педагогические науки
Фролова Елена Вячеславовна ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ...
УДК 378.1
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
© 2018
Фролова Елена Вячеславовна, аспирант
Югорский государственный университет (628012, Россия, Ханты-Мансийск, улица Чехова, 16, e-mail: ieliena_frolova_2013@mail.ru)
Аннотация. В научной статье рассматривается проблема формирования профессиональных ценностных ориен-таций студентов в образовательном процессе вуза. Основываясь на анализе психолого-педагогической литературы, в работе предложено авторское определение понятию «профессиональные ценностные ориентации». Представлена бинарная систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов, которая основана на выделении отношений человека, профессии и общества по таким «осям», как «личностное - профессиональное» и «духовное
- прагматическое». По мнению автора, предложенная в настоящей статье систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов является достаточно универсальной и потому ее можно применить при подготовки бакалавров различных направлений подготовки в системе ВО. При этом важно учитывать, что профессиональные ценностные ориентации и качества личности будущего специалиста могут отличаться в зависимости от сферы профессиональной деятельности. Теоретически обосновывается трехкомпонентная структура образовательной среды вуза, создающая основу формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов. Автор полагает, что предложенный - ценностно-ориентированный подход к разработке модели образовательной среды вуза позволил бы не только упорядочить теоретические подходы к изучению профессиональных ценностных ориентаций, но также и совершенствовать практическую деятельность по их формированию.
Ключевые слова: образовательная среда, структура, компоненты, высшее образование, вуз, образовательный процесс, систематизация, профессиональные ценностные ориентации, личность, студент, будущий специалист.
EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER SCHOOL AS THE FACTOR OF FORMATION OF PROFESSIONAL VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS
© 2018
Frolova Elena Vyacheslavovna, post-graduate student
Yugra State University
(628012, Russia, Khanty-Mansiysk, street Chekhov, 16, e-mail: ieliena_frolova_2013@mail.ru)
Abstract. The article deals with the problem of formation of professional value orientations of students in the educational process of the University. Based on the analysis of psychological and pedagogical literature, the paper proposes the author's definition of the concept of "professional value orientations". The binary systematization of professional value orientations of students, which is based on the allocation of human relations, profession and society on such "axes" as "personal
- professional" and "spiritual - pragmatic", is presented. According to the author, the systematization of professional value orientations of students proposed in this article is quite universal and therefore it can be applied in the preparation of bachelors in various areas of training in the system of HE. It is important to take into account that professional value orientations and personality qualities of the future specialist may differ depending on the sphere of professional activity. The three-component structure of the educational environment of the University, which creates the basis for the formation of professional value orientations of students, is theoretically justified. The author believes that the proposed value-oriented approach to the development of a model of the educational environment of the University would allow not only to streamline the theoretical approaches to the study of professional value orientations, but also to improve practical activities for their formation.
Keywords: The Educational Environment, Structure, Components, Higher education, University, The Educational Process, Systematization, Professional Value Orientations, Personality, Student, Future Professionals.
В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования акцентируется внимание на том, что выпускник в результате освоения программы бакалавриата должен обладать общекультурными (универсальными), общепрофессиональными и профессиональными компетенциями как ценностями профессии, что обуславливает проблему формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов в образовательном процессе вуза, призванных в процессе осуществления профессиональной деятельности формировать направленность личности специалиста на ценности профессии. В этой связи одной из приоритетных задач высшего образования является ориентация образовательного процесса на формирование профессиональных ценностных ориентаций студентов, поиск эффективной системы подготовки специалистов, модернизация методов и форм вузовской подготовки, разработка инновационных технологий и т.д.
Однако нередко становление будущих специалистов, совершенствование их духовно-нравственного опыта, формирование профессиональных ценностных ориента-ций и качеств, базовой культуры личности и т.д., строится без учета особенностей образовательной среды вуза и ее компонентного состава. В связи с этим в научных исследованиях приобретает особую актуальность рассмотрение вопроса структуры образовательной среды вуза. Работы, в которых изучаются вопросы образовательной среды на протяжении последних десятилетий многочисленны. Исследователи занимались рассмотрением фи-
лософских аспектов понятия «образовательная среда», приемов и технологий ее проектирования (Н.Б. Крылова [1], М.М. Князева [1], В.А. Петровский [2], Слободчиков и т.д.), изучением вопроса конструирования образовательной среды в применении к практике обучения и воспитания (О.С. Газман [3], М.В. Кларин, И.Д. Фрумин[4], В.А. Ясвин и т.д). Большое внимание данному вопросу уделялось в исследованиях сотрудников Института психологии РАО (В.И. Панов, В.В. Рубцов, Б.Д. Эльконин) и т.д.
