Referenses
1. Turchin A. S. Akmepsikhologiya razvitiya sub'ekta obrazovaniya v deyatel'nosti so znakovo-simvolicheskimi sredstvami (Acme-psychology of education subject's development in activities with sign-symbolic means). Moscow; Kostroma, 2011. 318 p. (in Russian).
2. Lotman Yu. M. Semiosfera (Universe Of Mind). St.-Petersburg, 2000. 704 p. (in Russian).
3. Spirova E. M. Filosofsko-antropologicheskoe soderzhanie simvola (Philosophical-anthropological content of symbol). Moscow, 2012. 336 p. (in Russian).
4. Romanov I. V. Setevaya informatsionnaya sreda kak is-tochnik porozhdeniya novykh znaniy (Network information environment as source of generation of new knowledge). Sotsiologiya obrazovaniya (Sociology of education), 2015, no. 9, pp. 49-54 (in Russian).
5. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya (Theory of developing education). Moscow, 1996. 544 p. (in Russian).
6. Bovtenko M. A. Kompyuternaya lingvodidaktika (Computer linguodidactics). Moscow, 2005. 216 p. (in Russian).
7. Antonovskiy A. Yu. Sotsioepistimologiya: Oprostranstven-no-vremennykh i lichnostno-kollektivnykh izmereniyakh obschestva (Socio-epistemology: about space-time and personal-collective dimensions of society). Moscow, 2011. 400 p. (in Russian).
8. Romanov I. V. Tekhnologizatsiya sovremennykh nauchnykh znaniy na primere razvitiya gumanitarnykh tekhnologiy (Technologization of modern scientific knowledge at the example of development of humanitarian technologies). Ekonomika obrazovaniya (Economics of education), 2015, no. 4, p. 102-105 (in Russian).
Please cite this article in press as:
Romanov I. V., Turchin A. S. Psychosemiotic Features of the Multiculturally Oriented Academic Text as a form of Information Objectification. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 289-293. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-289-293.
УДК 37.01
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Д. И. Антропов
Антропов Дмитрий Игоревич - аспирант, кафедра управления персоналом и психологии, Саратовский социально-экономический институт (филиал) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, Россия Е-тэИ: antropov_dima@mail.ru
Изложены данные теоретического анализа проблемы формирования конкурентоспособности современного специалиста в условиях изменяющегося общества. Представлены результаты эмпирического исследования, выполненного на студенческой выборке (двух академических групп 3-го курса Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова (Ы = 59) с применением психодиагностического инструментария: методик «Я - лидер» (А. Н. Лутошкина), «Ценностные ориентации» (М. Рокича). Выявлен индекс лидерского потенциала, описаны иерархии терминальных и инструментальных ценностей, явля-ющиесяся основанием конкурентоспособности. Уточнены психолого-педагогические условия, реализация которых в учебно-воспитательном процессе вуза влияет на повышение показателей конкурентоспособности студентов.
Ключевые слова: конкурентоспособность будущего специалиста, психолого-педагогические условия, факторы формирования конкурентоспособности, профессиональные компетенции, профессионализм.
йО!: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-293-298
К постановке проблемы
Современные условия развития российского общества, включающие в себя, в том числе, и переход к рыночной экономике, привели к необходимости пересмотра направлений подготовки специалистов вузов. Эта необходимость продиктована тем, что выпускники вузов должны стать востребованными и конкурентоспособными на рынке труда и, соответственно, обладать определенными личными качествами и профессиональной компетентностью, которая является одним из критериев качества подготовки выпускников высших учебных заведений согласно ФГОС 3+. Это целенаправленно ориентирует высшие образовательные учреждения на оптимизацию содержания изучаемых дисциплин, на участие студентов в самоуправлении во внеаудиторной и других видах деятельности, которые являются составляющими образовательного пространства вуза [1, с. 325]. В связи с этим все чаще при оценке будущих выпускников используется ранее сугубо экономический термин «конкурентоспособность». Он уже вошел в понятийный аппарат педагогической науки, но еще недостаточно изучен, поэтому подходов и трактовок данного понятия множество.
