ление бывает поверхностным, не глубинным. Исследования показали, что формирование ценностных ориентаций личности в профессиональном становлении будущего медицинского работника обеспечивается, когда:
- учебное заведение выступает как культурно-образовательное пространство, где целостность педагогического процесса обусловлена духовными ценностями;
- мотивационно-ценностная деятельность студентов осуществляется на основе практического освоения основ здравоохранения;
Библиографический список
- учебно-воспитательная работа обеспечивает овладение и усвоение студентами профессионально-нравственных ценностей в процессе обучения латинскому и иностранным языкам.
Таким образом, в процессе подготовки специалистов в профессиональном учебном заведении вся система воспитания и обучения должна быть направлена не только на усвоение профессиональных знаний, умений и навыков, будущий специалист должен усвоить профессионально-нравственные ценности, руководствоваться ими в своём поведении и профессиональной деятельности.
1. Архангельский, Л.М. Ценностные ориентации и нравственное развитие личности. - М., 1978.
2. Кашуба, И.В. Развитие эмпатического потенциала студентов университета в процессе профессиональной подготовки: дис. пед. наук. - Магнитогорск, 2004.
канд.
Bibliography
1. Arkhangeljskiyj, L.M. Cennostnihe orientacii i nravstvennoe razvitie lichnosti. - M., 1978.
2. Kashuba, I.V. Razvitie ehmpaticheskogo potenciala studentov universiteta v processe professionaljnoyj podgotovki: dis. ... kand. ped. nauk. - Magnitogorsk, 2004.
Статья поступила в редакцию 20.05.13
УДК 159.316.6
Solovyeva O.V., Litvinova K. V. DEVELOPING LEADERSHIP POTENTIALRESIDENT - FUTUREOF HIGH SCHOOLTEACHERSRESIDENT - FUTUREOF HIGH SCHOOLTEACHERS. The article reveals theimportance of the developmentof leadership potentialgraduate studentsof differentmajorsenrolled inprofessional retraining program«Teacher ofhigh school». Settlepsycho-pedagogicalconditions that ensure theformation of the futureteacher of highschool as ateacherleader.
Key words: Student, leadership, future high school teacher, psycho-pedagogical conditions of development.
О.В. Соловьева, д-р психол. наук, проф. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: pnilsol@rambler.ru; К.В. Литвинова, соискатель ФГАОУ ВПО
«Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: kristina2029@yandex.ru
РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АСПИРАНТОВ -БУДУЩИХ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Статья раскрывает актуальность развития лидерского потенциала аспирантов разных специальностей, обучающихся по программе профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы». Обосновываются психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление будущего преподавателя высшей школы как педагогического лидера.
Ключевые слова: аспирант, лидерские качества, будущий преподаватель вуза, психолого-педагогичес-кие условия развития.
Реформы, происходящие в российской системе высшего образования, определяют особые требования и качеству образовательного процесса и личностно-профессиональным компетенциям профессорско-преподавательского состава вузов. Преподаватель современного вуза должен не только соответствовать эталону представителя интеллектуальной элиты, но в полной мере владеть управленческими, лидерскими функциями -быть блестящим организатором учебно-воспитательного процесса и достойным образцом подражания для учащейся молодежи
- студентов, магистров, аспирантов.
Новые целевые установки высшего образования требуют изменений в содержании и структуре подготовки преподавателей высшей школы. Большинство преподавателей не имеет базового профессионально-педагогического образования, что обусловило введение в действие Государственного образовательного стандарта для получения магистрантами и аспирантами дополнительной квалификации «Преподаватель высшей школы» (2001 г.). Подготовка преподавателя вуза через аспирантуру должна не только готовить молодого ученого к исследовательской деятельности, но и способствовать формированию готовности к профессиональной деятельности в системе высшего образования, повышению уровня педагогической компетентности. Реализация программы «Преподаватель высшей школы» в университетах позволяет аспирантам приобрести знания и умения, необходимые для успешной педагогической деятельности в вузе [1].
Анализ актуального состояния кадрового состава современной высшей школы, показывает, что возникновение и развитие рынка образовательных услуг увеличило число аспирантов в университетах, которые обучаются по разным специальностям. Отметим, что аспирант находится в противоречивой позиции. С одной стороны он нацелен на выполнение научно-исследовательской деятельности в своей предметной области, с другой - он, как правило, планирует профессиональное самоопределение в качестве преподавателя вуза. При этом необходимы иные требования к организации деятельности, личностной позиции, проявление соответствующей активности. Подчеркнем, что высшая школа нуждается в людях с высокоразвитыми интеллектуальными и коммуникативными способностями, организаторскими навыками, способных добиваться поставленных целей, учитывая потребности, интересы и возможности своих коллег и студентов. Современному вузу нужны лидеры и организаторы, готовые осуществлять руководство студенческими группами и коллективами, опираясь на идеи гуманного подхода, способные к эмпатии, диалогу равных, субъект-субъектным отношениям, т.е. готовые осуществлять свою деятельность на основе личностно-ориентированного взаимодействия со своими последователями. Вместе с тем, аспиранты, решая свои индивидуально-профессиональные задачи не всегда в состоянии активно участвовать в решении сложных проблем вуза, факультета, кафедры, не способны брать на себя ответственность, проявлять инициативу, т.е. не проявляют лидерских качеств. В этой
связи остро стоит проблема целенаправленного развитиялидер-ского потенциала аспирантов - будущих преподавателей высшей школы.