Таким образом, мы в настоящей работе, основываясь на анализе различных подходов к пониманию структуры образовательной среды вуза, раскроем ее основные компоненты, создающие основу формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов. Предложенный подход, на наш взгляд, позволит не только упорядочить теоретические подходы к изучению профессиональных ценностных ориентаций, но и совершенствовать практическую работу по их формированию.
Прежде чем перейти к рассмотрению структуры образовательной среды вуза следует обратиться к понятию «профессиональные ценностные ориентации», а также раскрыть и охарактеризовать профессиональные ценностные ориентации в предложенной систематизации, которые, на наш взгляд, важно формировать у студентов в процессе обучения в высшей школе.
Подробный анализ понятия, систематизации и проблемы формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза был рассмотрен в статье «К
Frolova Elena Vyacheslavovna pedagogical
EDUCATIONAL ENVIRONMENT ... sciences
вопросу о систематизации профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза» в журнале «Наука и школа» 2017. № 5. С. 108-111. Но, несмотря на это, для настоящего исследования следует указать некоторые положения, на которых мы основываемся.
Под профессиональными ценностными ориентация-ми мы понимаем систему устойчивых установок, отражающих субъективное отношение личности к социально значимым культурным ценностям, которые проявляются и реализуются в профессиональной деятельности.
В большинстве проанализированных работ исследователями были предложены профессиональные ценностные ориентации, отражающие содержательную сторону любой профессии, но при этом раскрывающие в основном внешние аспекты профессии (например, престижность профессии, социально-профессиональный статус и другие), основывающиеся только на «вписанность» профессиональной деятельности в структуру социума и социальных отношений. Однако, мы полагаем, что одной из сторон систематизации может стать их духовная или прагматическая «наполненность» ценностных ори-ентаций. Наша идея заключается в том, что основанием систематизации профессиональных ценностных ори-ентаций может стать их измерение их по двум «осям»: «личностное - профессиональное» и «духовное - прагматическое» (см. таблицу 1).
Таблица 1- Систематизация профессиональных ценностных ориентаций
№ ........................................................................ Личностно-профессиональные Социально-профессиональные
1. Духовно-нравственные Честность, ответственность, справедливость, толерантность Патриотизм, гражданская позиция, сотрудничество, гордость за миссию профессии
2. Профессионально-прагматические Личностное развитие, профессиональный рост, творческий аспект деятельности, независимость, интересная работа Социально-профессиональный статус, образование, материальное вознаграждение за труд, престижность профессии
Предложенные в настоящей систематизации духовно-нравственные ценностные ориентации дают возможность выстроить в сознании специалиста идеальную модель своей деятельности, которая в дальнейшем становится ориентиром в профессиональном самосовершенствовании. Идеалы, являясь внутренними, субъективными критериями оценок, регулируют поведение личности, его практическое взаимодействие с объективным миром. В свою очередь профессионально-прагматические ценностные ориентации раскрывают отношение, как личности, так и общества к профессии, определяющее цель и личностный смысл данной деятельности. Система профессиональных ценностных ориентаций стимулирует принятие субъектом функционально-ролевых предписаний, требований, предъявляемых профессией к его личности, а также обеспечивает включенность специалиста в профессиональное сообщество.
Таким образом, мы полагаем, что данная систематизация профессиональных ценностных ориентаций студентов имеет достаточно универсальный характер, поэтому ее можно применить при подготовки бакалавров различных направлений подготовки в образовательном процессе вуза. При этом важно учитывать, что профессиональные ценностные ориентации и качества личности профессионала могут отличаться в зависимости от сферы профессиональной деятельности.
Процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов, и в частности, представленных в настоящей систематизации, зависит от множества факторов, определяющих конечный результат образовательного процесса. К которым можно отнести следую-328
щие: качественно разработанные основные профессиональные образовательные программы, учебные планы, рабочие программы по дисциплинам (модулям) учебного плана, фонды оценочных средств и т.д. Вместе с тем, учреждения высшего образования должны обладать такой образовательной средой, которая могла бы выступать мощным механизмом профессионального становления компетентных специалистов, востребованных на рынке труда.
Обращаясь к категории «образовательная среда» исследователи в области педагогики и психологии часто утверждают, что обучение, воспитание, развитие и социализация обучающихся осуществляется не только под воздействием педагога, но и в зависимости от индивидуальных психологических особенностей личности студента. Образовательный процесс всегда строится в определённом социальном и пространственно-предметном ключе, качество которого оказывает значительное влияние на становление и развитие субъектов этого процесса.
Феномен «образовательная среда» используется в социально-гуманитарных науках различными учеными. Однако в каждой сфере научного познания выделяется особый аспект изучения исследуемого понятия.
Так, в философско-социологическом аспекте под образовательной средой понимается «часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные процессы и их составляющие и где ребёнок включается в культурные связи с обществом, приобретает опыт самостоятельной культурной деятельности» (Н.Б. Крылова) [5, с.15].
В педагогическом ключе образовательная среда рассматривается как «учебно-воспитательная среда конкретного образовательного учреждения, моделируемая педагогической деятельностью педагогов-предметников и управленческого персонала учреждения» (Г.Ю. Беляев) [6, с.72].
В психологии понятие «образовательная среда» определяют, как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении (В.А. Ясвин) [7, с.365].
На основе рассмотренных дефиниций можно заключить, что образовательная среда, с одной стороны - процесс самоопределения будущего специалиста в мире обучения и воспитания другого человека, а с другой -профессиональное становление, процесс формирования профессиональных ценностных ориентаций и т.д.
Созданная в вузе образовательная среда обладает своей структурой, однако на сегодняшний день не сложилось единого подхода к выделению ее компонентов. Большинство существующих концепций структуры образовательной среды основывается на мнении о необходимости выделения в структуре образовательной среды пространственно-предметного и социального компонентов. Так, В.А. Ясвин выделяет эколого-личностную модель образовательной среды, которая, по мнению автора, должна включать в себя следующие структурные компоненты: пространственно-предметный; социальный; психодидактический. В.И. Панов предлагает экопсихо-логический подход к разработке модели образовательной среды и выделяет такие основные структурные компоненты образовательной среды как: деятельностный (технологический), коммуникативный и пространственно-предметный [8, с. 213 - 216]. В.В. Рубцовым была разработана коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. Исходным основанием такого подхода к образовательной среде служит понимание того, что важным условием развития ребенка является его участие в совместной деятельности, разделенной со взрослым и/или с другими участниками образовательного процесса [9, с. 272]. В. И. Слободчиков предлагает антрополого-психологическую модель образовательной Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Фролова Елена Вячеславовна ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ...
среды и предлагает включить в качестве основных параметров образовательной среды: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации) [10, с. 177-184] и другие.
Таким образом, большинство существующих концепций структуры образовательной среды сходится в идеологии о том, что образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса, межличностных отношений, которые устанавливают участники образовательного процесса и специально организованных психолого-педагогических условий формирования и развития личности [11-23]. В настоящей работе мы предлагаем ценностно-ориентированный подход к разработке модели образовательной среды, с опорой на представленные авторские модели, и выделяем три основных компонента: пространственно-предметный, социально-психологический, психодидактический (см.таблицу 2). Такой подход к модели образовательной среды, на наш взгляд, создает основу формирования профессиональных ценностных ориентаций студентов вуза.
Таблица 2
Компоненты образовательной среды вуза/характерные признаки
Пространственно-предметный компонент
Социально-
психологический
компонент
Психодидактический компонент
Содержание компонента
- учебные помещения (аудитории, учебные лаборатории, учебные кабинеты, чертежные залы курсового и дипломного проектирования, учебные мастерские, демонстрационные залы, закрытые спортивные сооружения (спортивные залы всех видов, закрытый бассейн для плавания) и т.д.;
- прилегающее пространство вуза;
- материальное и информационное оснащение (материально-техническое оснащение, учебно-научная материальная база (текстовая и визуальная).
