50
PHILOSOPHICAL SCIENCES /
PHILOSOPHICAL SCIENCES
УДК: 124.5
Сабитова Альфия Рашитовна
Аспирант 3 года обучения Направленность «Социальная философия» Башкирский государственный университет DOI: 10.24412/2520-2480-2020-2981-50-52 СОЦИАЛЬНЫЙ ВЫБОР МОЛОДЕЖИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Sabitova Alfiya Rashitovna
Postgraduate student 3 years of study Direction "Social Philosophy" Bashkir State University
SOCIAL CHOICE OF YOUTH: A PHILOSOPHICAL ANALYSIS
Аннотация/
В данной статье раскрываются возможности и потенциал социального выбора молодежи. В меняющемся обществе молодежь обречена на постоянный выбор. Общественные процессы, в свою очередь реализуются конкретными выборами. Ситуация выбора у молодежи связана с попыткой найти себя в социуме. Необходимо выделить специфику социального выбора в современном обществе, связанной с ситуацией социальной поляризации и ответственности за последствия данного выбора. Происходит трансформация социальных отношений, при которых социальный выбор играет важную роль в жизни общества в целом.
Abstract.
This article reveals the possibilities and potential of youth social choice. In a changing society, young people are doomed to a constant choice. Social processes, in turn, are implemented by specific elections. The situation of choice among young people is associated with an attempt to find themselves in society. It is necessary to highlight the specifics ofsocial choice in modern society, associated with a situation ofsocial polarization and responsibility for the consequences of this choice. There is a transformation of social relations, in which social choice plays an important role in the life of society as a whole.
Ключевые слова: социальный выбор, общество, идеал, риск, саморегуляция, ценностные ориентации, мировоззрение.
Keywords: social choice, society, ideal, risk, self-regulation, value orientations, worldview.
В современном обществе проблема выбора в особенности актуальна для молодого человека. Все это связано с исчезновениемобщих моделей социального развития отдельных личностей и групп, их интеграции и самоактуализации, т.е. активными преобразованиями в устройстве общественных отношений. В настоящее время в обществе велика роль случайности, нестабильности, что делает социальный выбор непредсказуемым, в особенности для молодежи.
Период модернизма отличаетсярастущей динамичностью, в резком появлении и быстром отмирании структур, принципов, связей и отношений, в расширении пространства свободы молодежи, но в то же время уровень предсказуемости ее жизненных ситуаций уменьшается.
Из-за неопределенности, уменьшения регулирующего влияния институтов, выбор методов самореализации основывается молодыми людьми на индивидуально-личностной степени. Как следствие, процесс выбора молодыми людьми имеет многомерный характер. Социальный выбор ка важная
особенность молодежи состоит из природной рациональности и реализовывается посредством саморегулирования и индивидуализации.
Индивидуализация выражается в независимом построении биографий с определенными траекториями и с помощью достижимых возможностей, уменьшая влияние институтов на социальный выбор молодежи [3]. Саморегулирование - это влияние общества на самих людей, ориентированное на то, чтобы привести свою жизнь в желаемое состояние, осознаваемая как идеальная модель общественного сознания. Знаками могут быть отображения социального статуса, наличие высшего образования, уровень дохода и т.д.
Молодые люди запускают собственную жизнедеятельность в соответствии с этими идеалами с помощью воздействия социального выбора. Склонность к саморегулированию не возникает сама по себе, а создается под воздействием внешних общественных и внутренних условий. Основой для саморегулирования молодежи является степень субъективности самой молодежи и мера допускаемой свободы самоопределения.
<<Ш11ШетиМ~^©и©Ма1>#29М),2©2© / PHILOSOPHICAL SCIENCES
При социальном выборе необходимо учесть не только ситуации, оказывающие давление на молодежь, но и их избирательное умение - самопознание. Скептически анализируя окружающую структуру, где осуществляется выбор, оценивая внешние условия и самоанализ внутренних сил, молодежь порождает намерения согласно своим идеалам и определенными показателями, того, что доступно и недоступно в окружающей среде.
Важным критерием для осуществления социального выбора молодыми людьми является социальная действительность, в которой она реализуется [1]. Благодаря накопленным знаниям об окружающем мире, со всем, с чем прикасается молодой человек в процессе своего становления, происходит познание социальной реальности. В будущем знания в сочетании с накопленным опытом дают уверенность в том, что явления реальны и имеют определенные характеристики. Те части окружающей среды и ее объекты, которые познаются и воспринимаются как пространство для их собственного выбора, становятся реальными для молодежи. С помощью знаний о реальности осуществляется конкретное представление о вероятных альтернативах социального выбора.
Значение реальности открывается молодому человеку в его социальном контакте с другими людьми, когда повседневные знания видоизменяются по мере накопления общественных контактов. Опыт и знания, полученные во взаимодействии с другими людьми, содействуют у молодежи выработке моральных стабилизаторов выбора альтернатив. В них и имеется опыт предыдущих поколений и их собственных внутренних переживаний.
В результате жизнедеятельности молодые люди начинают осознавать мир как складывающийся из многочисленных реальностей, среди которых имеется реальность обыденной жизни. Именно она выступает в качестве объективного по отношению к индивиду. Заполняя образы очередными ценностями в меняющейся реальности, молодые люди создают свое отношение к действительности и ее объектам. Социальный выбор в жизнедеятельности молодых людей - это глубокий процесс, влияющий на их самореализацию и саморазвитие.
