Социально-философский анализ статуса морского наследия Русского северного Поморья
Звягин Сергей Александрович
научный сотрудник Института биогеографии и генетических ресурсов, Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики РАН им. Н.П. Лаверова, [email protected]
В статье проводится социально-философский анализ статуса морского наследия Поморья. Отмечено ценностно-смысловое содержание и актуальность исторически сложившегося феномена «морское наследие» в современной России. Близость моря всегда влияла на социальную психологию общества, формировала менталитет и определяла направление его практической деятельности в Поморье. Морское наследие рассматривается в статье как фактор формирования процесса по развитию социокультурного пространства Поморья и с этих позиций сделана попытка включения темы в область социально-философского дискурса. Морское наследие трактуется как одно из ценностных оснований, из которого формируется социально-философский выбор для современной модернизации прибрежных регионов России.
Ключевые слова: морское наследие, социально-философский анализ, ценностный фактор, социальное пространство, социальная деятельность.
Работа выполнена за счет средств проекта № 15-15-5-57 «Социокультурное пространство и использование биоресурсов в Арктической зоне Европейского Севера России»
Морская деятельность [3] и порожденные ею морская культура и морское наследие [6, с. 112] занимают ключевое положение в генезисе и развитии геоэкономического и социокультурного пространства Поморья.
Значимость этих аспектов вызывает интерес, связанный с социально-философским осмыслением феномена морского наследия и раскрытием его роли в формировании исторического и современного социокультурного пространства Поморья. Их соотношение обращает на себя внимание не только в сфере теоретического гуманитарного поиска, но и в сфере социальной деятельности человека и общества, в переосмыслении отношения к морскому наследию, от «охранительной» концепции к концепции социального развития. Данный аспект определяет поиск тех качественных особенностей морского наследия, которые делают его социально значимым и непохожим на все другие виды практики и инициативы, выделяют его атрибутивные, имманентные и системообразующие качества.
Отсюда возникает значимость исследования смысла и ценностей, которые заложены в морском наследии потенциально и раскрываются в контексте новой социокультурной и пространственно-временной заданности.
Обращаясь к смысловому содержанию термина «Поморье» мы соотносим географическое пространство Поморье с геоконцептом, который равнозначен культурониму «Русский Север», предложенный В.Н. Калуцковым [2], но, в отличии от него, Поморье акцентирует свою направленность на раскрытие морских смыслообразов. В структурном качестве геоконцепт «стягивает» и удерживает как целое образ места, топоним и определенную территорию (место). Подобной структуре соответствует концепт «Поморье», признанный еще в XIX в. и широко используемый и сегодня. В раскрытии социокультурного пространства Поморья важным аспектом является сложившееся целое ареальное единство, в основе которого морское наследие.
Многомерность социального пространства в свое время определена П. Сорокиным [5], который рассматривал четыре поля практик: экономическую, социальную, культурную, политическую и похожее определение было представлено П. Бур-дье [1, с. 40, 57], который в качестве основных критериев выделял экономический, культурный, социальный, а также символический капитал,
П т
Т
со
IZ <
е
со ^
0
СЧ
со
01
обычно называемый престижем, репутацией и т. п.
Благодаря их определениям выстраивается представление о структуре социального пространства, его специфика и многомерность.
При рассмотрении сущности социокультурного пространства Поморья важным дополнением является информационно-семиотическая модель распространения ареала морской культуры, и структурно-функциональный (деятельный) подход, который позволяет выделить следующие элементы этой модели. Во-первых: важным показателем является морская культура как система социальных норм жизни, ценностей, традиций, языка, характера коммуникаций, мен-тальности, образцов поведения. Во-вторых: морская культура и ее наследие как надприрод-ный, искусственно созданный и воспроизводимый процесс благодаря субъекту - личности и общественной группы. В третьих: благодаря феноменальному свойству культуры всесторонне отображать действительность передаются важные параметры повседневной жизни и «ментальные программы», в которых заложены образцы смыслополаганий, мыслей, чувств, потенциальных действий человека. Здесь важным становится понятие габитус [7] habitusе - ментально-когнитивные структуры. В четвертых: с появлением новых типов коммуникаций в современном обществе появился и новый тип социальной реальности. Нет никакого сомнения в том, что сегодня социальная реальность информационного общества является искусственно созданной.
