Научная статья на тему 'Социальный выбор молодёжи: философские аспекты'

Социальный выбор молодёжи: философские аспекты Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
80
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБОР / CHOICE / МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ЦЕННОСТИ / VALUES / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ACTIVITIES / СВОБОДА / FREEDOM / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / PUBLIC CONSCIOUSNESS / СОВРЕМЕННОСТЬ / MODERNITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Хабибуллина Зиля Наиловна

В статье рассматриваются основные характеристики проявления социального выбора в современном обществе. Молодёжь как индикатор всего нового, вопреки традициям, аккумулирует новые ценности. Социальный выбор молодёжи часто реализуется в ситуации аксиологической неопределённости, размытости ценностных границ в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Youth social choice: philosophical aspects

The article examines the main characteristics of the manifestation of social choice in modern society. Young people as an indicator of all new accumulate new values contrary to traditions. Youth`s social choice is often realized in the situation of axiological uncertainty and the blurring of value boundaries in society.

Текст научной работы на тему «Социальный выбор молодёжи: философские аспекты»

З.Н. ХАБИБУЛЛИНА

доктор философских наук, профессор кафедры философии и полито*

логии Башкирского государственного университета

Социальный выбор молодёжи: философские аспекты

Человеческая жизнь и деятельность, независимо от эпохи, всегда протекает в отстаивании определённых ценностей, актуальных на тот момент времени. В этом контексте выбор, совершаемый человеком, выступает мерилом его желаний, способностей, возможностей, амбиций. Наблюдая за сегодняшними жизненными реалиями, складывается устойчивое впечатление как о смене ценностей, так и о роли выбора в социуме. Всевозрастающая неопределённость, присущая современному обществу потребления, кардинально меняет мировоззрение человека. Эти тенденции легче всего проследить на примере формирования ситуации выбора в жизни молодёжи.

Если ещё совсем недавно, как таковой, выбор не вызывал в жизни человека такого пристального внимания, несмотря на то, что вся деятельность человека - это акт выбора. Однако же, человечество, вступив в фазу цивилизационного развития, свершило мировоззренческий прорыв, значение которого ещё предстоит осмыслить в будущем.

В отличие от традиционного общества с его размеренным темпом развития, на современном этапе не приходится надеяться на длительный или устоявшийся результат выбора. Чем больше человек получает свобод, тем больше он попадает в ситуации выбора и ответственности за сделанный выбор. Причём, выбирать приходится всегда и везде, рискуя сделать неправильный выбор.

К выбору можно относиться как потенциальной возможности решения любой проблемы. Этот акт выбора может быть детерминирован абсолютно разными компонентами рационального или иррационального уровня.

Современная социальная сфера человеческой деятельности вплотную связана с информационной коммуникацией. В обществе высоких технологий и сетевых информационных потоков происходит формирование нового типа молодёжи. Молодёжь примеряет на себя новые составляющие успешного современного человека. Масс-медиа, телевидение, интернет - все эти источники обрушивают на молодёжь большой поток информации, нацеливающей молодого человека на успешность. В первую очередь, в потребительском обществе, это манящая реклама о богатой красивой жиз-

Хабибуллина Зиля Наиловна, e-mail: [email protected].

ни. Однако же, уровень образования, доступность информации и нацеленность на творческий поиск и умение самостоятельно действовать в виртуальной среде - всё это новые составляющие характеристики современной молодёжи. Такая динамичная, информационно насыщенная, требующая повсеместной коммуникации социальная среда диктует молодёжи жёсткие условия определения жизненных ценностей. Молодёжь, вписанная в данную среду, прекрасно понимает «условия игры» и вынуждена делать регулярный социальный выбор.

На просторах советской страны формировался тип молодёжи, выбор которого был детерминирован идеологической пропагандой того времени. Например, с каким энтузиазмом молодёжь ехала осваивать целину, строить Байкало-Амурскую магистраль; комсомольские активисты, отличники ударного труда - всё это было. Пожилое поколение и сейчас с ностальгией вспоминает те времена, потому что тогда молодёжь верила в идеалы и ощущала себя частью великих свершений советской эпохи.

В современном обществе идеалы уже другие. Современные СМИ и компьютерная сеть рекламируют совершенно новый образ жизни и поведения, согласно которой нужно и можно получить «всё и сразу», зачастую не прилагая усилий и не занимаясь ударным трудом. Поэтому воспитание молодёжи, её ценностных ориентиров сейчас является одной из важнейших задач общества. Какую молодёжь воспитаем - такое получим общество через несколько десятилетий. Молодёжь, которая чтит опыт предыдущих поколений или живёт одним днем; уважает традиции или нацелена только на блага современности. Постоянный и повсеместный выбор «за или против» - это бич современности, который, в первую очередь, приходится совершать самой активной части населения, т.е. молодёжи.

В современном обществе молодёжи декларируется успешность - способность человека генерировать успех во всех сферах жизнедеятельности. Именно жизненная успешность обусловлена целью и смыслом жизни, которые для себя определяет человек. Она отражает, кроме биологического и психологического, социально-психологический, социально-философский и философский планы жизнедеятельности человека и подразумевает его гармоничные отношения с собой и миром. Всё это замечательно, однако же, нельзя игнорировать характеристику современной ментальности как агрессивной и циничной, без особых склонностей к трудолюбию, духовности, благородству, честности.