В исследовании мы будем руководствоваться следующим определением: конкурентоспособность будущего специалиста - это совокупность характеристик, обусловливающих более высокий профессиональный рейтинг специалиста на рынке труда, который определяется качеством и уровнем образования и особенностями личности специалиста. Конкурентоспособность специалиста зависит от соответствия его личных качеств и профессиональной компетентности требованиям и запросам современного общества. Однако стоит обратить внимание на то, что даже при высоком уровне профессиональной компетентности специалист не всегда востребован на рынке труда, соответственно, у него недостаточно хорошо развиты те или иные личностные характеристики.
Таким образом, реформируя систему подготовки будущих специалистов, высшая школа должна ориентироваться не только на обеспечение профессиональных знаний и навыков, но и на развитие личностных характеристик студентов, основанных на психолого-педагогических условиях, которые в дальнейшем помогут выпускникам определиться с направлением профессиональной деятельности и адаптироваться на рынке труда. Задача педагогов заключается в развитии качеств студентов, формирующих профессионализм или, как справедливо заметил А. Маслоу, в актуализации возможности «обнаружить человеку в себе то, что в нем уже заложено» [2, с. 412]. Современная образовательная система должна не просто давать студенту готовое знание, а развивать в нём потребность и необходимость в постоянном совершенствовании полученных знаний и навыков, развивать стремление к покорению все новых и новых профессиональных вершин.
В настоящее время существует бессистемность и фрагментарность при формировании конкурентоспособности студентов. Это происходит по ряду причин, в том числе, и от того, что будущий специалист часто не располагает данными о рынке труда, о требованиях и спросе на специалистов, не знает, как применить полученные профессиональные знания в будущей практической деятельности. Поэтому важным этапом в реформировании образования становится налаживание взаимодействия студента с субъектами его конкурентоспособности: с вузом, работодателями и государством.
Таким образом, при подготовке конкурентоспособных специалистов следует учитывать два вида факторов, влияющих на процесс: внешние и внутренние, которые должны быть взаимосвязаны и дополнять друг друга. При успешном их использовании выпускнику будет проще ориентироваться и адаптироваться на рынке труда. В качестве внешних факторов формирования конкурентоспособности выпускника можно выделить:
- конкуренцию на рынке образовательных услуг, которая должна дать абитуриенту - студенту - выпускнику вуза возможность выбора
специальности, которая будет удовлетворять цен-ностно-ориентационные потребности человека и обеспечит его трудоустройство в дальнейшем;
- кадровую политику государства, которая должна стать ориентиром для молодежи с учетом развития социально-экономических и политических институтов. Подрастающее поколение должно быть осведомлено о том, в каких специалистах нуждаются государство и общество;
- программы и проекты, направленные на трудоустройство и поддержку начинающих специалистов. Основное предназначение этого направления заключается в том, чтобы, с одной стороны, поддержать специалиста на первых этапах развития его карьеры, с другой - удовлетворить запрос общества на тех или иных специалистов. Например, в Саратовской области реализуются социально ориентированные программы поддержки молодых специалистов, работающих в сельской местности, молодых медицинских работников и других работников бюджетной сферы;
- конкуренцию на рынке труда, которая обеспечивала бы спрос и предложение, а также востребованность подготовленных вузами специалистов;
- демографическую ситуацию, от которой зависит успешное развитие экономики страны с учетом достаточной численности молодежи, способной быстро и качественно овладеть необходимыми знаниями и навыками, а также претворить их в жизнь.
Количество и степень внешнего воздействия на конкурентоспособность будущего специалиста различны и динамичны, зависят от изменяющихся социально-политических и экономических реалий современного общества, поэтому очень важны своевременная реакция на запросы рынка и государства, использование инновационных технологий, а также формирование у будущего специалиста личностных качеств, которые позволят ему выдержать конкурентную борьбу на рынке труда, достичь профессиональных высот и самореализации.
