УДК 378 Sivtseva A.R. VALUE ORIENTATIONS OF THE PERSONALITY IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY.Some conceptual approaches to development of a problem of the value orientations' formation in education of the future experts' identity have been described. It shows researches in the field of student professional formation.
Key words: values, value orientations, polycultural environment, public relations, professional education, educational environment.
А.Р. Сивцева, ст. преп. каф. иностранных языков по техническим и естественным специальностям Института зарубежной филологии и регионоведения Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Е-mail: angelika72.06@mail.ru
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
В работе описаны концептуальные подходы к разработке проблемы формирования ценностных ориентаций в формировании личности будущих специалистов. Отражается исследования в области профессионального становления студента.
Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, поликультурная среда, общественные отноше-
ния, профессиональное образование, образовател
Одним из приоритетных задач высшей школы заключается в том, чтобы студент приобретал не только знания, умения и навыки, но и формировал или совершенствовал в себе те нравственные ценности, которые являются общечеловеческими. Формирование нравственных ценностей студенческой молодёжи является частью общей проблемы воспитания молодого поколения.
Человек функционирует в обществе, он не может существовать вне общества, и в своём поведении он вынужденно или добровольно должен принять правила своего общества, т.е. социальные правила или законы тогда становятся ценностями, когда они становятся неотъемлемой частью личности. Справедливо высказывание Л.М. Архангельского о том, что моральное сознание личности предопределено теми ценностями, которыми общество располагает: «Общественные отношения обуславливают ориентацию людей в мире ценностей, выбор предпочтительных для них идеалов, норм, которыми они руководствуются в своём поведении» [1, с. 13]. Само же общество, с другой стороны, интегрирует, обобщает те нравственные отношения, которые складываются между отдельными людьми как субъектами исторического прогресса. Но ценностное сознание людей лишь более или менее адекватно системе общественных ценностей. Это объясняется тем, что человек как личность представляет собой единство социального и индивидуального. Человек - это продукт общественных отношений, но, в то же время, он всегда индивидуален, самобытен, неповторим.
При определении категории ценности, мы исходим из того, что ценность - категория, проявляющаяся в субъект-объектных отношениях, она выражает смысловую, позитивную значимость объекта для субъективного бытия. Причём, объект может находиться в пространстве материального мира или культуры, или в виде различных форм внеприродного, иллюзорного, творимого фантазией небытия; субъект (индивид, группа, общество) может усматривать в объекте не только личные смыслы, но и национальное, профессиональное или наделять смыслом традиции, сложившиеся в том или ином социальном институте. Ценностное отношение предполагает переживание реальности оценивающим осмыслением, и если такое осмысление является постоянной характеристикой субъекта, то приобретает психическую реальность - ценностное сознание.
Ценностные ориентации формируются на основе системы ценностного сознания личности. Ценностно-ориентированная деятельность студентов медицинского профиля должна быть основана на осознании личностью значимости и необходимости нравственных ценностей. Мы предполагаем, что формирование профессионально-ценностной ориентации студентов-меди-ков при изучении ими непрофильных дисциплин будет возможным в том случае, если:
1) актуализировать имеющиеся у студентов нравственные ценности с использованием возможностей непрофильных предметов;
2) содержание обучения будет дополнено содержанием аксиологической направленности, связанным как с повседневной жизнью, так и профессиональным будущим студентов-медиков.
ьное пространство.
Формирование профессионально-ценностных ориентаций личности студента включает в себя развитие активности, знаний, умений и навыков профессиональной деятельности, творчества. Это подразумевает включение психолого-педагогичес-ких факторов: интеллектуального, эмоционально-волевого, действенно-практического. Психолого-педагогические факторы -взаимодействие студентов с педагогами, общение, процесс воспитания и самовоспитания, познавательная и трудовая деятельность. В этой связи следует отметить, что психологическими факторами являются: самовоспитание и самообучение, самопознание, установка, потребности, мировоззрение, направленность личности. Нельзя не учитывать влияние биофизических факторов, таких, как наследственность, склонности, способности учащихся.
Таким образом, формирование профессионально-ценностных качеств студентов вуза осуществляется с опорой на социальные, социально-педагогические и психолого-педагогические факторы. Учитывая вышеизложенное, мы согласны с утверждением И.В. Кашуба о том, что комплекс педагогических условий развития профессионально-нравственных ценностей студента
- это совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приёмов, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга и направленных на развитие ценностного потенциала студентов [2].
Вся система воспитания и обучения в вузе направлена на овладение будущими специалистами профессионально-нравственными ценностями, чтобы они были заложены в основу их профессиональной деятельности и стали руководством в их поведении. Как известно, сущность ценностей образования заключается в значимости, полезности, необходимости и целесообразности устремлений личности на получение качественного образования. В этой связи изучение динамики формирования профессионально-ценностной ориентации студентов деонтоло-гического профиля проводилось комплексно в течение первого года обучения.
В программе нашего исследования мы попытались рассмотреть решение поставленных задач с учетом всех факторов как внешних, так и внутренних, принимая во внимание педагогические, социальные, психологические условия формирования личности студентов, в рамках выбранной им профессии медицинского работника. Данные условия являются не только влияющими второстепенными факторами, они формируют личность специалиста, способствуя его развитию, становлению профессионально-ценностной ориентации. Профессиональное становление личности студента происходит с того момента, когда он становится студентом данного вуза. Начиная с первых занятий, личность студента подвергается влиянию условий, имеющих, прежде всего, профессиональную специфику.