Многие ностальгируют по таким ценностям, как трудолюбие, патриотизм, духовность, благородство, честность, считая, что как раз этих значимых для общества характеристик и не хватает сейчас. При этом основными собственными устремлениями в жизни потребителя-современника являются благополучие, устремлённость к самосовершенствованию, поиск себя, протестность.

Информационная эпоха порождает стремление современного молодого человека к саморазвитию, самотворчеству, ориентирует на постоянно расширяющееся потребление информационных благ. И эту способность пользоваться информационным ресурсом можно считать определяющим фактором в социальном статусе личности. Уровень образования, способность превращать информацию в знания, творческий поиск, умение самостоятельно и результативно действовать в информационной среде — новые составляющие социального статуса современного человека.

Выбор молодёжи - это выбор из множества возможных поступков, который будет превращён в действительный поступок в процессе формирования последовательности действий для достижения определённой цели на основе диалектики возможности и действительности и конкретной информации о выборной ситуации, обеспечивающей свободу выбора. Очень часто молодёжи приходится делать выбор в ситуации аксиологической неопределённости, размытости ценностных границ между актуальным и виртуальным, что приводит к разложению выбора как проявления личностных ценностных предпочтений на актуализированный выбор и квази-выбор.

Таким образом, формирование социальной ориентации молодёжи происходит в ситуации новой социокультурной реальности с сетевым пространством виртуальных коммуникаций. Такая реальность всегда носит вероятностный характер и предполагает тотальный выбор, который не может осуществляться без конфликта между широчайшим масштабом желаний молодёжи и естественной и закономерной ограниченностью её возможностей.

Насыщенный, насаждаемый рынок потребления у значительного числа молодых людей порождает всё более широкое поле неопределённостей, которое тоже можно рассматривать как выбор, когда всё значимое становится значимым одинаково и теряется грань настоящего и иллюзорного.

Мир современного человека полон ситуаций выбора, которые очень часто напоминают игру: смогу - не смогу, одолею - не одолею, получится - не получится и т.д. Мир потребительства придумывает и изощрённо вовлекает молодёжь в новый мир реальности с более сложными системами, гаджетами, где порой трудно отделить реальное от виртуального. Поэтому вопрос формирования подлинных, а не ква-зи-ценностей современной молодёжи является основополагающим. Молодёжь нужно учить отличать мир реальных смыслов и значимо-стей от мира искажающей виртуальности и потребительства. Выбор должен стать действительным актом проявления внутреннего мира личности, а не сводиться к игре, несмотря на то, что игра стала сущностной характеристикой человеческого бытия и социокультурности, в целом.

Ценностные ориентации молодёжи, таким образом, ведут человека по пути реализации социального выбора, о чём бы не шла речь. Это естественный путь человека, вписанного в социум, который, как часть этой среды, должен, а порой даже вынужден совершать тот или

иной выбор. С одной стороны, общество постоянно в разных формах, разными способами и с разным эффектом задаёт личности ориентиры социально приемлемого поведения и мышления, что, в общем-то, естественно. С другой стороны, личность, подвергаясь процессу социализации, осуществляет освоение разных организующих и ориентирующих его импульсов, идущих от общества.

Результатом такого рода социализации является разнонаправленное воздействие на молодёжь, которая, как правило, не может оставаться индифферентной, а поступает определённым образом, т.е. совершает очередной социальный выбор. Этот процесс нескончаем, потому что социальный выбор совершается по абсолютно разным вопросам и в течение всей жизни. В каком-то смысле, молодёжь обречена делать социальный выбор всё более интенсивней, порой даже не успевая вникнуть в суть выбора.

Ситуация выбора для молодёжи связана с поиском своего места в социуме: в сферах науки, бизнеса, культуры, политики, развлечений. Мобильная молодёжь всегда отрицает старое и стремится найти себя в новом. В динамичном социуме не остаётся времени для долгих раздумий: постоянный, тотальный выбор, порой только ради выбора, и ответственность за последствия этого выбора.

Глобальные общественные процессы составляются определёнными выборами, будь то трансформация социальных отношений или становление новых социальных институтов - всё это есть в своей основе выбор того или иного пути развития. При этом совсем не обязательно, чтобы этот выбор поддерживали все, или даже большинство. Всегда находятся люди разных мнений и позиций, консерваторы, и наоборот, те, кто с лёгкостью принимает всё новое. Несмотря на попытки государства сохранить старую традиционную модель социальных отношений, например, в семье, трансформации данного института происходят, социальный выбор здесь тоже неминуем.

Хабибуллина З.Н. Социальный выбор молодёжи: философские аспекты. В статье рассматриваются основные характеристики проявления социального выбора в современном обществе. Молодёжь как индикатор всего нового, вопреки традициям, аккумулирует новые ценности. Социальный выбор молодёжи часто реализуется в ситуации аксиологической неопределённости, размытости ценностных границ в обществе.

Ключевые слова: выбор, молодёжь, ценности, деятельность, свобода, общественное сознание, современность.

Habibullina Z.N. Youth social choice: philosophical aspects. The article examines the main characteristics of the manifestation of social choice in modern society. Young people as an indicator of all new accumulate new values contrary to traditions. Youth's social choice is often realized in the situation of axiological uncertainty and the blurring of value boundaries in society.

Keywords: choice, youth, values, activities, freedom, public consciousness, modernity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.