При формировании конкурентоспособной личности будущих специалистов особое внимание необходимо обращать на внутренние факторы, которые обеспечиваются педагогами вузов у студентов. Совершенно очевидно, что при планомерном подходе к процессам формирования личной конкурентоспособности с течением времени будет наблюдаться рост профессиональных знаний и навыков. Зная о требованиях, предъявляемых работодателями, студент должен стремиться их приобрести [3]. Основным внутренним механизмом в этот момент становится соответствие адекватных представлений студентов о содержании будущей профессиональной деятельности их осознанным жизненным интересам и целям.
Проблема формирования конкурентоспособного специалиста как психолого-педагогическое явление сложна и затрагивает формирование
таких сторон личности, как: ценностные ориентации; профессиональные компетенции; профессионализм.
Профессиональные основы развития конкурентоспособности специалистов закладываются в период профессиональной подготовки, поэтому особенно важным представляется определение психолого-педагогических условий, которые могли бы способствовать повышению эффективности образовательного процесса. На основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы выделим основные психолого-педагогические условия формирования конкурентоспособности студентов высших учебных заведений.
Обеспечение вариативности и гибкости образовательных технологий: использование в системе высшего профессионального образования дифференцированных технологий, направленных на формирование у студентов комплекса ключевых компетенций, которые необходимы для саморазвития и самопознания, а также для осуществления межличностных коммуникаций. Гибкость образовательных технологий должна быть основана на следующих принципах: индивидуализации обучения, дифференциации обучения, сотрудничества и развития критичности мышления, тренинго-игровой составляющей, использовании информационных технологий и др.
Установление взаимосвязи общекультурных и профессиональных компетенций [4, 5], которые, в свою очередь, сформируют компетентность будущего специалиста и будут способствовать повышению конкурентоспособности специалиста на рынке труда.
Формирование конкурентоспособности выпускников вузов во взаимосвязи с другими элементами профессиональной подготовки: современный образовательный процесс основан на широкопрофильной подготовке, развитии высокого профессионального мастерства и мобильности специалиста.
Наличие инновационной инфраструктуры вуза, которая включает в себя технопарки, технические центры, учебно-научные центры и др. В указанных центрах будущие специалисты могут применить полученные профессиональные знания на практике, понять, насколько интересна и подходит выбранная специальность им.
Внедрение в воспитательную систему учебного заведения программ работы школы актива, студенческих отрядов и различных форм студенческого самоуправления. В современных условиях развития студенты вузов становятся более активными и мобильными, социальная активность молодежи также постоянно повышается. Одной из таких форм является студенческое самоуправление. Однако по данным различных исследований, сегодня только 3-5% студентов активно принимают участие в деятельности органов студенческого самоуправления, при этом 54% учащейся молодежи считают важным или достаточно важным развитие такого института [6].
Парадоксальным является то, что студенчество - это специфическая социальная группа общества с высокой степенью организованности и сплоченности, обладающая высоким уровнем профессиональной и личностной культуры, активным вниманием к процессам преобразований в России, но в то же время минимально задействованная в них.
Программа эмпирического исследования
В рамках проведённого нами анализа паспортов-характеристик двух академических групп 3-го курса Саратовского социально-экономического института (филиала) Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова, состоящих из 30 и 29 человек, было установлено, что в первой группе 43% обучающихся задействованы не только в учебной, но и во внеаудиторной работе, во второй группе этот показатель ниже -26%. Активность студентов первой группы превышает показатель второй, что говорит о, возможно, большей амбициозности и целеустремленности; студенты первой группы заинтересованы не только в получении профессиональных навыков, но и в стремлении развивать в себе качества, необходимые для дальнейшего трудоустройства (целеустремленность, коммуникативность, умение работать в команде).
Показатели активности выглядят следующим образом: в спортивной секции занимается только один студент из первой группы, из первой же группы в органах студенческого самоуправления принимают участие два студента, в творческой самодеятельности количество студентов, принимающих участие, в первой группе в два раза больше, чем во второй, что касается актива группы, то здесь показатели одинаковые.