Лидерство - это многоаспектный социально-психологический феномен, включающий искусство быть впередиидущим, эффективно управлять собой и другими людьми на пути достижения больших жизненных и профессиональных успехов [2]. Феномен лидерства представляет собой сложный многогранный процесс, который может быть охарактеризован с различных позиций. Одной из важных характеристик лидерства является его структурный характер, где различаются комбинации трех основных переменных: лидерские качества, лидерское поведение и ситуация, в которой действует лидер. Формирование лидерских качеств у аспирантов - это управляемый процесс. Для его эффективной организации необходимо создавать психолого-пе-дагогические условия, обеспечивающие становление будущего преподавателя высшей школы как педагогического лидера. К педагогическим условиям формирования лидерских качеств у аспирантов относится:
- обновление содержания психолого-педагогических дисциплин,
- сочетание традиционных и инновационных подходов к организации учебных занятий,
- активизация мотивационной и познавательной деятельности аспирантов, направленных на освоение новой специальности,
- участие аспирантов в проектной и общественной деятельности,
- организация кураторской деятельности аспирантов по отношению к студентам младших курсов,
- непосредственное и опосредованное воздействие на аспирантов преподавателей-лидеров высшей школы,
- учет психологических особенностей личности аспиранта,
- формирование у аспиранта мотивации и позитивного отношения к лидерству,
- организация тренингов по развитию лидерства.
Совокупность данных условий обеспечивает аспиранту -
будущему преподавателю вуза успешную подготовку к результативному осуществлению профессиональной педагогической деятельности и формирование лидерских качеств. Наиболее эффективно оно происходит в учебном процессе, в частности при освоении дисциплин, входящих в учебный план. Так, например, дисциплины «Психология человека», «Педагогика и психология высшей школы» нацелены на формирование у аспирантов базовых знаний и умений научного поиска, их практического
использования в реальной педагогической деятельности. Они призваны познакомить аспирантов с основами педагогической и психологической наук применительно к практике высшей школы, дают представление о многообразии педагогических и психологических концепций в современном мире, об основах технологии учебно-воспитательного процесса в вузе. Изучение данных дисциплин способствует формированию нравственно-ценностной и профессионально-личностной ориентации аспирантов в современной мировоззренческой и духовной ситуации российского общества, овладению культурой самообразования, самовоспитания и творческого саморазвития, а главное - повышает их интерес к труду преподавателя высшей школы. Осмысление характера и специфики деятельности преподавателя высшей школы способствует не только формированию педагогической направленности аспирантов, но и развитию их лидерских качеств. Отметим, что с нашей точки зрения одним из важных условий развития лидерских качеств вузовского педагога является воздействие на аспирантов преподавателей-лидеров высшей школы - это и профессора, читающие курсы и дисциплины, и научные руководители, и участники научных мероприятий -форумов, конгрессов, симпозиумов, конференций. Возможность взаимодействовать с авторитетными преподавателями, мастерами своего дела, с педагогами-лидерами, нацеленными на передачу своего профессионального опыта молодому поколению, способствует формированию личности созидательного типа.
Резюмируя содержание данной статьи, отметим, что на современном этапе вузу необходим не просто преподаватель, который отвечает за образование и воспитание учащейся молодежи, а человек, имеющий лидерские качества, способный быстро находить решения в проблемных ситуациях, принимать на себя ответственность и позитивно относится к возникающим сложностям. В данном случае мы предлагаем говорить о педагогическом лидерстве и рассматривать в нем ключевое лицо -это преподавателя-лидера. По нашему мнению преподаватель-лидер - это специалист, который в своем образе представляет интеграцию качеств педагога и руководителя (лидера). Именно лидерские качества помогают преподавателю высшей школы раскрыть потенциал студенчества, направить его деятельность в нужном направлении, а также вовремя проанализировать, проконтролировать и скорректировать ситуацию как группы в целом, так и отдельного человека в ней. Современная высшая школа рассчитывает на преподавателя вуза, обладающего лидерским потенциалом, способного взять на себя инициативу и ответственность за управление инновационными процессами в вузе и качественные преобразования в обществе.
Библиографический список
1. Янченко, А.В. О реализации образовательно-профессиональной программы подготовки преподавателя высшей школы в магистратуре. - Нижний Новгород, 2002.
2. Соловьева, О.В. Психология лидерства: учеб. пособ. - Ставрополь, 2010.
Bibliography
1. Yanchenko, A.V. O realizacii obrazovateljno-professionaljnoyj programmih podgotovki prepodavatelya vihssheyj shkolih v magistrature. -Nizhniyj Novgorod, 2002.
2. Solovjeva, O.V. Psikhologiya liderstva: ucheb. posob. - Stavropolj, 2010.
Статья поступила в редакцию 15.05.13
УДК 378.147:741
Suharev A.I. ANALYSIS OF THE PROBLEMS OF TEACHING DRAWING STUDENTS ELEMENTARY ARTS FACULTY TEACHING UNIVERSITY COURSES. This article discusses some of the problemsteaching academic drawing in the faculties of arts teachers.The learning process is a holistic system design, which includes: purpose, objectives, teaching methods, formation and development of professional competencies, evaluation, etc. the draughtsman's purpose and objectives of the learning process design direction in activity of students and the evaluation criteria.
Key words: graphic evaluation criteria, evaluation, competence.
А.И. Сухарев, канд. пед. наук, доц., н.с. каф. академической живописи и рисунка, Омский гос. педагогический университет, г. Омск, E-mail: aist-09@mail.ru
АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБУЧЕНИЯ РИСУНКУ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНЫХ КУРСОВ ФАКУЛЬТЕТА ИСКУССТВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
В статье рассматриваются некоторые проблемы обучения академическому рисунку на факультетах искусств педагогических вузов. Процесс обучения рисунку является целостной системой, который включает в себя: цель,