Объективные общественные условия анализируются молодыми людьми и встраиваются в структуру образов реальности. Необходимо выделить, что для одних, эта структура является открытой, заполненной большими возможностями выбора, а для других - она закрыта и безнадежна в своей предопределенности. На основании этого, молодые люди и делают свой выбор. Структура субъективной реальности как промежуток общественного выбора отражает социально-групповую особенность молодых людей и основные черты современного общества. Важную роль в саморегулировании выбора играют такие субкультуры, как, смыслы, социальные нормы, ценностные основания.
Саморегулирование выбора молодыми людьми знаменуется ее важной ролью в социальном регулировании. В процессе регулирования молодыми людьми приобретается социокультурный
51_
опыт, воссоздавая новые образцы социальных отношений.
В процессе деятельности молодых людей выбор осуществляется при определенных внешних и внутренних конфликтов, в результате которого происходит такая особенность молодежи как экстремальность. Экстремальность отличается конфликтностью, склонностью к риску, либо же - де-прессивностью, упадком духа, она выражает разные виды максимализма в поведении [4].
Предрасположенность к крайностям воздействует на характер молодых людей в ситуации неуспеха, неудачи в реализации часто завышенных притязаний. Ее разочарование может быть реализовано в фанатизме или нигилизме. В конкретных случаях фатальный выбор конструирует реальность согласно своим образам и значениям.
Осуществление экстремальности напрямую связана с риском [5]. Риск проявляет себя в стремлении побороть неопределенность. В жизнедеятельности молодых людей риск является неотъемлемой частью механизма самоактуализации, любого осмысленного жизненного выбора, двигателем самореализации и преобразовывается противоположными установками.
Ориентированность на риск в результате выбора средств и форм жизнедеятельности является развитием общих свойств молодежи и подкрепляется средовыми условиями жизни и манипулятив-ными методами. Способность молодых людей к труду, связанной с новаторствами, представлена как особая ориентация их сознания, основанная на преодолении определенных границ социальной среды. Опережая реальность, молодые люди увеличивают границы действительности, перенося их на формирующиеся образцы, обеспечивают передовые возможности отражения действительности в результате выбора ориентиров в самореализации и выбора допустимых средств деятельности в обучении и личностном самоопределении. Данные особенности социальной структуры и общественного сознания молодых людей выражаются в организации актуальной модели саморегуляции, отличающейся отказом от устоявшихся стереотипов, негативным отношением к реальности и переоценкой ценностей.
Противоречия отпечатываются в сознании молодых людей, способствуя формированию реакций, которые проявляются в результате саморегуляции их жизненного выбора. В саморегуляции выбора важную роль играют личные стремления, общественные потребности и другие интересы. В результате, видоизменяется показательная база оценки различных субкультурных исследований молодых людей, актуальных форм взаимоотношений.
Важной составляющей в жизнедеятельности молодых людей является ее виртуальность с моделируемыми практиками и с постепенным размыванием границ между реальным и воображаемым, при которой ни одна из них не является истинной в классическом смысле, но вместе они дают более менее полную картину, сочетая знание и незнание,
PHILOSOPHICAL SCIENCES / <<Ш1ШетУМ~^©У©Ма1>#29Ш,2©2©
52
которые составляют суть выбора. В результате, показательная база оценки выбора стирается, что создает ситуацию неопределенности, неясности, незавершенности.
Наследование традиционных ценностей у молодых людей осуществляется в новых социальных условиях. Меняющиеся условия оказывают влияние на традиционные ценности, заменяя их на более современные. Тем не менее, этот процесс носит нелинейный и не бесконфликтный характер, обусловленный различными условиями жизни общественных групп молодежи.
Зарождающиеся противоречия выражаются в расположении молодежи к классическим и современным традициям как явлениям, изменяющейся социальной действительности. Данные процессы различаются в определенных социальных группах. Это следствие социальных отличий в групповом восприятии молодых людей, в совокупности с образованием, семейным воспитанием.
Важным в саморегуляции выбора являются культурные гибриды. Усиливающаяся социальная гибридизация влияет на социокультурную действительность, изменяя не только ее вид, но и направление молодежного выбора [2].
Возможность выбора современной молодежи ассоциируется с поиском своей роли в обществе: в сфере образования, коммерции, науки. Молодые люди вынуждены искать современные ориентиры, так как старые уже не актуальны, а новые только формируются. Данный мировоззренческий кризис накапливает в себе задатки определенных ориентиров. Современная молодежь отвергает старое и находит себя в новом. Динамичное развитие общества не оставляет времени для сомнений.
Список литературы
1. Гневашева В.А. Социальные и культурные ценностные ориентации российской молодежи. М.: ИМГУ, 2010. - 304 с.
2. Келле В.Ж. Инновационная система России: формирование и функционирование. М.: УРСС, 2003. - 147 с.
3. Луков В.А. Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания. М.: ИМГУ, 2013. - 430 с.
4. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. М.: Наука. 2001. С. 12-16.
5. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика, 1992. - 448с.