Научная статья на тему 'ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА'

ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
118
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР / ЦЕННОСТИ / ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Сабитова Альфия Рашитовна

В статье анализируется сущность социального выбора и его ценностные основания. Дана их характеристика, взаимосвязь. Предполагается, что ценностные основания детерминируются процессами глобализации и социокультурности. В современном обществе присутствует ценностная неопределенность, которая оказывает влияние на социальный выбор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUE ASPECTS OF SOCIAL CHOICE

The article analyzes the essence of social choice and value orientation. Their characteristics and relationship are given. It is assumed that value orientation is determined by globalization and social cultural processes. In modern society, there is value uncertainty that influences social choice.

Текст научной работы на тему «ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОГО ВЫБОРА»

УДК 123.1

DOI 10.34823/SGZ.2021.3.51618

А.Р. САБИТОВА

аспирант кафедры философии и политологии Башкирского государственного университета*

Ценностные аспекты социального выбора

В статье анализируется сущность социального выбора и его ценностные основания. Дана их характеристика, взаимосвязь. Предполагается, что ценностные основания детерминируются процессами глобализации и социокультурности. В современном обществе присутствует ценностная неопределенность, которая оказывает влияние на социальный выбор.

Ключевые слова: социальный выбор, ценности, общество, социальная структура, жизнедеятельность, личность.

A.R. SABITOVA Postgraduate student of the Department of Philosophy and Political Science of Bashkir State University

Value aspects of social choice

The article analyzes the essence of social choice and value orientation. Their characteristics and relationship are given. It is assumed that value orientation is determined by globalization and social cultural processes. In modern society, there is value uncertainty that influences social choice.

Key words: social choice, values, society, social structure, vital activity, personality.

Актуальность анализа социального выбора обусловлена потребностью его философского осмысления как важного социального явления. Человек постоянно находится в ситуации выбора, жизнь предстает в виде процесса перехода из одной ситуации в другую посредством данного выбора. Как правило, проблема социального выбора актуализируется в

* Сабитова Альфия Рашитовна, e-mail: [email protected]

конкретных для общества ситуациях. Социальный выбор всегда базируется на ценностных основаниях общества.

Направленность знаний на изучение субъективной стороны социального выбора, т.е. ценностей, потребностей, целей субъекта, - все это свидетельствует о текущих устремлениях человека, о содержании и направленности его деятельности. При принятии субъективных решений человек, владея определенной информацией, стремится сделать единственно правильный выбор. Этот процесс детерминирован осознанием ценностной иерархии, что с необходимостью ведет к выявлению основных черт социокультурности.

Невозможно представить акт социального выбора вне социального пространства и времени. Этот процесс неизменно содержит различия в своей реализации, будучи напрямую зависимым от степени развития социальной структуры и социально-экономических условий человеческой жизнедеятельности.

Каждый индивид имеет свои ценностные ориентации и реагирует на жизненные ситуации в соответствии со своими предпочтениями, а значит, поведение человека в таких условиях зачастую далеко от совершенства. Основой структуры социального выбора являются отношения субъекта и объекта, которые наиболее глубоко и полно раскрываются в социально-философском аспекте.

В разных слоях общества социокультурное становление личности происходит в различной форме по отношению к социальным ролям. Оно сводится к развитию традиций во всех областях жизнедеятельности, присущих социальному статусу индивида.

В современном обществе наблюдается достаточно высокая скорость изменения всех структурных элементов социокультурной системы. Динамичное общество нуждается в создании новых культурных ценностей, тем самым создавая новые потребности. Высокая степень динамики социальной активности определяет развитие и выбор новых форм и технологий жизнедеятельности.

Любой вид социокультурной деятельности в процессе развития нацелен на эффективный конечный результат. Успех можно определить, как достижение поставленной цели в кратчайшие сроки с наименьшими затратами.

В настоящее время у социального субъекта существует возможность выбирать свои собственные цели. В то же

время возникает проблема оптимальности и адекватности целей деятельности по отношению к мировоззрению и приоритетам ценностей, определяющих смысл жизненных целей. При этом стратегические установки определяются не произвольно, а на основе самопознания индивидом своих склонностей, способностей творческого потенциала.