В результате анализа выделены следующие направления активности студентов: участие в спортивных секциях, в творческой самодеятельности, студенческом самоуправлении и в активе группы. В первой группе студенты вовлечены во все представленные сферы активности, в то время как во второй группе они не задействованы в спортивных секциях и студенческом самоуправлении. В активах групп равное количество студентов, что объясняется положением о студенческом совете института, где указано, что в состав актива группы обязательно должны входить староста и профорг группы, рекомендовано наличие в группе заместителя старосты, культорга, физорга и науковеда.
Сегодня приоритетным направлением в работе органов студенческого самоуправления является организаторская деятельность в студенческой среде, защита интересов и прав студентов. Основная направленность деятельности этих органов заключается в решении реальных проблем студентов и получении опыта самоорганизации своей жизни и своего времени.
Именно участие в органах студенческого самоуправления дает будущему специалисту первые
навыки работы в команде, помогает развитию коммуникаций и профессиональных компетенций, что в дальнейшем повышает уровень его конкурентоспособности в борьбе на рынке труда.
Своевременное выявление и учет индивидуальных особенностей личностного роста студентов как будущих субъектов трудоустройства. В данном направлении очень важно взаимодействие педагога и студента. На протяжении всего обучения студент развивает в себе профессиональные, личностные, творческие способности, которые могут трансформироваться при межличностных коммуникациях и взаимодействиях. Выявление и учет индивидуальных особенностей строится на изучении и анализе характеристик студентов, их ценностных приоритетов, мотивации, компетенций, приобретаемых от начального к выпускному курсу, профессионально-этических позиций.
В нашем исследовании мы также использовали психодиагностическую методику «Я -лидер» (А. Н. Лутошкина).
Следует отметить, что у большинства испытуемых такие качества, как «осознание цели», «умения решать проблемы» развиты на высоком уровне, «наличие творческого подхода», «умение работы в группе» - на достаточном, остальные - на более низком уровне. Таким образом, проведённый анализ показал, что шесть из восьми показателей лидерского потенциала в первой группе более высокие, по сравнению со второй. Можно предположить, что занятия спортом, творчеством, участие в жизни вуза способствуют развитию лидерского потенциала.
Стоит обратить внимание, что в первой группе показатели «умение управлять собой», «осознание цели», «умение работать с группой» выше на 15%, чем во второй. Особый интерес представляет показатель «умение работать в группе», который напрямую связан с участием студентов во внеучебном процессе и говорит об эффективной реализации психолого-педагогических условий, направленных на развитие конкурентоспособной личности на рынке труда.
Активизация научно-исследовательской работы студентов позволяет студенту вуза
приобрести навыки исследовательской работы со справочно-информационным материалом, навыки, умение публично выступать, развивать в себе лидерские и управленческие качества. Научная работа также расширяет кругозор студента, позволяет ему найти наиболее интересные темы исследования, обмениваться сведениями и полученными результатами со своими сверстниками, студентами старших курсов, педагогами, представителями других вузов и власти.
Целенаправленная организация производственной практики дает возможность будущему специалисту изнутри увидеть организацию профессиональной деятельности, понять и осмыслить ее основные направления. Во время практики студент может сопоставить полученные в вузе знания и умения с требованиями, предъявляемыми к работникам на практике. Производственная практика позволяет углублять и закреплять теоретические знания студентов.
Проведение систематического психолого-педагогического мониторинга сформированно-сти ключевых компетенций студентов высших учебных заведений заключается в том, что преподавателю необходимо регулярно осуществлять мониторинг развития студенческого коллектива и каждой отдельной личности в целом. Главными задачами здесь становятся: выявление уровня базовой подготовки студентов, анализ пробелов в их знаниях и основных затруднений в усвоении определенной дисциплины. На основе обнаруженных отклонений преподаватель должен корректировать образовательный процесс.