-отношения сотрудничества между педагогом и учащимся, в основе которых лежит открытое и доброжелательное отношение друг к другу, что стимулирует желание взаимодействия в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию и т.д.;
-осуществление педагогом роли фасили-татора, обладающего умением не только организовать учебную деятельность, но создавать ситуации успеха для учащихся в процессе обучения; -взаимопонимание и удовлетворённость взаимодействием всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, администрации и т.д.) -защищенность от проявлений психологического насилия во взаимодействии в образовательном процессе вуза.
-внедрение в образовательный процесс развивающих, интерактивных технологий, создание развивающей образовательной среды;
-придание содержанию образования личностного смысла и значимости; -обеспечение учащихся правом выбора способов усвоения учебного материала, формирование индивидуальной образовательной траектории и т.д. [24, с. 61-65];
Пространственно-предметный компонент образовательной среды обеспечивает разнородность пространственных условий с учетом физических, психических и возрастных особенностей учащихся высшей школы. В то же время интерьер вуза и прилегающей к нему территории должен соответствовать элементам аккуратности и эстетичности художественно-эстетического оформления. Особое внимание мы уделяем научной и учебной литературе (текстовой и визуальной), используемой при изучении дисциплин социально-гуманитарного цикла, занимающих важное место в решении задач гуманиза-
ции образовательного процесса. Как утверждает О.Л. Жук, что «рефлективный анализ студентами осваиваемых в ходе изучения социально-гуманитарных дисциплин общечеловеческих ценностей, социокультурных тенденций... выступает средством их личностного и профессионального самоопределения и самосовершенствования» [25, с. 42]. Таким образом, учебно-научная материальная база должна иметь ценностное наполнение, способствующая формированию общечеловеческого, нравственного понимания профессионализма, его значения для будущей профессиональной деятельности и общества в целом.
Социально-психологический компонент образовательной среды должен обеспечивать психологически комфортную среду для взаимодействия участников образовательного процесса и нести на себе основную нагрузку по обеспечению разностороннего вхождения в социальную среду, удовлетворения потребностей субъектов образовательного процесса в ощущении безопасности, открытия для себя возможностей самореализации в профессиональной сфере и т.д. Отношения, возникающие между преподавателем и учащимся должны быть выстроены по принципу субъект-субъектные отношения. Центральное место отводится созданию гуманистической системы воспитания студентов, формированию интеллектуально развитой, творческой, гуманной личности будущего специалиста. Поскольку главная цель гуманизации высшего образования заключается в обеспечении направленности образовательного процесса на становление личности будущего специалиста гуманистической ориентации, на формирование его профессиональных ценностных ориентаций, качеств и т.д.
Психодидактический компонент образовательной среды включает в себя содержание образовательного процесса: основные профессиональные образовательные программы, инновационные методы и технологии обучения и другие, которые реализуются в образовательном учреждении высшего образования. При разработке контента специальных дисциплин (модулей) учебного плана следует уделять особое внимание профессионально-ориентированным дидактическим материалам: текстам, упражнениям, темам, ситуациям, задачам и т.д. Такие материалы должны быть эмоционально-насыщенными и способными побуждать будущих специалистов к переживанию разнообразных эмоций (чувств), связанных с предстоящей профессиональной деятельностью. Таким образом, мы считаем, что это должно обеспечить актуализацию профессиональных ценностных ориен-таций не только на когнитивном, но и эмоциональном уровне.
В заключении хотелось бы отметить, что созданная в вузе образовательная среда на основе предложенного нами ценностно-ориентированного похода, создает для студента, как субъекта в своей деятельности (учебной, научно-исследовательской, профессиональной и т.д.) те условия и возможности, которые необходимы для формирования профессиональных ценностных ориентаций. В связи с чем, для современного педагога высшей школы важно уметь моделировать различные компоненты образовательной среды, создавать психолого-педагогические условия становления и развития компетентных специалистов, осознающих социальную значимость в обществе избранной профессии, призванных руководствоваться в профессиональной деятельности профессиональными ценностными ориентациями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Новые ценности образования: культурные модели школ [Текст]: Ред.серии Н.Б.Крылова, ред.выпуска Р.М.Люснер, Т.В. Анохина, М.М.Князева, М.: ИПИРАО, 1997.
2. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении [Текст]:/В.А.Петровский, Л.М.Кларина, Л.А.Смывина, Л.П.Стрелкова; под ред. В.А.Петровского; науч.-метод. объединение «Творческая педагогика». — М. Новая школа, 1993. — с.102
3. Газман, О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема // Новые ценности образования: десять концепций и эссе [Текст]: Вып. 3. - М.: Инноватор, 1995. — с.58
EDUCATIONAL ENVIRONMENT ...
Frolova Elena Vyacheslavovna
pedagogical sciences
4. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. образовательное пространство как пространство развития (школа взросления) // вопросы психологии [Текст]: 1993.№1.с.24-32
5. Крылова, Н.Б. Культурология образования [Текст]: / Н.Б. Крылова. - М.: Народное образование, 2000. - с. 272
6. Беляев, Г.Ю. Педагогическая характеристика образовательной среды в различных типах образовательных учреждений [Текст]: дис. ... канд. пед. наук/Г.Ю. Беляев. - М., 2000. - с.157
7. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию [Текст]: М.: Смысл, 2001. - с. 365
8. Панов, В. И. Экопсихологическая модель образовательной среды / 4-ая Российская конференция по экологической психологии // Психологический институт РАО. [Текст]: - М.: УМК «Психология», 2005. - с.213 - 216
9. Рубцов, В. В., Ивонина, Т. Г. Проектирование развивающей среды школы [Текст]: -М.: МГППУ, 2002. - с.272
10. Слободчиков, В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. [Текст]: -М., 1997. - с. 177-184
11. Фалеева Л.В. Студент и образовательная среда вуза: социально-культурный контекст //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 113-116.
12. СимоноваИ.Н., Варникова О.В. Информационно-экологическая образовательная среда технического вуза //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 2. № 2 (18). С. 81-87.
13. Тумакова О.Е., Евдешина М.Ю. Образовательная среда территории детского сада как комплекс условий // Карельский научный журнал. 2014. № 4 (9). С. 90-93.
14. Гущина О.М., Аникина О.В. Информационно-образовательная среда формирования индивидуальной траектории подготовки студента // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 34-37.
15. Аниськин В.Н., Бусыгина А.Л. Социально-технологическая и культурно-просветительская подготовка бакалавров педагогики в хо-листичной информационно-образовательной среде вуза // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 12-16.
16. Лесите Э.Ю., Павлова Е.В. Формирование толерантности студентов социальной сферы в поликультурной образовательной среде вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4 (9). С. 79-81.
17. Осадченко И.И. Дефиниция «дидактическая система» в контексте современной начальной школы //Балканско научно обозрение. 2017. № 1. С. 25-29.
18. Назмиева Э.И. Гуманитарная образовательная среда как фактор совершенствования иноязычной подготовки студентов вуза // Карельский научный журнал. 2013. № 4 (5). С. 81-84.
19. Абдуллаева С.Г.К., Патраков Э.В., Гордеева Е.Е. О ценностях гуманных межличностных отношений в условиях поликультурной образовательной среды // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 128-131.
20. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научен вектор на Балканите. 2017. № 1. С. 18-21.
21. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
22. Kobernyk O.M., Biletska I.O. Monitoring as a part of educational process management in secondary school //Хуманитарни Балкански из-следвания. 2017. № 1. С. 9-12.
23. Николашкина В.Е. Мониторинг социокультурной образовательной среды вуза: принципы и специфика //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 107-109.
24. Ретивых, М.В. Инновационные технологии обучения в вузе: концептуальные основы, педагогические средства, формы и виды // [Текст]: Вестник Брянского государственного университета, №1, 2015- c.61-65
25. Жук, О.Л. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании [Текст]: // Адукацыя i выхаванне. 2004. № 12. с. 41 - 48
Статья поступила в редакцию 26.10.2018 Статья принята к публикации 27.11.2018
330
Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)