В современном обществе нет определенной идеологии, единых установок и принципов для различных социальных уровней населения, поэтому и возникает проблема социального выбора. Человечество стоит перед выбором и будет нести ответственность за последствия своего выбора.

Ценности оказывают большое влияние на социальный выбор человека. Следует подчеркнуть, что ценностные предпочтения индивида в современном мире не представляют собой единую систему. В первую очередь, из-за сложности современной социокультурной среды, в рамках которой происходит все, что связано с личностью. Сложность социокультурной среды связана с изменением ценностей современного общества. Сложный объект начинает характеризоваться спонтанностью, неопределенностью.

В текущий период основные изменения сконцентрированы на ценностно-смысловом ядре культуры, в обществе осуществляются процессы построения новой иерархии ценностей, которая на ранних этапах еще не выполняет свою интеграционную функцию и в некоторых случаях даже

усиливает социокультурную дифференциацию, приводит к

1

кризису идентичностей и т.д. .

С течением времени структурные связи между группами ценностей меняются. В связи с процессами глобализации и культурной ассимиляции ценности других социокультурных пространств проникают в ценностную матрицу общества, меняется характер периферийных ценностей, и это способствует тому, что многие из них начинают приобретать самостоятельный статус и значимость в этом социокультурном пространстве. Формируется ценностное направление, отличное от ядра, которое получает свой собственный статус развития. В ценностной системе общества видо-

1 Шакирова ЕЮ. Морфологические свойства ризоморфного социокультурного пространства // Вестник Поволжской Академии государственной службы. 2013, № 5 (38), с. 99-108.

изменяются существующие структурные отношения, а сама структура разрушается, превращаясь в иную субстанцию.

Вследствие социокультурных изменений возможен прорыв одной черты, нетипичной для всей формации, которая дает неудержимое развитие по силе и последствиям. Появляются новые ценностные тенденции, которые можно отнести к прорыву нехарактерного, нестандартного ценностного компонента и его экспансии в содержательное образование.

Ценности различных социумов, культурные ассимиляции, глобализация традиционных ценностей способствуют развитию новых аксиологических направлений, в то время как аксиология выступает детерминантой социальных отношений, на основе которых взаимодействуют различные социальные

1

группы .

Современное общество характеризуется размыванием границ, неопределенностью и трансформацией сущностных качеств. Социокультурностью является непрерывно продолжающийся процесс создания смыслов и ценностей. Личность связана с альтернативностью. Альтернативность можно определить как способность индивида выбирать и выстраивать различные стратегии и модели поведения в современном обществе2.

Индивид вынужден делать выбор, самовыражаться в различных сферах деятельности в ситуации ценностной неопределенности, размывания границ внутри социокультурного пространства, обилия и спутанности ценностей. Индивид полагается на текущие обстоятельства, предпочитая следовать им, а не реализовывать свой выбор. Ж. Бодрийяр полагал, что ценности не поддаются идентификации, происходит их рассеивание, что приводит к полной неопреде-ленности3. Такой же точки зрения придерживался и Т. Гейгер, принимавший раздробленность социокультурности на множество ценностных аспектов как свершившийся факт4.

Социальный выбор не может быть интерпретирован однозначно, выбор становится множественным, многоэле-

1 Шакирова ЕЮ. Социокультурное пространство современности: социально-философский анализ. Саратов: КУБиК, 2014. 218 с.

2 Резник Ю.М. Бытие человека как реальность: уровни постижения // Вопросы социальной теории, 2011. т. 5, с. 52-82.

3 Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, 2010. 389 с.

4 Немецкая социология / Отв. ред. Р.П. Шпакова. СПб.: Наука, 2003. 562 с.

ментным и многовекторным, характерным для всей социо-культурности. Однако выбор непосредственно остается творческим актом человеческой деятельности, актом самосозидания, сущность которого составляют потребности, интересы и желания индивида. Принятие решений - это внутренняя свобода, выбор - это проявление внешней, где ценности одного ограничивают свободу другого человека1. Но при существовании множества ценностей, которые равны и практически эквивалентны, этот выбор либо затруднен, либо процесс выбора сведен к минимальному значению. Современный человек далек от идеала, он постоянно нуждается в обществе других людей из-за отсутствия индивидуальной идентичности. Унификация и нивелирующая доктрина стандартизации, осуществляемые через массовую культуру, разрушают личность, приводят к развитию людей, мыслящих одинаково и делающих один и тот же выбор2.