Виртуальная реальность фатально является реальностью социальной, но виртуализация всегда будет являться замещением привычной реальности, ее образом, симуляцией. Двойственность виртуального весьма содержательно отражено в его латинском термине virtus, который имеет несколько семантических оттенков - от «потенциального, возможного», «мнимого, воображаемого» до понятия «доблесть», «энергия», «сила». В связи с этим сегодня возникает вопрос: что является главной характеристикой информационного общества - его социальный или виртуальный характер? Оно выражает реально сущее или возможное?
В отношении современной социальной реальности Поморья наблюдается смена коммуникационной парадигмы: отход от опыта и практики взаимодействующих субъектов, таких как «организаторы» или «управленцы» социальной деятельности, которые обеспечивают возможность взаимопонимания и сохранения общей значимости смыслов, к формированию индивидуально интерпретируемых смысловых систем в духовной и практической деятельности. В этих условиях «переформатированию» подвергаются не только структуры общества, его системы, но и личностные положения, включая социальные практики, образцы поведения людей, менталь-ность. Теряется историческая память и опыт,
разрушается культурная преемственность национальной и региональной культурной традиции, утрачиваются функции социального миропорядка и формирования поведенческих стереотипов.
Любая практика, существует во времени и со временем же распадается, рассеивается под воздействием энтропии. Эта временность, выраженная в эпохах, исторических периодах, в современности неразрывно связана с пространством, на котором данная практика и действие проявляются, пространственно оформляются. С этих позиций мы определяем, что: «социокультурное пространство Поморья» - это освоенное человеком пространство социальных отношений с ареалом морской культуры и морской деятельности на определенном историческом отрезке времени, что сближает нас с концепцией П. Сорокина, который считал, что структура социокультурного взаимодействия включает три неотделимые друг от друга составляющие: личность, общество и культура [5].
При рассмотрении морского наследия как социокультурного феномена его научно-практическое «продвижение» предстает как механизм в выработке новых смыслов и значений в социальной деятельности людей, их поведения и общения, как формирование латентной системы смыслообразов для развития Поморья. Рассматривается задача категориально определить онтологию социального, индивидуального и исторического, выявить, возможности влияния морского наследия на общественно-созидательную деятельность общества. Социально-философский анализ ориентирован на морское наследие и морскую деятельность как сферу социальной действительности, его глубокий внутренний социальный и культурный потенциал.
Морское наследие рассматривается нами как неотъемлемый компонент социального пространства Поморья в его исторической динамике и многообразии. Содержание этих представлений может быть выражено по следующим признакам:
1. Интеграция морского наследия в единое социокультурное пространство Поморья.
2. Отношение общества к морской деятельности и способам сохранения и развития морского наследия.
3. Доминирование морской деятельности в социокультурном пространстве Поморья.
4. Деятельность и образ жизни населения, соответствующая многообразию морской культуры и ее наследия.
5. Морские традиции и морские активы (материальные и нематериальные) как характеристика социокультурного пространства Поморья.
Тема социальности морского наследия, поддается интерпретации как полезность отдельных видов человеческой деятельности и среды, в которую погружен человек. В морском наследии практики структурируются не только по территориально-пространственному, но и по темпоральному (последовательному) принципу, обращенного к современным тенденциям, при этом превра-
щая прошлые жизненные реалии в отдельные исторические периоды. Таким образом, прошлая деятельность имеет объективированный характер в качестве материальных и нематериальных объектов морского наследия.
Структурно-деятельный и аксиологический подходы к анализу морского наследия как системы взаимосоотнесенных символических программ мышления, чувствования и поведения людей, выявляют возможности того, каким образом может быть выстроена саморазвивающаяся система, которую государство пытается создать сегодня, соединив гуманитарную и социально-экономическую парадигмы.
