по инструментальным ценностям опросника «Ценностные ориентации» М. Рокича, осужденных и правопослушных девочек
У осужденных меньшую выраженность имеет ценность И-Обр (образованность) и высокую - И-Нпр (непримиримость к недостаткам в себе и других). Это, на наш взгляд, связано с тем, что ценности «жизненная мудрость», «активная деятельностная жизнь» поверхностно понимаются осужденными. Так, если для правопослушных девочек средством для достижения их целей является получение образования, то осужденные считают, что достаточно получить житейские знания о жизни, быть жизнерадостным, но при этом проявлять твердую волю и непримиримость к недостаткам других.
Представленная сравнительно-психологическая характеристика ценностных ориентаций несовершеннолетних осужденных женского пола и правопос-лушных девочек имеет практическое значение, так как позволит воспитателям, психологам воспитательных центров разрабатывать более эффективные психо-коррекционные мероприятия, направленные на формирование положительных и изменение эгоистических ценностей воспитанниц.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Характеристика осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях // Характеристика осужденных, отбывающих лишение свободы. По материалам специальной переписи осужденных 2009 г. Вып. 1. М.: Юриспруденция. 2010. С. 12- 16.
2. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение стандартизированного личностного опросника А. Басса - А. Дарки в практике ВТК. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 29 с.
3. Бойко И.Б., Калашникова Т.В. Применение теста Э. Вагнера в практике ВТК. Рязань: РВШ МВД РФ, 1993. 28 с.
4. Харина Н.А. Психологические особенности волевой саморегуляции несовершеннолетних осужденных женского пола:. автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. Рязань. 2001. 23 с.
5. Калашникова М.М. Психология ответственности личности несовершеннолетних осужденных женского пола, отбывающих наказание в воспитательной колонии: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2012. 28 с.
6. Концепция развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации до 2020 года. М., 2010.
7. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003.
8. Истомин А.А. Система ценностных ориентаций осужденных к лишению свободы: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Рязань. 2011. 23 с.
9. Калашникова Т.В., Калашникова М.М. Ценностные ориентации несовершеннолетних осужденных женского пола // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 63-70.