Эфемерность современного общества и социокультурной среды в большей степени является продуктом ризомной ценностной сферы. Индивиду в современном обществе необходимо вернуться в мир реальных смыслов и значений, вывести себя из разрушающей виртуальности, которая искажает аксиологический фон бытия. Только в этом случае выбор может считаться актом проявления внутреннего мира личности, в результате которого создаются новые ценности и моральные установки.

В современном обществе потребления общественная жизнедеятельность все больше ассоциируется не с материальным производством, а с информацией, познаниями и технологиями. Все это содействует формированию нового типа подрастающего поколения, стремящегося к саморазвитию на основе возрастающего потребления информационных благ.

В этих условиях индивид вынужден систематически реа-лизовывать социальный выбор во всех основных сферах деятельности, которые сопровождаются виртуализирован-ным образом жизни, высокой зависимостью от средств массовой информации и информационных процессов.

1 Голованов А.А. Категория социального выбора в контексте социально-философского дискурса // Вестник ОГУ. 2007, № 7, с. 51 -57.

2 Сигнаевская О.Р. Мир человека: смыслы и ценности эпохи постмодерна // Вестник Челябинского государственного университета. 2012, № 4(528). Философия. Социология. Культурология, вып. 23, с. 11-16.

Ценностные ориентации личности ведут человека по пути осуществления социального выбора. Это естественный путь человека, включенного в общество, который, будучи частью этой среды, вынужден делать определенный выбор. С одной стороны, общество постоянно устанавливает определенные ориентиры для социально приемлемого поведения и мышления личности. С другой стороны, личность, проходя процесс социализации, осваивает различные организующие и ориентирующие импульсы, исходящие от общества.

Результатом такого рода социализации является разнонаправленное воздействие на человека, который, как правило, не может оставаться индифферентным и действует определенным образом, т.е. делает очередной социальный выбор. Более того, этот процесс бесконечен, потому что человек осуществляет социальный выбор на протяжении всей своей жизни. Человеку необходимо реализовывать социальный выбор всю свою осознанную жизнь.

Сложно представить качественные характеристики современного общества с позитивной точки зрения или, наоборот, негативной. Изменяется мировосприятие людей и само общество. Можно встретить такую характеристику современного менталитета, как агрессивность и цинизм, без особых склонностей к терпению, одухотворенности и доброте. Многие люди ностальгируют по таким ценностям, как трудолюбие, патриотизм и честность, полагая, что именно этих важных для общества качеств сейчас недостаточно. В то же время, главными личностными устремлениями в жизни современного потребителя являются благополучие, семья и личное счастье. Для реализации таких устремлений человек

должен быть настроен на формирование новых и перефор-

1

мирование старых, устоявшихся стереотипов мышления .

Ценностные ориентации связаны с выбором, который имеет значение для человека. Именно ценностные ориентации и ценностный выбор, сделанный на их основе, закономерно взаимосвязаны с принципами, позволяющими индивиду осуществить выбор.

В случае успеха такого выбора, человек самоутверждается в способности сгенерировать успех благодаря свое-

1 Хабибуллина З.Н. Массовое сознание и элитарное мышление: социально-философские аспекты // Социально-гуманитарные знания, 2019, № 10, с.171.

му выбору, обусловленному его личностными качествами. Жизненный успех - это способность человека сгенерировать успех в социальной и нравственной сферах жизни. Именно жизненный успех определяется целью и смыслом жизни, которые человек определяет для себя сам.

В современном обществе социальный выбор практически не имеет своих сущностных оснований как полноценный творческий акт личности. Индивид вынужден находиться в состоянии постоянного выбора. Ценность всегда выражает близость человека к реальности, так как она является связующим звеном между объектом и субъектом как носителем социальных и духовных качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.