Проанализировать ценностные ориентации студентов можно при помощи методики М. Роки-ча: она основана на прямом ранжировании списка ценностей и подразделяет их на терминальные (убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться) и инструментальные (какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации) [6].
Обратимся к рассмотрению иерархии терминальных и инструментальных ценностей студентов (таблица).
Содержание ценностных ориентаций студентов
Ранг Терминальные ценности Ранг Инструментальные ценности
1 Здоровье 1 Воспитанность
2 Счастливая семейная жизнь 2 Ответственность
3 Любовь 3 Аккуратность
4 Интересная работа 4 Жизнерадостность
5 Активная жизнь 5 Образованно сть
6 Материально обеспеченная жизнь 6 Честность
7 Наличие верных друзей 7 Исполнительно сть
8 Жизненная мудрость 8 Независимость
9 Уверенность в себе 9 Рационализм
10 Развитие 10 Самоконтроль
Окончание таблицы
Ранг Терминальные ценности Ранг Инструментальные ценности
11 Познание 11 Твёрдая воля
12 Общественное призвание 12 Смелость в отстаивании мнения
13 Свобода 13 Широта взглядов
14 Продуктивная жизнь 14 Терпимость
15 Развлечения 15 Чуткость
16 Красота природы 16 Непримиримость к недостаткам
17 Счастье других 17 Эффективность в делах
18 Творчество 18 Высокие запросы
Анализ терминальных ценностей показал, что первую по значимости позицию занимает здоровье. В пятерку лидеров также входят: счастливая семейная жизнь, любовь, интересная работа и активная жизнь. Эти показатели говорят о том, что развитие студентов многогранно и основано на общепринятых человеческих принципах. Однако таким ценностям, как творчество, счастье других, красота природы отведены последние места, что свидетельствует об определенных недостатках духовного развития студентов. Стоит отметить также, что развлечения занимают одно из последних мест списке, что говорит об относительной зрелости личности, умении контролировать себя, свое время.
Анализ инструментальных ценностей показал, что в пятерку лидеров включены: воспитанность, ответственность, аккуратность, жизнерадостность и образованность. К сожалению, эффективность в делах, чуткость, терпимость попадают в нижние строки ранжира, но такие важные для конкурентоспособности будущего специалиста ценности, как исполнительность, рационализм, самоконтроль находятся в середине списка, сразу после основных ценностей.
Обобщенные полученные данные свидетельствуют о том, что у большинства студентов сложилось свое представление о ценностях, которое близко к общепринятым, и они носят преимущественно нравственный характер. Развитие этих качеств в дальнейшем будет способствовать повышению самосознания будущего специалиста, а также развитию его профессиональных качеств.
Заключение
Подводя итог вышесказанному, отметим, что конкурентоспособность будущего выпускника зависит не только от наличия знаний и умений, но и от системы мотивации и ценностного отношения к выбранной профессиональной деятельности. Образовательным учреждениям, прежде чем сформировать ценностное отношение к специальности у студентов, следует создать определенную
модель конкурентоспособного выпускника, определить комплекс качеств будущего специалиста, который позволил бы эффективно конкурировать на рынке труда и реализовать свой потенциал. Для решения этой задачи образовательным учреждениям необходимо, с нашей точки зрения:
- постоянно информировать студентов о ситуации на рынке труда, о спросе на их будущую специальность, требованиях работодателей;
- обеспечивать постоянное взаимодействие между вузом и потенциальными работодателями;
- создать условия, способствующие развитию внутреннего потенциала студента (участие в творческих студиях, спортивных секциях, научных кружках, в организациях студенческого самоуправления и т. д.).
Библиографический список
1. Нарыкова Г. В. Формирование конкурентоспособности студентов педагогического вуза // Сб. конф. НИЦ Социосфера. URL: http://www.sociosphera. com/publication/conference/2013/215/formirovanie_ konkurentosposobnosti_studentov_pedagogicheskogo_ vuza/ (дата обращения: 25.07.2016).