Выстраиваемый концепт социокультурной идентичности Поморья через изучение и понимание морского наследия направлен на создание эффективного обустройства социальной инфраструктуры, создания условий функционирования общественного производства и жизнедеятельности населения Поморья, формирования физически и интеллектуально развитой, общественно-активной личности. С этой точки зрения необходимая связь имманентного и трансцендентного осуществляется посредством ма-ринисткой специфики, способствующей выявлению в социально-историческом бытии и в сознании места, которое в них занимает морское наследие. Оно выступает как целостная деятельная социокультурная метасистема, как особый элемент среды обитания.
Сегодня вопрос сохранения морского наследия Поморья требует ответа: по какой схеме нужно сохранять это наследие. В настоящее время эта проблема перестала быть прерогативой только специалистов, определяющих историческую или духовную и эстетическую ценность. Она выходит за рамки музеефикации и узкопрофессионального взгляда, потому что морское наследие Поморья является достоянием и общества, и государства в целом, и имеет не только символическую, но и социально-политическую, и экономическую ценность для его развития. Смысловое поле морского наследия состоит в ориентации и активизации той региональной политики государства по развитию прибрежных территорий России, где морское наследие было и остается ценностным условием социального продвижения, где люди, как правило, готовы использовать тот опыт, который соответствуют их этническим, социальным и культурным ценностям и приоритетам.
Функции морского наследия выражают его как саморазвивающуюся систему. При адаптации человека к окружающей среде очевидно, например, что судно как изобретение, приходит туда, где оно нужно, и изменяет свою форму и функцию в соответствии с потребностями и природными условиями.
Коммуникативная функция ярко выражена в создании специальных текстов, правил, морских уставов, устных преданий, поговорок и т.д. Характерной особенностью для Поморья, напри-
мер, было в XIX - начале XX в. появление особого смешанного языка (пиджина) - руссенорск[4].
Структурно-функциональные компоненты морского наследия, формируют его образ в общем как функциональную систему, которая определяет его смысловое поле в контексте социокультурного содержания.
Интерпретация морского наследия в ракурсе социально-философского исследования определяет и выражает его как важный и глубокий источник социального развития, запечатленный в социокультурном пространстве Поморья. При функциональном описании в смысловом поле морского наследия выявляется его значимость не как «культурный придаток» к социально-экономическому прогрессу региона, а как работающий организм, призванный обслуживать потребности общества и нуждающийся в постоянном уходе и регулировании.
Современная техногенная эпоха характеризуется особым переживанием времени, ускоренным ритмом жизни, даже появился такой термин -«территории ускоренного развития». Как следствие, сегодня требуются новые формы организации социального пространства и среды. Задачи, которые стоят перед Россией сегодня, позволяют прогнозировать, что северная идентичность в совокупности с морским наследием и реальной возможностью интеграции административных регионов Севера в «столичные» проекты по прибрежным и арктическим территориям позволят придать новый импульс развитию и социальному благосостоянию не только региона, но и страны в целом.
Близость моря всегда влияла на социальную психологию общества, формировала менталитет и определяла направление его практической деятельности в Поморье. Миссия флота на Севере благодаря традициям и преемственности поколений, развитию науки и образования, выглядит ярко и составляет огромный пласт в истории морской деятельности и экономики России.
Морская деятельность поморов по своей сути представляла собой механизм, с помощью которого человек мог справляться со специфическими проблемами, возникавшими перед ним в результате взаимодействия его с морем для удовлетворения своих потребностей. Сложившиеся формы социальной жизни на Севере в XVII-XIX вв. при отсутствии помещичьего крепостного права способствовали развитию предпринимательства у населения. Дух упорядочивания хозяйственного устройства, самодисциплины, (по М. Веберу), «целерациональности», бережливости, богоугод-ности трудового призвания и деловой сметки - эти свойства характера поморов сохранялись и передавались из поколения в поколение на ментальном уровне.
Однако, в политической истории России главным оставались мощь и главенство центра и обширность подчиненной территории - периферии. Преобразование военно-экономического блока Русского государства при Петре I начались с Севера. Но на пустом месте государственного флота
П т
Т
со
с
<
е
со ^
0
СЧ
со
01
было бы не создать и не случайно его развитие началось на Севере, где уже был сформирован потенциал для проведения реформ. Ценностный потенциал проявился в духовно-нравственной, ментальной специфике поморов, способных сохранять родовые начала и принимать новшество, если оно согласуется с их внутренним духовным содержанием.