В ходе опытно-экспериментальной работы было выявлено, что студенты-первокурсники не все имеют достаточно сформированной мотивации для приобретения профессии. Как выяснилось, многие из них имеют только общее представление о профессии медицинского работника, при этом часто их представ-
ление бывает поверхностным, не глубинным. Исследования показали, что формирование ценностных ориентаций личности в профессиональном становлении будущего медицинского работника обеспечивается, когда:
- учебное заведение выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность педагогического процесса обусловлена духовными ценностями;
- мотивационно-ценностная деятельность студентов осуществляется на основе практического освоения основ здравоохранения;
Библиографический список
- учебно-воспитательная работа обеспечивает овладение и усвоение студентами профессионально-нравственных ценностей в процессе обучения латинскому и иностранным языкам.
Таким образом, в процессе подготовки специалистов в профессиональном учебном заведении вся система воспитания и обучения должна быть направлена не только на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, будущий специалист должен усвоить профессионально-нравственные ценности, руководствоваться ими в своём поведении и профессиональной деятельности.
1. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978.
2. Кашуба, И.В. Развитие эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. пед. наук. - Магнитогорск, 2004.
канд.
Bibliography
1. Arkhangeljskiyj, L.M. Cennostnihe orientacii i nravstvennoe razvitie lichnosti. - M., 1978.
2. Kashuba, I.V. Razvitie ehmpaticheskogo potenciala studentov universiteta v processe professionaljnoyj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 159.316.6
Solovyeva O.V., Litvinova K. V. DEVELOPING LEADERSHIP POTENTIALRESIDENT - FUTUREOF HIGH SCHOOLTEACHERSRESIDENT - FUTUREOF HIGH SCHOOLTEACHERS. The article reveals theimportance of the developmentof leadership potentialgraduate studentsof differentmajorsenrolled inprofessional retraining program«Teacher ofhigh school». Settlepsycho-pedagogicalconditions that ensure theformation of the futureteacher of highschool as ateacherleader.
Key words: Student, leadership, future high school teacher, psycho-pedagogical conditions of development.
О.В. Соловьева, д-р психол. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: pnilsol@rambler.ru; К.В. Литвинова, соискатель ФГАОУ ВПО
«Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: kristina2029@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АСПИРАНТОВ -БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Статья раскрывает актуальность развития лидерского потенциала аспирантов разных специальностей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». Обосновываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление будущего преподавателя высшей школы как педагогического лидера.
Ключевые слова: аспирант, лидерские качества, будущий преподаватель вуза, психолого-педагогичес-кие условия развития.
Реформы, происходящие в российской системе высшего образования, определяют особые требования и качеству образовательного процесса и личностно-профессиональным компетенциям профессорско-преподавательского состава вузов. Преподаватель современного вуза должен не только соответствовать эталону представителя интеллектуальной элиты, но в полной мере владеть управленческими, лидерскими функциями -быть блестящим организатором учебно-воспитательного процесса и достойным образцом подражания для учащейся молодежи
- студентов, магистров, аспирантов.
Новые целевые установки высшего образования требуют изменений в содержании и структуре подготовки преподавателей высшей школы. Большинство преподавателей не имеет базового профессионально-педагогического образования, что обусловило введение в действие Государственного образовательного стандарта для получения магистрантами и аспирантами дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (2001 г.). Подготовка преподавателя вуза через аспирантуру должна не только готовить молодого ученого к исследовательской деятельности, но и способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности в системе высшего образования, повышению уровня педагогической компетентности. Реализация программы «Преподаватель высшей школы» в университетах позволяет аспирантам приобрести знания и умения, необходимые для успешной педагогической деятельности в вузе [1].
Анализ актуального состояния кадрового состава современной высшей школы, показывает, что возникновение и развитие рынка образовательных услуг увеличило число аспирантов в университетах, которые обучаются по разным специальностям. Отметим, что аспирант находится в противоречивой позиции. С одной стороны он нацелен на выполнение научно-исследовательской деятельности в своей предметной области, с другой - он, как правило, планирует профессиональное самоопределение в качестве преподавателя вуза. При этом необходимы иные требования к организации деятельности, личностной позиции, проявление соответствующей активности. Подчеркнем, что высшая школа нуждается в людях с высокоразвитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, организаторскими навыками, способных добиваться поставленных целей, учитывая потребности, интересы и возможности своих коллег и студентов. Современному вузу нужны лидеры и организаторы, готовые осуществлять руководство студенческими группами и коллективами, опираясь на идеи гуманного подхода, способные к эмпатии, диалогу равных, субъект-субъектным отношениям, т.е. готовые осуществлять свою деятельность на основе личностно-ориентированного взаимодействия со своими последователями. Вместе с тем, аспиранты, решая свои индивидуально-профессиональные задачи не всегда в состоянии активно участвовать в решении сложных проблем вуза, факультета, кафедры, не способны брать на себя ответственность, проявлять инициативу, т.е. не проявляют лидерских качеств. В этой