2. Педагогическая психология : хрестоматия / сост. В. Н. Карандашев, Н. В. Носова, О. Н. Щепелина. СПб., 2006. 412 с.
3. Студент как будущий работник : формирование конкурентоспособности. URL: http://www.fondp.ru/527 (дата обращения: 25.07.2016).
4. Студенческое движение в России в начале XXI века. URL: http://www.mosgu.m/nauchnaya"publications/ SCIFNTnCARTrcHS/2006/Alekseeva/ (дата обращения: 25.07.2016).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. URL: http://www.uicde.ru /index.php/article/archive/259/ (дата обращения: 25.07.2016).
6. Шалова С. Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза // Науковедение. 2013. № 3. URL: http://www.naukovedenie.ru (дата обращения: 25.07.2016).
Образец для цитирования:
Антропов Д. И. Факторы развития конкурентоспособности будущих специалистов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Ак-меология образования. Психология развития. 2016. Т. 5, вып. 4 (20). С. 293-298. БС>1: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-293-298.
Development Factors of Future Specialists' Competitiveness
Dmitry I. Antropov
Saratov Social and Economic Institute (branch) of G. V. Plekhanov Russian University of Economics 89, Radishcheva str., Saratov, 410003, Russia E-mail: antropov_dima@mail.ru
The paper presents the findings of a theoretical analysis of the formation of a specialist's competitiveness in the context of a changing society. It presents the results of an empirical study that involved a sample of students (two academic groups of third-year students of Saratov Socio-Economic Institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics (N = 59)) and used the following psychognostic instruments: «I am a leader» (A. N. Lutoshkin) and the Rokeach Value Survey (M. Rokeach). The conducted research identified the index of leadership potential and described the hierarchies of terminal and instrumental values that act as the basis of competitiveness. It also clarified psycho-pedagogical conditions whose implementation in a university's educational process affects the increase in students' competitiveness. Key words: competitiveness, future specialist, psycho-pedagogical conditions, factors conditioning competitiveness, professional competences, professionalism.
References
1. Narykova G. V. Formirovanie konkurentosposobnosti studentov pedagogicheskogo vuza (Formation of teachers
university students' competitivity). Sbornik konferencii NIC Sociosfera (Collectors conferences Scientific Research Centre Sociosphere). Available at: http://www. sociosphera.com/publication/conference/2013/215/formi-rovanie_konkurentosposobnosti_studentov_pedagogich-eskogo_vuza/ (accessed 25 July 2016) (in Russian).
2. Pedagogicheskaya psikhologiya: khrestomatiya (Pedagogical psychology: the textbook). Eds. Karandashev V. N., Nosova N. V., Shchepelina O. N. St.-Petersburg, 2006. 412 p. (in Russian)
3. Studentkak budushchiy rabotnik: formirovanie konkurento-sposobnosti (Student as future employee: formation of competitivity). Available at: http://www.fondp.ru/527 (accessed 25 July 2016) (in Russian).
4. Studencheskoe dvizhenie v Rossii v nachale XXI veka (Student movement in Russia in beginning of XXI century). Available at: http://www.mosgu.rn/nauchnaya-" publications/SCIFNTGICARTISHS/2006/Alekseeva/ (accessed 25 July 2016) (in Russian).
5. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart vysshego professional'nogo obrazovaniya (Federal state educational standard of high professional education). Available at: http://www.uicde.ru /index.php/article/archive/259/ (accessed 25 July 2016) (in Russian).
6. Shalova S. Yu. Professional'nye tsennosti v sisteme tsen-nostnykh orientatsiy studentov pedvuza (Professional values in system of teacher university students' value orientations). Naukovedenie (Science Studies), 2013, no. 3. Available at: http://www.naukovedenie.ru (accessed 25 July 2016) (in Russian).
Please cite this article in press as:
Antropov D. I. Development Factors of Future Specialists' Competitiveness. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Arneology. Developmental Psychology, 2016, vol. 5, iss. 4 (20), рр. 293-298. DOI: 10.18500/2304-9790-2016-5-4-293-298.