Поморы, обособленные морской деятельностью, были давно ассимилированы и в интеграционные процессы. Сегодня их независимость и автономность в силу исторических изменений, прогресса и государственного влияния на экономику, военную составляющую на Севере, утратили свое значение. Поэтому логичнее отстаивать Поморье как социокультурный бренд, но использовать его не как «ряженую куклу», а серьезным мотивом для идентификации исконно русского северного края, подачи его перед «столицей» как особого «помощника» для развития России.
Сущность социокультурного пространства Поморья не сводится к его административно-территориальным границам и территории. Социально-философская основа Поморья определяется широтой распространения и глубиной понимания системы культурных смыслов и значений, в пределах которой выстраиваются коммуникации между людьми и реализуются соответствующие акты и свершения материального и нематериального характера.
В XXI веке постмодернизация России во многом обретает черты западноевропейского характера без видимого устремления к широкому применению собственного интеллектуального ресурса. В социально-экономическом положении, эта логика развития общества также, как и в 60-е годы ХХ века, выглядит в роли «догоняющего» некий технологический прогресс, а порой «изобретающего велосипед» с окраской кажущейся новизны.
Морское наследие находится на стыке двух тенденций, которые также определяют и его суть: стремление к модернизации и сознательное стремление к традиционализму.
Индивидуальная и этническая потребность в самоопределении сообществ, практикующих сохранение и развитие морских традиций, служит объяснением того, что морское наследие является фундаментально-сущностной категорией способствующей развитию морской деятельности и социальному прогрессу. Память прошлого здесь играет решающую роль в становлении социокультурной идентичности.
Кастовый (корпоративный) характер таких общественных институтов, как клубы, морские историко-культурные центры, федерации, союзы, ассоциации, в которых, в частности, «парус» и морские традиции выступают, как традиционные ценности говорит не только о том, что в них формируется склонность к традиционализму, но и неизбежная готовность к модернизации с уверенной опорой на морское наследие. Понятие «традиция» в мореведческой интерпретации об-
ретает философское понятие и освобождается от всяких хронологических ограничений. Из средства и функции она превращается в сущность социокультурного характера.
В каждом таком сообществе коллективная и общественная память передается от поколения к поколению, оказывая влияние на их культурную идентификацию и систему ценностей, а также их желание инвестировать эту память социально.
Флот любой страны имеет собственную «иерархию» по видам деятельности и эксплуатации. На вершине этой условной пирамиды стоит военно-морской флот, а внизу ее основания многочисленная «народная флотилия» маломерных судов. Чем прочнее это основание, тем основательнее происходит развитие морской деятельности страны.
Европейские практики и российский опыт указывают на то, что необходимо выстроить и систематизировать работу на законодательном уровне по развитию национального «морского дела», как стратегического социокультурного проекта. Необходимо создание национальной «школы» морской культуры, без которой не может быть сформировано общественное морское сознание нации, а значит, не могут быть, в полной мере, решены проблемы развития морской деятельности, способствующей позитивным изменениям социально-экономической ситуации в стране.
Проблемы сегодняшнего дня во многом скрываются в отсутствии открытого и понятного обществу подхода в развитии морской и сопутствующей ей социальной деятельности. Сохранение морского наследия Поморья сегодня перестает быть просто проблемой сохранения культурного кода региона или его исторической памяти. Включаясь в злободневные темы, например, в развитии внутреннего туризма в России и достойного приема туристов извне, сохранение наследия Поморья выступает как социально-экономический фактор, способный приносить финансовую прибыль и создавать рабочие места.
Сегодня в эпоху постмодернизма явно ощущается пересмотр гуманитарного основания и остановка исторического продвижения вперед из-за хаоса смыслополаганий, дегуманизации идей, где нет ни прошлого, ни будущего, где целеполагание в контексте - «я могу работать как «целое» - личность» уходит в прошлое. Как это может быть связано с морским наследием? Ответ простой: в неустанном заботливом отношении к своим корням и своему отечественному наследию, выраженному собственной системой ценностей. Морское наследие Поморья в широком его понимании противостоит тому самому «беспамятству», которое переживало и переживает общество под политическим прессом в XX и начале XXI века.
Границы духовного смыслового поля морского наследия Поморья, как и всего исторического социокультурного пространства России, находятся в триединстве веры, любви и надежды. Это триединство определяет не только мотивацию человеческого поведения, но и формирует через мор-
ские практики и опыт морского наследия формы мышления, моральные и социально-культурные воззрения человека и общества. Морское наследие Поморья концептуально проявляет значимость и конструирует социальную реальность вокруг себя, превращаясь в институт социальный.
Литература
1. Бурдье П. Социология политики: пер. с фр. / сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко.— М.: Socio-Logos, 1993.— 336 с.
2. Калуцков В.Н. Культурная и гуманитарная география.— 2012.— Т.1, №1.— С.27-36.
3. Мозговой С.А. Морское наследие: сущность, содержание, структура // Морской сборник.— 2013.— № 9.— С. 31-40 // Флот - XXI век. URL: http://blackseafleet-21.com/newsid/9755
4. Серк-Ханссен К. Руссенорск / пер. с норв. А. Гортер // Кольские карты. 2003. URL: http://www.kolamap.ru/library/russenorsk.htm
5. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество : пер. с англ.— М.: Политиздат, 1992.— 543 с.
6. Филин П.А. Морское наследие как важнейший фактор развития морской деятельности России // Проблемы изучения и сохранения морского наследия России: материалы Первой науч.-практ. конф. (С.-Петербург, 27-30 октября 2010 г.).— Калининград, 2010.— С.107-117.
7. Шматко Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории // Журнал социологии и социальной антропологии.— 1998.— Т 1, № 2.— С. 60-70.
8. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V., Bala-khnina L.V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process//Espacios. 2018. Т. 39. № 2. С. 20.
Social and Philosophical Analysis of the Status of the Sea
Heritage of the Russian Northern Pomorja Zvyagin S.A.
Federal research centre for integrated study of the Arctic, Russian
Academy of Sciences named of N. P. Laverov The article provides a socio-philosophical analysis of the status of the sea heritage of Pomorja. The value-semantic content and relevance of the historically developed phenomenon "marine heritage" in modern Russia are noted. The proximity of the sea has always influenced the social psychology of society, formed a mentality and determined the direction of its practical activities in Pomorje. The marine heritage is considered in the article as a factor of formation of the process for the development of the socio-cultural space of the Pomor region and from these positions an attempt is made to include the topic in the field of socio-philosophical discourse. The marine heritage is treated as one of the value bases from which the social and philosophical choice for modern modernization of coastal regions of Russia is formed. Keywords: marine heritage, social and philosophical analysis,
value factor, social space, social activity. References
1. Bourdieu P. Policy sociology: the lane with фр. / сост., general
edition and предисл. N.A. Shmatko. — M.: Socio-Logos, 1993. — 336 pages.
2. Kalutskov V.N. Cultural and humanitarian geography. — 2012.—
T.1, No. 1. — Page 27-36.
3. Brain S.A. Sea heritage: entity, contents, structure//Sea collec-
tion. — 2013.— No. 9. — Page 31-40//Fleet - the 21st century. URL: http://blackseafleet-21.com/newsid/9755
4. Serk-Hanssen K. The Russenorsk / lane with норв. A. Gorter//Kola cards. 2003. URL: http://www.kolamap.ru/library/russenorsk.htm
5. Sorokin P.A. of people. Civilization. Society: the lane with Eng-
lish — M.: Politizdat, 1992. — 543 pages.
6. P.A. eagle owl. Sea heritage as the most important factor of
development of sea activities of Russia//Problems of a study and saving sea heritage of Russia: materials of the First науч. -практ. конф. (St.-Petersburg, on October 27-30, 2010). — Kaliningrad, 2010. — Page 107-117.
7. Shmatko N.A. Gabitus in structure of the sociological theory//Log
of sociology and social anthropology. — 1998.— T 1, No. 2. — Page 60-70.
8. Nekhvyadovich L.I., Chernyaeva I.V., Balakhnina L.V. Regional
cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process // Espacios. 2018.Vol. 39. No. 2. P. 20.
n m
Т